Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 883 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 210401.01 Радиомеханик" стр. 2

4.3. Обучающийся по профессии 210401.01 Радиомеханик готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Выполнение работ по монтажу узлов и элементов радиоэлектронной и радиотелевизионной аппаратуры
4.3.2. Инсталляция, регулировка, настройка и техническое обслуживание радиоэлектронной аппаратуры
4.3.3. Инсталляция, регулировка, настройка и техническое обслуживание радиотелевизионной аппаратуры.

V. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Выполнение работ по монтажу узлов и элементов радиоэлектронной и радиотелевизионной аппаратуры.
ПК 1.1. Выполнять работы по монтажу узлов и элементов радиоэлектронной аппаратуры.
ПК 1.2. Выполнять работы по монтажу узлов и элементов радиотелевизионной аппаратуры.
ПК 1.3. Составлять электрические схемы соединений.
ПК 1.4. Контролировать качество монтажа.
ПК 1.5. Изготавливать сложные шаблоны по монтажным и принципиальным схемам с составлением таблиц укладки проводов.
5.2.2. Инсталляция, регулировка, настройка и техническое обслуживание радиоэлектронной аппаратуры.
ПК 2.1. Определять места установки элементов, узлов и блоков радиоэлектронной аппаратуры, радиостанций, радиоустройств и других приборов.
ПК 2.2. Макетировать схемы различной степени сложности.
ПК 2.3. Осуществлять тестовую проверку, профилактический осмотр, регулировку, техническое обслуживание и ремонт узлов и блоков радиоэлектронной аппаратуры.
ПК 2.4. Использовать информационные технологии как средство технологического процесса настройки и технического обслуживания радиоэлектронной аппаратуры.
ПК 2.5. Осуществлять настройку мультимедиа-технологий.
5.2.3. Инсталляция, регулировка, настройка и техническое обслуживание радиотелевизионной аппаратуры.
ПК 3.1. Определять места установки элементов, узлов и блоков радиотелевизионной аппаратуры, приемных телевизионных антенн и других приборов.
ПК 3.2. Осуществлять тестовую проверку, профилактический осмотр, регулировку, техническое обслуживание и ремонт узлов и блоков радиотелевизионной аппаратуры.
ПК 3.3. Использовать информационные технологии как средство технологического процесса настройки радиотелевизионной аппаратуры.

VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Таблица 2
Индекс
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
1728
1152
ОП.00Общепрофессиональный учебный цикл
324
216
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:читать чертежи, проекты, структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы;знать:требования Единой системы конструкторской документации (ЕСКД);виды нормативно-технической и производственной документации;виды чертежей, проектов, структурных, монтажных и простых принципиальных электрических схем;правила чтения технической и технологической документацииОП.01. Основы черченияОК 1 - 7ПК 1.1 - 3.3
уметь:рассчитывать параметры электрических схем;эксплуатировать электроизмерительные приборы;контролировать качество выполняемых работ;производить контроль различных параметров;читать инструктивную документацию;знать:методы расчета электрических цепей;принцип работы типовых электронных устройств;техническую терминологию;основные законы электротехники;общие сведения об электросвязи и радиосвязи;основные виды технических средств сигнализации;основные сведения об электроизмерительных приборах, электрических машинах, аппаратуре управления и защитыОП.02. Основы электротехникиОК 1 - 7ПК 1.1 - 3.3
уметь:использовать информационные ресурсы в профессиональной деятельности;использовать в профессиональной деятельности информационные технологии как средства автоматизации производственного процесса;работать с пакетами прикладных программ профессиональной направленности;знать:основные принципы, методы и свойства информационных и коммуникационных технологий, их эффективность;автоматизированные рабочие места (АРМ);прикладное программное обеспечение;интегрированные информационные системы;проблемно ориентированные пакеты прикладных программ по сфере деятельности;способы подключения средств информационных технологий;особенности применения системных программных продуктовОП.03. Основы применения информационных технологий в профессиональной деятельностиОК 1 - 7ПК 1.1 - 3.3
уметь:выполнять санитарно-технологические требования на рабочем месте и в производственной зоне, нормы и требования к гигиене и охране труда;оказывать доврачебную помощь при несчастных случаях;знать:правила техники безопасности и охраны труда;виды и периодичность инструктажаОП.04. Охрана трудаОК 1 - 7ПК 1.1 - 3.3
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой (доврачебной) медицинской помощи
64
ОП.05. Безопасность жизнедеятельностиОК 1 - 7ПК 1.1 - 3.3
П.00Профессиональный учебный план
1244
856
ПМ.00Профессиональные модули
1244
856
ПМ.01Выполнение работ по монтажу узлов и элементов радиоэлектронной и радиотелевизионной аппаратурыВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:организации рабочего места для производства электромонтажных работ;применения инструментов и приспособлений для производства электромонтажных работ;чтения электрических схем соединений блоков и узлов радиоэлектронной и радиотелевизионной аппаратуры;проведения электромонтажных работ;работы с измерительными приборами;уметь:определять работоспособность имеющихся инструментов, приспособлений и технических средств для производства электромонтажных работ;проверять исправность защитных средств;применять материалы при выполнении монтажных работ;определять работоспособность узлов и деталей радиоэлектронной аппаратуры;читать схемы электромонтажных соединений;проводить лужение проводов;правильно выбирать необходимые в конкретном случае провода, шнуры, кабели;расшифровывать маркировку основных типов проводов, шнуров и кабелей;осуществлять пайку элементов радиоаппаратуры при различных способах монтажа;работать с монтажными схемами печатного монтажа;разрабатывать печатные платы простейших электронных устройств;составлять схему жгута и таблицу соединений;изготавливать шаблон для жгута;производить раскладку проводов и сшивку жгута;производить прозвонку и биркование жгута различными способами;пользоваться измерительными приборами для прозвонки монтажных соединений;осуществлять монтаж соединений и концов проводов при помощи монтажного инструмента;проводить работы по сверлению отверстий в монтажных платах и металлических основаниях;осуществлять правильный выбор радиодеталей по их основным параметрам;определять по маркировке параметры радиодеталей;пользоваться справочной литературой по радиодеталям;осуществлять проверку исправности радиодеталей и их замену;компоновать радиоэлементы на печатных платах с различными способами формовки выводов;монтировать основные коммутационные устройства;проверять исправность коммутационных устройств, трансформаторов;выполнять монтаж простейших сильноточных схем;составлять монтажные схемы по готовой монтажной плате;составлять карты напряжений, карты сопротивлений;разрабатывать простейшие монтажные схемы по принципиальным схемам;проверять работоспособность монтажных схем, определять и устранять неисправности;определять параметры элементов схем;работать с выпрямителями;рассчитывать параметры контуров по резонансной характеристике;рассчитывать параметры и элементы электрических и электронных устройств;по заданным параметрам выбирать типовые электронные устройства;использовать типовые средства вычислительной техники и программного обеспечения;исследовать работу радиоэлектронных схем на персональном компьютере;проектировать печатные платы на персональном компьютере;выполнять работы по механической сборке блоков аппаратуры, установке крепежных деталей, установке блоков и разъемов на каркасы аппаратуры;анализировать параметры каналов и трактов;выполнять монтаж каналов коммуникаций для подключения информационных технологий;применять антивирусные средства защиты информации;знать:общие сведения о строении материалов;общие сведения о полупроводниковых, проводниковых, диэлектрических и магнитных материалах и изделиях;сведения об электромонтажных изделиях;назначение, виды и свойства материалов;общие сведения об электромонтажных работах;организацию производства электромонтажных работ;виды монтажа;требования по подготовке проводов к монтажу;виды соединений;технологии и виды пайки электромонтажных соединений;виды припоя, флюсы;виды нагревающих устройств;производство печатного монтажа;производство жгутового монтажа;производство навесного (проводного) монтажа;электроматериалы и компоненты в радиоэлектронной аппаратуре;типы монтажных и обмоточных проводов, радиочастотных кабелей;типы каналов коммуникаций для подключения информационных технологий;устройство и принцип действия полупроводниковых приборов и интегральных микросхем;область применения основных радиодеталей;классификацию, основные параметры, маркировку основных радиодеталей;классификацию видов сигналов, их спектры;кодирование сигналов и преобразование частоты;виды нелинейных преобразований сигналов в радиотехнике;классификацию видов модуляции;общие сведения о распространении радиоволн;основные сведения о полупроводниковых приборах, выпрямителях, колебательных системах, антеннах, усилителях, генераторах электрических сигналов;принцип распространения сигналов в длинных линиях;сведения о волоконно-оптических линиях;виды информации и способы представления ее в ЭВМ;логические основы ЭВМ, основы микропроцессорных систем;типовые узлы и устройства вычислительной техники;взаимодействие аппаратного и программного обеспечения в работе ЭВМ;цифровые способы передачи информации;принципы работы типовых электронных устройств;принципы работы цифровых и микропроцессорных устройств;правила подготовки радиокомпонентов под монтаж;узлы и детали радиоэлектронной аппаратуры;номенклатуру работ, выполняемых на каждом этапе монтажа;содержание рабочей документации, оформляемой по результатам монтажа;общие теоретические сведения о контрольно-измерительных приборах;классификацию и технические характеристики радиоизмерительных приборов;методы электрорадиоизмерений; виды погрешностейМДК.01.01. Технология выполнения монтажа и демонтажа узлов и элементов радиоэлектронной и радиотелевизионной аппаратурыОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.5
ПМ.02Инсталляция, регулировка, настройка и техническое обслуживание радиоэлектронной аппаратурыВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:чтения электрических структурных, функциональных, принципиальных, монтажных схем блоков и узлов радиоэлектронной аппаратуры;проведения тестовой проверки, профилактического осмотра, регулировки, технического обслуживания и ремонта узлов и блоков радиоэлектронной аппаратуры;конфигурирования технических средств и обеспечения их аппаратной совместимости;выбора и загрузки соответствующего программного обеспечения;ведения учета показателей и режимов работы электронного оборудования;подключения контрольно-измерительной аппаратуры;экранирования отдельных звеньев настраиваемых устройств, узлов и блоков радиоэлектронной аппаратуры, радиостанций, радиоустройств и других приборов;уметь:применять автоматические регулировки и системы управления в радиоприемнике;проводить электрический расчет каскадов радиоприемников и радиопередатчиков;проводить гармонический анализ токов и напряжений;подбирать различные методы модуляции и многопозиционные методы манипуляции;устранять влияние геофизических условий и земной атмосферы на распространение радиоволн различных диапазонов;рассчитывать характеристики антенн различных диапазонов;проверять работоспособность радиостанции под действующими антеннами;проводить комплексный ремонт и регулировку радиостанции под действующими антеннами;снимать диаграммы направленности антенны;пользоваться действующими стандартами и техническими условиями при инсталляции средств радиосвязи;выявлять и устранять неисправности в радиоэлектронной аппаратуре;настраивать радиотелефоны;подключать источники питания радиоэлектронной аппаратуры;пользоваться действующими стандартами и техническими условиями при инсталляции средств информационных технологий;проводить контрольные измерения и проверки при инсталляции;выбирать и использовать типовые технические средства информатизации;выбирать рациональную конфигурацию в соответствии с решаемой задачей;настраивать и регулировать системы информационных технологий;осуществлять метрологическую проверку изделий и составлять дефектные ведомости;знать:теоретические основы радиоприема и радиопередачи;методы формирования сигналов в радиоприемниках и радиопередатчиках;назначение, функции, технические характеристики, принцип действия, схемы радиоприемников и радиопередатчиков, их отдельных каскадов;детектирование сигналов;автоматические регулировки сигналов;системы управления в радиоприемниках и радиопередатчиках;виды помех, методы и способы ослабления их действия в радиоприемных и радиопередающих устройствах;принципы построения и особенности схем радиоприемников и радиопередатчиков различных типов и назначений;принципы стабилизации частоты в радиопередающих устройствах;основы проектирования радиоприемных и радиопередающих устройств;проверку функционирования, регулировку и контроль основных параметров радиоприемных и радиопередающих устройств;тенденции и перспективы развития радиоприемной и радиопередающей техники;особенности спутниковой и космической связи;проблемы электромагнитной совместимости (ЭМС);типы антенн, их основные параметры и конструкции;влияние земли на направленные свойства антенн;фидеры, требования к ним;типовые технологические процессы сборки и разборки радиоэлектронной аппаратуры, способы чистки;классификацию дефектов радиоэлектронной аппаратуры и способы их устранения;общие принципы построения систем подвижной радиосвязи (СПР);частотное планирование систем подвижной радиосвязи;международные, федеральные и региональные стандарты на аналоговые и цифровые СПР общего, персонального и корпоративного пользования;виды услуг, предоставляемых в сетях СПР;пакетные радиосети;устройства преобразования и обработки информации в СПР;архитектуру сетей подвижной радиосвязи;протоколы обмена сетей подвижной радиосвязи;классификацию и типовые узлы средств вычислительной техники;состав типовых технических средств информатизации;методы профилактики и обслуживания оперативной памяти и интерфейсов;методы профилактики и обслуживания накопителей массивов информации;методы профилактики и обслуживания средств интерактивного взаимодействия (ввод/вывод данных и управление компьютером);методы профилактики и обслуживания периферийных устройств (принтеры, сканеры, плоттеры, дигитайзеры);методы профилактики и обслуживания сетевых аппаратных средств (модемы, трансиверы, маршрутизаторы, провайдеры, концентраторы, адаптеры, сетевые интерфейсы);Интернет-технологииМДК.02.01. Технология обслуживания и ремонта электронной радиоаппаратурыМДК.02.02. Технология обслуживания и ремонта средств информационных технологийОК 1 - 7ПК 2.1 - 2.5
ПМ.03Инсталляция, регулировка, настройка и техническое обслуживание радиотелевизионной аппаратурыВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:чтения электрических структурных, функциональных, принципиальных, монтажных схем блоков и узлов радиотелевизионной аппаратуры;проведения тестовой проверки, профилактического осмотра, регулировки, технического обслуживания и ремонта узлов и блоков радиотелевизионной аппаратуры;техники телевизионных измерений;измерения параметров телевизионного сигнала и телевизионного тракта;конфигурирования и взаимозамены технических средств радиотелевизионной аппаратуры и обеспечения их совместимости;ведения учета показателей и режимов работы узлов и блоков радиотелевизионной аппаратуры;подключения контрольно-измерительной аппаратуры;экранирования отдельных звеньев настраиваемых устройств, узлов и блоков радиотелевизионной аппаратуры, приемных телевизионных антенн и других приборов;уметь:пользоваться нормативно-технической документацией;подключать источники питания радиотелевизионной аппаратуры;проверять и настраивать аудиотехнику;проводить ремонт аудиотехники;проверять и настраивать видеотехнику;проводить ремонт видеотехники;осуществлять техническое обслуживание и ремонт приемных телевизионных антенн;подключать и настраивать спутниковое телевидение;подключать и настраивать кабельное телевидение;проводить тестовые проверки узлов и блоков радиотелевизионной аппаратуры с использованием информационных технологий;отыскивать механические и электрические неисправности узлов и блоков радиотелевизионной аппаратуры;знать:принцип магнитной звукозаписи информации;построение сетей телевизионного вещания;характеристики сигналов телевизионного вещания, оценку их качества;способы формирования сигналов телевизионного вещания;распределение полос частот для телерадиовещания;особенности телевизионного приема;методы магнитной видеозаписи;способы распределения программ телевизионного вещания;основы цифрового телевизионного вещания;детали и узлы радиотелевизионной аппаратуры;этапы ремонта радиотелевизионной аппаратуры;структуру построения телевизоров цветного изображения;функциональные возможности телевизоров цветного изображения;структуру построения видеомагнитофонов;функциональные возможности видеомагнитофонов;функциональные возможности формата DVD;структуру построения видеокамер;функциональные возможности видеокамер;системы цветного телевидения;состав оборудования радиотелевизионных передающих станций;вещательные системы цветного телевидения;цифровое телевидение;способы организации системы кабельного телевидения;мультисервисные услуги в сетях кабельного телевидения;методы и средства цифровой обработки сигналов;алгоритмы цифровой обработки сигналов;методы цифровой обработки и кодирования сигналов;сжатие информации;канальное кодирование;виды модуляции и демодуляции в цифровых системах;методы поиска неисправностей узлов и блоков радиотелевизионной аппаратуры;особенности поиска неисправностей узлов и блоков радиотелевизионной аппаратуры;устройства передачи сигналов звукового и телевизионного вещания по кабелю;техническое обслуживание систем кабельного телевидения;способы передачи по кабельным и волоконно-оптическим сетям сигналов телевидения высокой четкости, цифровых сигналов и дополнительной информацииМДК.03.01. Технология инсталляции, регулировки, настройки, технического обслуживания и ремонта аудио- и видеотехникиМДК.03.02. Технология инсталляции, регулировки, настройки, технического обслуживания и ремонта телевизионной аппаратурыОК 1 - 7ПК 3.1 -3.3
ФК.00Физическая культураВ результате освоения раздела обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни
160
80
ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7
Вариативная часть учебных циклов ППКРС(определяется образовательной организацией)
432
288
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
2160
1440
УП.00Учебная практика
38 нед.
1368
ОК 1 - 7ПК 1.1 - 3.3
ПП.00Производственная практика
ПА.00Промежуточная аттестация
3 нед.
ГИА.00Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 95 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
40 нед.
Учебная практика
38 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация
3 нед.
Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Каникулы
13 нед.
Итого
95 нед.