а- план, б - разрез;
1- сцена, 2 - авансцена, 3 - оркестровая яма, 4 - партер, 5 - ложи, 6 - амфитеатр, 7 - балконы;
а- длина зала, б - превышение луча зрения зрителя над головой впереди сидящего - см. таблицу Б.1 (приложение Б); в - вертикальный угол размещения зрительских мест; г - горизонтальный угол размещения зрительских мест - см. таблицу Б.2 (приложение Б)
Рисунок Б.1 - Схема зрительного зала с колосниковой
глубинной портальной сценой
Таблица Б.3 - Расчетные параметры зрительного зала
Наименование параметра | Расчетное значение, м, в зависимости от уровня комфорта | Примечание (Длина измеряется по оси зала до спинки сидений последнего ряда) | ||
1 | 2 | 3 | ||
Длина зрительного зала, не более: | ||||
- в речевых залах | 15 | 20 | 25 | От красной линии сцены<1> |
- в музыкальных залах с естественной акустикой | 20 <2> | 30 | 32 | От красной линии сцены<1> |
- в концертных залах со звукоусилением | 40 | 40 | 50 | От красной линии сцены<1> |
- в кинозалах круглогодичного использования | 45 | 45 | 45 | От экрана |
- в кинозалах сезонного использования | 60 | 60 | 60 | От экрана |
Превышение луча зрения зрителянад головой впереди сидящего,не менее <3>: | Лучи зрениянаправляются пократчайшемурасстоянию на краснуюлинию сцены <1> | |||
- в передних рядах (20% общего числа рядов) | 0,10 | 0,08 | 0,06 | |
- в средних рядах (основной массив) | 0,12 | 0,12 | 0,12 | |
- в задних рядах (20% общего числа рядов) | 0,15 | 0,14 | 0,12 | |
- над барьером балкона | 0,12 <4> | 0,12 <4> | 0,12 <4> | |
<1> Требование распространяется только на традиционную глубинную портальную сцену и не распространяется на трехстороннюю, сцену-арену и другие нетрадиционные типы сцен.<2> Показатель может быть увеличен до 27 по заданию на проектирование.<3> В условиях реконструкции значения могут быть изменены в зависимости от конкретных условий.<4> Показатель может быть уменьшен до 0,10 по заданию на проектирование. |
Таблица Б.4 - Зоны видимости зрительного зала
Наименование параметра | Расчетные величины, градусы | Примечания |
Горизонтальный ограничительный угол размещения зрительских мест(не более) | Образуется лучами, проведенными из: | |
театры | 30 <*> | - точки, лежащей на оси сцены, через боковые грани строительного портала |
эстрады | 60 | |
кинотеатры | 45 | - центра экрана |
Вертикальный ограничительный угол размещения зрительских мест (не более) | ||
для театров и концертных залов | Образуется лучом зрения, проведеннымот глаза зрителя <**> через серединукрасной линии сцены | |
- для мест по оси зала | 26 | |
- для ближайших к сценебоковых мест | 40 | |
кинотеатры | Образуется лучами выше и ниже отнормали в центре экрана | |
- для обычных | 30 | |
- для широкоформатного | 22 | |
- для широкоэкранного | 20 | |
Примечание:<*> Допускается увеличение до 35%<**> Высота глаза зрителя над уровнем пола принимается:1,15 м - в театрах;1,2 м - в кинотеатрах. |
Таблица Б.5 - Расстояние между передней границей сцены (авансцены, эстрады, барьера оркестровой ямы) и спинками кресел первого ряда зрительских мест и ширина проходов в зрительных залах различной степени комфорта
Уровень комфорта | Расстояние между границей сцены (барьером оркестровой ямы) и спинками кресел первого ряда, м, при вместимости зала | Ширина проходов в зале, м | |
до 300 мест | 301 и более мест | ||
1 | 2,0 | 2,5 | 1,5 |
2 | 1,5 | 2,0 | 1,35 |
3 | Не менее 1,2 | Не менее 1,5 | Не менее 1,0 |
Б.1 Высоту от уровня пола зрительного зала до выступающих конструкций вышерасположенных балконов или ярусов с числом рядов до трех следует принимать не менее 2,1 м, при большем числе рядов - не менее 3,0 м. Высота барьера балкона или яруса должна быть не менее 0,8 м. Барьер, при ширине менее 30 см, должен быть оборудован защитной сеткой для предотвращения падения предметов (биноклей, сумочек и пр.).
Б.2 Уклон пола (пандусов) в зрительном зале допускается не более 1:7. При устройстве в проходах ступеней высоту подступенков следует принимать не более 0,2 м.
Таблица Б.6 - Размеры помещения оркестра (оркестровой ямы) в залах с колосниковой сценой
Наименование показателя | Размер помещения, м, в зависимости от типа оркестра | ||
оперно-балетный | музыкально-драмат ический | прочие | |
Ширина помещения по оси зала, не менее | 4,5 - 6,0 | 3,0 - 5,0 | 2,5 |
Ширина проема не менее | 4,5 | 2,0 - 3,5 | 1,7 |
Высота помещения от пола до уровня планшета сцены (просцениума, авансцены) | 2,4 - 2,8 | 2,1 - 2,4 | 1,9 |
Б.3 В помещении оркестра для 50 чел. и более должно быть не менее двух эвакуационных выходов. Высота и ширина дверных проемов в свету на путях эвакуации из помещения оркестра должны быть не менее 1,9 и 1,2 м соответственно.
Таблица Б.7 - Параметры зрительских мест и число непрерывно установленных мест в ряду
Уровен ь комфор та | Размер кресел по оси подлокотников, м, не менее | Расстояние между спинками сидений, м, не менее | Ширина, м, не менее | Число мест в ряду, установленных непрерывно, не более | ||
прохода в ряду | мест в осях подлокот ников | при односторонне м выходе | при двустороннем выходе | |||
1 | 0,58 | 1,1 | 0,55 | от 0,58 | 6 | 12 |
2 | 0,54 | 1,0 | 0,50 | 0,56 | 16 | 30 |
3 | 0,50 | 0,9 <1> | 0,45 | 0,52 | 26 | 50 |
<1> Значение для скамей - меньше на 0,05 м. |
Приложение В Акустические условия зрительных залов
Таблица В.1 - Определение объема помещения на 1 зрительское место, в зависимости от назначения зала
Назначение зала | Объем зала, м3, на 1 место <1> |
Речевой (драмтеатр) | 4 - 5 |
Кинозал | 4 - 6 |
Музыкальный (музыкально-драматический театр) | 5 - 7 |
Оперно-балетный, концертный | 6 - 8 |
<1> Допускается увеличение или уменьшение показателя на 20%. |
В.1 Форма зрительного зала, его размеры, звукоотражающие поверхности должны обеспечивать равномерное распределение прямой и отраженной звуковой энергии на всех зрительских местах, исключать возможность возникновения эха, концентрации звуковых отражений (особенно поздних).
Зрительские места, расположенные на расстоянии более 8 м от источника звука (на сцене или эстраде) необходимо обеспечивать ранними интенсивными отражениями. Запаздывание наиболее раннего из этих отражений, а также промежутки времени между приходами последующих отражений (время реверберации) не должны превышать 30 миллисекунд (для театральных залов оперных и балетных - 35 мс).
В.2 Рекомендуемое время реверберации, необходимое для расчетов при выборе отделки зала, помещений хора, оркестра следует определять по графику, приведенному на рисунке В.1. На частоте 125 Гц допускается, а в зрительных залах театров оперы и балета целесообразно, увеличение времени реверберации до 20%.
1170 × 447 пикс.   Открыть в новом окне |
1- оперно-балетные театры; 2 - музыкально-драматические театры, кинозалы; 3 - драматические театры и аудитории
Рисунок В.1 - Рекомендуемое время реверберации
на частотах 500 - 2000 Гц для залов различного
назначения в зависимости от их объема
В.3 Мероприятия по звукоизоляции помещений следует предусматривать в соответствии с СП 51.13330.
В.4 В залах, оборудованных киноустановками, при расположении динамиков за киноэкраном, следует предусматривать для стены за экраном звукопоглощающую отделку с коэффициентом звукопоглощения не менее 0,6 в диапазоне частот 100 - 4000 Гц. Звукопоглощающую отделку следует предусматривать также в кинопроекционных и звукоаппаратных.
Приложение Г Сцены и помещения их обслуживающие
Таблица Г.1 - Состав помещений для обслуживания сцены
Наименование помещения для обслуживания сцены | Состав помещений при уровне комфорта | ||||
1 | 2 | 3 | |||
Помещения постановочного освещения: | |||||
- осветительные боковые ложи | + | + | + | ||
- светопроекционная | + | + | + | ||
- помещение выносного софита | + | + | + | ||
- светорегуляторная | + | + | + | ||
- помещение фронтального освещения | + | + | + | ||
- рирпроекционная | +/- | +/- | +/- | ||
- тиристорная (существуют новые системы без тиристорной) | + | + | + | ||
Помещения механооборудования: | |||||
- помещение главного механика | + | + | + | ||
- склад главного механика | + | + | + | ||
- электрощитовая | + | + | + | ||
- помещение лебедок для управления тросами подъемов | + | + | + | ||
- помещение лебедок для привода поворотных кругов | При наличии встроенного круга | ||||
- помещение для электропривода противопожарного занавеса | + | + | + | ||
Помещения слаботочного оборудования зала и сцены: | |||||
- диспетчерская компьютерного управления | + | + | - | ||
- звукоаппаратная | + | + | + | ||
- кабина звукооператора (звукорежиссера) | + | + | - | ||
- кабина диктора | + | + | - | ||
- кабина переводчика | + | +/- | - | ||
- студия звукозаписи | + | + | - | ||
- помещение телевизионного полустационара | + | - | - | ||
- аппаратная технологической связи | + | + | + | ||
- помещение местной АТС | + | +/- | +/- | ||
- помещение электрочасового узла | + | + | - | ||
- помещение местного радиоузла | + | - | - | ||
Складские помещения: | |||||
- крупногабаритных, мягких скатанных декораций, бутафории, | + | + | + | ||
реквизита, сценической аппаратуры | |||||
Мастерские: | |||||
- монтировочный зал (монтаж декораций) | + | + | + | ||
- живописно-декоративная мастерская | + | + | - | ||
- макетная | + | + | + | ||
- бутафорская | + | + | - | ||
- столярная | + | + | + | ||
- слесарная | + | + | + | ||
- пошивочная костюмов, обуви, головных уборов с закройной и | + | +/- | - | ||
примерочной | |||||
- пропиточная, постирочная, красильная, сушильная | + | +/- | - | ||
Помещения художественного руководства и технического | |||||
персонала: | |||||
Помещения художественного руководства: | |||||
- комната главного режиссера | + | + | + | ||
- комната главных дирижера, хормейстера, балетмейстера | В оперных имузыкальных театрах | ||||
- комната главного художника | + | + | + | ||
- помощника главного режиссера | + | + | + | ||
- ассистента режиссера | + | + | + | ||
- ассистентов дирижера, хормейстера, балетмейстера | В оперных имузыкальных театрах | ||||
- инспектора сцены | + | + | + | ||
- инспекторов хора, балета, оркестра | В оперных имузыкальных театрах | ||||
- заведующих труппой и репертуаром, музыкальной и литературной частью | + | + | + | ||
- заведующего постановочной частью | + | + | + | ||
- помещение постановочной части | + | + | + | ||
- концертмейстеров и репетиторов | + | - | - | ||
Помещения технического персонала, обслуживающего сцену: | |||||
- машиниста сцены с кладовой | + | + | + | ||
- заведующих освещением сцены, монтировочной частью, слаботочным комплексом | + | + | + | ||
- отдыха рабочих сцены | + | + | + | ||
- заведующего телевизионным комплексом | + | - | - | ||
Обозначения:"+" - наличие помещения необходимо;"-" - помещение не предусматривается;"+/-" - наличие/отсутствие помещения определяется заданием на проектирование. |
1072 × 2265 пикс.   Открыть в новом окне |
а- план, б - разрез;
1- сцена, 2 - арьерсцена, 3 - карманы сценические, 4 - авансцена, 5 - оркестровая яма; 6 – арка портальная, 7 - галереи рабочие, 8 - колосники сцены, 9 - портальное отверстие, 10 - верхняя сцена, 11 - трюм сцены (нижняя сцена);
Вп - высота портала; Гс - глубина сцены; Г ав - глубина авансцены; Гар - глубина арьерсцены; Гк - глубина сценического кармана; Шс - ширина сцены; Шар – ширина арьерсцены; Шк - ширина кармана; Шп – ширина портала - см. таблицу Г.2 (приложение Г)
Рисунок Г.1 - Схема колосниковой глубинной портальной сцены
Таблица Г.2 - Типы и размеры эстрад и глубинных колосниковых сцен
Тип сцен ы | Шир ина, м | Глуб ина, м | Выс ота, м | Строительны й портал (игровой портал) | Глуб ина аван сцен ы, м, не мене е | Арьерсцена | Карман | Число рабочих галерей | |||||
Шир ина, м | Глуб ина, м | Высо та, м | Шир ина, м | Глуб ина, м | Выс ота, м | ||||||||
Шири на, м | Высот а, м | ||||||||||||
Э-1 | 9 | 6 | 5,5 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Э-2 | 12 | 7,5 | 6 | 8,5<*> | 5 <*> | 1,5<*> | - | - | - | - | - | - | - |
Э-3 | 15 | 9 | 7,5 | 10,5<*> | 5,5<*> | 1,5<*> | - | - | - | - | - | - | - |
Э-4 | 18 | 12 | 9 | 12 <*> | 6,5<*> | 1,5<*> | - | - | - | - | - | - | - |
Э-5 | 21 | 12 | 9 | 14 <*> | 7,5<*> | 1,5<*> | - | - | - | - | - | - | - |
Э-6 | 24 | 15 | 11 | 16 <*> | 9 <*> | 1,5<*> | - | - | - | - | - | - | - |
С-1 | 12 | 7,5 | 10,5 | 8,5 (6) | 5 (4,5) | 1,5 | - | - | - | - | - | - | - |
С-2 | 15 | 7,5 | 11,5 | 10,5(6) | 5,5(4,5) | 1,5 | - | - | - | - | - | - | - |
С-3 | 18 | 9 | 12,5 | 13 (6) | 6,5(4,5) | 1,5 | - | - | - | - | - | - | - |
С-4 | 18 | 12 | 18 | 8 (7) | 5,5 (5) | 1,8 | 12 | 3 | 8,5 | 6 | 12 | 6,5 | 2 - 3 |
С-5 | 21 | 12 | 16 | 14 (8) | 7,5(5,5) | 1,5 | - | - | - | - | - | - | 2 - 3 |
С-6 | 21 | 15 | 20 | 10 (8) | 6,5(5,5) | 1,8 | 15 | 6 | 11 | 7,5 | 12 | 7,5 | 3 - 4 |
С-7 | 24 | 18 | 22 | 12(10) | 7,5(6,5) | 1,8 | 18 | 6 | 12 | 9 | 15 | 8,5 | 3 - 4 |
С-8 | 27 | 21 | 24 | 14(12) | 8,5(7,5) | 1,8 | 21 | 6 | 13,5 | 12 | 18 | 9,5 | 4 - 5 |
С-9 | 30 | 21 | 26 | 16(14) | 9,5(8,5) | 1,8 | 24 | 9 | 15 | 12 | 21 | 10,5 | 4 - 5 |
Примечания 1.Ширину строительного портала для сцен С-4, С-6 - С-9 допускается увеличивать на 1,5 м; высоту - на 0,5 - 2,5 м, определяя промежуточные значения допусков в зависимости от размера сцены. 2.При увеличении глубины авансцены допускается соответственно уменьшать глубину сцены, но не более чем на 25%.3.При проектировании откатного круга глубина арьерсцены и размеры кармана определяются проектом.4.Размеры (в плане) эстрад, сцен, арьерсцен и карманов указаны в осях строительных конструкций, авансцены - от внутреннего края проема оркестровой ямы или передней кромки авансцены до красной линии сцены (эстрады). 5.Высоту эстрады следует принимать от уровня планшета до потолка (технологического оборудования). Высоту сцен следует принимать от уровня планшета до верха колосникового настила, высоту карманов - от пола до пола вышележащего этажа, высоту арьерсцены - от уровня планшета до перекрытия. Указанная высота арьерсцены принимается при наличии над ней колосникового настила. --------------------------------<*> - значение рекомендуемое. |
1283 × 1708 пикс.   Открыть в новом окне |
а- план; б - разрез;
1- портальная арка, 2 - авансцена, 3 - боковые осветители ложи, 4 - помещения выносных софитов, 5 - фронтальная осветительная ложа
Рисунок Г.2 - Схема размещения помещений
постановочного освещения сцены
Таблица Г.3 - Состав и площади помещений кинопроекционной группы
Наименование помещения | Площадь, м2, не менее при числе кинопроекторов | |||||
4 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | |
для 70/35-мм фильмов | для 35-мм фильмов | для 35-мм фильмов с лампами накаливания | для 16-мм фильмов | |||
Проекционная | 50 | 30 | 24 | 18 | 10 | 6 <1> |
Перемоточная | 10 | 7 | 6 | 6 <2> | - | - |
Агрегатная охлаждения кинопроекторов | 26 | 15 | 10 <3> | 10 <3> | - | - |
Комната киномеханика | 10 | 10 | 10 | 10 | - | - |
Радиоузел | + | + | + | - | - | - |
Мастерская киномеханика | 10 | - | + | - | - | - |
Санитарный узел | 2 | 2 | 2 | 2 | - | - |
<1> При использовании для кинопоказа передвижной 16-мм киноустановки допускается предусматривать в зале огороженное барьером место площадью 4 м2. <2> При установке двух и более кинопроекторов, в многозальных кинотеатрах помещение перемоточной для каждого зала допускается не предусматривать. При этом площадь проекционной должна быть увеличена на половину площади перемоточной. <3> Только при установке кинопроекторов с ксеноновой лампой 5 кВт и более, с водяным охлаждением электродов. |
991 × 1367 пикс.   Открыть в новом окне |