Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 682 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 220703.02 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и авт стр. 2

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Выполнение слесарных и слесарно-сборочных работ.
ПК 1.1. Выполнять слесарную обработку деталей по 11-12 квалитетам (4-5 классам точности) с подгонкой и доводкой деталей.
ПК 1.2. Навивать пружины из проволоки в холодном и горячем состоянии.
ПК 1.3. Производить слесарно-сборочные работы.
ПК 1.4. Выполнять термообработку малоответственных деталей с последующей их доводкой.
5.2.2. Выполнение электромонтажных работ с контрольно-измерительными приборами и системами автоматики.
ПК 2.1. Выполнять пайку различными припоями.
ПК 2.2. Составлять схемы соединений средней сложности и осуществлять их монтаж.
ПК 2.3. Выполнять монтаж контрольно-измерительных приборов средней сложности и средств автоматики.
5.2.3. Сборка, регулировка и ремонт контрольно-измерительных приборов и систем автоматики.
ПК 3.1. Выполнять ремонт, сборку, регулировку, юстировку контрольно-измерительных приборов средней сложности и средств автоматики.
ПК 3.2. Определять причины и устранять неисправности приборов средней сложности.
ПК 3.3. Проводить испытания отремонтированных контрольно-измерительных приборов и систем автоматики.

VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой квалификации. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Таблица 2
Индекс
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час/нед.)
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздела "Физическая культура" ППКРС
864
576
ОП.00Общепрофессиональный учебный цикл
324
216
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:читать чертежи, проекты, структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы; знать:требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД);основные правила построения чертежей и схем, виды нормативно-технической документации;виды чертежей, проектов, структурных, монтажных и простых принципиальных электрических схем;правила чтения технической и технологической документации;виды производственной документацииОП. 01. Основы черченияОК 5ПК 1.1 - 1.4
уметь:рассчитывать параметры электрических схем; эксплуатировать электроизмерительные приборы;контролировать качество выполняемых работ; производить контроль различных параметров; читать инструктивную документацию;знать:методы расчета электрических цепей;принцип работы типовых электронных устройств;техническую терминологиюОП.02. Основы электротехники и микроэлектроникиОК 1 - 7ПК 2.1 - 3.3
уметь:производить расчеты статических и динамических сил, действующих на тело;знать:основные понятия и аксиомы теоретической механики;законы равновесия и перемещения телОП.03. Основы технической механикиОК 1 - 7ПК 2.1 - 3.3
уметь:применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;применять документацию систем качества;использовать контрольно-измерительные приборы;знать:систему допусков и посадок;правила подбора средств измерений;основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;виды и способы технических измеренийОП.04. Допуски и технические измеренияОК 1 - 7ПК 2.1 - 3.3
уметь:подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ;применять материалы при выполнении работ;знать:общие сведения о строении материалов;общие сведения о полупроводниковых, проводниковых, диэлектрических и магнитных материалах и изделиях;сведения об электромонтажных изделиях;назначение, виды и свойства материалов;номенклатуру закладных и установочных изделий;общую классификацию материалов, их характерные свойства и области примененияОП.05. Основы материаловеденияОК 1 - 7ПК 1.1 - 3.3
уметь:производить настройку и сборку простейших систем автоматизации;использовать в трудовой деятельности средства механизации и автоматизации производственного процесса;знать:основы техники измерений;классификацию средств измерений;контрольно-измерительные приборы;основные сведения об автоматических системах регулирования;общие сведения об автоматических системах управленияОП.06.Основы автоматизациипроизводстваОК 1 - 7ПК 1.1 - 3.3
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
32
ОП.07. Безопасность жизнедеятельностиОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.4ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.3
П.00Профессиональный учебный цикл
460
320
ПМ.00Профессиональные модули
460
320
ПМ.01Выполнение слесарных и слесарно-сборочных работВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выполнения слесарных и слесарно-сборочных работ;уметь:выполнять слесарную обработку деталей по 11-12 квалитетам (4-5 классам точности) с подгонкой и доводкой деталей;использовать слесарный инструмент и приспособления, обнаруживать и устранять дефекты при выполнении слесарных работ;навивать пружины из проволоки в холодном и горячем состоянии, выполнять размерную слесарную обработку деталей по 11-12 квалитетам;сверлить, зенкеровать и зенковать отверстия;нарезать наружную и внутреннюю резьбу;выполнять пригоночные операции (шабрение и притирку);использовать необходимый инструмент и приспособления для выполнения пригоночных операций;использовать способы, материалы, инструмент, приспособления для сборки неподвижных неразъемных соединений;проводить контроль качества сборки;использовать способы, оборудование, приспособления, инструмент для сборки типовых подвижных соединений, применяемых в контрольно-измерительных приборах и системах автоматики;читать чертежи;знать:виды слесарных операций;назначение, приемы и правила их выполнения;технологический процесс слесарной обработки;рабочий слесарный инструмент и приспособления;требования безопасности выполнения слесарных работ;свойства обрабатываемых материалов;принципы взаимозаменяемости деталей и сборочных единиц; систему допусков и посадок, квалитеты и параметры шероховатости, назначение и классификацию приборов для измерения линейных и угловых величин;способы, средства и приемы навивки пружин в холодном и горячем состоянии;способы и приемы выполнения слесарно-сборочных работ;применяемый инструмент и приспособления, назначение, классификацию и конструкцию разъемных и неразъемных соединений деталей;виды передач вращательного движения, их принцип действия и устройство;разновидности механизмов преобразования движения, их принцип действия и устройствоМДК.01.01. Технология слесарных и слесарно-сборочных работОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.4
ПМ.02Выполнение электромонтажных работ с контрольно-измерительными приборами и средствами автоматикиВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выполнения электромонтажных работ;уметь:выполнять пайку различными припоями;лудить;применять необходимые материалы, инструмент, оборудование;применять нормы и правила электробезопасности;знать:основные виды, операции, назначение, инструмент, оборудование и материалы, применяемые при электромонтажных работах;назначение, физико-химические основы, методы пайки мягкими и твердыми припоями;виды соединения проводов различных марок пайкой;назначение, методы, используемые материалы при лужении;физиолого-гигиенические основы трудового процесса;требования безопасности труда в организациях;нормы и правила электробезопасности; меры и средства защиты от поражения электрическим токомМДК.02.01. Технология электромонтажных работМДК.02.02.Технология проведения стандартных испытаний, метрологических поверок средств измерений и элементов систем автоматикиОК 1 - 7ПК 2.1 - 2.3
ПМ.03Сборка, ремонт, регулировка контрольно-измерительных приборов и систем автоматикиВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:ремонта, сборки, регулировки, юстировки контрольно-измерительных приборов и систем автоматики;уметь:читать и составлять схемы соединений средней сложности;осуществлять их монтаж;выполнять защитную смазку деталей и окраску приборов;определять твердость металла тарированными напильниками; выполнять термообработку малоответственных деталей с последующей их доводкой;определять причины и устранять неисправности приборов средней сложности;проводить испытания отремонтированных контрольно-измерительных приборов и автоматики (КИПиА);осуществлять сдачу после ремонта и испытаний КИПиА;выявлять неисправности приборов;использовать необходимые инструменты и приспособления при выполнении ремонтных работ;устанавливать сужающие устройства, уравнительные и разделительные сосуды;применять техническую документацию при испытаниях и сдаче отдельных приборов, механизмов и аппаратов;знать:виды, основные методы, технологию измерений;средства измерений;классификацию, принцип действия измерительных преобразователей;классификацию и назначение чувствительных элементов;структуру средств измерений;государственную систему приборов;назначение и принцип действия контрольно-измерительных приборов и аппаратов средней сложности;оптико-механические средства измерений;пишущие, регистрирующие машины;основные понятия систем автоматического управления и регулирования;основные этапы ремонтных работ;способы и средства выполнения ремонтных работ;правила применения универсальных и специальных приспособлений и контрольно-измерительного инструмента;основные свойства материалов, применяемых при ремонте;методы и средства контроля качества ремонта и монтажа;виды и свойства антикоррозионных масел, смазок, красок;правила и приемы определения твердости металла тарированными напильниками;способы термообработки деталей;методы и средства испытаний;технические документы на испытание и сдачу приборов, механизмов и аппаратовМДК.03.01. Технология сборки, ремонта, регулировки контрольно-измерительных приборов и систем автоматикиОК 1 - 7ПК 3.1 - 3.3
ФК.00Физическая культураВ результате освоения раздела обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни
80
40
ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7
Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией)
216
144
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
1080
720
УП.00Учебная практика
19 нед.
684
ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.4ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.3
ПП.00Производственная практика
ПА.00Промежуточная аттестация
1 нед.
ГИА.00Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическаякультура"
20 нед.
Учебная практика
19 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация
1 нед.
Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Каникулы
2 нед.
Итого
43 нед.

VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;