Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 717 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 112201.01 Хозяйка(ин) усадьбы" стр. 3

физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Таблица 2
Индекс
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час/нед.)
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
1944
1296
ОП.00Общепрофессиональный учебный цикл
482
336
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:определять организационно-правовую форму сельской усадьбы, основные направления ее деятельности;ориентироваться в вопросах организации труда в растениеводстве и животноводстве;знать:основные принципы рыночной экономики;понятия спроса и предложения на рынке товаров и услуг;особенности формирования, характеристику современного состояния и перспективы развития сельского хозяйства;основные виды сельхозпродукции, возможности ее использования;структуру регионального производства сельскохозяйственной продукции;механизмы ценообразования на сельскохозяйственную продукцию;организационно-правовые формы сельскохозяйственных организаций, их производственную и организационную структуру;правовые основы деятельности малых предприятий;нормативные акты и другие материалы по организации и ведению дел в сельскохозяйственной усадьбе;основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения;формы оплаты трудаОП.01.Экономические и организационно-правовые основы усадебного хозяйстваОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.7ПК 2.1 - 2.6ПК 3.1 - 3.6ПК 4.1 - 4.3
уметь:осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета;пользоваться простыми приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи;принимать решения и аргументированно отстаивать свою точку зрения в корректной форме;поддерживать деловую репутацию;создавать и соблюдать имидж делового человека;организовывать рабочее место;знать:правила делового общения;этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнерами, клиентами;основные техники и приемы общения: правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования;формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях;составляющие внешнего облика делового человека: костюм, прическа, макияж, аксессуары;правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общенияОП.02. Основы деловой культурыОК 1 - 10ПК 1.1ПК 1.2ПК 3.1 - 3.6ПК 4.1 - 4.3
уметь:соблюдать правила личной гигиены и промышленной санитарии;применять необходимые методы и средства защиты;готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств;дезинфицировать оборудование, инвентарь, помещения, транспорт;проводить простые микробиологические исследования продукции и давать оценку полученным результатам;знать:санитарно-технологические требования к помещениям, оборудованию, инвентарю, одежде, транспорту;правила личной гигиены работников;нормы гигиены труда;классификацию моющих и дезинфицирующих средств, правила их применения, условия и сроки хранения;правила проведения дезинфекции инвентаря и транспорта, дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений;основные типы пищевых отравлений и инфекций, источники возможного заражения;санитарные требования к условиям хранения сельскохозяйственного сырья и продукцииОП.03. Основы микробиологии, санитарии и гигиеныОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.7ПК 2.1 - 2.6ПК 3.1 - 3.6
уметь:обеспечивать соблюдение экологических норм и правил в сельскохозяйственной деятельности;использовать представления о взаимосвязи живых организмов и среды обитания в профессиональной деятельности;знать:принципы рационального природопользования;источники загрязнения окружающей среды;государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды;экологические аспекты сельскохозяйственной деятельностиОП.04. Экологические основыприродопользованияОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.7ПК 2.1 - 2.6ПК 3.1 - 3.6
уметь:вести бухгалтерский учет и отчетность;знать:сущность и содержание бухгалтерского дела;основные правила и методы ведения бухгалтерского учета;виды бухгалтерских счетов;учет движения денежных средств;экономическую сущность налогов, их функции;принципы и методы налогообложения;способы уплаты налогов;основы налогового законодательства Российской Федерации;аудит активов, обязательств, капитала, доходов, расходов и финансовых результатов сельской усадьбыОП.05. Основы бухгалтерского учета, налогов и аудитаОК 1 - 10ПК 1.1ПК 1.5 - 1.7ПК 2.1ПК 2.3 - 2.6ПК 3.1ПК 4.1 - 4.3
уметь:использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;знать:устройство персонального компьютера, его функции;возможности использования информационных технологий для организации учета и контроля работ в сельской усадьбе;прикладные программы для ведения учетаОП.06.Информационные технологии в профессиональной деятельностиОК 1 - 10ПК 1.1ПК 2.1ПК 3.1ПК 4.1 - 4.3
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
68
ОП.07. Безопасность жизнедеятельностиОК 1 - 9ПК 1.1 - 1.7ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.6
П.00Профессиональный учебный цикл
1282
870
ПМ.00Профессиональные модули
1282
870
ПМ.01Уход за сельскохозяйственными животными, хранение и переработка продукции животноводства в сельской усадьбеВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:ухода за сельскохозяйственными животными (крупный рогатый скот, свинья, птица);доения коров;обработки продукции животноводства, подготовки ее к хранению;уметь:кормить, поить животных, осуществлять уход за ними в соответствии с распорядком дня и составленными рационами;подготавливать корма к скармливанию;готовить коров к машинному доению;проводить сборку, разборку, использование и хранение доильных установок;осуществлять машинное доение с соблюдением необходимых зоогигиенических ветеринарных требований;выявлять коров в охоте, проводить запуск и подготовку корову к отелу;осуществлять особый уход за коровой и теленком в первые дни после родов;подготавливать свинью к опоросу, ухаживать за поросятами;проводить сбор яиц;проводить первичную обработку продукции животноводства (молока, мяса, яиц), закладывать ее на хранение;знать:правила кормления различных сельскохозяйственных животных;способы заготовки, хранения и подготовки кормов к скармливанию;строение вымени коровы, процессы молокообразования и молокоотдачи; правила ухода за выменем; болезни вымени и причины вызывающего его заболевания;правила подготовки к искусственному осеменению;технические характеристики, устройство, принцип работы, правила эксплуатации доильных установок, порядок ежедневных и периодических уходов за доильными аппаратами и молочной посудой;технику машинного доения коров;особенности ухода за свиньями и птицей;основные способы переработки и хранения продукции животноводстваМДК.01.01.Технологии ухода за сельскохозяйственными животнымиМДК.01.02. Технологии хранения и переработки продукции животноводства в сельской усадьбеОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.7
ПМ.02Производство, хранение и переработка продукции растениеводства в сельской усадьбеВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:возделывания, уборки и хранения сельскохозяйственных культур с применением средств механизации;уметь:выполнять работы, связанные с выращиванием плодовых, овощных, ягодных, декоративных и древесно-кустарниковых растений и уходом за ними;озеленять и благоустраивать территорию усадьбы с применением средств механизации и с соблюдением требований безопасности труда;вести борьбу с вредителями и болезнями плодовых, овощных, ягодных, декоративных и древесно-кустарниковых растений;выполнять работы по обрезке плодовых, декоративных и древесно-кустарниковых культур;выполнять работы по организации плодового питомника с соблюдением технологии выращивания подвоев;закладывать плодовый сад, подбирать и размещать сорта и подготавливать почву, производить посадку и уход за саженцами;производить уход за молодым садом (обработка почвы, внесение удобрений, полив, формирование кроны, обрезка);производить уход за плодоносящим садом (обработка почвы, внесение удобрений, уход за штамбом и кроной, обрезка, прививка, уборка урожая);обеспечивать своевременное хранение, переработку и реализацию скоропортящейся плодоовощной и ягодной продукции;знать:основы агрономии: почвы и их плодородие, условия жизни растений, сорные растения и меры борьбы с ними, обработка почвы, питание растений, удобрения и их применение, севообороты и их классификация, орошение сельскохозяйственных культур и осушение земель;основных вредителей и болезни изучаемых культур, современные средства защиты от вредителей и болезней и приемы оздоровления посадочного материала;способы размножения и рассадный метод выращивания овощей;основные и агротехнические приемы ухода за овощными и плодовыми культурами;требования к качеству плодово-ягодной и овощной продукции, закладываемой на хранение и предназначенной для переработки;процессы, происходящие в плодах, ягодах и овощах при хранении;технологию хранения и переработки плодов, ягод и овощейМДК.02.01. Технологии производства продукции растениеводства в сельской усадьбеМДК.02.02. Технологии хранения и переработки продукции растениеводства в сельской усадьбеОК 1 - 9ПК 2.1 - 2.6
ПМ.03Кулинарное приготовление пищи и контроль качества блюдВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:приготовления блюд и определения их качества;уметь:применять экономически обоснованные приемы приготовления блюд;проводить органолептическую оценку качества различных групп продовольственных товаров, определять виды вкусовых продуктов;рационально использовать различные группы продовольственных товаров в кулинарии и кондитерском производстве;правильно хранить пищевые продукты, предотвращать поступление в пищу некачественных, вредных для здоровья продуктов и товаров;производить расчет энергетической ценности пищевых рационов;соблюдать санитарно-пищевые нормы;пользоваться сборниками рецептур блюд, кулинарных и мучных кондитерских изделий;рассчитывать количество сырья по нормативам и документально оформлять отпуск продуктов и сырья на приготовление блюд;организовывать рабочее место, пользоваться весоизмерительным оборудованием;сервировать стол;знать:общие понятия о физиологии питания;технологии кулинарного приготовления пищи и контроля качества блюд;понятия о пищевой биологической и физиологической ценности пищевых продуктов;группы продовольственных товаров, правила их использования в кулинарии и производстве мучных кондитерских изделий;требования к качеству продуктов и методы его оценки: факторы, влияющие на качество товаров, дефекты, сроки и условия хранения товаров и сырья;потребительские свойства товаров;маркировку и упаковку;понятия и способы экономного расходования энергии, топлива;назначение, устройство, принцип работы кухонного оборудования;правила сервировки столаМДК.03.01. Технологии кулинарного приготовления пищи и контроль качества блюдОК 1 - 9ПК 3.1 - 3.6
ПМ.04Ведение оперативного учета имущества, обязательств, финансовых и хозяйственных операций в сельской усадьбеВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:оперативного учета в сельской усадьбе;уметь:пользоваться нормативной документацией;оформлять первичную документацию (с указанием реквизитов, кодификации);проводить оперативный учет продукции растениеводства и животноводства;вести учет материалов, работ, услуг и движения готовой продукции;определять показатели экономической эффективности ведения хозяйства сельской усадьбы;знать:назначение, организацию, формы и методы проведения оперативного учета;нормативную документацию;правила заполнения, обработку, порядок и сроки хранения первичной документации;учет работы машинно-тракторных агрегатов;учет естественной убыли;методы инвентаризации материальных ценностейМДК.04.01. Методы учета имущества, обязательств, финансовых и хозяйственных операцийОК 1 - 10ПК 4.1 - 4.3
ФК.00Физическая культураВ результате освоения раздела обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни
180
90
ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7ОК 9
Вариативная часть учебных циклов ППКРС(определяется образовательной организацией)
486
324
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
2430
1620
УП.00Учебная практика
33 нед.
ОК 1 - 9ПК 1.1 - 1.7ПК 2.1 - 2.6ПК 3.1 - 3.6ПК 4.1 - 4.3
ПП.00Производственная практика
ПА.00Промежуточная аттестация
3 нед.
ГИА.ООГосударственная итоговая аттестация
1 нед.
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 95 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
45 нед.
Учебная практика
33 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация
3 нед.
Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Каникулы
13 нед.
Итого
95 нед.

VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно пункту 3.2 ФГОС СПО), с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(3).
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)57 нед.
промежуточная аттестация3 нед.
каникулы22 нед.
7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы*(4).
7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.