Приказ Министерства образования РФ от 2 августа 2013 г. N 663 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 072603.01 Изготовитель художественных изделий из керамики" стр. 2

V. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Подготовка материалов, инструмента, рабочего места для проведения технологических операций по созданию художественных изделий из керамики.
ПК 1.1. Оценивать качество глины.
ПК 1.2. Подготавливать глиняную массу для формования изделий.
ПК 1.3. Готовить гончарный станок к работе.
ПК 1.4. Проверять исправность печи для обжига.
ПК 1.5. Рационально организовывать рабочее место.
5.2.2. Изготовление и декорирование керамических изделий разного ассортимента.
ПК 2.1. Выполнять эскиз изготавливаемого изделия.
ПК 2.2. Выполнять лепку разными способами.
ПК 2.3. Формовать детали керамических изделий на гончарных станках.
ПК 2.4. Выполнять надглазурную и подглазурную роспись по керамике.
ПК 2.5. Реставрировать художественные изделия из керамики.
5.2.3. Ведение индивидуальной трудовой деятельности.
ПК 3.1. Планировать производство товаров и услуг.
ПК 3.2. Обеспечивать качество и конкурентоспособность изготавливаемой продукции.
ПК 3.3. Оказывать услуги в области профессиональной деятельности и реализовывать готовую продукцию.
ПК 3.4. Нести имущественную ответственность хозяйствующего субъекта.
ПК 3.5. Вести документацию установленного образца.
ПК 3.6. Готовить художественные изделия по собственным композициям для участия в различных выставках и конкурсах.

VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой квалификации. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Таблица 2
Индекс
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час/нед.)
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
864
576
ОП.00Общепрофессиональный учебный цикл
278
192
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:использовать традиционные приемы и техники рисунка, живописи, лепки при выполнении творческих работ, связанных с профессией;применять традиционные методы и приемы передачи модели;применять правила композиции при художественной обработке и изготовлении изделий из дерева;знать:принципы композиционного построения изображения;цвет в изобразительном искусстве, особенности цветовых решений;порядок и приемы изображения предметов в технике рисунка и живописи;традиционные способы и приемы передачи изображения модели: предметы разных форм, натюрморты, орнаменты, узоры и другие;принципы композиционного построения рисунков прикладного характера;способы передачи формы и объема предметов в скульптуре, приемы построения лепных композиций.ОП.01. Основы изобразительного искусстваОК 1 - 7ПК 2.1 - 3.6
уметь:выполнять графическое оформление чертежа;выполнять сечения и разрезы;строить геометрические линии и фигуры;выполнять чертеж деталей в проекциях;использовать различные способы построения перспектив;применять приемы построения теней в перспективе;знать:линии чертежа, их стыки и сопряжения, шрифты;правила построения геометрических линий и фигур;правила чертежа деталей в проекциях;сечения и разрезы;принципы построения технического рисунка;способы построения перспектив;перспективные масштабы;приемы построения теней в перспективе.ОП.02. Черчение и перспективаОК 1 - 7ПК 2.1 - 3.5
уметь:распознавать разные виды декоративно-прикладного искусства и традиционные особенности изделий народных промыслов России;использовать традиции народных промыслов России в профессиональной деятельности;знать:своеобразие и художественную ценность народного декоративно-прикладного искусства;народные художественные промыслы в России: современное состояние и перспективы;особенности ручного творческого труда;роль традиций искусства народного промысла, их современное преломление;специфика различных видов художественных промыслов;стилистические особенности народных художественных промыслов;основы технологии изготовления изделий народных художественных промыслов;меры государственной поддержки народных художественных промыслов.ОП.03. Народные художественные промыслы РоссииОК 1 - 7ПК 1.1 - 3.6
уметь:различать функциональную, конструктивную и эстетическую ценность объектов дизайна;создавать эскизы и наглядные изображения объектов дизайна;использовать художественные средства композиции, цветоведения, светового дизайна для решения задач дизайнерского проектирования;выстраивать композиции с учетом перспективы и визуальных особенностей среды;выдерживать соотношение размеров;соблюдать закономерности соподчинения элементов;знать:основные приемы художественного проектирования эстетического облика среды;принципы и законы композиции;средства композиционного формообразования: пропорции, масштабность, ритм, контраст и нюанс;специальные выразительные средства: план, ракурс, тональность, колорит, изобразительные акценты, фактуру и текстуру материалов;принципы создания симметричных и асимметричных композиций;основные и дополнительные цвета, принципы их сочетания;ряды хроматических и ахроматических тонов и переходные между ними;свойства теплых и холодных тонов;особенности различных видов освещения, приемы светового решения в дизайне: световой каркас, блики, тени, светотеневые градации.ОП.04. Основы композиции и дизайнаОК 1 - 7ПК 2.1 - 3.6
уметь:использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность;защищать свои права в соответствии с действующим законодательством;определять конкурентные преимущества организации;вносить предложения по усовершенствованию товаров и услуг, организации продаж;составлять бизнес-план организации малого бизнеса;знать:основные положения Конституции Российской Федерации;права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;характеристики организаций различных организационно-правовых форм;порядок и способы организации продаж товаров и оказания услуг;требования к бизнес-планам.ОП.05. Правовое обеспечение профессиональной и предпринимательской деятельностиОК 1 - 7ПК 3.1 - 3.6
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
32
ОП.06. Безопасность жизнедеятельностиОК 1 - 7ПК 1.1 - 3.6
П.00Профессиональный учебный цикл
578
392
ПМ.00Профессиональные модули
578
392
ПМ.01Подготовка материалов, оборудования, рабочего места для проведения технологических операций по созданию художественных изделий из керамикиВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:подготовки материалов, оборудования, рабочего места для проведения технологических операций по созданию художественных изделий из керамики;уметь:подбирать материалы для выполнения художественных работ;применять материалы в соответствии с особенностями выполняемых работ;определять по внешним признакам вид, качество материалов, используемых для изготовления и декорирования художественных изделийиз керамики;подготавливать к росписи поверхности керамических изделий;подготавливать инструмент для работы с глиной;производить несложный ремонт гончарного станка;знать:оборудование керамической мастерской;устройство гончарного станка, печи для обжига и принципы их работы;назначение, виды и свойства глины, красителей;виды обработки глины;требования к качеству материалов;требования техники безопасности при работе в керамической мастерской;требования к организации индивидуального рабочего места.МДК.01.01. Методы подготовки материалов и оборудования для работыОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.5
ПМ.02Изготовление и декорирование керамических изделий разного ассортиментаВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:изготовления и декорирования керамических изделий;уметь:выполнять раскатывание пласта;вырезать выкройку из бумаги и из пласта по шаблону;придавать выкройке форму изготавливаемого изделия;создавать рельеф в глине;использовать технику жгута и монтажа для выполнения объемных композиций;использовать различные способы лепки;производить обработку формованных деталей, их декорирование;выполнять роспись керамического изделия;производить сушку и обжиг керамических изделий;определять характер повреждения художественного изделия;защитную и декоративную обработку поврежденных поверхностей;выполнять копии изделий народного творчества;знать:технологические операции обработки материалов;виды художественных изделий из керамики;рисунки для декорирования, правила их построения;способы декорирования художественных изделий из керамики;способы нанесения и рецептуру глазури и способы получения ее различных оттенков;виды декора; режим термообработки художественных керамических изделийв зависимости от минералогического состава глины;технологический процесс изготовления керамических изделий;правила выполнения отделочных и декоративных работ;виды и правила реставрационных работ.МДК.02.01. Теоретические основы изготовления и декорирования керамических изделийОК 1 - 7ПК 2.1 - 2.5
ПМ.03Ведение индивидуальной трудовой деятельностиВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:оформления документации;принятия хозяйственных решений;уметь:готовить документы для подачи заявления о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;выбирать режим уплаты налогов;вести отчетность установленной формы;анализировать состояние рынка товаров и услуг в области профессиональной деятельности;планировать объем и ассортимент выпускаемой продукции и услуг;рассчитывать прибыль и убытки по результатам индивидуальной трудовой деятельности;знать:правовые основы индивидуального предпринимательства;соотношение финансов индивидуальных предпринимателей и физических лиц;упрощенный порядок ведения учета;экономическую сущность налогов, их функции;режимы уплаты налогов: общий режим, режим налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, упрощенную систему налогообложения, упрощенную систему налогообложения на основе патента;порядок оформления кредитов;методы подсчета прибыли и убытков;ассортимент выпускаемой продукции и услуг.МДК.03.01.Индивидуальное предпринимательствоОК 1 - 7ПК 3.1 - 3.6
ФК.00Физическая культураВ результате освоения раздела "Физическая культура" обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни.
80
40
ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7
Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией)
216
144
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
1080
720
УП.00Учебная практика
19 нед.
684
ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.5ПК 1.1 - 3.6
ПП.00Производственная практика
ПА.00Промежуточная аттестация
1 нед.
ГИА.00Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
20 нед.
Учебная практика
19 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация
1 нед.
Государственная итоговая аттестация
1 нед
Каникулы
2 нед.
Итого
43 нед.

VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих