Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 846 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 190901.01 Электромонтер тяговой подстанции" стр. 2

4.3.3. Ремонт устройств и оборудования тяговых подстанций и контактной сети и проверка на соответствие их технологическим параметрам.

V. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем,
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Электромонтаж устройств и оборудования тяговых подстанций и контактной сети.
ПК 1.1. Выполнять электромонтажные работы при монтаже устройств тяговых подстанций, воздушных линий контактной сети в соответствии с технологическим процессом.
ПК 1.2. Производить сборку арматуры, комплектование по конструктивным чертежам, установку основных узлов оборудования.
ПК 1.3. Выполнять установочные работы элементной базы и исполнительных механизмов устройств тяговых подстанций.
5.2.2. Техническое обслуживание оборудования тяговых подстанций и контактных сетей.
ПК 2.1. Организовывать технологический процесс производства тяговой электрической энергии.
ПК 2.2. Выполнять режимные оперативные переключения в распределительных устройствах.
ПК 2.3. Осуществлять контроль состояния релейной защиты устройств автоматики, сигнализации и телемеханики.
ПК 2.4. Производить диагностику состояния устройств и оборудования тяговых подстанций и контактной сети с помощью измерительных приборов.
5.2.3. Ремонт устройств и оборудования тяговых подстанций и контактной сети и проверка на соответствие их технологическим параметрам.
ПК 3.1. Выполнять слесарно-механические работы на оборудовании подстанций и контактной сети в соответствии с технологическим процессом.
ПК 3.2. Выявлять и устранять причины отдельных неисправностей оборудования подстанций и контактной сети.
ПК 3.3. Заполнять и оформлять техническую документацию о выполнении ремонтных работ.
ПК 3.4. Проверять технологические параметры при помощи контрольно-измерительных и поверочных инструментов при выполнении ремонта оборудования подстанций и контактной сети.

VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Таблица 2
Индекс
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
1188
792
ОП.00Общепрофессиональный учебный цикл
456
322
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:читать рабочие и сборочные чертежи и схемы;выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов, узлов;знать:правила чтения технической документации;способы графического представления объектов, пространственных образов и схем;правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов;технику и принципы нанесения размеровОП.01. Техническое черчениеОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.4
уметь:читать электрические схемы и чертежи; собирать простейшие электрические цепи; измерять параметры электрических цепей;знать:основные положения электротехники, методы расчета простых электрических цепей;принципы работы типовых электронных устройств;устройство и принцип действия электропитающих установокОП.02. ЭлектротехникаОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.4
уметь:выбирать материалы на основе их свойств для конкретного применения в производстве;знать:основные параметры и свойства конструкционных материаловОП.03. МатериаловедениеОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.4
уметь:правильно организовывать и содержать рабочее место;соблюдать правила безопасности и гигиены труда, правила электробезопасности и противопожарной безопасности;знать:правила безопасности для работников железнодорожного транспорта на электрифицированных линиях железных дорог;инструкцию по технике безопасности и производственной санитарии для электромонтеров сигнализации железнодорожного транспорта;мероприятия по охране окружающей среды;безопасные и санитарно-гигиенические методы труда, основные средства и приемы предупреждения и тушения пожаров на рабочем местеОП.04. Охрана трудаOK 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.4
уметь:классифицировать организационную структуру управления на железнодорожном транспорте; классифицировать технические средства и устройства железнодорожного транспорта;знать:организационную структуру, основные сооружения и устройства железнодорожного транспорта;систему взаимодействия подразделений железнодорожного транспорта;устройство автоматики, телемеханики и связиОП.05. Общий курс железных дорогOK 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.4
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и устранения их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития, событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
44
ОП.06. Безопасность жизнедеятельностиOK 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.4
П.00Профессиональный учебный цикл
624
416
ПМ.00Профессиональные модули
624
416
ПМ.01Электромонтаж устройств и оборудования тяговых подстанций и контактной сетиВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выполнения электромонтажных работ по монтажу оборудования тяговых подстанций и контактной сети;уметь:читать электрические схемы и чертежи оборудования подстанций;выполнять установочные работы на контактной сети;знать:основы устройства и принцип работы оборудования подстанций, необходимую технологическую документацию;особенности работы с оборудованием тяговых подстанций по роду токаМДК.01.01. Устройствои технология монтажа оборудования тяговых подстанций и контактной сетиOK 1 - 7ПК 1.1 - 1.3
ПМ.02Техническое обслуживание оборудования тяговых подстанций и контактных сетейВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:работы по обслуживанию источников тягового тока и зарядных устройств;контроля состояния релейной защиты устройств автоматики, сигнализации и телемеханики;уметь:выполнять диагностику с помощью измерительных приборов;заполнять техническую документацию;знать:виды технического обслуживания, сроки проведения;снимаемые параметры и технологию обслуживания оборудования тяговых подстанций и контактных сетейМДК.02.01. Технология технического обслуживания оборудования и автоматики тяговых подстанций и контактной сети.ОК 1 - 7ПК 2.1 - 2.4
ПМ.03Ремонт устройств и оборудования тяговыхподстанций и контактной сети и проверкана соответствие их технологическим параметрамВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:определения и устранения неисправностей оборудования подстанций и контактной сети;уметь:работать с контрольным инструментом и оборудованием;ремонтировать и регулировать оборудование тяговых подстанций и контактной сети;обслуживать и настраивать приспособления и стенды, применяемые при производстве ремонтных работ оборудования подстанций и контактной сети;проводить испытания отремонтированного оборудования;заполнять техническую документацию о выполнении ремонтных работ;знать:основные методы и технологию ремонта оборудования тяговых подстанций и контактной сети;основное испытательное оборудование и инструмент, применяемые при ремонтеМДК.03.01. Технология определения и устранения неисправностей оборудования тяговых подстанций и контактной сетиОК 1 - 7ПК 3.1 - 3.4
ФК.00Физическая культураВ результате освоения раздела "Физическая культура" обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни
108
54
ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7
Вариативная часть учебных циклов ППКРС(определяется образовательной организацией)
270
180
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
1458
972
УП.00Учебная практика
12 нед.
432
OK 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.4
ПП.00Производственная практика
ПА.00Промежуточная аттестация
1 нед.
ГИА.00Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
27 нед.
Учебная практика
12 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация
1 нед.
Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Каникулы
2 нед.
Итого
43 нед.

VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно пункту 3.2 ФГОС СПО), с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация: