4.3.2. Формование бетонных и железобетонных изделий и конструкций.
4.3.3. Изготовление строительных изделий методом прессования.
4.3.4. Обслуживание технологического оборудования производства железобетона.
V. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Приготовление бетонных смесей и растворов.
ПК 1.1. Управлять работой смесительных установок.
ПК 1.2. Вести технологический процесс приготовления бетонных смесей и строительных растворов.
5.2.2. Формование бетонных и железобетонных изделий и конструкций.
ПК 2.1. Производить подготовительные работы к формованию железобетонных и бетонных изделий и конструкций.
ПК 2.2. Вести технологический процесс формования железобетонных и бетонных изделий и конструкций.
ПК 2.3. Обрабатывать отформованные изделия.
5.2.3. Изготовление строительных изделий методом прессования.
ПК 3.1. Вести технологический процесс прессования различных видов кирпича, керамических, стеновых изделий и крупноразмерных блоков на прессах различной конструкции.
ПК 3.2. Контролировать параметры технологического процесса прессования и качество готовой продукции.
5.2.4. Обслуживание технологического оборудования производства железобетона.
ПК 4.1. Производить наладку, регулировку и техническое обслуживание оборудования и приспособлений в соответствии с требованиями технологического процесса.
ПК 4.2. Выявлять и устранять мелкие неисправности оборудования.
VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Таблица 2
Индекс | Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час/нед.) | В т.ч. часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" | 864 | 576 | |||
ОП.00 | Общепрофессиональный учебный цикл | 322 | 220 | ||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:читать чертежи общего вида, сборочные чертежи;выполнять изображение и обозначение стандартных деталей;оформлять чертежи в соответствии с требованиями единой системы конструкторской документации;выделять существенное содержаниев технических инструкциях и регламентах;производить поиск информации из различных источников (в том числе профессиональных изданий, в сети Интернет и т.д.);знать:основные правила оформления чертежей в соответствии с требованиями единой системы конструкторской документации;виды строительных чертежей;условные изображения и обозначения на строительных чертежах;возможности использования умений и навыков, приобретенных в ходе изучения дисциплины, в будущей профессиональной трудовой деятельности | ОП.01. Техническая графика | ОК 1 - 7ПК 1.1ПК 3.1ПК 4.1ПК 4.2 | |||
уметь:собирать электрические схемы по заданным принципиальным схемам;производить расчет простейших электрических цепей;пользоваться контрольно-измерительными приборами;измерять основные электрические параметры;соблюдать правила безопасной эксплуатации электрооборудования и использовать меры защиты от поражения электрическим током;согласованно работать в группе при выполнении лабораторно-практических работ;выделять и обобщать существенноев технических инструкциях и регламентах;знать:основные электрические и магнитные явления, возможности их практического использования;методы упрощенного расчета электрических цепей;основные сведения об устройстве и принципе действия электронных усилителей, выпрямителей и генераторов;назначение и принцип работы электрических и магнитных устройств в автоматических системах;типы и виды планирования работ, построения планов-графиков деятельности;стандарты и техническую документацию в данной области;возможности использования умений и навыков, приобретенных в ходе изучения дисциплины, в будущей профессиональной трудовой деятельности;основные нормы электробезопасности и правила безопасной эксплуатации электрооборудования | ОП.02. Электротехника | ОК 1 - 7ПК 1.1ПК 1.2ПК 2.2ПК 2.3ПК 3.1ПК 3.2ПК 4.1ПК 4.2 | |||
уметь.определять физико-химические и эксплуатационные свойства материалов;выбирать материалы на основе их свойств для использования в работе и обосновывать свой выбор;различать виды бетонов: легкие, тяжелые, особо тяжелые;определять виды, сортамент и назначение арматуры;применять способы упрочнения арматуры;осуществлять поиск информации из различных источников, необходимой для решения учебно-профессиональных задач;оценивать достигнутые результаты и корректировать деятельность на их основе;знать:виды химических связей и их влияние на свойства материала;механические, тепловые и физико-химические характеристики конструкционных и строительных материалов;технологические приемы создания строительных материалов с заданной структурой и комплексом свойств;пожароопасные свойства веществ и материалов;возможности использования умений и навыков, приобретенных в ходе изучения дисциплины, в будущей профессиональной трудовой деятельности | ОП.03.Материаловедение | ОК 1 - 7ПК 1.2ПК 2.1ПК 2.2ПК 2.3ПК 3.1ПК 3.2 | |||
уметь:определять место объекта в иерархической структуре управления;выбирать тип контрольно-измерительных приборов в соответствии с профессиональными задачами и производственными условиями;использовать средства контроля и защиты для обеспечения безопасности;выбирать критерии оценки продуктов производства и объективно оценивать результаты;выделять и обобщать существенное в технических инструкциях и регламентах;осуществлять поиск, обработку и представление информации в различных форматах (таблицы, графики, диаграммы, текст и т.д.), в том числе с использованием компьютерных программ;знать:основные виды и назначение автоматизированных систем управления;принципы построения автоматизированных систем управления технологическими процессами при производстве строительных материалов и железобетонных конструкций;типы устройств контроля и защиты;возможности использования умений и навыков, приобретенных в ходе изучения дисциплины, в будущей профессионально-трудовой деятельности;способы работы с информацией при разрешении профессионально-трудовых задач | ОП.04. Основы автоматизации производства | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 4.2 | |||
уметь:безопасно осуществлять различные виды профессиональной деятельности;принимать профилактические меры для снижения рисков и их последствий для здоровья в профессиональной деятельности и в быту;пользоваться индивидуальными средствами защиты и электрозащитными средствами;пользоваться средствами противопожарной защиты;выбирать оптимальные средства пожаротушения в зависимости от ситуации;использовать средства пожарной связи и сигнализации;соблюдать правила безопасной эксплуатации электрооборудования и использовать меры защиты от поражения электрическим током;принимать обоснованные решения в рабочей ситуации и нести ответственность за результаты в пределах своей компетенции;участвовать в коллективной работе на основе распределения обязанностей и ответственности за решение профессиональной трудовых задач;выделять и обобщать существенное в содержании инструкций и регламентов;знать:правовые, нормативные и организационные основы охраны труда;нормы и требования в области природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности;нормы и правила электробезопасности;регламенты ответственности работника за нарушение законодательства по охране труда;назначение и задачи производственной санитарии;назначение и правила эксплуатации индивидуальных средств защиты, электрозащитных противопожарных средств;порядок совместных действий с пожарной охраной и аварийно-спасательными формированиями при ликвидации аварий и пожаров;требования к безопасному устройству и эксплуатации электроустановок;меры защиты от поражения электрическим током;порядок вызова пожарной и аварийной служб;возможности использования умений и навыков, приобретенных в ходе изучения дисциплины, в будущей профессиональной трудовой деятельности | ОП.05. Охрана труда | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 4.2 | |||
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения;меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим | 32 | ОП.06. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 4.2 | ||
П.00 | Профессиональный учебный цикл | 462 | 316 | ||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 462 | 316 | ||
ПМ.01 | Приготовление бетонных смесей и растворовВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:управления работой смесительных установок;приготовления бетонных смесей и строительных растворов;планирования работ и осуществление контроля их выполнения, исходя из целей и задач деятельности, определенных руководителем;распределения обязанностей и согласования позиций в совместной деятельности по решению профессионально-трудовых задач;оформления первичной документации в сфере своей деятельности;соблюдения правил техники безопасности, требований экологической безопасности и охраны труда;уметь:выполнять работы по приготовлению бетонных смесей, строительных растворов в бетоносмесительных установках цикличного действия;выполнять работы по приготовлению бетонных смесей, строительных растворов в бетоносмесительных установках непрерывного действия;загружать в смесительные установки компоненты согласно принятой рецептуре и последовательности;производить выдачу готовых смесей и растворов на транспортирующие устройства;выбирать критерии оценки продуктов производства и объективно оценивать полученные результаты;выделять существенное содержание в технических инструкциях и регламентах;знать:устройство и правила эксплуатации смесительных установок и вспомогательного оборудования;последовательность загрузки компонентов в смесительные агрегаты;режимы перемешивания бетонных смесей и строительных растворов;порядок выдачи готового продукта на транспортирующие устройства;возможности использования умений и навыков, приобретенных в ходе изучения курса, в будущей профессиональной трудовой деятельности;типы и виды планирования работ;общие и специальные отраслевые правила, нормы и инструкции по технике безопасности в сфере своей производственной деятельности | МДК.01.01. Теоретические основы приготовления бетонных смесей и растворов | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.2 | ||
ПМ.02 | Формование бетонных и железобетонных изделий и конструкцийВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:проведения подготовительных работ к формованию железобетонных и бетонных изделий и конструкций;ведения технологического процесса формования железобетонных и бетонных изделий и конструкций;обработки отформованных изделий;работы с техническими инструкциями и регламентами в сфере своей деятельности;организации эффективного взаимодействия с коллегами и руководством;анализа рабочей ситуации, выбора средств реализации целей и задач, поставленных руководителем;безопасного ведения работ;уметь:выполнять работы по формованию сложных изделий и конструкций;управлять работой всех механизмов объемно-формовочной машины;выполнять укладку в форму отдельных элементов арматурного каркаса;устанавливать закладные детали, вкладыши, сердечники и делительные щиты;производить установку в формы предварительно напряженной арматуры;заполнять формы бетонной смесью;выполнять укладку, разравнивание и уплотнение бетонных смесей;выполнять затирку открытых поверхностей отформованных изделий;выбирать критерии оценки продуктов производства и объективно оценивать результаты;выделять существенное содержание в технических инструкциях и регламентах;выбирать эффективный способ разрешения проблем при наличии альтернативы и обосновывать его;знать:технологию формования железобетонных и бетонных изделий и конструкций;способы, правила укладки в формы элементов арматурного каркаса;требования к арматуре и закладным деталям;правила и последовательность действий при установке и фиксации закладных деталей;способы укладки и напряжения арматуры;назначение и правила установки вкладышей, сердечников, делительных щитов;приемы и способы заполнения форм бетонной смесью;способы разравнивания и уплотнения смеси;содержание работ и последовательность действий при проведении отделки отформованных изделий;назначение тепловлажностной обработки железобетонных изделий;возможности использования умений и навыков, приобретенных в ходе изучения курса, в будущей профессиональной трудовой деятельности;общие и специальные отраслевые правила, нормы и инструкции по технике безопасности в сфере своей производственной деятельности | МДК.02.01. Основы изготовления железобетонных изделий и конструкций | ОК 1 - 7ПК 2.1 - 2.3 | ||
ПМ.03 | Изготовление строительных изделий методом прессованияВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:ведения технологического процесса прессования различных видов кирпича, керамических, стеновых изделий и крупноразмерных блоков на прессах различной конструкции;контроля параметров технологического процесса прессования и качества готовой продукции;заключительной обработки продукции;планирования работ и осуществление контроля их выполнения, исходя из целей и задач деятельности, определенных руководителем;самостоятельного поиска информации из различных источников (в том числе профессиональных изданий, в сети Интернет и т.д.), необходимой для решения профессионально-трудовых задач;распределения обязанностей и согласования позиций в совместной деятельности по решению профессионально-трудовых задач;соблюдения требований техники безопасности и охраны труда при проведении работ;уметь:прессовать различные виды кирпича на прессах с различными технологическими режимами;регулировать поступление массы в пресс и ее увлажнение;определять качество прессуемых масс;обеспечивать равномерную загрузку массы под пресс;фиксировать показания контрольно-измерительных приборов и сравнивать их с нормативными значениями;осуществлять сушку, обжиг, шлифование, глазурирование и декорирование изделий;выбирать критерии оценки продуктов производства и объективно оценивать результаты;выделять существенное содержание в технических инструкциях и регламентах;выбирать эффективный способ разрешения проблем при наличии альтернативы и обосновывать его;знать:технологические режимы прессования различных строительных изделий;устройство и принцип действия обслуживаемых прессов;методы определения по внешним признакам качества формуемой массы;свойства гидромассы и ее состав;правила использования контрольно-измерительных приборов в соответствии с профессиональными задачами;способы шлифования, глазурирования и декорирования строительных изделий;способы контроля качества готовых строительных изделий;допустимые нагрузки на оборудование и профилактические меры по предупреждению поломок и аварий;нормы и правила оформления служебных документов в сфере профессионально-трудовой деятельности;общие и специальные отраслевые правила, нормы и инструкции по технике безопасности в сфере своей деятельности | МДК.03.01. Основы прессовки строительных изделий | ОК 1 - 7ПК 3.1 - 3.2 | ||
ПМ.04 | Обслуживание технологического оборудования производства железобетонаВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:наладки, регулировки и технического обслуживания оборудования и приспособлений в соответствии с требованиями технологического процесса;диагностики и устранения мелких неисправностей оборудования;оценки достигнутых результатов и внесения коррективов в деятельность на их основе;обработки и представления информации в различных форматах для разных групп пользователей (в том числе администрации, коллег, потребителей продукции и т.д.);безопасного ведения работ;уметь:наблюдать за состоянием технологического оборудования и показаниями контрольно-измерительных приборов;регулировать, чистить, смазывать обслуживаемое оборудование;диагностировать и устранять неполадки технологического оборудования;производить наладку систем сигнализации, контроля, блокировки, смазки механизмов;принимать обоснованные решения в рабочей ситуации и нести ответственность за результаты в пределах своей компетенции;выбирать эффективный способ разрешения проблем при наличии альтернативы и обосновывать его;оформлять различные документы служебного характера в соответствии со сферой профессиональной деятельности;соблюдать правила техники безопасности и охраны труда;знать:устройство и принципы действия обслуживаемого оборудования;назначение, устройство, правила эксплуатации контрольно-измерительных приборов;регламенты работ по техническому обслуживанию оборудованием;причины неполадок обслуживаемого оборудования и методы их устранения;допустимые нагрузки на оборудование и профилактические меры по предупреждению поломок и аварий;виды и типы проблем в профессиональной деятельности, обобщенные способы их разрешения;возможности повышения профессиональной квалификации;нормы и правила оформления служебных документов в сфере профессиональной трудовой деятельности;общие и специальные отраслевые правила, нормы и инструкции по технике безопасности в сфере своей деятельности | МДК.04.01.Теоретические основы обслуживания технологического оборудования производства железобетона | ОК 1 - 7ПК 4.1 - 4.2 | ||
ФК.00 | Физическая культурауметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни | 80 | 40 | ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7 | |
Вариативная часть учебных циклов ППКРС(определяется образовательной организацией) | 216 | 144 | |||
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС | 1080 | 720 | |||
УП.00 | Учебная практика | 19 нед. | 684 | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 4.2 | |
ПП.00 | Производственная практика | ||||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 1 нед. | |||
ГИА.00 | Государственная итоговая аттестация | 1 нед. |
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" | 20 нед. |
Учебная практика | 19 нед. |
Производственная практика | |
Промежуточная аттестация | 1 нед. |
Государственная итоговая аттестация | 1 нед. |
Каникулы | 2 нед. |
Итого | 43 нед. |
VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно пункту 3.2 ФГОС СПО), с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.