ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Выполнение слесарных и слесарно-сборочных работ.
ПК 1.1. Выполнять слесарную обработку деталей по 11-12 квалитетам (4-5 классам точности) с подгонкой и доводкой деталей.
ПК 1.2. Навивать пружины из проволоки в холодном и горячем состоянии.
ПК 1.3. Производить слесарно-сборочные работы.
ПК 1.4. Выполнять термообработку малоответственных деталей с последующей их доводкой.
5.2.2. Выполнение электромонтажных работ с контрольно-измерительными приборами и системами автоматики.
ПК 2.1. Выполнять пайку различными припоями.
ПК 2.2. Составлять схемы соединений средней сложности и осуществлять их монтаж.
ПК 2.3. Выполнять монтаж контрольно-измерительных приборов средней сложности и средств автоматики.
5.2.3. Сборка, регулировка и ремонт контрольно-измерительных приборов и систем автоматики.
ПК 3.1. Выполнять ремонт, сборку, регулировку, юстировку контрольно-измерительных приборов средней сложности и средств автоматики.
ПК 3.2. Определять причины и устранять неисправности приборов средней сложности.
ПК 3.3. Проводить испытания отремонтированных контрольно-измерительных приборов и систем автоматики.
VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой квалификации. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Таблица 2
Индекс | Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час/нед.) | В т.ч. часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздела "Физическая культура" ППКРС | 864 | 576 | |||
ОП.00 | Общепрофессиональный учебный цикл | 324 | 216 | ||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:читать чертежи, проекты, структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы; знать:требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД);основные правила построения чертежей и схем, виды нормативно-технической документации;виды чертежей, проектов, структурных, монтажных и простых принципиальных электрических схем;правила чтения технической и технологической документации;виды производственной документации | ОП. 01. Основы черчения | ОК 5ПК 1.1 - 1.4 | |||
уметь:рассчитывать параметры электрических схем; эксплуатировать электроизмерительные приборы;контролировать качество выполняемых работ; производить контроль различных параметров; читать инструктивную документацию;знать:методы расчета электрических цепей;принцип работы типовых электронных устройств;техническую терминологию | ОП.02. Основы электротехники и микроэлектроники | ОК 1 - 7ПК 2.1 - 3.3 | |||
уметь:производить расчеты статических и динамических сил, действующих на тело;знать:основные понятия и аксиомы теоретической механики;законы равновесия и перемещения тел | ОП.03. Основы технической механики | ОК 1 - 7ПК 2.1 - 3.3 | |||
уметь:применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;применять документацию систем качества;использовать контрольно-измерительные приборы;знать:систему допусков и посадок;правила подбора средств измерений;основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;виды и способы технических измерений | ОП.04. Допуски и технические измерения | ОК 1 - 7ПК 2.1 - 3.3 | |||
уметь:подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ;применять материалы при выполнении работ;знать:общие сведения о строении материалов;общие сведения о полупроводниковых, проводниковых, диэлектрических и магнитных материалах и изделиях;сведения об электромонтажных изделиях;назначение, виды и свойства материалов;номенклатуру закладных и установочных изделий;общую классификацию материалов, их характерные свойства и области применения | ОП.05. Основы материаловедения | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 3.3 | |||
уметь:производить настройку и сборку простейших систем автоматизации;использовать в трудовой деятельности средства механизации и автоматизации производственного процесса;знать:основы техники измерений;классификацию средств измерений;контрольно-измерительные приборы;основные сведения об автоматических системах регулирования;общие сведения об автоматических системах управления | ОП.06.Основы автоматизациипроизводства | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 3.3 | |||
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим | 32 | ОП.07. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.4ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.3 | ||
П.00 | Профессиональный учебный цикл | 460 | 320 | ||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 460 | 320 | ||
ПМ.01 | Выполнение слесарных и слесарно-сборочных работВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выполнения слесарных и слесарно-сборочных работ;уметь:выполнять слесарную обработку деталей по 11-12 квалитетам (4-5 классам точности) с подгонкой и доводкой деталей;использовать слесарный инструмент и приспособления, обнаруживать и устранять дефекты при выполнении слесарных работ;навивать пружины из проволоки в холодном и горячем состоянии, выполнять размерную слесарную обработку деталей по 11-12 квалитетам;сверлить, зенкеровать и зенковать отверстия;нарезать наружную и внутреннюю резьбу;выполнять пригоночные операции (шабрение и притирку);использовать необходимый инструмент и приспособления для выполнения пригоночных операций;использовать способы, материалы, инструмент, приспособления для сборки неподвижных неразъемных соединений;проводить контроль качества сборки;использовать способы, оборудование, приспособления, инструмент для сборки типовых подвижных соединений, применяемых в контрольно-измерительных приборах и системах автоматики;читать чертежи;знать:виды слесарных операций;назначение, приемы и правила их выполнения;технологический процесс слесарной обработки;рабочий слесарный инструмент и приспособления;требования безопасности выполнения слесарных работ;свойства обрабатываемых материалов;принципы взаимозаменяемости деталей и сборочных единиц; систему допусков и посадок, квалитеты и параметры шероховатости, назначение и классификацию приборов для измерения линейных и угловых величин;способы, средства и приемы навивки пружин в холодном и горячем состоянии;способы и приемы выполнения слесарно-сборочных работ;применяемый инструмент и приспособления, назначение, классификацию и конструкцию разъемных и неразъемных соединений деталей;виды передач вращательного движения, их принцип действия и устройство;разновидности механизмов преобразования движения, их принцип действия и устройство | МДК.01.01. Технология слесарных и слесарно-сборочных работ | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.4 | ||
ПМ.02 | Выполнение электромонтажных работ с контрольно-измерительными приборами и средствами автоматикиВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выполнения электромонтажных работ;уметь:выполнять пайку различными припоями;лудить;применять необходимые материалы, инструмент, оборудование;применять нормы и правила электробезопасности;знать:основные виды, операции, назначение, инструмент, оборудование и материалы, применяемые при электромонтажных работах;назначение, физико-химические основы, методы пайки мягкими и твердыми припоями;виды соединения проводов различных марок пайкой;назначение, методы, используемые материалы при лужении;физиолого-гигиенические основы трудового процесса;требования безопасности труда в организациях;нормы и правила электробезопасности; меры и средства защиты от поражения электрическим током | МДК.02.01. Технология электромонтажных работМДК.02.02.Технология проведения стандартных испытаний, метрологических поверок средств измерений и элементов систем автоматики | ОК 1 - 7ПК 2.1 - 2.3 | ||
ПМ.03 | Сборка, ремонт, регулировка контрольно-измерительных приборов и систем автоматикиВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:ремонта, сборки, регулировки, юстировки контрольно-измерительных приборов и систем автоматики;уметь:читать и составлять схемы соединений средней сложности;осуществлять их монтаж;выполнять защитную смазку деталей и окраску приборов;определять твердость металла тарированными напильниками; выполнять термообработку малоответственных деталей с последующей их доводкой;определять причины и устранять неисправности приборов средней сложности;проводить испытания отремонтированных контрольно-измерительных приборов и автоматики (КИПиА);осуществлять сдачу после ремонта и испытаний КИПиА;выявлять неисправности приборов;использовать необходимые инструменты и приспособления при выполнении ремонтных работ;устанавливать сужающие устройства, уравнительные и разделительные сосуды;применять техническую документацию при испытаниях и сдаче отдельных приборов, механизмов и аппаратов;знать:виды, основные методы, технологию измерений;средства измерений;классификацию, принцип действия измерительных преобразователей;классификацию и назначение чувствительных элементов;структуру средств измерений;государственную систему приборов;назначение и принцип действия контрольно-измерительных приборов и аппаратов средней сложности;оптико-механические средства измерений;пишущие, регистрирующие машины;основные понятия систем автоматического управления и регулирования;основные этапы ремонтных работ;способы и средства выполнения ремонтных работ;правила применения универсальных и специальных приспособлений и контрольно-измерительного инструмента;основные свойства материалов, применяемых при ремонте;методы и средства контроля качества ремонта и монтажа;виды и свойства антикоррозионных масел, смазок, красок;правила и приемы определения твердости металла тарированными напильниками;способы термообработки деталей;методы и средства испытаний;технические документы на испытание и сдачу приборов, механизмов и аппаратов | МДК.03.01. Технология сборки, ремонта, регулировки контрольно-измерительных приборов и систем автоматики | ОК 1 - 7ПК 3.1 - 3.3 | ||
ФК.00 | Физическая культураВ результате освоения раздела обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни | 80 | 40 | ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7 | |
Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией) | 216 | 144 | |||
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС | 1080 | 720 | |||
УП.00 | Учебная практика | 19 нед. | 684 | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.4ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.3 | |
ПП.00 | Производственная практика | ||||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 1 нед. | |||
ГИА.00 | Государственная итоговая аттестация | 1 нед. |
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическаякультура" | 20 нед. |
Учебная практика | 19 нед. |
Производственная практика | |
Промежуточная аттестация | 1 нед. |
Государственная итоговая аттестация | 1 нед. |
Каникулы | 2 нед. |
Итого | 43 нед. |
VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;