Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 805 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 140448.01 Электромеханик по лифтам" стр. 2

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Эксплуатационно-техническое обслуживание лифтового оборудования.
ПК 1.1. Производить работы по монтажу и испытанию лифтов.
ПК 1.2. Осуществлять прокладку электропроводки.
ПК 1.3. Проводить диагностику неисправностей лифтового оборудования.
ПК 1.4. Выполнять слесарные и слесарно-сборочные работы с применением необходимого оборудования, инструментов и приспособлений.
ПК 1.5. Устранять неисправности лифтового оборудования.
5.2.2. Эксплуатационно-техническое обслуживание диспетчерского оборудования и телеавтоматики.
ПК 2.1. Производить ремонт и регулирование коммутационной аппаратуры.
ПК 2.2. Осуществлять монтаж диспетчерского оборудования и телеавтоматики.

VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального;
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой квалификации. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Таблица 2
Индекс
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
864
576
ОП.00Общепрофессиональный учебный цикл
354
236
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:читать и выполнять эскизы, рабочие и сборочные чертежи несложных деталей, технологических схем и аппаратов;знать:общие сведения о сборочных чертежах, назначение условностей и упрощений, применяемых в чертежах, правила оформления и чтения рабочих чертежей;основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации;геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей, способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем;требования стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД) к оформлению и составлению чертежей и схем.ОП.01. Техническое черчениеОК 1 - 7ПК 1.2 - 1.5ПК 2.1ПК 2.2
уметь:контролировать выполнение заземления, зануления;производить контроль параметров работы электрооборудования;пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов;снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;знать:основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;типы и правила графического изображения и составления электрических схем;условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;основные элементы электрических сетей;принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения;двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принципы действия, правила пуска, остановки;способы экономии электроэнергии;правила сращивания, спайки и изоляции проводов;виды и свойства электротехнических материалов;правила техники безопасности при работе с электрическими приборами.ОП.02. ЭлектротехникаОК 1 - 7ПК 1.1 - 2.2
уметь:выполнять основные слесарные работы при техническом обслуживании и ремонте оборудования;пользоваться инструментами и контрольно-измерительными приборами при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам;читать кинематические схемы;знать:виды износа и деформации деталей и узлов;виды слесарных работ и технологию их выполнения при техническом обслуживании и ремонте оборудования;виды смазочных материалов, требования к свойствам масел, применяемых для смазки узлов и деталей, правила хранения смазочных материалов;основы кинематики механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач;назначение и классификацию подшипников;основные типы смазочных устройств;принципы организации слесарных работ;понятие трения, его виды, роль трения в технике;устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики.ОП.03. Основы технической механики и слесарных работОК 1 - 7ПК 1.1 - 2.2
уметь:определять свойства и классифицировать материалы, применяемые в производстве, по составу, назначению и способу приготовления;подбирать основные конструкционные материалы со сходными коэффициентами теплового расширения;различать основные конструкционные материалы по физико-механическим и технологическим свойствам;знать:виды, свойства и области применения основных конструкционных материалов, используемых в производстве;виды прокладочных и уплотнительных материалов;виды химической и термической обработки сталей;классификацию и свойства металлов и сплавов, основных защитных материалов, композиционных материалов;методы измерения параметров и определения свойств материалов;основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов;основные свойства полимеров и их назначение;способы термообработки и защиты металлов от коррозии.ОП.04. МатериаловедениеОК 1 - 7ПК 1.1 - 2.2
уметь:оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте;пользоваться средствами индивидуальной и групповой защиты;применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях;использовать экобиозащитную и противопожарную технику;определять и проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;знать:виды и правила проведения инструктажей по охране труда;возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;действие токсичных веществ на организм человека;законодательство в области охраны труда;меры предупреждения пожаров и взрывов;нормативные документы по охране труда и здоровья;основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях; основные источники воздействия на окружающую среду;основные причины возникновения пожаров и взрывов;особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве;правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду;профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;права и обязанности работников в области охраны труда;правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты;предельно допустимые концентрации (ПДК) и индивидуальные средства защиты;принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов.ОП.05. Охрана трудаОК 1 - 7ПК 1.1 - 2.2
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения, применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения, меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
32
ОП.06. Безопасность жизнедеятельностиОК 1 - 7ПК 1.1 - 2.2
П.00Профессиональный учебный цикл
450
300
ПМ.00Профессиональные модули
450
300
ПМ.01Эксплуатационно-техническое обслуживание лифтового оборудованияВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:проведения работ по монтажу и испытанию лифтов;прокладки электропроводки;диагностики неисправностей лифтового оборудования;выполнения слесарных и слесарно-сборочных работ с применением необходимого оборудования, инструментов и приспособлений;устранения неисправности лифтового оборудования;обсуждения и аргументирования конкурентных преимуществ и социальной значимости своей будущей профессии;анализа рабочей ситуации, выбора средств реализации целей и задач, поставленных руководителем;самостоятельного поиска информации, необходимой для решения профессионально-трудовых задач;распределения обязанностей и согласования позиций в совместной деятельности по решению профессионально-трудовых задач;оформления первичной документации в сфере своей деятельности;уметь:выполнять организационные и технические мероприятия для безопасного проведения работ на лифтах;читать чертежи средней степени сложности, кинематические и электрические схемы лифтов;выполнять пробивку по готовой разметке ниш, борозд, отверстий в перегородках и стенах;производить подготовку и крепление труб под электропроводку, прокладку кабелей;выполнять слесарные и слесарно-сборочные работы;производить разборку и сборку механических и автоматических устройств лифтового оборудования, чистку, промывку и смазывание узлов и деталей механизмов;определять и устранять неисправности в цепях пуска и управления, сетях освещения и сигнализации;производить смену и крепление стальных канатов;подготавливать лифты к техническому освидетельствованию;выбирать критерии оценки процесса и продуктов деятельности и объективно оценивать результаты;выделять существенное содержание в технических инструкциях и регламентах;применять правила и нормы делового общения в различных производственных ситуациях;знать:содержание и последовательность процедур технических осмотров лифтов;требования к установке и монтажу электрооборудования, основные способы, этапы и последовательность их подключения и переключения;типовые конструкции и виды компоновок лифтов;устройство и назначение типового механического и электрического оборудования;электрические схемы обслуживаемых лифтов;технологическую последовательность ремонта лифтового оборудования, технические условия монтажа и ремонта;методы и средства контроля качества ремонтных и наладочных работ;причины возникновения дефектов в механизмах лифта и способы их устранения;приемы и последовательность операций слесарной обработки деталей;назначение и условия применения слесарного инструмента;виды и причины дефектов при выполнении слесарно-сборочных работ, методы и средства их выявления и устранения;свойства и маркировку металлов;виды стальных тяговых канатов, их конструктивные данные;способы и последовательность смены тяговых канатов;общие и специальные отраслевые правила, нормы и инструкции по технике безопасности в сфере своей деятельности.МДК.01.01. Теоретические основы обслуживания лифтового оборудованияОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.5
ПМ.02Эксплуатационно-техническое обслуживание диспетчерского оборудования и телеавтоматикиВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:проведения ремонтных работ и регулировки коммутационной аппаратуры;осуществления монтажа диспетчерского оборудования и телеавтоматики;оформления первичной документации в сфере своей деятельности;распределения обязанностей и согласования позиций в совместной деятельности по решению поставленных задач;соблюдения правил техники безопасности, требования экологической безопасности и охраны труда;уметь:поддерживать установленные режимы работы кабельных и линейных сооружений диспетчерского оборудования, аппаратуры телеавтоматики;производить ремонт и регулирование коммутационной аппаратуры;выполнять механическую регулировку реле схем телеавтоматики;выполнять монтаж и демонтаж средств автоматики;выбирать критерии оценки продуктов производства и объективно оценивать результаты;выделять существенное содержание в технических инструкциях и регламентах;планирования работ и осуществление контроля их выполнения, исходя из целей и задач деятельности, определенных руководителем;знать:классификацию, область применения и основные функции телеавтоматики, разновидности и схемы устройств;основные эксплуатационно-технические и профилактические мероприятия по обслуживанию кабельных и линейных сооружений диспетчерского оборудования;общие сведения об электропроводках;способы монтажа и демонтажа контрольно-измерительных приборов и средств автоматики;технологию ремонта и регулирования контакторов и ключей управления;общие сведения о релейной защите, основные требования, предъявляемые к ней;классификацию, назначение и принцип действия реле всех видов;правила разводки проводов в щитах и пультах согласно монтажно-коммутационным схемам;виды, способы, последовательность выполнения и требования к монтажу электропроводок;возможные дефекты прокладки и монтажа кабельных линий;виды и типы организаций, формы занятости;общие и специальные отраслевые правила, нормы и инструкции по технике безопасности в сфере своей деятельности.МДК.02.01. Теоретические основы обслуживания диспетчерского оборудования и телеавтоматикиОК 1 - 7ПК 2.1ПК 2.2
ФК.00Физическая культураВ результате освоения раздела "Физическая культура" обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни.
80
40
ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7
Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией)
216
144
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
1080
720
УП.00Учебная практика
19 нед.
684
ОК 1 - 7ПК 1.1 - 2.2
ПП.00Производственная практика
ПА.00Промежуточная аттестация
1 нед.
ГИА.00Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Таблица 3
Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
20 нед.
Учебная практика
19 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация
1 нед.
Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Каникулы
2 нед.
Итого
43 нед.

VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(3).
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.