ПК 6.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.
ПК 6.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.
ПК 6.5. Работать с документацией установленной формы.
ПК 6.6. Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия.
VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой квалификации. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Таблица 2
Индекс | Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) | В т.ч. часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" | 864 | 576 | |||
ОП. 00 | Общепрофессиональный учебный цикл | 230 | 160 | ||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:определять основные породы пчел;определять особей пчелиной семьи, силу семьи и качество матки в различное время пчеловодного сезона;знать:морфологию, анатомию, физиологию пчел;состав пчелиной семьи, функции особей пчелиной семьи, их отличия по внешнему виду;значение и функции пчелиной матки, ее отличие от рабочих пчел;периоды жизни пчелиной семьи;условия, предпосылки и признаки роения;строение гнезда пчелиной семьи;особенности процесса жаления;действие яда на человека и животных | ОП.01. Биология пчелы медоносной и пчелиной семьи | ОК 1 - 8ПК 1.1 - 1.4ПК 2.1 - 2.5ПК 3.1 - 3.5ПК 4.1 - 4.3 | |||
уметь:соблюдать правила личной гигиены и санитарные требования к работникам пасек и пчелоферм;производить санитарную обработку оборудования и инвентаря;применять необходимые методы и средства защиты;готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств;проводить простые микробиологические исследования продукции пчеловодства и давать оценку полученным результатам;выявлять заболевших пчел;выполнять несложные ветеринарные назначения;знать:санитарно-технологические требования к помещениям, оборудованию, инвентарю, одежде;правила личной гигиены работников пасек и пчелоферм;классификацию моющих и дезинфицирующих средств, правила их применения, условия и сроки хранения;правила проведения дезинфекции ульев и инвентаря, дезинсекции и дератизации помещений пасек и пчелоферм;основные заболевания пчел;типы пищевых отравлений и инфекций, источники возможного заражения;профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний пчел | ОП.02. Основы микробиологии, ветеринарной санитарии и зоогигиены | ОК 1 - 8ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.7ПК 4.1 - 4.3ПК 5.1 - 5.5 | |||
уметь:ориентироваться в общих вопросах экономики производства продукции пчеловодства;применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях;защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства;знать:основные принципы рыночной экономики;понятия спроса и предложения на рынке товаров и услуг;особенности формирования, характеристику современного состояния и перспективы развития отрасли;организационно-правовые формы организаций;структуру пчеловодческих организаций и области их специализации (производство продукции пчеловодства, племенная работа, опыление энтомофильных культур и др.);основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения;механизмы ценообразования;формы оплаты труда;действующее законодательство в области деятельности по разведению, содержанию медоносных пчел, их использованию для опыления сельскохозяйственных энтомофильных растений, производству продуктов пчеловодства, охране медоносных пчел, обеспечению защиты прав и интересов физических и юридических лиц, занимающихся пчеловодством | ОП.03. Экономические и правовые основы пчеловодства | ОК 1 - 8ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.7ПК 4.1 - 4.3ПК 5.1 - 5.5 | |||
уметь:обеспечивать соблюдение экологических норм и правил в профессиональной деятельности;использовать представления о взаимосвязи живых организмов и среды обитания в профессиональной деятельности;знать:принципы рационального природопользования;источники загрязнения окружающей среды;государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды;экологические аспекты пчеловодства | ОП.04. Экологические основы природопользования | ОК 1 - 8ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.7ПК 4.1 - 4.3ПК 5.1 - 5.5 | |||
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения;меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим | 32 | ОП.05. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 8ПК 1.1 -1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.7ПК 4.1 - 4.3ПК 5.1 - 5.5 | ||
П.00 | Профессиональный учебный цикл | 554 | 376 | ||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 554 | 376 | ||
ПМ.01 | Выполнение работ по содержанию и разведению пчелиных семейВ результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:иметь практический опыт:круглогодичного содержания и разведения пчелиных семей;формирования новых пчелиных семей;ремонта ульев, пчеловодного инвентаря и пасечных построек;уметь:различать виды пищи пчел, ячеек, возраст сот;использовать пчеловодный инвентарь и пасечное оборудование;осуществлять подкормку, сборку гнезд на зимовку и обеспечение ухода за пчелами зимой;проводить выставку пчел из зимовника и весеннюю ревизию пчелиных семей;определять ветеринарно-санитарное состояние пасеки, выявлять больные пчелиные семьи, готовить к отправке на исследование пчел и образцы расплода;отбирать пробы и пересылать материал для исследования;при выявлении заболеваний проводить лечебно-оздоровительные мероприятия в соответствии с ветеринарными назначениями;формировать новые пчелиные семьи, отводки и пакеты пчел для пересылки;заполнять документы пасеки (пчелофермы);знать:правила планировки пасечной усадьбы;назначение и устройство основных типов ульев, зимовников, производственных помещений и сотохранилищ, пчеловодного инвентаря и пасечного оборудования;устройство рамок и их размеры;правила осмотра пчелиных семей;порядок выполнения весенних, летних, осенних и зимних работ на пасеке;устройство механизмов и приспособлений для погрузки и разгрузки пчелиных семей;основы пакетного пчеловодства;технологии промышленного пчеловодства;ветеринарно-санитарные правила содержания пчелиных семей;основные болезни, вредителей пчел и методы борьбы с ними | МДК.01.01.Технологии содержания и разведения пчелиных семейМДК.01.02. Пчеловодный инвентарь и пасечное оборудованиеМДК.01.03.Болезни и вредители пчел и методы борьбы с ними | ОК 1 - 8ПК 1.1 - 1.4 | ||
ПМ.02 | Выполнение работ по производству и переработке продукции пчеловодстваВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выполнения работ по производству и переработке продукции пчеловодства (в т.ч. меда, воска и дополнительной продукции пчеловодства);работы с основными медоносными растениями;уметь:определять основные медоносные растения;составлять календари цветения медоносов, медовый баланс местности, график медосбора местности, маршрут кочевки пасеки;определять качественные показатели меда, воска (восковитость воскового сырья, сорта воска), вощины, прополиса, маточного молочка, пчелиного яда, пыльцы (обножки), перги и других продуктов пчеловодства;пользоваться стандартами на продукцию пчеловодства;знать:важнейшие медоносные растения;состав нектара и условия, влияющие на его выделение;календарь цветения медоносов местности, типы медосбора, основные типы взятка;методику определения медоносного баланса местности;способы улучшения кормовой базы местности;свойства, способы получения и применения меда, воска, прополиса, маточного молочка, пчелиного яда, пыльцы (обножки), перги;ботанический и химический состав меда, воска, прополиса, маточного молочка, пчелиного яда, пыльцы (обножки), перги и другой продукции пчеловодства;качественные показатели и ГОСТы на мед, воск, вощину, прополис, маточное молочко, пчелиный яд, пыльцу (обножку), пергу и другую продукцию пчеловодства;характеристики воскового сырья, способы его переработки | МДК.02.01.Технология производства и стандартизация продуктов пчеловодства | ОК 1 - 8ПК 2.1 - 2.6 | ||
ПМ.03 | Селекционно-племенная работа с пчеламиВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:вывода качественных пчелиных маток и трутней;уметь:вести племенной учет;искусственно выводить пчелиных маток;получать ранних трутней;контролировать спаривание маток и трутней;знать:понятия о породе, породной группе и линии;породы пчел, их хозяйственно полезные признаки;основные положения генетики медоносных пчел, особенности селекционной работы с пчелами;технику вывода высококачественных маток и трутней;методы выявления племенного ядра пчелиной семьи;методы выбраковки малопродуктивных пчелиных семей | МДК.03.01. Теоретические основы селекционно-племенной работы с пчелами | ОК 1 - 8ПК 3.1 - 3.5 | ||
ПМ.04 | Выполнение работ по опылению энтомофильных растений (в т.ч. культур защищенного грунта)В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:приучения пчел к опыляемым культурам;использования пчел на опылении различных сельскохозяйственных культур;содержания пчел в теплице с учетом технологии возделывания культур закрытого грунта;уметь:определять потребность в пчелиных семьях (размер пасеки) для опыления сельскохозяйственных культур;разводить и содержать пчелиные семьи в теплице;предупреждать болезни пчел и бороться с болезнями и вредителями пчел в теплицах;вести документацию установленного образца;знать:роль пчел в повышении урожайности сельскохозяйственных культур;особенности использования пчел при опылении различных сельскохозяйственных культур;особенности разведения и содержания пчелиных семей в теплице;основные болезни и вредителей, поражающих пчелиные семьи в теплицах;особенности агротехнологии культур защищенного грунта | МДК.04.01. Опыление энтомофильных культур открытого и защищенного грунта | ОК 1 - 8ПК 4.1 - 4.4 | ||
ПМ.05 | Эксплуатация и техническое обслуживание тракторовВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен;иметь практический опыт:управления тракторами;выполнения механизированных работ на пасеке и пчелоферме;технического обслуживания тракторов;уметь:безопасно управлять трактором;перевозить грузы на тракторных прицепах, контролировать погрузку, размещение и закрепление на них перевозимого груза;выявлять несложные неисправности тракторов и самостоятельно выполнять слесарные работы по их устранению;выполнять работы по консервации и сезонному хранению тракторов;оформлять первичную документацию;знать:устройство, принцип действия и технические характеристики основных марок тракторов;мощность обслуживаемого двигателя и предельную нагрузку прицепных приспособлений;правила погрузки, укладки, строповки и разгрузки различных грузов в тракторном прицепе;средства и виды технического обслуживания тракторов;способы выявления и устранения дефектов в работе тракторов;содержание и правила оформления первичной документации | МДК.05.01. Технологии эксплуатации и технического обслуживания тракторов | ОК 1 - 8ПК 5.1 - 5.3 | ||
ПМ.06 | Транспортировка грузовВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:управления автомобилями категории "С";уметь:соблюдать Правила дорожного движения;безопасно управлять транспортными средствами в различных дорожных и метеорологических условиях;управлять своим эмоциональным состоянием, уважать права других участников дорожного движения, конструктивно разрешать межличностные конфликты, возникшие между участниками дорожного движения;выполнять контрольный осмотр транспортных средств перед выездом и при выполнении поездки;заправлять транспортные средства горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями с соблюдением экологических требований;устранять возникшие во время эксплуатации транспортных средств мелкие неисправности, не требующие разборки узлов и агрегатов, с соблюдением требований техники безопасности;соблюдать режим труда и отдыха;обеспечивать прием, размещение, крепление и перевозку грузов;получать, оформлять и сдавать путевую и транспортную документацию;принимать возможные меры для оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;соблюдать требования по транспортировке пострадавших;использовать средства пожаротушения;знать:основы законодательства в сфере дорожного движения, Правила дорожного движения;правила эксплуатации транспортных средств;правила перевозки грузов и пассажиров;виды ответственности за нарушение Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортных средств и норм по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;назначение, расположение, принцип действия основных механизмов и приборов транспортных средств;правила техники безопасности при проверке технического состояния транспортных средств, проведении погрузочно-разгрузочных работ;порядок выполнения контрольного осмотра транспортных средств перед поездкой и работ по их техническому обслуживанию;перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств или их дальнейшее движение;приемы устранения неисправностей и выполнения работ по техническому обслуживанию;правила обращения с эксплуатационными материалами;требования, предъявляемые к режиму труда и отдыха, правила и нормы охраны труда и техники безопасности;основы безопасного управления транспортными средствами;порядок оформления путевой и товарно-транспортной документации;порядок действий водителя в нештатных ситуациях;комплектацию аптечки, назначение и правила применения входящих в ее состав средств;приемы и последовательность действий по оказанию первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;правила применения средств пожаротушения | МДК.06.01. Теоретическая подготовка водителей автомобилей категории "С" | ОК 1 - 8ПК 6.1 - 6.6 | ||
ФК.00 | Физическая культураВ результате освоения раздела обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни | 80 | 40 | ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7ОК 8 | |
Вариативная часть учебных циклов ППКРС(определяется образовательной организацией) | 216 | 144 | |||
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС | 1080 | 720 | |||
УП.00 | Учебная практика | 19 нед. | 684 | ОК 1 - 8ПК 1.1 - 1.4ПК 2.1 - 2.6ПК 3.1 - 3.5ПК 4.1 - 4.4ПК 5.1 - 5.3ПК 6.1 - 6.6 | |
ПП.00 | Производственная практика | ||||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 1 нед. | |||
ГИА.00 | Государственная итоговая аттестация | 1 нед. |
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" | 20 нед. |
Учебная практика | 19 нед. |
Производственная практика | |
Промежуточная аттестация | 1 нед. |
Государственная итоговая аттестация | 1 нед |
Каникулы | 2 нед. |
Итого | 43 нед. |
VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2. ФГОС СПО), и с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(3).
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) | 57 нед. | |
промежуточная аттестация | 3 нед. | |
каникулы | 22 нед. |
7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы*(4).
7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.