ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Проведение ремонта деталей и механизмов оборудования организаций пищевой промышленности.
ПК 1.1. Производить слесарную обработку деталей оборудования.
ПК 1.2. Производить слесарную обработку механизмов оборудования.
5.2.2. Выполнение монтажа, наладки, пуска в эксплуатацию машин, аппаратов и технологических линий организаций пищевой промышленности.
ПК 2.1. Выполнять монтаж машин, аппаратов и технологических линий.
ПК 2.2. Налаживать и запускать в эксплуатацию технологическое оборудование организаций пищевой промышленности.
5.2.3. Техническое обслуживание, наладка, регулировка и ремонт действующего оборудования организаций пищевой промышленности.
ПК 3.1. Проводить техническое обслуживание оборудования организаций пищевой промышленности.
ПК 3.2. Выполнять наладку и регулировку оборудования организаций пищевой промышленности.
ПК 3.3. Проводить ремонт оборудования организаций пищевой промышленности.
VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой квалификации. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Таблица 2
Индекс | Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) | В т.ч. часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" | 1728 | 1152 | |||
ОП.00 | Общепрофессиональный учебный цикл | 334 | 236 | ||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:читать рабочие и сборочные чертежи и схемы;выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов, узлов;знать:виды нормативно-технической и производственной документации;правила чтения технической документации;способы графического представления объектов, пространственных образов и схем;требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД);правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов;технику и принципы нанесения размеров; классы точности и их обозначение на чертежах | ОП.01. Техническая графика | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.2ПК 2.1 - 2.2ПК 3.1 - 3.3 | |||
уметь:читать кинематические схемы;проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц;производить расчет прочности несложных деталей и узлов;подсчитывать передаточное число;пользоваться контрольно-измерительными приборами и инструментом;знать:виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики;типы кинематических пар;характер соединения деталей и сборочных единиц;принцип взаимозаменяемости;основные сборочные единицы и детали;типы соединений деталей и машин;виды движений и преобразующие движения механизмы;виды передач; их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах;передаточное отношение и число;требования к допускам и посадкам;принципы технических измерений;общие сведения о средствах измерения и их классификацию | ОП.02. Техническая механика с основами технических измерений | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.2ПК 2.1 - 2.2ПК 3.1 - 3.3 | |||
уметь:читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;рассчитывать параметры электрических схем;собирать электрические схемы;пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;знать:электротехническую терминологию;основные законы электротехники;типы электрических схем;правила графического изображения элементов электрических схем;методы расчета электрических цепей;основные элементы электрических сетей;принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты;схемы электроснабжения;основные правила эксплуатации электрооборудования;способы экономии электроэнергии;основные электротехнические материалы;правила сращивания, спайки и изоляции проводов | ОП.03. Основы электротехники | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.2ПК 2.1 - 2.2ПК 3.1 - 3.3 | |||
уметь:ориентироваться в общих вопросах экономики производства пищевой продукции;применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях;защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства;знать:принципы рыночной экономики;организационно-правовые формы организаций;основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения;механизмы формирования заработной платы;формы оплаты труда | ОП.04. Экономические и правовые основы производственной деятельности | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.2ПК 2.1 - 2.2ПК 3.1 - 3.3 | |||
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения;меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим | 68 | ОП.05. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.2ПК 2.1 - 2.2ПК 3.1 - 3.3 | ||
П.00 | Профессиональный учебный цикл | 1234 | 836 | ||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 1234 | 836 | ||
ПМ.01 | Проведение ремонта деталей и механизмов оборудования организаций пищевой промышленностиВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:слесарной обработки и ремонта деталей оборудования;слесарной обработки и ремонта механизмов;уметь:проводить плоскостную разметку,проводить рубку, правку, гибку, резку и опиливание металла;сверлить, зенковать и развертывать отверстия;нарезать наружную и внутреннюю резьбу;клепать, паять, лудить и склеивать детали;выполнять шабрение;ремонтировать и собирать соединительные муфты, подшипниковые узлы, механизмы передач движения, преобразования движения и поступательного движения;соблюдать требования безопасности труда при слесарной обработке и ремонте деталей оборудования и механизмов организаций пищевой промышленности;знать:виды слесарных работ;правила выбора и применения инструментов и приспособлений;назначение мерительных и измерительных инструментов;приемы выполнения общеслесарных работ;требования к качеству обработки деталей;технологии слесарной обработки деталей оборудования;назначение, последовательность и порядок выполнения слесарных операций;формы и углы заточки режущей части инструмента;типы, устройство и назначение станков для слесарной обработки деталей оборудования;виды, назначение и устройство муфт;подшипников, передач и других механизмов;устройство и назначение механизма клапанного распределения, кривошипно-шатунного, эксцентрикового, кулисного, храпового, кулачкового и реечного механизмов;порядок монтажа и сборки механизмов;требования безопасности труда при ведении слесарной обработки деталей оборудования организаций пищевой промышленности | МДК.01.01. Технология слесарной обработки деталей оборудованияМДК.01.02. Технология слесарной обработки механизмов | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.2 | ||
ПМ.02 | Выполнение монтажа, наладки, пуска в эксплуатацию аппаратов и технологических линий организаций пищевой промышленностиВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выполнения монтажа машин, аппаратов и технологических линий;выполнения наладки и пуска в эксплуатацию аппаратов и технологических линий;уметь:производить основные монтажные операции;использовать технические средства монтажа;выполнять монтажную разметку, установку, выверку и крепление оборудования;проводить пусконаладочные работы;налаживать и испытывать технологическое оборудование;проводить диагностику технологического оборудования;соблюдать требования безопасности труда при монтаже машин, аппаратов и технологических линий, при наладке и пуске технологического оборудования;знать:порядок проведения предмонтажной ревизии;комплектность проектно-сметной документации;технические средства монтажа оборудования;виды монтажных работ и основные монтажные операции;требования безопасности труда при монтаже машин, аппаратов и технологических линий;технологические процессы наладки и запуска в эксплуатацию технологического оборудования организаций пищевой промышленности;основные этапы первичной наладки (пусконаладочные работы);основные операции, последовательность и методику наладки и пуска в эксплуатацию технологического оборудования;комплектность и техническое состояние машин;значение диагностики;классификацию методов, периодичность и содержание диагностики;требования безопасности труда при монтаже машин, аппаратов и технологических линий, при наладке и пуске технологического оборудования | МДК.02.01. Технология монтажа машин, аппаратов итехнологических линийМДК.02.02. Технология наладки и запуска в эксплуатацию технологического оборудования | ОК 1 - 7ПК 2.1 - 2.2 | ||
ПМ.03 | Техническое обслуживание, наладка, регулировка и ремонт оборудования организаций пищевой промышленностиВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:наладки и технического обслуживания оборудования пищевой промышленности;ремонта технологического оборудования;уметь:проводить технический осмотр и наладочные работы работающего оборудования;оснащать и регулировать машины, оборудование и технологические линии в пищевой промышленности;проводить дефектацию и сортировку деталей;проводить подготовку оборудования к ремонту;выполнять ремонт технологического оборудования пищевой промышленности;соблюдать требования безопасности труда при наладке, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования;знать:устройство и конструктивные особенности обслуживаемого оборудования, машин и аппаратов;последовательность и порядок выполнения технологических операций наладки и технического обслуживания оборудования;порядок очистки оборудования;причины, вызывающие неполадки в работе оборудования;способы их устранения,порядок разборки, сборки и регулирования технологического оборудования;требования, предъявляемые к качеству наладки оборудования в производстве пищевой продукции;требования безопасности труда при наладке, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования;технологические операции при ремонте технологического оборудования;технологические процессы восстановления изношенных деталей;порядок сборки механизмов и оборудования при ремонте;технические требования на ремонт каждого вида оборудования;применяемые средства контроля;требования безопасности труда при наладке, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования | МДК.03.01. Технология наладки и технического обслуживания оборудования пищевой промышленностиМДК.03.01. Технология ремонта оборудования пищевой промышленности | ОК 1 - 7ПК 3.1 - 3.3 | ||
ФК.00 | Физическая культураВ результате освоения раздела "Физическая культура" обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни | 160 | 80 | ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7 | |
Вариативная часть учебных циклов ППКРС(определяется образовательной организацией) | 432 | 288 | |||
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС | 2160 | 1440 | |||
УП.00 | Учебная практика | 38 нед. | 1368 | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.2ПК 2.1 - 2.2ПК 3.1 - 3.3 | |
ПП.00 | Производственная практика | ||||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 3 нед. | |||
ГИА.00 | Государственная итоговая аттестация | 1 нед. |
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 95 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" | 40 нед. |
Учебная практика | 38 нед. |
Производственная практика | |
Промежуточная аттестация | 3 нед. |
Государственная итоговая аттестация | 1 нед. |
Каникулы | 13 нед. |
Итого | 95 нед. |
VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.