Построение процессов интероперабельности участников жизненного цикла объекта строительства на организационном уровне следует формировать с использованием действующих на территории Российской Федерации нормативных правовых актов и документов, описывающих ответственность каждого из участников.
Обмен информацией следует сопровождать документами, действие которых определено во взаимных соглашениях участников.
При изменении методов или способов взаимодействия участников в рамках процесса, обеспечивающего интероперабельность, необходимо актуализировать документы, определяющие данный процесс.
5.2 Структура бизнес-процесса
5.2.1 Анализ процессов обмена информацией
Для определения точек обмена информацией между бизнес-процессами при проектировании, строительстве и эксплуатации объекта необходим анализ процессов внутри организаций-участников. Анализ осуществляется путем обследования и наблюдения за процессами передачи и обработки информации.
Для всех видов взаимодействия между клиентом (заказчиком) и исполнителем, связанного с запросом о реализации продукта или предоставлением услуги, должны быть определены цепочки видов деятельности, результатами которых являются продукт или предоставление услуги. Такая цепочка видов деятельности называется бизнес-процессом (рисунок 5.1)
941 × 577 пикс.   Открыть в новом окне |
Рисунок 5.1 – Структура бизнес-процесса
5.2.2 Транзакции
любом коммуникативном действии бизнес-процесса следует выделять две стороны: лицо, совершающее действие, и лицо, на которое действие направлено. Обработка запроса должна происходить согласно определенному образцу, который называется транзакцией.
Транзакция должна иметь только одну инициирующую роль и только одну исполняющую. Идентификация соответствующих ролей и транзакций для конкретных целей, а также отношения между инициатором и исполнителем должны быть описаны картой взаимодействия.
5.2.3 Карта взаимодействия
Карта взаимодействия должна фокусировать внимание на взаимодействии ролей (см. 3.1.18), не отображая деталей взаимодействия между ними. Допускается применение в карте взаимодействия абстрактных ролей для ее использования в различных ситуациях.
5.2.4 Бизнес-требования
Информационное моделирование объектов строительства требует объединения различных наборов информации в единую информационную среду.
Запрос к обмену информацией (бизнес-требование) между участниками процесса информационного моделирования инициируется заказчиком. Как правило, для поддержки конкретного бизнес-требования на одной или нескольких стадиях жизненного цикла не требуется использование полной информационной модели. Поэтому необходимо определить, какую именно часть информационной модели следует использовать для решения поставленной цели.
Для конкретных бизнес-требований необходима исключительно соответствующая им часть информационной модели, и набор информации должен быть строго определен. Этот набор информации должен регламентироваться требованием обмена.
5.2.5 Требования пользователя и технические решения
В рамках инициации запроса на обмен информацией следует выделять два аспекта: требования пользователя и технические решения. Требования пользователя должны представлять собой неизменный набор целей, которые пользователь хочет достигнуть. Технические решения увязываются с информационной моделью конкретного объекта.
- точки зрения требований пользователя необходимо выделять следующие пункты:
- карты процессов (описание всего процесса, в котором происходит обмен информацией);
- карты взаимодействия (описание ролей участников и взаимодействий между ними);
- описание бизнес-требований к обмену информацией;
- процессы обмена (хранение полученных описаний обмена при передаче информации).
С точки зрения технических решений необходимо выделять следующие пункты:
- бизнес-объекты, содержащие модели требований к обмену информацией;
- бизнес-правила, совместно со спецификацией информации применяемые к обмениваемой информации.
5.3 Требования к передаваемой информации
Для корректной передачи информации от исполнителя к инициатору процесса обмена информацией необходимо:
- описывать требования к обмениваемой информации между участниками процессами;
- определять участников отправки и получения информации;
- устанавливать, как собрать требуемую для обмена между участниками процесса информацию;
- определять, устанавливать и описывать информацию после обмена для соответствия требованиям каждого пункта бизнес-процесса;
- создавать детальную ведомость передаваемой информации для выбора программных средств информационного моделирования;
включать в каждый блок передаваемой информации набор доступной административной информации (наименование, сведения об авторе и журнал внесенных им изменений, глобальный уникальный идентификатор).
- определять зоны ответственности инициатора и исполнителя.
5.4 Карта процессов и точки согласованного входа
Все процессы взаимодействия между участниками информационного моделирования должны быть определены в карте процессов. В карте процессов должны быть:
- описаны порядок и конфигурация необходимых работ, выполняемых в рамках определенного бизнес-процесса;
- показана логическая последовательность действий участников процесса;
- установлены ограничения для передаваемой информации.
Картой процессов определяются точки согласованного входа, в которых собираются данные о передаваемой информации для принятия решений, которые могут обеспечивать:
сложный путь, при котором вся информация должна полностью соответствовать требованиям к передаваемой информации, без которой дальнейший процесс не допускается;
простой путь, при котором информация не полностью соответствует требованиям к передаваемой информации, но процесс допускается при условии,
что информация будет дополнена позже.
Контроль построения процессов интероперабельности на различных уровнях следует выполнять с периодичностью, обеспечивающей эффективность указанных процессов на всем протяжении периода. Выполнение функций контроля рекомендуется возложить на инициатора процесса.
5.5 Бизнес-правила
При обмене информацией между участниками в рамках конкретного инвестиционно-строительного процесса следует использовать бизнес-правила. Этими правилами описываются действия, определения и ограничения, которые могут применяться к набору обмениваемой информации. Бизнес-правила контролируют: