Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 687 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 160108.03 Слесарь по ремонту авиационной техники" стр. 2

4.3.2. Сборка, регулировка и испытание сборочных единиц, узлов и механизмов летательных аппаратов, агрегатов, авиационных двигателей.

V. Требования к результатам программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)*(2).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Разборка, ремонт и дефектация узлов и механизмов летательных аппаратов, агрегатов, авиационных двигателей.
ПК 1.1. Выполнять разборку сборочных единиц, узлов и механизмов летательных аппаратов, агрегатов, авиационных двигателей.
ПК 1.2. Выполнять ремонт сборочных единиц, узлов и механизмов летательных аппаратов, агрегатов, авиационных двигателей.
ПК 1.3. Выполнять дефектацию сборочных единиц, узлов и механизмов летательных аппаратов, агрегатов, авиационных двигателей.
5.2.2. Сборка, регулировка и испытание сборочных единиц, узлов и механизмов летательных аппаратов, агрегатов, авиационных двигателей.
ПК 2.1. Выполнять сборку узлов и механизмов летательных аппаратов, агрегатов, авиационных двигателей.
ПК 2.2. Выполнять регулирование узлов и механизмов летательных аппаратов, агрегатов, авиационных двигателей.
ПК 2.3. Выполнять испытание узлов и механизмов летательных аппаратов, агрегатов, авиационных двигателей.

VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой(ым) квалификации(ям). В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Таблица 2
Индекс
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час/нед.)
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
756
504
ОП.00Общепрофессиональный учебный цикл
408
278
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;рассчитывать параметры электрических схем;собирать электрические схемы;пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;знать:электротехническую терминологию;основные законы электротехники;типы электрических схем;правила графического изображения элементов электрических схем;методы расчета электрических цепей;основные элементы электрических сетей; принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты;схемы электроснабжения; основные правила эксплуатации электрооборудования;способы экономии электроэнергии; основные электротехнические материалы;правила сращивания, спайки и изоляции проводов.ОП.01. ЭлектротехникаОК 1 - 7ПК 1.1ПК 2.3
уметь:читать чертежи, электрические и гидравлические схемы;анализировать техническую документацию;выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов, узлов;знать:виды нормативно-технической и производственной документации;правила чтения технической документации;способы графического представления объектов, пространственных образов и схем;правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов;технику и принципы нанесения размеров;требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД);виды спецификаций и требования к ним;технические требования, предъявляемые к изделиям;виды поверхностей.ОП.02. Основы черченияOK 1OK 2ОК 3OK 4ПК 1.1ПК 2.1
уметь:определять основные свойства материалов по маркам;подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ;применять материалы при выполнении работ;знать:общую классификацию материалов, характерные свойства и области их применения;общие сведения о строении материалов;общие сведения, назначение, виды и свойства различных материалов;стандарты на материалы, крепежные и нормализованные детали и узлы;свойства и марки основных материалов и полуфабрикатов, применяемых в авиационной технике.ОП.03. МатериаловедениеOK 1OK 2ОК 3OK 4ПК 1.1ПК 2.1
уметь:определять предельные отклонения размеров по технологической документации;определять характер сопряжения (группы посадки) по данным чертежей;соблюдать основные параметры обработки поверхностей;применять контрольно-измерительные приборы и инструменты;знать:основы технических измерений;виды измерительных средств;методы определения погрешностей измерений;основные сведения о сопряжениях в машиностроении;систему допусков и посадок, параметры шероховатости;устройство и условия применения контрольно-измерительных инструментов, приборов и испытательной аппаратуры;правила применения контрольно-измерительных инструментов и приборов.ОП.04. Допуски, посадки и технические измеренияOK 1OK 2ОК 3OK 4ПК 1.3ПК 2.2ПК 2.3
уметь:выбирать рациональные способы обработки деталей и сборки механизмов;выполнять общеслесарные работы: разметку, рубку, правку, гибку, резку, опиливание, шабрение металла, сверление, зенкование и развертывание отверстий, клепку, пайку, лужение и склеивание, нарезание резьбы;подбирать материалы и выполнять смазку деталей и узлов;знать:основные виды слесарных работ, технологию их проведения, применяемые инструмент и приспособления;основные виды слесарно-сборочных работ, технологию их проведения, применяемые инструмент и приспособления;приемы выполнения общеслесарных работ;требования к качеству обработки деталей;виды износа деталей и узлов;свойства смазочных материалов.ОП.05. Основы слесарных, сборочных и ремонтных работОК 1 - 7ПК 1.1ПК 2.1
уметь:читать техническую документацию;понимать задачу, поставленную в техническом задании;знать:виды сборочных единиц, узлов и механизмов летательных аппаратов, агрегатов и авиационных двигателей.ОП.06. Конструкция и виды авиационной техникиОК 1 - 7ПК 1.1ПК 2.1
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
28
ОП.07. Безопасность жизнедеятельностиОК 1 - 7ПК 1.1ПК 1.2ПК 1.3ПК 2.1ПК 2.2ПК 2.3
П.00Профессиональный учебный цикл
276
190
ПМ.00Профессиональные модули
276
190
ПМ.01Разборка, ремонт и дефектация узлов и механизмов летательных аппаратов, агрегатов, авиационных двигателейВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выполнения разборки, ремонта и дефектации сборочных единиц, узлов и механизмов летательных аппаратов, агрегатов, авиационных двигателей;уметь:разбирать сборочные единицы, узлы и механизмы летательных аппаратов, агрегатов, авиационных двигателей;ремонтировать сборочные единицы, узлы и механизмы летательных аппаратов, агрегатов, авиационных двигателей;определять дефекты сборочных единиц, узлов и механизмов летательных аппаратов, агрегатов, авиационных двигателей;знать:способы разборки сборочных единиц, узлов и механизмов летательных аппаратов, агрегатов, авиационных двигателей;технологическое оснащение процессов разборки;виды дефектов сборочных единиц, узлов и механизмов летательных аппаратов, агрегатов, авиационных двигателей.МДК.01.01. Ремонтные работыМДК.01.02. Неразрушающий контрольОК 1 - 7ПК 1.1ПК 1.2ПК 1.3
ПМ.02Сборка, регулировка и испытание сборочных единиц, узлов и механизмов летательных аппаратов, агрегатов, авиационных двигателейВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:сборки, регулировки и испытания сборочных единиц, узлов и механизмов летательных аппаратов, агрегатов, авиационных двигателей;уметь:собирать сборочные единицы, узлы и механизмы летательных аппаратов, агрегатов, авиационных двигателей;проводить регулировочные работы;проводить испытания сборочных единиц, узлов и механизмов летательных аппаратов, агрегатов, авиационных двигателей;знать:методы сборки;средства технологического оснащения сборочных работ;способы регулировки;виды испытаний, применяемое техническое оснащение.МДК.02.01. СборочныеработыМДК.02.02. Испытания и доводкаOK 1OK 2ОК 3OK 6ПК 2.1ПК 2.2ПК 2.3
ФК.00Физическая культураВ результате освоения раздела обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни.
72
36
ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7
Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией)
216
144
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
972
648
УП.00Учебная практика
21 нед.
756
OK 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3
ПП.00Производственная практика
ПА.00Промежуточная аттестация
1 нед.
ГИА.00Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Таблица 3
Сроки получения среднего профессионального образования ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
18 нед.
Учебная практика
21 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация
1 нед.
Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Каникулы
2 нед.
Итого
43 нед.

VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2. ФГОС СПО), с учетом примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой(ым) квалификации(ям), определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;