4.3. Обучающийся по профессии 270839.02 Слесарь по изготовлению деталей и узлов технических систем в строительстве готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Изготовление деталей, конструкций и узлов технических систем.
4.3.2. Проведение испытаний санитарно-технических устройств и узлов.
4.3.3. Монтаж санитарно-технических систем, систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации, технологических трубопроводов.
V. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Изготовление деталей, конструкций и узлов технических систем.
ПК 1.1. Выполнять эскизы конструкций и узлов технических систем.
ПК 1.2. Выполнять общеслесарные операции ручными инструментами и на механизированном оборудовании.
ПК 1.3. Производить обработку металла на металлорежущих станках.
ПК 1.4. Выполнять сборку разъемных и неразъемных соединений при изготовлении узлов технических систем.
ПК 1.5. Проводить укрупнительную сборку конструкций и узлов технических систем на стендах, механизированных и конвейерных линиях.
5.2.2. Проведение испытаний санитарно-технических устройств и узлов.
ПК 2.1. Проводить гидравлические испытания всех видов санитарно-технических устройств и узлов.
ПК 2.2. Проводить пневматические испытания всех видов санитарно-технических устройств и узлов.
5.2.3. Монтаж санитарно-технических систем, систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации, технологических трубопроводов.
ПК 3.1. Выполнять такелажные работы при перемещении грузов с помощью грузоподъемных средств и механизмов.
ПК 3.2. Комплектовать санитарно-технические системы, системы вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации, технологические трубопроводы.
ПК 3.3. Оборудовать сантехнические кабины трубопроводами и сантехникой.
VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Таблица 2
Индекс | Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) | В т.ч. часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" | 864 | 576 | |||
ОП.00 | Общепрофессиональный учебный цикл | 322 | 220 | ||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь;читать чертежи деталей технических систем;строить аксонометрические проекции тел, виды, сечения, разрезы деталей;выполнять эскизы конструкций и узлов;выделять существенное содержание в технической документации;знать:правила чтения, оформления и выполнения чертежей и эскизов конструкций и узлов в соответствии с требованиями единой системы конструкторской документации;назначение и состав проекционных изображений, правила проецирования;специфику метрических характеристик, условные графические обозначения;условные, схематизированные и упрощенные изображения элементов конструкций, узлов и стыков деталей;возможности использования умений и навыков, приобретенных в ходе изучения дисциплины, в будущей профессиональной трудовой деятельности | ОП.01. Техническая графика | ОК 1 - 7ПК 1.1 | |||
уметь:классифицировать материалы, используемыедля изготовления деталей и узлов технических систем;расшифровывать марки чугунов, сталей, сплавов цветных металлов;выбирать основные и вспомогательные материалы в соответствии с условиями применения;пользоваться справочными материалами по материаловедению;осуществлять поиск информации из различных источников, необходимой для решения учебных задач;оценивать достигнутые результаты и корректировать деятельность на их основе;знать:классификацию, назначение и область использования основных и вспомогательных материалов технических систем зданий и сооружений;состав, структуру, химические, физические, механические, технологические свойства основных и вспомогательных материалов технических систем;возможности использования умений и навыков, приобретенных в ходе изучения дисциплины,в будущей профессионально-трудовой деятельности;типы и виды источников информации по материалам технических систем, их особенности;способы работы с информацией при решении учебных задач;пожароопасные свойства веществ и материалов | ОП.02. Материаловедение | ОК 1 - 7ПК 1.2ПК 1.3ПК 1.4 | |||
уметь:читать и составлять по заданным условиям принципиальные схемы несложных электрических цепей;собирать простые электрические цепи по заданным принципиальным или монтажным схемам, находить в них неисправности;пользоваться контрольно-измерительными приборами;пользоваться справочными материалами, самостоятельно оформлять отчет, проводить самоконтроль и взаимоконтроль результатов;сотрудничать в группе при выполнении лабораторно-практических работ;выделять и обобщать существенное в технических инструкциях и регламентах;знать:основные электрические и магнитные явления, используемые в электротехнической практике;характеристики электрических и магнитных полей;характеристики электрических цепей постоянного и переменного токов, магнитных цепей;назначение, основные характеристики и схемы включения электроизмерительных приборов, трансформаторов, электрических машин постоянного и переменного токов, электрических и магнитных элементов автоматики;типы и виды планирования работ, построение планов-графиков деятельности;стандарты и техническую документацию в данной области;возможности использования умений и навыков, приобретенных в ходе изучения дисциплины, в будущей профессиональной трудовой деятельности;основные нормы электробезопасности и правила безопасной эксплуатации электрооборудования | ОП.03. Электротехника | ОК 1 - 7ПК 1.1ПК 1.2ПК.1.5 | |||
уметь:читать функциональные схемы автоматизации производственных процессов;выбирать тип контрольно-измерительных приборов в соответствии с производственными условиями и профессиональными задачами;определять место объекта в иерархической структуре управления;использовать средства контроля и защиты для обеспечения безопасности;выбирать критерии оценки продуктов производства и объективно оценивать результаты;выделять и обобщать существенное в технических инструкциях и регламентах;осуществлять поиск, обработку и представление информации в различных форматах (таблицы, графики, диаграммы, текст и т.д.), в том числе с использованием компьютерных программ;знать:цели, задачи и направления развития автоматизации производства, уровни автоматизации производственных процессов;классификацию и структуру систем автоматического управления;номенклатуру, назначение, устройство, принципы работы и основные характеристики элементов систем автоматического управления;обозначение элементов и содержание функциональных схем автоматизации производственных процессов;основные виды и назначение автоматизированных систем управления;устройство, назначение и характеристики контрольно-измерительных приборов и инструментов;возможности использования умений и навыков, приобретенных в ходе изучения дисциплины, в будущей профессиональной трудовой деятельности;способы работы с информацией при решении учебных задач | ОП.04. Основы автоматизации производства | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.4ПК 3.1 | |||
уметь:принимать профилактические меры для снижения рисков и их последствий для здоровья в профессиональной деятельности и в быту;подбирать и применять средства индивидуальной защиты и электрозащитные средства;выбирать первичные средства пожаротушения и пользоваться ими в зависимости от ситуации;использовать средства пожарной связи и сигнализации;принимать обоснованные решения в рабочей ситуации и нести ответственность за результаты в пределах своей компетенции;участвовать в коллективной работе на основе распределения обязанностей и ответственности за решение профессионально-трудовых задач;выделять существенное содержание в технических инструкциях и регламентах;знать:права и обязанности работников в области охраны труда;нормы и требования в области природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности;регламенты ответственности работника за нарушение законодательства по охране труда;производственную санитарию, правила личной гигиены;правила пожарной безопасности и электробезопасности;условия безопасного проведения технологического процесса;порядок совместных действий с пожарной охраной и аварийно-спасательными формированиями при ликвидации аварий и пожаров;возможности использования умений и навыков, приобретенных в ходе изучения дисциплины, в будущей профессиональной трудовой деятельности | ОП.05. Охрана труда | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 3.3 | |||
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения;меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим | 32 | ОП.06. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 3.3 | ||
П.00 | Профессиональный учебный цикл | 462 | 316 | ||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 462 | 316 | ||
ПМ.01 | Изготовление деталей, конструкций и узлов технических системВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:организации рабочего места слесаря по изготовлению деталей, конструкций и узлов технических систем в строительстве;планирования работ по изготовлению деталей, конструкций и узлов технических систем;работы с технической и технологической документацией по изготовлению деталей, конструкций и узлов технических систем;чтения рабочих чертежей, выполнения эскизов конструкций и узлов;выполнения общеслесарных операций при изготовлении деталей технических систем ручными инструментами и на механизированном оборудовании;обработки металла на станках;сборки неразъемных и разъемных соединений при изготовлении конструкций и узлов технических систем;самостоятельного поиска информации из различных источников, необходимой для решения профессиональных задач;организации эффективного взаимодействия с коллегами и руководством;безопасного проведения работ;уметь:читать чертежи деталей и сборочные чертежи узлов и конструкций технических систем;выполнять эскизы конструкций и узлов технических систем;определять по внешнему виду тип и назначение оборудования технических систем;подбирать основные и вспомогательные материалы для изготовления деталей, конструкций и узлов технических систем;определять различные отклонения параметров деталей от номинальных значений;выполнять подготовительные операции слесарной обработки (разметку, рубку, правку, гибку, резку) ручными инструментами и на механизированном оборудовании;выполнять размерную слесарную обработку (опиливание, обработку отверстий, обработку резьбовых поверхностей) ручными инструментами и на механизированном оборудовании;выполнять пригоночные операции слесарной обработки (распиливание, припасовку, шабрение, притирку и доводку) ручными инструментами и на механизированном оборудовании;выполнять обработку металла на токарно-винторезных, универсально-фрезерных, плоскошлифовальных, поперечно-строгальных станках;выполнять сборку неподвижных неразъемных соединений при изготовлении узлов технических систем (паяние, лужение, склеивание, клепка, вальцевание, соединение с гарантированным натягом);производить сварку труб из полимерных материалов;выполнять сборку неподвижных разъемных соединений труб (на резьбе, фальцах, фланцах, раструбного соединения);осуществлять контроль качества сборки конструкций и узлов технических систем;выполнять разборку, притирку и сборку трубопроводной арматуры;выполнять сборку деталей воздуховодов на фланцах, бандажах, шинах и рейках, манжетах;выполнять укрупнительную сборку конструкций и узлов систем отопления, холодного и горячего водоснабжения, канализации, систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации, узлов трубопроводов;планировать профессиональную деятельность и организовывать ее выполнение в соответствии с планом;выбирать критерии оценивания и вести самоконтроль качества выполнения работ;применять правила и нормы делового общения в различных производственных ситуациях;пользоваться индивидуальными средствами защиты и первичными средствами пожаротушения;использовать средства пожарной связи и сигнализации;соблюдать правила безопасной эксплуатации станков и оборудования;знать:устройство санитарно-технических систем, систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации, технологических трубопроводов;основные правила построения чертежей и схем деталей, конструкций и узлов технических систем;основные и вспомогательные материалы для изготовления деталей, конструкций и узлов технических систем;классификацию, устройство и правила работы с измерительными приборами и инструментами;классификацию, устройство и принципы действия слесарных инструментов и оборудования;основы теории резания металла;классификацию, устройство и принципы действия металлорежущих станков, приспособлений для обработки заготовок на металлорежущих станках;способы выполнения неподвижных неразъемных и разъемных соединений деталей и узлов технических систем;способы выполнения укрупнительной сборки конструкций и узлов технических систем;виды и типы предприятий, форм занятости для трудоустройства слесарей по изготовлению деталей и узлов технических систем в строительстве;виды планирования работ, способы самоконтроля и коррекции профессиональной деятельности;способы работы с информацией при решении профессиональных задач;нормы и правила оформления служебных документов в сфере профессиональной деятельности;правила техники безопасности | МДК.01.01. Теоретические основы изготовления деталей, конструкций и узлов технических систем | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.5 | ||
ПМ.02 | Проведение испытаний санитарно-технических устройств и узловВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:проведения гидравлических и пневматических испытаний всех видов санитарно-технических устройств и узлов;анализа рабочей ситуации, выбора средств реализации целей и задач испытания санитарно-технических устройств и узлов;планирования работ и осуществления контроля их выполнения, исходя из целей и задач испытания санитарно-технических устройств и узлов, определенных руководителем;распределения обязанностей и согласования позиций в совместной деятельности при проведении испытания санитарно-технических устройств и узлов;безопасного ведения работ;уметь:вести подготовительные работы для испытаний санитарно-технических устройств и узлов;проверять соответствие установленного оборудования и выполненных работ требованиям технической документации;выбирать оптимальный способ испытания санитарно-технических устройств и узлов;устранять дефекты, обнаруженные во время испытаний санитарно-технических устройств и узлов;составлять отчетную документацию по итогам испытаний санитарно-технических устройств и узлов;участвовать в коллективной работе на основании распределения обязанностей и ответственности за проведение испытаний;составлять документы первичной отчетности;принимать обоснованные решения в рабочей ситуации и нести ответственность за результаты в пределах своей компетенции; знать:правила изготовления, эксплуатации и обслуживания технологических трубопроводов и сосудов, работающих под давлением;существующие способы испытания санитарно-технических устройств и узлов, условия их применения;правила гидравлического и пневматического испытания санитарно-технических устройств и узлов;правила оформления отчетной документации;типы и виды планирования работ, построение планов-графиков профессиональной деятельности, способы самоконтроля и коррекции | МДК.02.01.Технологии испытаний санитарно-технических устройств и узлов | ОК 1 - 7ПК 2.1 - 2.2 | ||
ПМ.03 | Монтаж санитарно-технических систем, систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации, технологических трубопроводовВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:планирования работ по монтажу санитарно-технических систем, систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации, технологических трубопроводов;работы с технической и технологической документацией монтажных работ санитарно-технических систем, систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации, технологических трубопроводов;выполнения монтажа санитарно-технических систем, систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации, технологических трубопроводов в соответствии с правилами техники безопасности;организации эффективного взаимодействия с коллегами и руководством;самостоятельного поиска информации из различных источников (в том числе профессиональных изданий, в сети Интернет и т.д.), необходимой для решения профессионально-трудовых задач;составления документов первичной отчетности;уметь:организовывать выполнение монтажных работ в соответствии с технической и технологической документацией;участвовать в коллективной работе на основании распределения обязанностей и ответственности за проведение монтажных работ;планировать профессиональную деятельность и организовывать ее выполнение в соответствии с планом;выбирать критерии оценивания и вести самоконтроль качества выполнения работ;применять правила и нормы делового общения в различных производственных ситуациях;участвовать в коллективной работе на основании распределения обязанностей и ответственности за проведение монтажных работ;выполнять такелажные работы при перемещении грузов с помощью грузоподъемных средств и механизмов;комплектовать санитарно-технические системы, системы вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации, технологические трубопроводы;проводить обвязку ручных насосов, водомерных узлов, регулировочных и редукционных клапанов, конденсатоотводчиков, радиаторных и конвекторных блоков;оборудовать сантехнические кабины трубопроводами и сантехникой;соблюдать требования техники безопасности при проведении работ;знать:классификацию, назначение, устройство и принципы действия грузоподъемных средств и механизмов, грузозахватных приспособлений и инструментов;правила выполнения такелажных работ при перемещении грузов с помощью грузоподъемных средств и механизмов;способы комплектования санитарно-технических систем, систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации, технологических трубопроводов;правила обвязки санитарно-технического оборудования, оснащения сантехнических кабин трубопроводами и сантехникой;виды планирования работ слесаря по изготовлению деталей и узлов технических систем в строительстве, методы самоконтроля;способы работы с информацией при решении профессиональных задач;нормы и правила оформления служебных документов в сфере профессиональной деятельности;требования техники безопасности при проведении работ | МДК.03.01. Основы монтажа технических систем | ОК 1 - 7ПК 3.1 - 3.3 | ||
ФК.00 | Физическая культурауметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни | 80 | 40 | ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7 | |
Вариативная часть учебных циклов ППКРС(определяется образовательной организацией) | 216 | 144 | |||
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС | 1080 | 720 | |||
УП.00 | Учебная практика | 19 нед. | 684 | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 3.3 | |
ПП.00 | Производственная практика | ||||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 1 нед. | |||
ГИА.00 | Государственная итоговая аттестация | 1 нед. |
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" | 20 нед. |
Учебная практика | 19 нед. |
Производственная практика | |
Промежуточная аттестация | 1 нед. |
Государственная итоговая аттестация | 1 нед. |
Каникулы | 2 нед. |
Итого | 43 нед. |
VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно пункту 3.2 ФГОС СПО), с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.