ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Выполнение подготовительных работ.
ПК 1.1. Изготавливать конструкции основ для художественно-оформительских работ.
ПК 1.2. Подготавливать к художественно-оформительским работам рабочие поверхности из различных материалов.
ПК 1.3. Составлять колера.
ПК 1.4. Оформлять фоны.
5.2.2. Выполнение шрифтовых работ.
ПК 2.1. Изготавливать простые шаблоны.
ПК 2.2. Вырезать трафареты оригинальных шрифтов и декоративных элементов.
ПК 2.3. Выполнять художественные надписи.
5.2.3. Выполнение оформительских работ.
ПК 3.1. Выполнять роспись рисунков композиционного решения средней сложности по эскизам и под руководством художника.
ПК 3.2. Изготавливать объемные элементы художественного оформления из различных материалов.
ПК 3.3. Создавать объемно-пространственные композиции.
5.2.4. Изготовление рекламно-агитационных материалов.
ПК 4.1. Выполнять элементы макетирования.
ПК 4.2. Подготавливать к использованию исходные изображения, в том числе фотографические.
ПК 4.3. Комбинировать элементы оформления и надписи в рекламных материалах.
ПК 4.4. Контролировать качество выполненных работ.
VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой квалификации. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Таблица 2
Индекс | Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) | В т.ч. часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" | 864 | 576 | |||
ОП.00 | Общепрофессиональный учебный цикл | 168 | 112 | ||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:различать функциональную, конструктивную и эстетическую ценность объектов дизайна;создавать эскизы и наглядные изображения объектов дизайна;использовать художественные средства композиции, цветоведения, светового дизайна для решения задач дизайнерского проектирования;выстраивать композиции с учетом перспективы и визуальных особенностей среды;выдерживать соотношение размеров;соблюдать закономерности соподчинения элементов;переводить изображения из одного масштаба в другой;знать:основные приемы художественного проектирования эстетического облика среды;принципы и законы композиции;элементы линейной перспективы;средства композиционного формообразования: пропорции, масштабность, ритм, контраст и нюанс;специальные выразительные средства: план, ракурс, тональность, колорит, изобразительные акценты, фактуру и текстуру материалов;принципы создания симметричных и асимметричных композиций;основные и дополнительные цвета, принципы их сочетания;ряды хроматических и ахроматических тонов и переходные между ними;свойства теплых и холодных тонов;особенности различных видов освещения, приемы светового решения в дизайне: световой каркас, блики, тени, светотеневые градации. | ОП.01.Основы дизайна и композиции | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.4ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.3ПК 4.1 - 4.4 | |||
уметь:подбирать материалы и их сочетания в соответствии с художественным замыслом и физико-химическими характеристиками;применять материалы в соответствии с особенностями выполняемых работ;знать:общие сведения, классификацию, назначение, виды и свойства материалов, применяемых для выполнения художественно-оформительских работ;характеристики конструкционных материалов: древесины, металлов, керамики, стекла, пластических масс;характеристики декоративно-отделочных материалов и области их применения;сорта и марки лаков и красок, шпатлевочно-грунтовочные составы;влияние физико-химических свойств материалов на их сочетаемость;меры безопасности при хранении и работе с горючими веществами и материалами с легковоспламеняющимися жидкостями. | ОП.02. Основы материаловедения | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.4ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.3ПК 4.1 - 4.4 | |||
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. | 32 | ОП.03. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.4ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.3ПК 4.1 - 4.4 | ||
П.00 | Профессиональный учебный цикл | 696 | 464 | ||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 696 | 464 | ||
ПМ.01 | Выполнение подготовительных работВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:изготовления планшетов, стендов, подрамников и других конструкций основ для художественно-оформительских работ;подготовки рабочих поверхностей;составления колеров;оформления фона различными способами;уметь:соблюдать последовательность выполнения подготовительных работ;обрабатывать заготовки для изготовления конструкций основ;приготовлять клеевые, масляные и эмульсионные составы;подготавливать рабочие поверхности, загрунтовывать их;использовать приемы имитации различных природных и искусственных материалов (дерева, камня, кожи, металла, пластика);знать:технологическую последовательность выполнения подготовительных работ;назначение, классификацию, разновидности, устройство инструментов и приспособлений для выполнения художественно-оформительских работ, правила пользования;основные операции обработки древесины (разметка, раскалывание, резание, пиление, строгание, сверление, шлифование);последовательность операций по изготовлению заготовок и порядок сборки конструкций основ для художественно-оформительских работ;требования, предъявляемые к окрашиваемым поверхностям;правила подготовки поверхности под отделку;состав и свойства применяемых клеев, грунтов, имитационных материалов;способы приготовления клеевых, масляных и эмульсионных составов;виды, назначение, состав и свойства красителей;правила составления колеров;правила техники безопасности при выполнении подготовительных работ. | МДК.01.01. Техника подготовительных работ в художественном оформлении | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.4 | ||
ПМ.02 | Выполнение шрифтовых работВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:изготовления простых шаблонов;вырезания трафаретов оригинальных шрифтов и декоративных элементов;выполнения художественных надписей различных видов, в том числе таблиц;уметь:выполнять надписи различными шрифтами;наносить надписи тушью, гуашью, темперными, масляными, эмульсионными красками и эмалями на тонированных плоскостях из различных материалов;выполнять основные приемы техники черчения;производить разметку по готовым шаблонам и трафаретам;переводить на намеченные места буквы и нумерации шрифта;заполнять кистью и маркером оконтуренные буквенные и цифровые знаки;наносить надписи, нумерации и виньетки по наборному трафарету с прописью от руки в один тон по готовой разбивке и разметке мест;знать:основные понятия черчения;правила выполнения чертежей;основные сведения о чертежном шрифте;основные виды шрифтов, их назначение;ритмы набора шрифтов;последовательность выполнения шрифтовых работ;методы расчета текста по строкам и высоте;методы перевода и увеличения знаков;приемы компоновки, отделки, растушевки, исправления;приемы заполнения оконтуренных знаков;приемы заправки кистью шрифтов, виньеток;приемы выполнения шрифтовых работ с применением шаблонов, пленочно-прозрачных трафаретов, нормографов;правила пользования приспособлениями, инструментами для выполнения шрифтовых работ;правила техники безопасности при выполнении шрифтовых работ. | МДК.02.01. Техника шрифтовых работ в художественном оформлении | ОК 1 - 7ПК 2.1 - 2.3 | ||
ПМ.03 | Выполнение оформительских работВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:росписи рисунков композиционного решения средней сложности по эскизам и под руководством художника;изготовления объемных элементов художественного оформления из различных материалов;создания объемно-пространственных композиций;уметь:самостоятельно выполнять простые рисунки;переносить простые рисунки с эскиза на бумагу, кальку, картон для изготовления трафаретов, припорохов под многоцветную роспись;увеличивать изображение методом квадратов и концентрических окружностей с помощью проекционной аппаратуры;выполнять художественно-оформительские работы в разной технике с использованием различных материалов (настенная роспись, мозаика);выполнять роспись рисунков и монтировать объемные элементы в соответствии с эскизом;использовать различные техники обработки материалов: чеканку, резьбу, роспись по дереву и пенопласту, аппликацию, папье-маше, гипсовое литье;изготовлять орнаментальные элементы и, составлять орнаментальные композиции;выполнять объемно-пространственные композиции из картона, плотной бумаги, из металла в сочетании с пенопластом, из пластических материалов;знать:назначение оформительского искусства;особенности наружного оформления и оформления в интерьере;основы рисунка и живописи;принципы построения орнамента;приемы стилизации элементов;основы прямоугольного проецирования на одну, две и три перпендикулярные плоскости;способы изготовления простых трафаретов, шаблонов, припорохов под многоцветную роспись;различные техники обработки материалов: чеканка, резьба, роспись по дереву, аппликация, папье-маше, гипсовое литье и др.;приемы выполнения росписи простого композиционного решения;основные приемы выполнения декоративно-художественных элементов в имитационных техниках;правила пользования приспособлениями и инструментами для выполнения оформительских работ;правила техники безопасности при выполнении оформительских работ, включая монтажные. | МДК.03.01. Техника оформительских работ | ОК 1 - 7ПК 3.1 - 3.3 | ||
ПМ.04 | Изготовление рекламно-агитационных материаловВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:участия в макетировании рекламно-агитационных материалов;обработки исходных изображений;выполнения комплекса шрифтовых и оформительских работ при изготовлении рекламно-агитационных материалов;создания внутренней и наружной агитации по собственной композиции;уметь:изготавливать различные виды агитационно-рекламных материалов;выполнять работы по созданию афиш, оформлению витрин, экспозиции наружной и внутренней агитации и др.;использовать различные техники исполнения: аппликация, чеканка, маркетри, написание текстов на текстиле и стекле, технология изготовления накладных букв и цифр в различных материалах;контролировать качество материалов и выполненных работ;знать:основные виды рекламно-агитационных материалов, их назначение, особенности создания и применения;основные выразительные средства представления программного содержания наглядно-агитационных материалов;особенности художественного оформления в рекламе;принципы построения изобразительно-шрифтовых композиций;требования к характеристикам рекламно-агитационных материалов: удобочитаемость, четкость и ясность графических форм, смысловая акцентировка отдельных элементов, композиционная слаженность, стилевое единство, гармоничность цветового решения, связь изображений и букв с содержанием текста;технологическую последовательность изготовления рекламно-агитационных материалов;приемы подготовки исходных изображений (фотографий, графических элементов) для использования в рекламно-агитационных материалах;приемы использования графических элементов: рамок, диаграмм, плашек, орнаментов;способы выполнения шрифтовых работ в рекламно-агитационных материалах:современные технологии изготовления рекламно-агитационных материалов: фотопечать, шелкография, флексопечать;области применения и особенности ручных работ и высокотехнологичных промышленных решений;требования, предъявляемые к качеству исходных материалов и выполненных работ;правила техники безопасности при изготовлении и размещении рекламно-агитационных материалов. | МДК.04.01. Рекламно-агитационные материалы | ОК 1 - 7ПК 4.1 - 4.4 | ||
ФК.00 | Физическая культураВ результате освоения раздела "Физическая культура" обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни. | 80 | 40 | ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7 | |
Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией) | 216 | 144 | |||
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС | 1080 | 720 | |||
УП.00 | Учебная практика | 19 нед. | 684 | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.4ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.3ПК 4.1 - 4.4 | |
ПП.00 | Производственная практика | ||||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 1 нед. | |||
ГИА.00 | Государственная итоговая аттестация | 1 нед. |
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" | 20 нед. |
Учебная практика | 19 нед. |
Производственная практика | |
Промежуточная аттестация | 1 нед. |
Государственная итоговая аттестация | 1 нед |
Каникулы | 2 нед. |
Итого | 43 нед. |
VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.