ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Проведение гидрометеорологических наблюдений и работ на сети станций и постов.
ПК 1.1. Выполнять гидрометеорологические наблюдения и работы, первичную обработку и проверку материалов наблюдений.
ПК 1.2. Эксплуатировать технические средства и устройства, применяемые для гидрометеорологических наблюдений и работ.
ПК 1.3. Подготавливать и передавать гидрометеорологическую информацию потребителям.
5.2.2. Ремонт и поверка приборов, оборудования, используемых в гидрометеорологии.
ПК 2.1. Диагностировать неисправности приборов, оборудования и средств связи.
ПК 2.2. Производить профилактический осмотр и мелкий ремонт приборов, оборудования, средств связи.
ПК 2.3. Выполнять поверку и юстировку приборов.
VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой квалификации. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Таблица 2
Индекс | Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) | В т.ч. часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" | 864 | 576 | |||
ОП.00 | Общепрофессиональный учебный цикл | 264 | 176 | ||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:контролировать выполнение заземления, зануления;настраивать радиопередатчики, радиоконтуры на заданную частоту, пользоваться радиопередающими и радиоприемными устройствами;проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов;снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;знать:виды и свойства радиоволн, принципы модуляции сигналов, радиопередающие и радиоприемные устройства;виды и свойства электротехнических материалов;методы расчета электрических цепей;основные законы электротехники;основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;основные элементы электрических сетей;правила графического изображения и составления электрических схем;правила сращивания, спайки и изоляции проводов;правила техники безопасности при работе с электрическими приборами;принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения;способы экономии электроэнергии;сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;характеристики и параметры электрических и магнитных полей, параметры различных электрических цепей;двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принцип действия правила пуска, остановки | ОП.01.Основы электротехники и радиоэлектроники | ОК 1ОК 2ОК 4ОК 6ОК 7ПК 1.1ПК 1.2ПК 1.3ПК 2.1ПК 2.2ПК 2.3 | |||
уметь:оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с основными правилами и требованиями нормативных документов системы сертификации и стандартизации к основным видам продукции (услуг) и процессов;обоснованно выбирать и применять контрольно-измерительные приборы и инструменты;свободно читать и понимать технологическую документацию с обозначением точности изготовления (квалитеты), характера соединений (посадки), указания о предельных отклонениях формы и расположения поверхностей, шероховатости;определять предельные отклонения размеров по технологической документации;определять допуск размера, годность детали по результатам измерения;знать:основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;основы государственного метрологического контроля и надзора;основы метрологии и принципы технических . измерений;обозначение посадок в Единой системе допусков и посадок (ЕСДП);виды измерительных средств;методы определения погрешностей измерений;систему допусков и посадок;параметры шероховатости;устройство, условия и правила применения контрольно-измерительных приборов, инструментов и испытательной аппаратуры | ОП.02.Основы стандартизации и технические измерения | ОК 1ОК 2ОК 4ОК 6ОК 7ПК 1.1ПК 1.2ПК 1.3ПК 2.1ПК 2.2ПК 2.3 | |||
уметь:выполнять обработку первичной гидрометеорологической информации с использованием общего и профессионального программного обеспечения;знать:назначение и состав систем автоматизированной обработки данных, официально принятых для использования в гидрометеорологии; технологические этапы ввода данных гидрометеорологических наблюдений, назначение и состав офисного пакета программ | ОП.03.Информационные технологии в профессиональной деятельности | ОК 1ОК 2ОК 4ОК 6ОК 7ПК 1.1ПК 1.2ПК 1.3ПК 2.1ПК 2.2ПК 2.3 | |||
уметь:оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте;пользоваться средствами индивидуальной и групповой защиты;применять безопасные приемы труда на территории предприятия и в производственных помещениях;использовать экобиозащитную и противопожарную технику;определять и проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;знать:виды и правила проведения инструктажей по охране труда;возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;действие токсичных веществ на организм человека;законодательство в области охраны труда;меры предупреждения пожаров и взрывов;нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;общие требования безопасности на территории предприятия и в производственных помещениях;основные причины возникновения пожаров и взрывов;правовые и организационные основы охраны труда на предприятии, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;права и обязанности работников в области охраны труда;правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты;предельно допустимые концентрации (ПДК) и индивидуальные средства защиты;принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов | ОП.04.Охрана труда и техника безопасности | ||||
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим | 32 | ОП.05. Безопасностьжизнедеятельности | ОК 1ОК 2ОК 4ОК 6ОК 7ПК 1.1ПК 1.2ПК 1.3ПК 2.1ПК 2.2ПК 2.3 | ||
П.00 | Профессиональный учебный цикл | 520 | 360 | ||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 520 | 360 | ||
ПМ.01 | Гидрометеорологические наблюдения и работыВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выполнения гидрометеорологических наблюдений и работ в соответствии с нормативно-технической документацией, первичной обработки, проверки и анализа полученных результатов;эксплуатации технических средств и устройств, применяемых для гидрометеорологических наблюдений и работ, подготовки их к эксплуатации;обеспечение организаций и населения гидрометеорологическими данными, а также предупреждениями об опасных и стихийных гидрометеорологических явлениях;уметь:применять нормативно-техническую документацию при организации и проведении гидрометеорологических наблюдений и работ;выполнять гидрологические, океанографические, метеорологические, агрометеорологические, гидрохимические наблюдения и работы, предусмотренные программами метеорологических, гидрологических, озерных, воднобалансовых, морских и устьевых станций и постов; выполнять первичную обработку и проверку материалов измерений и наблюдений, подготавливать их к автоматизированной обработке; эксплуатировать приборы, установки и оборудование, применяемые при выполнении гидрометеорологических наблюдений и работ;эксплуатировать технические средства иустройства, применяемые для гидрометеорологических наблюдений и работ;подготавливать их к эксплуатации;осуществлять информационную работу, включая обеспечение организаций и населения гидрометеорологическими данными, а также предупреждениями об опасных и стихийных гидрометеорологических явлениях;знать:физическую сущность и взаимосвязь процессов и явлений, происходящих в гидросфере, атмосфере и литосфере; руководящие документы, наставления, методические указания и другие нормативные документы, регламентирующие работы и наблюдения, выполняемые в соответствии с должностными обязанностями; методы и порядок проведения гидрологических, океанографических, метеорологических, агрометеорологических, гидрохимических наблюдений и работ; особенности работы на труднодоступных станциях и постах; методы и порядок первичной обработки, проверки и анализа данных наблюдений; порядок подготовки первичной гидрометеорологической информации к автоматизированной обработке;устройство, принцип действия, правила установки, эксплуатации, поверки приборов, оборудования и установок;состав гидрометеорологической информации, средства связи и систему обеспечения отраслей экономики и населения гидрометеорологической информацией, в т.ч. об опасных и стихийных гидрометеорологических явлениях | МДК.01.01. Технология гидрометеорологических наблюдений и работ | ОК 1ОК 2ОК 3ОК 4ОК 5ОК 6ОК 7ПК 1.1ПК 1.2ПК 1.3 | ||
ПМ.02 | Техническое обслуживание приборов и оборудованияВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:диагностирования приборов и оборудования;выполнения профилактического осмотра и устранения мелких неисправностей приборов, оборудования, средств связи;обязательной поверки и юстировки приборов и оборудования и их поверки в полевых условиях после устранения мелких неисправностей;уметь:выявлять причины неисправностей приборов, оборудования, средств связи; принимать решения о характере проведения ремонта; проводить профилактический осмотр приборов, оборудования, средств связи; устранять мелкие неисправности;выполнять поверку и юстировку приборов и оборудования в полевых условиях;знать:устройство приборов, оборудования, средств связи; методику диагностики неисправностей; возможные причины неисправностей;порядок проведения профилактического осмотра приборов, оборудования, средств связи; способы устранения неисправностей;основы метрологии, стандартизации и сертификации; сроки поверки приборов и оборудования; виды поверок; методику выполнения поверок | МДК.02.01.Ремонтно-эксплуатационная деятельность по обслуживанию приборов и оборудования | ОК 1ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7ПК 2.1ПК 2.2ПК 2.3 | ||
ФК.00 | Физическая культураВ результате освоения раздела обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни | 80 | 40 | ОК 1ОК 6ОК 7 | |
Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией) | 216 | 144 | |||
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС | 1080 | 720 | |||
УП.00 | Учебная практика | 19 нед. | 884 | ОК 1 - 7ПК 1.1ПК 1.2ПК 1.3ПК 2.1ПК 2.2ПК 2.3 | |
ПП.00 | Производственная практика | ||||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 1 нед. | |||
ГИА.00 | Государственная итоговая аттестация | 1 нед. |
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" | 20 нед. |
Учебная практика | 19 нед. |
Производственная практика | |
Промежуточная аттестация | 1 нед. |
Государственная итоговая аттестация | 1 нед. |
Каникулы | 2 нед. |
Итого | 43 нед. |
VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(3).
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.