промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой квалификации. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Таблица 2
Индекс | Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) | В т.ч. часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды нормируемых компетенций |
Обязательная часть учебный циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" | 864 | 576 | |||
ОП.00 | Общепрофессиональный учебный цикл | 300 | 200 | ||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:читать и выполнять эскизы, рабочие и сборочные чертежи несложных деталей, технологических схем и аппаратов;знать:общие сведения о сборочных чертежах, назначение условностей и упрощений, применяемых в чертежах, правила оформления и чтения рабочих чертежей;основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации;геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей, способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем;требования стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД) к оформлению и составлению чертежей и схем | ОП.01. Техническое черчение | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.2ПК 2.5ПК 3.4ПК 4.2 | |||
уметь:контролировать выполнение заземления, зануления;производить контроль параметров работы электрооборудования;пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов;снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;знать:основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;основные законы электротехники;типы и правила графического изображения и составления электрических схем;методы расчета электрических цепей;условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;основные элементы электрических сетей;принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения;двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принцип действия правила пуска, остановки;способы экономии электроэнергии;правила сращивания, спайки и изоляции проводов;виды и свойства электротехнических материалов;правила техники безопасности при работе с электрическими приборами | ОП.02. Электротехника | ОК 1 - 7ПК 2.7ПК 3.1ПК 4.1ПК 4.4ПК 4.6 | |||
уметь:выполнять основные слесарные работы при техническом обслуживании и ремонте оборудования;пользоваться инструментами и контрольно-измерительными приборами при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам;читать кинематические схемы;определять напряжения в конструкционных элементах;знать:виды износа и деформации деталей и узлов;виды слесарных работ и технологию их выполнения при техническом обслуживании и ремонте оборудования;виды смазочных материалов, требования к свойствам масел, применяемых для смазки узлов и деталей, правила хранения смазочных материалов;кинематику механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач;назначение и классификацию подшипников;основные типы смазочных устройств;принципы организации слесарных работ;типы, назначение, устройство редукторов;трение, его виды, роль трения в технике;устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики;методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации | ОП.03. Основы технической механики и слесарных работ | ОК 1 - 7ПК 1.2ПК 1.4ПК 2.5ПК 3.1ПК 3.4 | |||
уметь:оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте;пользоваться средствами индивидуальной и групповой защиты;применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях;использовать экобиозащитную и противопожарную технику;определять и проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;знать:виды и правила проведения инструктажей по охране труда;возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;действие токсичных веществ на организм человека;законодательство в области охраны труда;меры предупреждения пожаров и взрывов;нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях;основные источники воздействия на окружающую среду;основные причины возникновения пожаров и взрывов;особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве;правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;права и обязанности работников в области охраны труда;правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты;предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ и индивидуальные средства защиты;принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов | ОП.04. Охрана труда | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.4ПК 2.1 - 2.7ПК 3.1 - 3.6ПК 4.1 - 4.6 | |||
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения;меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим | 32 | ОП.05. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.4ПК 2.1 - 2.7ПК 3.1 - 3.6ПК 4.1 - 4.6 | ||
П.00 | Профессиональный учебный цикл | 484 | 336 | ||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 484 | 336 | ||
ПМ.01 | Подготовка скважин к капитальному и подземному ремонтамВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:установки и центрирования подъемных сооружений на устье скважины;монтажа и устранения неполадок оборудования для подвески и установки труб, приспособлений для отвода головки балансира;приготовления и применения растворов для глушения скважин;выполнения такелажных, плотничных, слесарных и земляных работ по подготовке скважин к ремонту;уметь:оформлять документацию на ремонт и составлять план ремонтных работ;выполнять основные виды плотничных, такелажных, слесарных работ;выполнять правила погрузки и выгрузки, транспортировки и хранения оборудования, осмотра вышки и мачты;применять правила безопасности труда при подготовительных работах на скважинах;знать:правила установки и центрирования подъемных сооружений на устье скважины;устройство и монтаж оборудования для подвески и установки труб, приспособлений для отвода в сторону головки балансира;способы приготовления различных растворов для глушения скважин, методы их применения;основные виды плотничных и такелажных слесарных и земляных работ;способы и методы глушения скважин различными растворами | МДК.01.01. Технология подготовки скважин к ремонту | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.4 | ||
ПМ.02 | Капитальный ремонт скважинВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выполнения верховых работ по установке насосно-компрессорных и бурильных труб;контроля параметров работы промывочных насосов, состояния ротора с приводом, параметров жидкости глушения, тампонирующих смесей и химических реагентов;подвески вспомогательных механизмов и установки автоматических ключей;очистки циркуляционной системы от шлама;выполнения работ по установке и укладке бурильных насосно-компрессорных труб;проведения кислотных и гидротермических обработок скважин, ловильных, исследовательских и прострелочных работ, сборки, разборки и опробования забойных двигателей под руководством квалифицированных специалистов;включения и выключения электрооборудования и осветительной аппаратуры на скважине;уметь:осуществлять пуск промывочных насосов;устанавливать трубы за палец и укладывать их на мостки при спуске и подъеме бурильных и насосно-компрессорных труб;проводить замер труб;подготавливать ключи, элеваторы и автоматы для свинчивания и развинчивания труб и штанг к спускоподъемным операциям;приготавливать тампонирующие смеси и химические реагенты;проводить кислотные и гидротермические обработки скважин;выполнять операции по ремонту скважины канатным методом;подключать и отключать электрооборудование и осветительную аппаратуру на скважине;снимать показания контрольно-измерительных приборов;ремонтировать полы, мостки и маршевые лестницы, полати;знать:конструкции скважин, характер и особенности производимых работ;технологии подготовки скважин к капитальному ремонту и производства работ по капитальному ремонту скважин;технологию установки насосно-компрессорных и бурильных труб;порядок пуска промывочных насосов, их конструкцию, устройство контрольно-измерительных приборов;способы подвески машинных и установки автоматических ключей;методы очистки циркуляционной системы;устройство и правила эксплуатации талевой системы;устройство подъемных сооружений и механизмов;последовательность операций при спуске и подъеме труб, штанг и при наращивании инструмента;способы замера труб;типы и размеры элеваторов, подъемных крюков, талевых блоков, кронблоков, вертлюгов и канатов, способы подготовки к спускоподъемным операциям;устройство маршевых лестниц, полатей;сведения о применяемых тампонирующих смесях, химических реагентах, глинистых растворах и способы их приготовления;приемы ловильных, исследовательских и прострелочных работ, их выполнение;методы освоения скважин;технологию ремонта скважины канатным методом;правила сборки и разборки турбобуров и забойных двигателей;устройство и обслуживание контрольно-измерительных приборов, правила снятия показаний;правила подключения и отключения электрооборудования и осветительной аппаратуры на скважине;слесарные работы | МДК.02.01. Технология производства работ по капитальному ремонту скважин | ОК 1 - 7ПК 2.1 - 2.7 | ||
ПМ.03 | Подземный ремонт скважинВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:технического обслуживания оборудования, средств механизации и автоматизации спускоподъемных операций;промывки эксплуатационной колонны через насосно-компрессорные трубы и инструмент;контроля качества подготовки скважины к прострелочным работам и геофизическим исследованиям;технического обслуживания, сборки и разборки устьевого оборудования скважин при различных способах эксплуатации;расстановки и обвязки передвижных агрегатов, сооружений и канатной техники;выполнения работ по восстановлению и увеличению приемистости нагнетательных скважин;уметь:выбирать оборудование в зависимости от глубины скважины, вида ремонта, геологических и местных условий;определять виды и назначение агрегатов, механизмов, инструментов и приспособлений при технической эксплуатации;читать чертежи схем расположения и обвязки оборудования на скважинах;производить смену однорядного и двухрядного лифтов, запарафиненных труб, глубинных насосов, оборудования раздельной эксплуатации, газлифтных клапанов;изменять погружение глубинных насосов, ликвидировать обрывы и отвороты штанг;разбирать и чистить газовые и песочные якоря;промывать и чистить скважины от песчаных пробок, глинистого раствора;промывать скважины горячей нефтью и другими химическими реагентами;ликвидировать гидратные пробки в стволе скважин, очищать эксплуатационную колонну от парафина, отложений солей и смол;собирать и разбирать устьевое оборудование скважин при различных способах эксплуатации;выполнять погрузочно-разгрузочные работы, связанные с подземным ремонтом скважин;устанавливать и крепить передвижные агрегаты и сооружения;подключать и отключать электрооборудование и осветительную аппаратуру на скважинах, оснащенных штепсельными разъемами;применять правила безопасности труда при эксплуатации оборудования, инструментов и приспособлений;применять правила безопасности труда при спускоподъемных операциях;знать:виды работ при ремонте скважин, порядок их выполнения;устройство и принцип действия автоматов для механизированного свинчивания и развинчивания насосно-компрессорных труб и штанг, кабеленаматывателя, индикатора веса, средств механизации и автоматизации спускоподъемных операций;типы газопесочных якорей и их применение;расчет процесса промывки песчаной пробки;способы и технологию промывки скважин;технологию очистки скважин от гидратных пробок, парафина, отложений солей и смол;технологию подготовки скважин к прострелочным работам, способы геофизических исследований;устройство и технологию ремонта устьевого оборудования скважин;основные приспособления, применяемые при погрузочно-разгрузочных работах;способы восстановления и увеличения приемистости нагнетательных скважин;технологию установки и крепления передвижных агрегатов и сооружений;технологию установки подземных сооружений и подготовки скважин к ремонту;правила подключения и отключения электрооборудования и осветительной аппаратуры;межколонные газопроявления и методы их ликвидации;правила безопасности труда при подземном ремонте скважин | МДК.03.01. Технология подземного ремонта скважин | ОК 1 - 7ПК 3.1 - 3.6 | ||
ПМ.04 | Эксплуатация и обслуживание нефтепромыслового оборудования, подъемно-транспортных средств и вспомогательных механизмовВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:подготовки к работе и управления подъемником при испытании скважин;монтажа и демонтажа подъемника, оснастки талевой системы, монтажа и обслуживания вспомогательных механизмов под руководством квалифицированных специалистов;управления лебедкой при спускоподъемных операциях;управления силовым электрогенератором, установленным на подъемнике;управления передвижной электростанцией;технического обслуживания и текущего ремонта механизмов подъемника;уметь:управлять подъемно-транспортным оборудованием с использованием сигнализации;выполнять операции по монтажу и демонтажу подъемника, агрегата, оборудования буровых установок;выполнять работы по оснастке талевой системы;выполнять спускоподъемные операции при опробовании и оборудовании устья скважин;управлять силовыми агрегатами, установленными на подъемнике;определять причины возможных неисправностей при эксплуатации подъемника, лебедки, вспомогательных механизмов и приспособлений, устранять их;проводить профилактический и текущий ремонт двигателя, трансмиссии и ходовой части подъемных лебедок;вести журнал учета работы подъемника (агрегата), расхода горюче-смазочных материалов;применять правила технической эксплуатации и ухода за оборудованием, приспособлениями и инструментом;знать:технологический процесс добычи нефти, газа и других полезных ископаемых;конструкцию скважин;технологический процесс и виды работ по опробованию скважин;технические характеристики и правила эксплуатации подъемника, передвижного агрегата, применяемых механизмов, приспособлений, талевых систем;технологию проведения спускоподъемных операций, методы ускорения спускоподъемных работ;технологический процесс и виды капитального и текущего ремонтов, методы опробования скважины;порядок производства работ по оснастке талевой системы;марки и сорта горюче-смазочных материалов;основы электротехники и слесарное дело в объеме выполняемых работ;способы ремонта двигателя, трансмиссии и ходовой части подъемных лебедок;правила учета работы подъемника;технологию обслуживания передвижных электростанций;правила безопасности труда при спускоподъемных работах, при ведении работ по вскрытию пластов, опробованию скважин | МДК.04.01. Эксплуатация и обслуживание подъемно-транспортного оборудования буровых установок | ОК 1 - 7ПК 4.1 - 4.6 | ||
ФК.00 | Физическая культураВ результате освоения раздела "Физическая культура" обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность;для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни | 80 | 40 | ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7 | |
Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией) | 216 | 144 | |||
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел"Физическая культура", и вариативной части ППКРС | 1080 | 720 | |||
УП.00 | Учебная практика | 19 нед. | 684 | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.4ПК 2.1 - 2.7ПК 3.1 - 3.6ПК 4.1 - 4.6 | |
ПП.00 | Производственная практика | ||||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 1 нед. | |||
ГИА.00 | Государственная итоговая аттестация | 1 нед. |
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" | 20 нед. |
Учебная практика | 19 нед. |
Производственная практика | |
Промежуточная аттестация | 1 нед. |
Государственная итоговая аттестация | 1 нед. |
Каникулы | 2 нед. |
Итого | 43 нед. |
VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждают ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно пункту 3.2 ФГОС СПО), с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(3).
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) | 57 нед. | |
промежуточная аттестация | 3 нед. | |
каникулы | 22 нед. |
7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы*(4).
7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, а также образовательными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.