34. Поступающие в университет проходят вступительные испытания на русском языке. Для отдельных образовательных программ по решению ученого совета университета с согласия абитуриента может проводиться собеседование на иностранном языке.
35. На период проведения вступительных испытаний и зачисления в университет создаются приемная комиссия, предметные экзаменационные и апелляционная комиссии, порядок формирования, состав, полномочия и деятельность которых регламентируются положениями или приказами ректора университета.
36. Гражданам Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование этого уровня гражданин получает впервые.
37. Прием в университет для обучения в филиале по образовательным программам среднего профессионального образования осуществляется в соответствии с ежегодными правилами приема в университет.
III. Образовательная деятельность университета
38. Общие требования к организации образовательного процесса в университете по образовательным программам различных уровней устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования.
39. Образовательные программы различных уровней осваиваются в университете в очной, очно-заочной, заочной формах. Университет вправе осуществлять образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий.
Допускается сочетание различных форм получения образования.
40. Утратил силу.
41. Для всех форм получения образования, в том числе их сочетания в пределах конкретной образовательной программы, действует единый федеральный государственный образовательный стандарт.
42. К основным образовательным программам, реализуемым в университете, относятся образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования и высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры и программы подготовки научно-педагогических кадров.
43. Срок освоения основной образовательной программы высшего образования по очной форме обучения устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сроки обучения по очно-заочной и заочной формам, а также в случае сочетания различных форм получения образования могут при реализации программ бакалавриата и программ специалитета увеличиваться на 1 год, а при реализации программ магистратуры - на 5 месяцев по сравнению со сроками обучения по очной форме на основании решения ученого совета университета.
44. Для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля, а также по решению ученого совета университета, принимаемому в порядке, определенном Министерством образования и науки Российской Федерации, для лиц, уровень образования или способности которых являются достаточным основанием для получения высшего образования по ускоренным программам бакалавриата, допускается получение высшего образования по таким программам. Получение высшего образования по ускоренным программам специалитета и магистратуры не допускается.
45. Сроки освоения образовательных программ других уровней образования определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами и образовательными стандартами, самостоятельно устанавливаемыми университетом.
46. Организация образовательного процесса в университете по основным образовательным программам высшего образования регламентируется расписанием занятий и образовательной программой.
Основная образовательная программа высшего образования включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии, разрабатываемой университетом самостоятельно с учетом требований рынка труда на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, примерных образовательных программ, разработку которых осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Основные образовательные программы высшего образования могут разрабатываться и реализовываться совместно несколькими высшими учебными заведениями, в том числе зарубежными, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
47. Университет ежегодно обновляет основные образовательные программы (в части состава дисциплин (модулей), установленных университетом в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программ учебной и производственной практики, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной программы) с учетом развития науки, требований рынка труда, технологий и социальной сферы.
48. Максимальный объем учебной нагрузки студента не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин.
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме устанавливается федеральным государственным образовательным стандартом по конкретной специальности и направлению подготовки высшего образования.
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю при освоении основной образовательной программы в очно-заочной форме не может составлять более 16 академических часов.
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при освоении основной образовательной программы в заочной форме не может составлять более 200 академических часов.
49. Учебный год в университете для студентов, обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения, начинается 1 сентября, если иное не предусмотрено учебным планом, и заканчивается согласно учебному плану по конкретной специальности и направлению подготовки. Сроки начала и окончания учебного года для студентов, обучающихся по заочной форме, устанавливаются учебным планом. Ученый совет университета вправе переносить сроки начала учебного года, но не более чем на 2 месяца.
50. В учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее 7 недель, в том числе не менее 2 недель в зимний период.
51. Учебные занятия проводятся в виде лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, контрольных и лабораторных работ, уроков, коллоквиумов, самостоятельных работ, научно-исследовательской работы, практики, курсового проектирования (курсовой работы), написания эссе, тестирования, стажировки, а также других видов учебных занятий.
Для всех видов аудиторных учебных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут. Одно аудиторное учебное занятие включает, как правило, два академических часа. Перерыв между аудиторными учебными занятиями составляет не менее 10 минут.
52. Учебная и производственная практика, предусмотренная федеральными государственными образовательными стандартами, осуществляется на основе договоров между университетом и организациями, в соответствии с которыми организации независимо от их организационно-правовых форм обязаны предоставлять места для прохождения практики студентами университета.
53. Обучение в университете ведется на русском языке. По решению ученого совета университета допускается обучение на иностранных языках.
54. Университет оценивает качество освоения образовательных программ путем осуществления текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и государственной итоговой аттестации выпускников, а также иных форм контроля успеваемости (модульная система организации учебного процесса, многобалльная система оценки знаний студентов по отдельным дисциплинам, рейтинговая система оценки знаний) в соответствии с положениями, утверждаемыми ученым советом университета.
55. Текущий контроль осуществляется в течение семестра (триместра) или модуля в форме реферата, эссе, контрольных (лабораторных) работ, домашнего задания и других видов работ. Форма и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, а также система оценок устанавливаются положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, утверждаемым ученым советом университета.
56. В процессе обучения успеваемость обучающихся (знания, умения и навыки) определяется на экзаменах оценками "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно".
Для дисциплин и видов работы, по которым формой итогового либо промежуточного контроля является зачет, устанавливаются оценки "зачтено" и "не зачтено".
57. Студентам, участвующим в программах двустороннего и многостороннего обмена, в совместных образовательных программах, могут перезачитываться дисциплины, изученные ими в другом высшем учебном заведении, в том числе зарубежном, в порядке, определяемом университетом.
58. Студенты, обучающиеся в университете по образовательным программам высшего образования, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12 зачетов. В указанное количество не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам.
59. Утратил силу.
60. Итоговая аттестация выпускника университета является обязательной и осуществляется после освоения образовательных программ высшего образования в полном объеме в соответствии с локальными нормативными актами университета.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в университете проводится государственная итоговая аттестация, которая является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме. Государственная итоговая аттестация проводится государственной экзаменационной комиссией в порядке, определяемом Министерством образования и науки Российской Федерации.
61. После прохождения государственной итоговой аттестации студенту по его личному заявлению могут быть предоставлены в пределах срока освоения основной образовательной программы высшего образования каникулы, по окончании которых производится отчисление из состава студентов.
62. По результатам государственной итоговой аттестации выпускника государственной аттестационной комиссией решается вопрос о выдаче ему документа установленного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.
Выпускник университета считается завершившим обучение на основании приказа ректора университета о его отчислении.
63. Диплом с отличием выдается выпускнику университета на основании оценок, вносимых в приложение к диплому, включающих оценки по дисциплинам, курсовым работам и государственной итоговой аттестации.
Для получения диплома с отличием выпускник университета должен иметь по результатам государственной итоговой аттестации только оценки "отлично". При этом оценок "отлично", включая оценки по государственной итоговой аттестации, должно быть не менее 75 процентов, остальные оценки - "хорошо".
64. Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из университета, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому университетом.
IV. Научная деятельность университета
65. Основными задачами университета в области научной деятельности являются выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований, использование новейших научных достижений и технологий в обучении, развитие творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, разработка наукоемких проектов в интересах развития экономики.
66. Научная деятельность университета строится на следующих принципах:
1) сохранение и развитие научных школ университета;
2) поддержка и стимулирование фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным направлениям развития науки в области экономики, финансов, юриспруденции, политологии, управления, менеджмента и других областях;
3) обеспечение органичной связи научных исследований и образовательного процесса путем привлечения научно-педагогических работников и обучающихся к научно-исследовательской работе.