СТО 221 НОСТРОЙ 2.29.113-2015 Мостовые сооружения Устройство покрытий на мостах и искусственных сооружениях стр. 19

Рисунок П.2 – Определение температуры эффективного уплотнения асфальтобетонных смесей на различных этапах работы звена дорожных катков
Таблица П.4 – Температура эффективного уплотнения горячих асфальтобетонных смесей на различных этапах уплотнения
Тип асфальтобетонаТемпература эффективного уплотнения покрытия на этапах, °С
предварительномосновномокончательном
начало
конец
начало
конец
начало
конец
Высокоплотный
140 – 150
120 – 130
120 – 130
95 – 105
95 – 105
80 – 90
Б
125 – 130
105 – 110
105 – 110
85 – 90
85 – 90
70 – 75
В
115 – 120
100 – 105
106 – 105
80 – 85
80 – 85
60 – 65
Г
125 – 130
105 – 110
105 – 110
85 – 90
85 – 90
70 – 75
Д
105 – 110
85 – 90
85 – 90
70 – 75
70 – 75
55 – 60

Приложение Р (рекомендуемое) Технологические температуры приготовления и укладки щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей

Таблица Р.1 – Требования к температуре материалов в зависимости от вязкости битумного вяжущего и других факторов по ГОСТ 31015
Глубина проникания иглы, 0,1 мм, при температуре 25 оС
Температура, оС
битума, поступающего в смеситель
минеральных материалов при выходе из сушильного барабана
ЩМАС при выходе из смесителя
ЩМАС при отгрузке
ЩМАС при укладке, не менее
От 40 до 60 включительно
140 – 150
190 – 200
165 – 175
160 – 175
145
Св. 60 до 90 включительно
135 – 145
185 – 195
160 – 170
155 – 170
145
Св. 90 до 130 включительно
130 – 140
180 – 190
155 – 165
150 – 165
140
Св. 130 до 200
120 – 130
170 – 180
145 – 160
140 – 160
135
Примечания При использовании активированных минеральных порошков и ПАВ допускается снижать температуру смеси на величину от 10 °С до 20 °С.При применении специальных энергосберегающих добавок в соответствии с рекомендациями на их применение требования к технологическим температурам могут быть снижены на величину от 20 °С до 30 °С.

Приложение С (рекомендуемое) Требования к шероховатости для щебеночно-мастичного асфальтобетона

Таблица С.1 – Требования к показателю шероховатости покрытия по ГОСТ 31015
Наименование показателяЗначение показателя шероховатости покрытия
ЩМА-10
ЩМА-15
ЩМА-20
Средняя глубина впадин шероховатости, мм, не менее
0,8
1,1
1,5
Таблица С.2 – Оценка однородности текстуры поверхности покрытия
Коэффициент вариации глубины впадин шероховатости, %
Качество текстуры поверхности
До 15
Отличное (5 баллов)
От 15 до 20
Хорошее (4 балла)
От 20 до 30
Удовлетворительное (3 балла)
Более 30
Плохое (2 балла)
Примечание – Количество измерений глубины впадин шероховатости в выборке должно быть не менее 20.

Приложение Т (обязательное) Операционный контроль производства работ по подготовке поверхности металла

Таблица Т.1 – Схема операционного контроля производства работ по подготовке поверхности металла
Объект контроляСпособ контроляВремя контроляНормативные требованияНормативный документ
Состояние поверхности металлаВизуальныйПеред струйноабразивной очисткой металла
На поверхности не должно быть забоин, вмятин,
выпуклостей, брызг сварки, наваренных металлических элементов, шлаков на сварных швах.Дренажные трубки должны быть установлены
СП 46.13330
Качество очистки от жировыхи прочих загрязненийОбезжиренную поверхность в отдельных местах протирают салфеткойПеред(и после) струйноабразивной очисткой металлаПри протирке поверхности чистой сухой белой салфеткой на ней может быть неявно выраженное темное пятноГОСТ 9.402–2004(таблица 19)
Чистота воздуха от компрессораСтрую воздуха из сопла направляют на чистый лист бумагиНе реже одного раза в сменуВоздух должен быть чистым и сухим. При обдуве листа в течение 10 – 15 мин на бумаге не должно появиться следов масла и влагиГОСТ 9.010
Влажность абразивного материалаПо отсутствию слипания зерен песка и дробиПеред загрузкой в аппаратВлажность абразивного материала – не более5 %
Крупность абразивного материалаПесок, просеянный через сито с ячейками:верхнее – 2,5 мм, нижнее – 0,65 ммПеред загрузкой в аппаратКварцевый песок крупностью 0,7 – 2,0 мм. Купершлак фракции 0,2 – 2,5 мм.Дробь диаметром 0,8 – 1,2 мм
Окончание таблицы Т.1
Объект контроляСпособ контроляВремя контроляНормативные требованияНормативный документ
Температура,ОпределениеПеред началомТочка росы должна
влажностьтермометром,работы, вбыть ниже минимум
воздуха, точкапсихрометромтечениена 3 С температуры
росыпроцессаповерхности металла
производства
работ в случае
изменения
погоды

Приложение У (обязательное) Операционный контроль выполнения гидроизоляции и защитно-сцепляющего слоя

Таблица У.1 – Схема операционного контроля выполнения гидроизоляции и защитно-сцепляющего слоя
Объект контроля
Способ контроля
Время контроляНормативные требования
Рулонный гидроизоляционный материал
Документарный (сравнение характеристик, указанных в сопроводительных документах, с требованиями проекта)
При входном контролеНормативные требования предприятия-изготовителя на материал
Наплавляемый гидроизоляционный материал на элементах мостового полотнаВизуальныйВ процессе выполнения работ
Отсутствие не приклеенных мест, пропусков приклейки в нахлестках
Наплавляемый гидроизоляционный материал на горизонтальной поверхностиВизуальный (простукивание металлическим стержнем или волочением цепи «змейкой» на бетоне, простукиванием деревянной палкой – на металле)При завершении работ по устройству слоя гидроизоляцииОтсутствие пузырей, вздутий в гидроизоляционном материале. Отсутствие глухого звука
Проверка адгезии гидроизоляционного материала путем отдира полоски 200×5×200мм под углом 180° – 120°. Проверка адгезии на отрывНе ранее чем через сутки после наклейки при температуре под материалом ниже 30 °СТри надреза на 500 м2. Должен происходить разрыв материала по его толщине (не отрыв от основания).При отрыве адгезия 0,5 МПа (5 кгс/см2)

Приложение Ф (обязательное) Схема организации контроля выполнения работ при устройстве покрытия на мостах и искусственных сооружениях из асфальтобетона

Таблица Ф.1 – Устройство покрытия
Технологические процессы и операции, подлежащие контролю
Состав контроля (что проверяется)
Метод, средство контроля
Время
Место контроля
Требования и величина допустимых отклонений
Температура сме-
си в соответствии
с СТО НОСТРОЙ
2.25.37-2011 (табли-
I. Приемка асфальтобетонной
смеси
Температура
Измерительный (термометр)
До выгрузки
Каждый автомобильца Д.2 приложения Д), СТО НОСТРОЙ 2.25.38-2011 (табли-
ца Д.1 приложения
Д), СТО НОСТРОЙ
2.25.39-2011 (пункт
5.4.1)
Толщина слоя неуплотненной смеси
Измерительный (промерник, щуп)
По мере укладки до уплотнения
Не реже чем через 20 м по оси и по краю укладываемой полосы
+20 % толщины слоя, <10 % измерений с отклонениями+30 % от толщины
II. Укладка асфальтобетонной
смеси
Качество продольных и поперечных сопряжений укладываемых полос
Визуальный, измерительный (визуально и трехметровой рейкой)
В процессе уплотненияВ местах сопряженийРовность, вертикальность кромок, обработанных битумом, перпендикулярность поперечных швов оси покрытия
Поперечный уклон
Измерительный (трехметровая рейка с уровнем,
универсальная линейка, нивелир)
За укладчиком на первых
3 – 5 метрах укладки и после 2 – 3 проходов катка
Не реже чем через 20 м на каждой полосе
+0,010, <10 % изме-рений с отклонениями от –0,015до +0,030.
Продолжение таблицы Ф.1
Технологические процессы и операции, подлежащие контролю
Состав контроля (что проверяется)
Метод, средство контроляВремяМесто контроля
Требования и величина допустимых отклонений
III. Уплотнение слоя покрытия
Температура смеси в начале уплотнения
Измерительный (термометр)
До начала уплотненияВ уложенном слоеВ соответствии с СТО НОСТРОЙ 2.25.37-2011 (табли-цы Д.3 и Д.4 приложения Д), СТО НОСТРОЙ 2.25.38-2011 (таблица Д.2 приложения Д)
Число проходов катка и степень уплотнения
Доступные экспресс-методы и приборы
В процессе уплотненияУплотняемый слойПо технологическому регламенту
Ровность покрытия по просвету под трехметровойрейкой
Измерительный (трехметровая рейка с промерником, универсальная линейка)
После 2 – 3 проходов катка
Через 20 м на 0,5 – 1,0 м от каждой кромки, в 5-ти точках
До 5 (3) мм, <5 %измерений с отклонениями до +10 (6) мм
IV. Приемка покрытияВысотные отметки по оси
Измерительный (нивелир)
После уплотнения
Не реже чем через 100 м по оси
+50 (10) мм, <10 %измерений с отклонениями до +100(20) мм
Водонасыщение
Керны (вырубки) по ГОСТ 12801
Через 1 – 3 суток после укладки
Не менее чем в трех местах. При площади более 7000 м2
в трех местах на каждые 7000 м2
В соответствии с СТО НОСТРОЙ 2.25.37-2011 (табли-ца 3),СТО НОСТРОЙ 2.25.38-2011 (таблица Б.2),СТО НОСТРОЙ 2.25.39-2011 (табли-ца 4.6)
Прочность сцепления слоев
Керны (вырубки) по ГОСТ 12801
Через 1 – 3 суток после укладки
По усилию при разделении слоев
Измерение ровности
По согласованию с Заказчиком
После устройства покрытия
На вводимое в эксплуатацию мостовое сооружение
СП 78.13330,ГОСТ Р 50597
Окончание таблицы Ф.1
Технологические процессы и операции, подлежащие контролю
Состав контроля (что проверяется)
Метод, средство контроляВремяМесто контроля
Требования и величина допустимых отклонений
Шероховатость поверхности
Песчаное пятно по ВСН 38-90
(приложение 3)[16] или аналог
Через 1 – 3 суток после укладки
По ГОСТ 2789–73(пункты 8.1 – 8.4) для ЩМА. Таблица С.2 приложения С
Коэффициент сцепления колеса с покрытием
Измерительный (прибор ПКРС-2У)
Определяется проектом мостового сооружения
СП 34.13330,ГОСТ Р 50597

Приложение Х (обязательное) Контроль при устройстве цементобетонной и фиброцементобетонной смеси

Х.1. Контроль бетонной смеси и бетона приведен в таблице Х.1 Таблица Х.1
Контролируемые параметры
Метод контроля
Периодичность контроля
Соответствие технологических показателейОт первых трех загрузок в смену и далее из каждой 10-й загрузкиОт первой загрузки в смену При подборе состава бетонаот первых трех загрузок в смену идалее из каждой 10-й загрузкиОт первой загрузки в смену От первой загрузки в сменуПри подборе состава бетона
бетонных смесей:
удобоукладываемость
ГОСТ 10181
средняя плотность
ГОСТ 10181
расслаиваемость
ГОСТ 10181
визуально
объем вовлеченного воздуха или выде-
лившегося газа
ГОСТ 10181
температура
Измерение
термометром
неизменяемость свойств во времени
ГОСТ 10181
Соответствие показателей бетона: прочность при сжатии и изгибе однородность и требуемая прочность марка по морозостойкостиГОСТ 10180ГОСТ 22690ГОСТ 10060На каждую партию бетонной смеси по ГОСТ Р 53231 При подборе состава бетона и да-лее каждые 6 месяцев
Х.2. Операционный контроль на месте бетонирования цементобетонного и фиброцементобетонного покрытия приведен в таблице Х.2.
Таблица Х.2
Контролируемые параметры
Величина нормативных требований
Объем испытанийМетод контроля
Продолжительность нахождения смесив транспортном средстве, не более, при температуре воздуха, °С:от 20 до 30менее 2030 мин60 минКаждую машинуИзмерительный (измерение времени)
Удобоукладывамость бетонной смеси, не более2 смНе реже одного раза в смену и дополнительно при изменении удобоукладываемостиИзмерительный (ГОСТ 7473ГОСТ 10181)
Объем вовлеченного воздуха5 % – 7 %Не реже одного раза в смену и дополнительно при изменении показателейИзмерительный (ГОСТ 10181–2000(пункт 3.8))
Плотность бетонной смеси
В соответствии с подбором состава бетона
Не реже одного раза в смену и дополнительно при изменении показателей,ГОСТ 7473Измерительный (ГОСТ 10181)
Прочность бетона по контрольнымобразцам (на сжатие и на растяжение при изгибе), твердеющим в нормальных условияхНе ниже проектного класса бетонаКаждую смену, ГОСТ Р 53231Измерительный (ГОСТ 10180)
Морозостойкостьбетона по контрольным образцам, твердеющим в условиях тверденияНе ниже проектного класса бетонаНе реже чем один раз в квартал, СП 78.13330Измерительный (ГОСТ 10060)
Расстояние между стойками для копирной струны, не более:на прямыхна криволинейных15 м4 – 6 мПри установке струныИзмерительный (измерение рулеткой)
Отклонение фактических отметок от проектных, не более, для:копирной струныоблегченной инвентарной опалубки± 5 мм± 5 ммНа каждой стойке На каждой стойкеИзмерительный (измерение нивелиром)
Размер ширины паза шва, устанавливаемого с прокладкой (по типу шва расширения)
На 3 – 5 мм шире толщины прокладкиНа каждом швеИзмерительный (измерение линейкой)
Окончание таблицы Х.2
Контролируемые параметры
Величина нормативных требований
Объем испытанийМетод контроля
Глубина бороздок шероховатости на поверхности покрытия0,5 – 1,5 ммОдин раз в 5 дней и при изменении рисунка шероховатостиГОСТ 2789–73 (пун-кты 8.1 – 8.4)
Расход пленкообразующих материалов
По рекомендациям по применению
Один раз в сменуРасчет по расходу на заданную площадь
Равномерность нанесения пленкообразующего материалаЦвет поверхностидолжен быть однороднымОдин раз в сменуВизуальный
Качество образовавшейся защитной пленки на поверхности бетонного покрытия
На участке покрытия размером 20×20 см 10 %
раствором соляной кислоты или
1 % раствором фенолфталеина
Два раза в сменуИзмерительный (СТОНОСТРОЙ 2.25.41-2011 (прило-жение Б))

Приложение Ц (рекомендуемое) Требования безопасного выполнения работ

Ц.1 При проведении работ по устройству конструкций дорожных одежд необходимо соблюдать требования Правил охраны труда [17], СП 49.13330, СНиП 12-04, СП 78.13330, руководствоваться типовыми инструкциями по охране труда, а также должны быть приняты меры по обеспечению безопасности движения автотранспорта.
Ц.2 До начала работ по устройству асфальтобетонного покрытия необходимо оградить участок работ дорожными знаками по схеме, согласованной с органами автоинспекции, а движение автотранспорта направить в объезд. Расстановка дорожных знаков производится в соответствии с ВСН 37-84 [18].
Ц.3 Люди, находящиеся на площадке, должны иметь спецодежду.
Ц.4 В случаях проведения работ в вечернее и ночное время необходимо организовать соответствующее освещение места работ с помощью прожекторов или мощных светильников, устанавливаемых на временных опорах, и установить в зоне работ специальное светотехническое предупреждающее оборудование в виде импульсных сигнальных фонарей красного цвета, работающих от любого источника питания мощностью не более 36 В, устанавливаемых на высоте не менее 1,2 м и видимых на расстоянии не менее 50 м, а также импульсных инвентарных сигнальных стрелок, указывающих направление движения общего транспорта.
Ц.5 Нахождение рабочих на покрытии во время его уплотнения катками запрещается.
Ц.6 По окончании работ рабочий инструмент, инвентарь и защитные приспособления должны быть убраны в специально отведенные места, не мешающие движению общего транспорта, а механизмы должны быть отведены в специальные места стоянки или ограждены в случае нахождения их на проезжей части.
Ц.7 Руководство работами и контроль работ по струйно-абразивной очистке должны осуществлять лица, имеющие опыт в производстве работ по подготовке поверхности металла струйно-абразивной очисткой.
Ц.8 Каждый рабочий должен пройти инструктаж по технике безопасности и правилам выполнения работ с соответствующей записью в журнале и только после этого приступать к работе. Ц.9 На объекте должны быть руководящие материалы по производству работ в соответствии с принятым регламентом и технике безопасности.
Ц.10 Работы по струйно-абразивной очистке следует осуществлять в защитных шлемах пескоструйщика и специальных комбинезонах для пескоструйных работ.
Ц.11 Струйно-абразивная очистка поверхности требует соблюдения следующих правил:
  • пескоструйный аппарат должен иметь паспорт;
  • предохранительный клапан пескоструйного аппарата должен быть отрегулирован на давление сжатого воздуха, превышающее на 100 % номинальное;
  • манометры должны быть исправлены и опломбированы;
  • соединять шланги следует с помощью двухсторонних штуцеров и закреплять хомутами;
  • перед началом работ и по их окончании шланги необходимо продуть воздухом;
  • перегибать и скручивать шланги не разрешается;
  • для прекращения подачи воздуха необходимо пользоваться вентилем;
  • в зоне работы пескоструйного аппарата, кроме оператора, не должны находиться посторонние лица.
Ц.12 В целях охраны окружающей среды запрещается сбрасывать в воду песок и купершлак. Их захоронение производят в специально отведенных местах.
Ц.13 К работам по строительству асфальтобетонных покрытий допускаются лица, прошедшие инструктаж (общий и на рабочем месте). Машинисты (операторы машин) должны иметь удостоверение, подтверждающее право на управление соответствующей техникой.
Ц.14 Машинисты дорожных машин и дорожные рабочие должны работать в спецодежде, спецобуви и применять средства индивидуальной защиты. Дорожные рабочие должны работать в жилетах ярко-оранжевого цвета. На машинах не должно быть посторонних предметов, а в зоне работы машин – посторонних лиц.