Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 752 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 250401.03 Станочник деревообрабатывающих станков" стр. 2

4.3.4. Обработка и изготовление сложных деталей и заготовок на деревообрабатывающих станках.

V. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)*(2).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Изготовление столярных изделий.
1.1. Осуществлять подготовку ручного столярного инструмента к работе.
ПК 1.2. Владеть приемами работы ручным деревообрабатывающим инструментом.
ПК 1.3. Выполнять столярные соединения деталей.
5.2.2. Слесарная обработка деталей.
ПК 2.1. Осуществлять подготовку слесарного инструмента к работе.
ПК 2.2. Владеть приемами работы ручным слесарным инструментом.
5.2.3. Наладка и ремонт деревообрабатывающего оборудования.
ПК 3.1. Выполнять установку и смену режущего инструмента на станках средней сложности.
ПК 3.2. Осуществлять наладку деревообрабатывающих станков на параметры обработки и оптимальные режимы работы.
ПК 3.3. Участвовать в ремонте деревообрабатывающих станков.
5.2.4. Обработка и изготовление сложных деталей и заготовок на деревообрабатывающих станках.
ПК 4.1. Владеть приемами работы на деревообрабатывающих станках.
ПК 4.2. Осуществлять контроль качества и устранять дефекты обработки деталей.

VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой квалификации. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Таблица 2
Индекс
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки
обучающегося (час./нед.)
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
2160
1440
ОП.00Общепрофессиональный учебный цикл
834
570
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:определять виды и назначение станков;определять основные узлы и механизмы станков;производить выбор приспособлений и оснастки по виду работ;знать:виды, назначение, классификацию, основные виды станков;основные узлы и механизмы, конструктивные и кинематические схемы;органы управления станков;приспособления, оснастку, применяемые при выполнении работОП.01.Деревообрабатывающие станкиОК 1 - 7ПК 1.1 - 4.2
уметь:определять виды резания;определять характер стружки;определять угловые и линейные параметры резца;подбирать инструмент по виду работ; определять качество подготовки инструмента к работе;определять виды брака, причины возникновения и способы его устранения;знать:виды резания;герметрию резца и стружки;режимы резания;способы резания древесины;виды, устройство и назначение ручного деревообрабатывающего инструмента, его характеристикуОП.02. Основы резания древесиныОК 1 - 7ПК 1.1 - 4.2
уметь:читать и оформлять чертежи, схемы и графики;составлять эскизы на обрабатываемые детали с указанием допусков и посадок;пользоваться необходимой справочной литературой;пользоваться спецификацией в процессе чтения сборочных чертежей, схем;знать:основы черчения и геометрии;требования Единой системы конструкторской документации (ЕСКД);правила чтения схем и чертежей обрабатываемых деталей;способы выполнения рабочих чертежей и эскизовОП.03. ГрафикаОК 1 - 7ПК 1.1 - 4.2
уметь:объяснять все явления, сопровождающие действия электрического тока;составлять электрические и магнитные цепи;применять оборудование с электроприводом;подбирать по справочным материалам приборы и устройства электронной техники с определенными параметрами и характеристиками;знать:названия электротехнических приборов и электротехнических машин, устройство, область их применения;условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;буквенные обозначения электрических величин;правила составления электрических схем;правила техники безопасности при работе с электрическими приборами;основы электроники, механики, гидравлики, автоматики в пределах выполняемой работыОП.04.ЭлектротехникаОК 1 - 7ПК 1.1 - 4.2
уметь:различать породы древесины;определять пороки древесины;различать по сортам и сортаментам продукцию лесопильного производства;расшифровывать марки материалов;определять основные свойства материалов;выбирать материалы для профессиональной деятельности по их свойствам;знать:породы древесины;строение древесины;пороки древесины;наименование, маркировку и основные свойства обрабатываемых материаловОП.05.МатериаловедениеОК 1 - 7ПК 1.1 - 4.2
уметь:находить и использовать необходимую экономическую информацию;определять и сравнивать основные формы заработной платы;знать:организацию производственного и технологического процессов; материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли; механизмы ценообразования на продукцию, формы оплаты труда в современных условиях;основные аспекты отрасли, организации как хозяйствующих субъектов в рыночной экономикеОП.06. Экономические основы производстваОК 1 - 7ПК 1.1 - 4.2
уметь:анализировать техническую документацию;определять предельные отклонения размеров по стандартам, технической документации;выполнять расчеты величин предельных размеров и допуска по данным чертежам и определять годность заданных размеров;выполнять графики полей допусков по выполненным расчетам;определять характер сопряжения (группы посадки) по данным чертежей, по выполненным расчетам;применять контрольно-измерительные приборы и инструменты;знать:основные сведения о размерах в деревообработке;основы технических измерений;виды измерительных средств;основные сведения о сопряжениях в деревообработке;основы взаимозаменяемости;систему допусков и посадок;квалитеты и параметры шероховатости;размеры допусков для основных видов механической обработки и для деталей, поступающих на сборку;устройство, назначение, правила настройки и регулирования контрольно-измерительных инструментов и приборов;методы и средства контроля обработанных поверхностейОП.07. Технические измеренияОК 1 - 7ПК 1.1 - 4.2
уметь:проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности; использовать экобиозащитные материалы;знать:особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организацииОП.08. Охрана трудаОК 1 - 7ПК 1.1 - 4.2
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
68
ОП.09. Безопасность жизнедеятельностиОК 1 - 7ПК 1.1 - 4.2
П.00Профессиональный учебный цикл
1126
770
ПМ.00Профессиональные модули
1126
770
ПМ.01Изготовление столярных изделийВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:работы ручным столярным инструментом;уметь:подготавливать инструмент к работе;производить выбор инструмента, исходя из поставленной задачи;выполнять приемы работы ручным инструментом;осуществлять контроль качества работ и организации рабочего места;выбирать рациональные приемы работы ручным инструментом;пользоваться инструкционно-технологической, справочной документацией;знать:технологию подготовки инструмента к работе;назначение инструмента;правила и приемы работы ручным инструментом;технические требования к качеству выполняемых работ;способы рациональной работы ручным инструментомМДК.01.01.Технология столярных работОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3
ПМ.02Слесарная обработка деталейВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:работы ручным слесарным инструментом; уметь:подготавливать инструмент к работе;производить выбор инструмента, исходя из поставленной задачи;выполнять приемы работы слесарным инструментом;осуществлять контроль качества работ и организации рабочего места;выбирать рациональные приемы работы слесарным инструментом;пользоваться инструкционно-технологической, справочной документацией;знать:основные понятия и определения технологических процессов изготовления деталей и изделий;основные виды слесарных работ, технологию их проведения, применяемые инструменты и приспособления;основы техники и технологии слесарной обработки;основы резания металлов в пределах выполняемой работы;основные сведения о механизмах, машинах, деталях машин, сопротивлении материалов;слесарные операции, их назначение, приемы и правила выполнения;технологический процесс слесарной обработки;слесарный инструмент и приспособления, их устройство, назначение и правила применения;правила заточки и доводки слесарного инструмента;технологическую документацию на выполняемые работы, ее виды и содержание;технические требования к качеству выполняемых работ;способы рациональной работы ручным инструментомМДК.02.01.Технология слесарных работОК 1 - 7ПК 2.1ПК 2.2
ПМ.03Наладка и ремонт деревообрабатывающего оборудованияВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:работы по наладке и ремонту деревообрабатывающих станков;уметь:производить установку и смену режущего инструмента на станках средней сложности;выполнять наладку деревообрабатывающих станков;работать слесарным наладочным инструментом, принимать участие в ремонте деревообрабатывающего оборудования;настраивать деревообрабатывающие станки на заданный вид работы;пользоваться технической и технологической документацией;осуществлять контроль качества наладки станка и организации рабочего места;устранять дефекты обработки деталей;выбирать рациональные приемы работы;знать:устройство и правила наладки обслуживаемого оборудования;устройство деревообрабатывающих станков;технологию настройки станков на параметры обработки деталей и режимы работы станков;виды деревообрабатывающего инструмента и его назначение;правила установки инструмента;технологию выполнения работ на деревообрабатывающих станках;приспособления и оснастку, применяемые при выполнении работ;дефекты обработки, причины, способы устранения;методы и средства контроля;технические условия на изготавливаемую продукцию;безопасные условия труда и организации рабочего места при выполнении работМДК.03.01. Устройство и наладка деревообрабатывающего оборудованияОК 1 - 7ПК 3.1 - 3.3
ПМ.04Обработка и изготовление сложных деталей и заготовок на деревообрабатывающих станкахВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:работы на деревообрабатывающих станках; уметь:производить пиление с использованием направляющей линейки;производить пиление по разметке криволинейных деталей;выпиливать брусковые детали непрямоугольного сечения;сверлить гнезда и отверстия на многошпиндельных сверлильно-присадочных станках;высверливать и заделывать сучки на автоматах;строгать и профилировать заготовки и детали на четырехсторонних строгальных и калевочных станках, самостоятельно налаженных;строгать кромки в щитах, узлах и в заготовках лущеного и строганого шпона твердых лиственных пород на кромкофуговальных станках;строгать стружку различных спецификаций на универсальных стружечных станках;набирать щиты с одновременным фрезерованием профиля и нанесением клея;сшивать детали на кромкосшивальном полуавтомате;выполнять токарные работы по изготовлению деталей сложной конфигурации;фрезеровать криволинейные детали сложной конфигурации по копиру;фрезеровать углубления под фурнитуру в облицованных щитовых деталях по копиру;вырезать с предварительной разметкой образцы для проведения испытаний древесных слоистых пластиков, фанерных и древесно-стружечных плит, фанеры по схемам в соответствии с государственными стандартами;строгать шпон из древесины различных пород на шпонострогальных станках под руководством станочника более высокой квалификации;подбирать партии сырья для строгания по толщине и длине;организовывать рабочее место;осуществлять контроль качества обработанных деталей;знать:технологию выполнения работ на станках различных видов;органы управления станков;приспособления и оснастку, применяемые при выполнении работ;режимы работы станков;дефекты обработки, причины, предупреждение;методы и средства контроля;правила применения контрольно-измерительных инструментов;государственные стандарты на применяемое сырье и изготавливаемую продукцию;безопасные условия труда и организации рабочего места при выполнении работМДК.04.01. Технология работ на деревообрабатывающем оборудованииОК 1 - 7ПК 4.1ПК 4.2
ФК.00Физическая культураВ результате освоения раздела обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни
200
100
ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7
Вариативная часть учебных циклов ППКРС(определяется образовательной организацией)
540
360
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
2700
1800
УП.00Учебная практика
29 нед.
1044
ОК 1 - 7ПК 1.1 - 4.2
ПП.00Производственная практика
ПА.00Промежуточная аттестация
2 нед.
ГИА.00Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Таблица 3

Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 95 недель, в том числе:

Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
50 нед.
Учебная практика
29 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация
2 нед.
Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Каникулы
13 нед.
Итого
95 нед.

VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.