ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)*(2).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Монтаж опор воздушных линий электропередачи, контактных сетей и конструкций открытых распределительных устройств.
ПК 1.1. Выполнять подготовку опор воздушных линий электропередачи и конструкций открытых распределительных устройств к сборке и установке.
ПК 1.2. Осуществлять сборку опор воздушных линий электропередачи и конструкций открытых распределительных устройств.
ПК 1.3. Выполнять установку опор воздушных линий электропередачи и конструкций открытых распределительных устройств.
ПК 1.4. Читать чертежи и схемы.
5.2.2. Монтаж и демонтаж проводов, грозозащитных и натяжных тросов воздушных линий электропередачи и контактных сетей.
ПК 2.1. Раскатывать и наматывать на барабаны стальные канаты, тросы и провода.
ПК 2.2. Выполнять сборку изоляторов и арматуры в изолирующие подвески.
ПК 2.3. Осуществлять заземление и зануление грозозащитных и натяжных тросов воздушных линий электропередачи и контактных сетей.
ПК 2.4. Натягивать и демонтировать тросы на опоры воздушных линий электропередачи и контактных сетей.
ПК 2.5. Производить монтаж и демонтаж проводов.
VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального;
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой квалификации. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Таблица 2
Индекс | Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) | В т.ч. часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций | |
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" | 864 | 576 | ||||
ОП.00 | Общепрофессиональный учебный цикл | 354 | 236 | |||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:читать и выполнять эскизы, рабочие и сборочные чертежи несложных деталей, технологических схем и аппаратов;знать:общие сведения о сборочных чертежах, назначение условностей и упрощений, применяемых в чертежах, правила оформления и чтения рабочих чертежей;основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации;геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей, способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем;требования стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД) к оформлению и составлению чертежей и схем. | ОП.01. Техническое черчение | ОК 1-7ПК 1.2ПК 1.4ПК 2.2-2.4 | ||||
уметь:контролировать выполнение заземления, зануления;производить контроль параметров работы электрооборудования;пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов;снимать показания работы и пользовался электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество работ;знать:основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;типы и правила графического изображения и составления электрических схем;условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;основные элементы электрических сетей; принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения;двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принципы действия, правила пуска, остановки;способы экономии электроэнергии;правила сращивания, спайки и изоляции проводов;виды и свойства электротехнических материалов:правила техники безопасности при работе с электрическими приборами. | ОП.02. Электротехника | ОК 1-7ПК 1.2 - 1.4ПК 2.2 - 2.4 | ||||
уметь:выполнять основные слесарные работы при техническом обслуживании и ремонте оборудования:пользоваться инструментами и контрольно-измерительными приборами при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования:собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам;читать кинематические схемы;знать:виды износа и деформации деталей и узлов; виды слесарных работ и технологию их выполнения при техническом обслуживании и ремонте оборудования;виды смазочных материалов, требования к свойствам масел, применяемых для смазки узлов и деталей, правила хранения смазочных материалов;основы кинематики механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач;назначение и классификацию подшипников; основные типы смазочных устройств; принципы организации слесарных работ; понятие трения, его виды, роль трения в технике;устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики. | ОП.03. Основы технической механики и слесарных работ | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.2ПК 2.4 | ||||
уметь:определять свойства и классифицировать материалы, применяемые в производстве по составу, назначению и способу приготовления;подбирать основные конструкционные материалы со сходными коэффициентами теплового расширения;различать основные конструкционные материалы по физико-механическим и технологическим свойствам;знать:виды, свойства и области применения основных конструкционных материалов, используемых в производстве;виды прокладочных и уплотнительных материалов;виды химической и термической обработки сталей;классификацию и свойства металлов и сплавов, основных защитных материалов, композиционных материалов:методы измерения параметров и определения свойств материалов;основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов:основные свойства полимеров и их назначение; способы термообработки и защиты металлов от коррозии. | ОП.04. Материаловедение | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1ПК 2.2 | ||||
уметь:оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте;пользоваться средствами индивидуальной и групповой защиты;применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях;использовать экобиозащитную и противопожарную технику;определять и проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;знать:виды и правила проведения инструктажей по охране труда;возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;действие токсичных веществ на организм человека;законодательство в области охраны труда; меры предупреждения пожаров и взрывов; нормативные документы по охране труда и здоровья;основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях;основные источники воздействия на окружающую среду;основные причины возникновения пожаров и взрывов;особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве;правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;права и обязанности работников в области охраны труда;правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты;предельно допустимые концентрации (ПДК) и индивидуальные средства защиты;принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов. | ОП.05. Охрана труда | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 2.5 | ||||
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения;меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее и добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. | 32 | ОП.06. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 2.5 | |||
П.00 | Профессиональный учебный цикл | 450 | 300 | |||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 450 | 300 | |||
ПМ.01 | Монтаж опор воздушных линий электропередачи, контактных сетей и конструкций открытых распределительных устройствВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:подготовки опор воздушных линий электропередачи и конструкций открытых распределительных устройств к сборке и установке;сборки опор воздушных линий электропередачи и конструкций открытых распределительных устройств;установки опор воздушных линий электропередачи и конструкций открытых распределительных устройств; чтения чертежей и схем;обсуждения и аргументирования конкурентных преимуществ и социальной значимости своей будущей профессии;анализа рабочей ситуации, выбора средств реализации целей и задач, поставленных руководителем;организации эффективного взаимодействия в первичном трудовом коллективе;оценки достигнутых результатов и внесения корректив в деятельность на их основе;использования электрозащитных средств, средств противопожарной защиты и индивидуальных средств защиты;уметь:выделять существенные признаки различных категорий электроустановок, электроприемников и потребителей электрической энергии;характеризовать устройство воздушных линий электропередачи и назначение конструктивных элементов;составлять и использовать техническую документацию на производство работ по монтажу воздушных линии высокого напряжения;производить антисептирование деталей деревянных опор;выполнять гидроизоляцию железобетонных конструкций;проводить окраску неустановленных опор и конструкций открытых подстанций;осуществлять армирование и оснастку неустановленных опор и конструкций штырями, крюками и изоляторами;собирать опоры и конструкции открытых подстанции;изготавливать железобетонные кабельные каналы и аварийные маслостоки открытых подстанций;устанавливать и демонтировать опоры и конструкции открытых подстанций;выполнять правку опор линий электропередачи; проводить окраску установленных опор и конструкций открытых подстанций;нумеровать опоры, закреплять на них таблицы и плакаты;планировать профессиональную деятельность, самообразование и организовывать их выполнение в соответствии с планом;пользоваться индивидуальными средствами защиты и электрозащитными средствами;знать:виды и назначение энергосистем и электросетей;классификацию электрических станций по виду преобразуемой энергии, мощности, назначению;категории электроустановок, электроприемников и потребителей электрической энергии;устройство, назначение и способы сооружения воздушных линий электропередачи;виды, типы, назначение и устройство трансформаторных подстанций;виды и назначение подготовительных работ при сооружении воздушных линий электропередачи и контактной сети;классификацию видов монтажных работ; назначение, виды, режимы работы распределительных устройств;основные марки и виды линейной арматуры, изоляторов, проводов и тросов;сортамент метизов и стали; типы опор воздушных линий электропередачи; типы фундаментов под опоры и электроконструкции открытых подстанций и способы их установки;виды, назначение и содержание технической документации, требования к ее оформлению;назначение и требования, предъявляемые к занулению и заземлению;способы планирования работ, построения планов-графиков деятельности, способы самоконтроля и коррекции;нормы и правила оформления служебных документов в сфере монтажа воздушных линий электропередачи и контактных сетей;типы и виды источников информации в профессиональной области, их особенности и способы получения, существующие способы и методы снижения и предотвращения рисков загрязнения окружающей среды, связанных с возможными аварийными ситуациями;правила рациональной организации труда на рабочем месте;правила обращения с антисептирующими составами и способы антисептирования лесоматериалов;назначение и устройство ручного электрифицированного и пневматического инструмента и приспособлений;правила технической эксплуатации и ухода за оборудованием, приспособлениями и инструментом;устройство и правила пользования такелажными средствами;способы сборки и установки опор конструкций открытых подстанций;правила сигнализации на железнодорожном транспорте;способы разбивки котлованов и мест погружения свай на пикетах воздушных линий электропередачи и контактных сетей;порядок фазировки проводов воздушных линий электропередачи, контактных сетей и методы проверки выполненных работ по схемам;методы и способы снижения воздействия на окружающую среду от всех видов производственной деятельности, продуктов, процессов;наиболее опасные нарушения технологического режима, способные привести к загоранию, воспламенению пли разрушению оборудования;типы и виды планирования работ, построение планов-графиков профессиональной деятельности, способы самоконтроля и коррекции;способы работы с информацией при разрешении профессионально-трудовых проблем. | МДК 01.01. Устройство линий электропередачиМДК 01.02. Теоретические основы монтажа опор и конструкций | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.4 | |||
ПМ.02 | Монтаж и демонтаж проводов, грозозащитных и натяжных тросов воздушных линий электропередачи и контактных сетейВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:раскатывания и наматывания на барабаны стальных канатов, тросов и проводов;сборки изоляторов и арматуры в изолирующие подвески;заземления и зануления воздушных линий электропередачи и контактных сетей;натягивания и демонтажа тросов на опоры воздушных линий электропередачи и контактных сетей;монтажа и демонтажа проводов; планирования работ и осуществление контроля их выполнения, исходя из целей и задач деятельности, определенных руководителем;распределения обязанностей и согласования позиций в совместной деятельности по решению профессионально-трудовых задач;работы с техническими инструкциями и регламентами в сфере своей профессиональной деятельности;соблюдения техники безопасности при проведении работ;обсуждения и аргументирования конкурентных преимуществ и социальной значимости своей будущей профессии;уметь:раскатывать стальные канаты, провода и тросы с установкой барабанов;наматывать на барабаны провода и тросы; выполнять зашивку барабанов с намотанными проводами и тросами;собирать изоляторы и арматуру в изолирующие подвески для воздушных линий электропередачи;производить монтаж заземления и зануления воздушных линий электропередачи и контактных сетей;выполнять заглубление заземлителей вручную и с помощью механизированных инструментов;окрашивать детали крепления приставок и шин заземления;поднимать провода на опоры воздушных линий электропередачи;проводить резку и рубку проводов и тросов; изготавливать спуски, перемычки, петли и полупетли из проводов и тросов;выполнять размотку и установку звеньевых и пластичных струн на несущем тросе с земли; устанавливать разрядники; заготавливать и устанавливать защиты для переходов;соединять провода и тросы; устанавливать арматуру на консолях и гибких поперечинах;устанавливать ограничители грузов компенсированной анкеровки, фиксаторных и фидерных кронштейнов на опорах;осуществлять монтаж средней анкеровки на земле;осуществлять подвеску несущего троса с земли на опоры;осуществлять врезку изоляторов в провода и тросы на земле;проводить монтаж междурельсовых соединений;проводить монтаж проводов на воздушных линиях электропередачи;изготавливать и присоединять тросовые оттяжки к опорам, комплектовать жесткие поперечины;проводить демонтаж проводов и тросов воздушных линий электропередачи;выполнять монтаж вводов воздушных линий в здания;закреплять провода на штыревых изоляторах; устанавливать гасители вибрации и дистанционные распорки;осуществлять натяжение и регулировку проводов и тросов на воздушных линиях электропередачи;устанавливать ограничители контактного провода;читать чертежи и схемы по сооружению линий электропередачи и контактных сетей;выбирать материалы на основе их свойств для использования при монтаже воздушных линии электропередачи высокого напряжения и контактных сетей и обосновывать свой выбор;соблюдать правила безопасной эксплуатации электрооборудования и использовать меры защиты от поражения электрическим током;знать:порядок компоновки и сборки изоляторов и арматуры в изолирующие подвески;правила заземления и зануления и способы заглубления заземлителей вручную;методы соединений и присоединений проводов; назначение, порядок изготовления и установки шин, спусков, перемычек, петель, полупетель, гибких поперечин, сопряжений;последовательность и содержание действий при установке ограничителей грузов и фидерных кронштейнов на опорах;требования к установке разрядников; виды и порядок установки защиты для переходов;алгоритмы установки дистанционных распорок, гасителей вибрации на проводах и тросах воздушных линий электропередачи и ограничителей контактного провода;последовательность действий при монтаже и регулировании секционных разъединителей;правила регулирования проводов, тросов и цепей контактной подвески;правила жесткой анкеровки проводов на опорах контактной сети;методы монтажа и демонтажа стрелок и пересечений контактных сетей;алгоритм установки и выверки металлических, железобетонных и деревянных опор на магистральных и станционных линиях железных дорог;общие правила и нормы делового общения; нормы и правила оформления служебных документов;типы и виды источников информации в профессиональной области, их особенности и способы получения;виды и типы проблем в профессиональной деятельности, обобщенные способы их разрешения;существующие способы и методы снижения и предотвращения рисков загрязнения окружающей среды, связанных с возможными аварийными ситуациями;требования техники безопасности при проведении работ. | МДК.02.01. Теоретические основы монтажа и демонтажа проводов и тросов | ОК 1 - 7ПК 2.1 - 2.5 | |||
ФК.00 | Физическая культураВ результате освоения раздела "Физическая культура" обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни. | 80 | 40 | ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7 | ||
Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией) | 216 | 144 | ||||
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС | 1080 | 720 | ||||
УП.00 | Учебная практика | 19 нед. | 684 | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 2.5 | ||
ПП.00 | Производственная практика | |||||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 1 нед. | ||||
ГИА.00 | Государственная итоговая аттестация | 1 нед. |
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение но учебным циклам и разделу "Физическая культура" | 20 нед. |
Учебная практика | 19 нед. |
Производственная практика | |
Промежуточная аттестация | 1 нед. |
Государственная итоговая аттестация | 1 нед. |
Каникулы | 2 нед. |
Итого | 43 нед. |
VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.