5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Монтаж наружных трубопроводов, сборных коллекторов, каналов, камер и колодцев.
ПК 1.1. Подготавливать основания под трубопроводы, коллекторы, каналы, камеры и колодцы.
ПК 1.2. Выполнять укладку и монтаж элементов сборных коллекторов, каналов, камер и колодцев.
ПК 1.3. Выполнять подготовку элементов наружных трубопроводов к монтажу.
ПК 1.4. Осуществлять прокладку и сборку наружных трубопроводов.
5.2.2. Монтаж и гидравлические испытания технологических трубопроводов.
ПК 2.1. Подготавливать трубы к монтажу.
ПК 2.2. Осуществлять монтаж технологических трубопроводов.
ПК 2.3. Проводить гидравлические испытания технологических трубопроводов.
VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Таблица 2
Индекс | Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) | В т.ч. часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" | 864 | 576 | |||
ОП.00 | Общепрофессиональный учебный цикл | 328 | 224 | ||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:читать строительно-монтажные чертежи и схемы укладки трубопроводов;выполнять несложные эскизы в области профессиональной деятельности;производить поиск информации из различных источников (в том числе профессиональных изданий, Интернета и т.д.);знать:назначение и состав проекционных изображений, правила проецирования;условные, схематизированные и упрощенные изображения элементов конструкций, узлов и стыков деталей;возможности использования умений и навыков, приобретенных в ходе изучения дисциплины, в будущей профессионально-трудовой деятельности | ОП.01. Техническая графика | ОК 1 - 7ПК 1.1ПК 1.4ПК 2.2 | |||
уметь:замерять параметры электрических и магнитных полей;пользоваться справочными материалами, проводить самоконтроль и взаимоконтроль результатов работы;читать и составлять по заданным условиям простые схемы несложных электрических цепей;соблюдать правила безопасной эксплуатации электрооборудования и использовать меры защиты от поражения электрическим током;согласованно работать в группе при выполнении лабораторно-практических работ;планировать деятельность и организовывать ее выполнение в соответствии с планом;выделять и обобщать существенное в технических инструкциях и регламентах;знать:сущность основных электрических и магнитных явлений, используемых в электротехнической практике;характеристики электрических и магнитных полей;характеристики электрических цепей постоянного и переменного токов, магнитных цепей;виды, типы и технические характеристики электротехнического оборудования, применяемого при производстве работ по монтажу трубопроводов;типы и виды планирования работ, построение планов-графиков деятельности;стандарты и техническую документацию в данной области;возможности использования умений и навыков, приобретенных в ходе изучения дисциплины, в будущей профессионально-трудовой деятельности;основные нормы электробезопасности и правила безопасной эксплуатации электрооборудования | ОП.02. Электротехника | ОК 1 - 7ПК 1.2ПК 1.4ПК 2.2ПК 2.3 | |||
уметь:выбирать материалы на основе их свойств для использования при протравке, промывке, очистке и обезжиривании труб, деталей трубопроводов и арматуры, обосновывать свой выбор;анализировать характеристики материалов, применяемых при монтаже трубопроводов, сборных коллекторов, каналов, камер и колодцев в соответствии с задачами их использования;готовить растворы для очистки трубопроводов;готовить битумные мастики для заделки стыков трубопроводов;осуществлять поиск необходимой для решения учебных задач информации из различных источников;оценивать достигнутые результаты и корректировать деятельность на их основе;знать:виды и сортимент труб и деталей трубопроводов и арматуры;химические, физико-механические свойства сырья и материалов, применяемых при монтаже трубопроводов, сборных коллекторов, каналов, камер и колодцев;виды и свойства материалов, применяемых для протравки, промывки и обезжиривания труб;пожароопасные свойства веществ и материалов;возможности использования умений и навыков, приобретенных в ходе изучения дисциплины, в будущей профессионально-трудовой деятельности | ОП.03. Материаловедение | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 2.3 | |||
уметь:выбирать тип контрольно-измерительных приборов в соответствии с производственными условиями и профессиональными задачами;определять место объекта в иерархической структуре управления;использовать средства контроля и защиты для обеспечения безопасности;осуществлять поиск, обработку и представление информации в различных форматах (таблицы, графики, диаграммы, текст и т.д.), в том числе с использованием компьютерных программ;выбирать критерии оценки продуктов производства и объективно оценивать результаты;выделять и обобщать существенное в технических инструкциях и регламентах;знать:основные виды и назначение автоматизированных систем управления;принципы построения автоматизированных систем управления технологическими процессами при монтаже трубопроводов;типы устройств контроля и защиты, применяемых при монтаже трубопроводов;способы работы с информацией при разрешении профессионально-трудовых задач;возможности использования умений и навыков, приобретенных в ходе изучения дисциплины,в будущей профессионально-трудовой деятельности | ОП.04. Основы автоматизации производства | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 2.3 | |||
уметь:составлять схемы устройства трубопроводов;описывать производственный процесс монтажа трубопроводов;выбирать способ соединения труб с учетом производственных условий и аргументировать свой выбор;соотносить виды технических измерений с типами оборудования и обосновывать свои решения;составлять техническую документацию на производство работ по монтажу трубопроводов и связанных с ним конструкций;оформлять производственную документацию при монтаже трубопроводов;осуществлять поиск, обработку и представление информации в различных форматах (таблицы, диаграммы, текст и т.д.), в том числе с использованием компьютера;распределять обязанности и согласовывать позиции в совместной деятельности по решению учебно-профессиональных задач;знать:номенклатуру и назначение труб, соединительных частей, арматуры и средств крепления;способы соединения труб;принципы устройства оснований под трубопроводы, коллекторы, каналы, камеры и колодцы;виды технических измерений при монтаже наружных и технологических трубопроводов;способы определения прямолинейности и плоскостности;типы и устройство нивелиров и теодолитов;структуру производственного процесса монтажа;методы монтажа оборудования;состав технической документации на монтаж оборудования;виды и последовательность выполнения подготовительных и монтажных работ;виды средств малой механизации, оборудования, технологической оснастки, специальных инструментов и приспособлений;порядок организации управления монтажным производством;возможности использования умений и навыков, приобретенных в ходе изучения основ технологии и организации монтажных работ, в будущей профессионально-трудовой деятельности;типы и виды проблем в профессиональной деятельности, обобщенные способы их разрешения;типы и виды планирования работ, построения планов-графиков профессиональной деятельности, способы самоконтроля и коррекции;нормы и правила оформления служебных документов в сфере монтажа трубопроводов;типы и виды источников информации в профессиональной области, их особенности и способы получения | ОП.05. Основы технологии и организации монтажных работ | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 2.3 | |||
уметь:обеспечить безопасную организацию работпри монтаже наружных и технологических трубопроводов;пользоваться индивидуальными средствами защиты и электрозащитными средствам;пользоваться средствами противопожарной защиты;выбирать оптимальные средства пожаротушения в зависимости от ситуации;использовать средства пожарной связи и сигнализации;соблюдать правила безопасной эксплуатации электрооборудования и использовать меры защиты от поражения электрическим током;знать:виды сигнализации, применяемые при выполнении всех видов работ по монтажу трубопроводов;права и обязанности работников в области охраны труда;нормы и требования в области природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности;общие и специальные отраслевые правила, нормы и инструкции по технике безопасности в сфере производства работ по монтажу трубопроводов;регламенты ответственности работника за нарушение законодательства по охране труда;назначение и правила эксплуатации индивидуальных средств защиты, электрозащитных средств и средств противопожарной защиты;порядок совместных действий с пожарной охраной и аварийно-спасательными формированиями при ликвидации аварий и пожаров;основные нормы электробезопасности и правила безопасной эксплуатации электрооборудования;меры защиты от поражения электрическим током;средства пожаротушения и алгоритм их оптимального выбора в зависимости от ситуации;порядок вызова пожарной и аварийной служб;назначение и задачи производственной санитарии;возможности использования умений и навыков, приобретенных в ходе изучения дисциплины,в будущей профессионально-трудовой деятельности | ОП.06. Охрана труда | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 2.3 | |||
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствиис полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения;меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим | 32 | ОП.07. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 2.3 | ||
П.00 | Профессиональный учебный цикл | 456 | 312 | ||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 456 | 312 | ||
ПМ.01 | Монтаж наружных трубопроводов, сборных коллекторов, каналов, камер и колодцевВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:подготовки оснований под трубопроводы, коллекторы, каналы, камеры и колодцы;укладки и монтажа элементов сборных коллекторов, каналов, камер и колодцев;подготовки элементов наружных трубопроводов к монтажу;прокладки и сборки наружных трубопроводов;обсуждения и аргументирования конкурентных преимуществ и социальной значимости своей будущей профессии;анализа рабочей ситуации, выбора средств реализации целей и задач, поставленных руководителем;организации эффективного взаимодействия с коллегами и руководством;оценки достигнутых результатов и внесения коррективов в деятельность на их основе;использования электрозащитных средств, средств противопожарной защиты и индивидуальных средств защиты;уметь:осуществлять установку такелажных приспособлений, строповку и расстроповку деталей трубопроводов, коллекторов, каналов, камер и колодцев;укладывать железобетонные плиты основания и перекрытия коллекторов, каналов, камер и колодцев;укладывать железобетонные опорные плитыпод скользящие опоры, фасонные части и арматуру;осуществлять монтаж цилиндров железобетонных круглых колодцев и горловин колодцев и камер;готовить растворы для заделки стыков;заделывать стыки стеновых блоков, плит основания и перекрытия коллекторов, каналов, камер и колодцев;осуществлять пробивку отверстий механизированным инструментом в стенах камер и колодцев;устанавливать ходовые скобы и люки в камерах и колодцах;подготавливать элементы наружных трубопроводов к монтажу;производить укладку звеньев и одиночных труб из различных материалов;осуществлять подвешивание подземных трубопроводов и кабелей;прокладывать трубы в пробуренных скважинах;осуществлять врезку в существующую сеть канализации и водостока из неметаллических труб;устанавливать заглушки, сифоны, гидрозатворы, сальники, коверы, гидранты, водоразборные колонки и вантузы;осуществлять соединение труб с помощью раструбов, фланцев, накидных гаек, манжет, универсальных соединений;подготавливать стальные трубы к сварке;укладывать трубы звеньями и плетями;заделывать стыки напорных и безнапорных труб;осуществлять промывку стальных трубопроводов с хлорированием;разрабатывать грунт при продавливании стальных труб гидравлическими и ручными домкратами;пользоваться индивидуальными средствами защиты и электрозащитными средствами;планировать профессиональную деятельность, самообразование и организовывать их выполнение в соответствии с планом;применять правила и нормы делового общенияв различных производственных ситуациях;оформлять различные документы служебного характера в соответствии со сферой профессиональной деятельности;знать:виды и назначение основных деталей трубопроводов, сборных коллекторов, каналов, камер и колодцев;правила и способы очистки деталей трубопроводов;устройство и способы применения подъемно-такелажных приспособлений;правила и способы строповки труб и деталей;правила крепления и перекрепления траншей и котлованов;правила подготовки оснований под трубопроводы, коллекторы, каналы, колодцы и камеры;правила и способы подбивки уложенных трубопроводов грунтом или бетоном;правила и способы разработки грунта при продавливании стальных труб (продавливания стальных труб с помощью домкратов);способы просушки и утепления стыков стальных труб при сварке;правила укладки трубопроводов;устройство сборных железобетонных коллекторов, каналов, камер и колодцев;требования, предъявляемые к заделке раструбов и стыков трубопроводов, каналов, камер и колодцев;содержание и последовательность действий при подвешивании подземных трубопроводов;правила промывки трубопроводов;правила сборки стальных труб в звенья и укладки стальных труб плетями;требования, предъявляемые к кромкам и стыкам стальных труб, собранных под сварку;правила испытания трубопроводов и коллекторов гидравлическим способом;содержание и последовательность действий при воздушном испытании трубопроводов;правила укладки дюкеров и трубопроводов через водные преграды;правила сборки и укладки стальных труб, имеющих продольные сварные швы;методы и способы снижения воздействия на окружающую среду всех видов производственной деятельности, продуктов, процессов;наиболее опасные нарушения технологического режима, способные привести к загоранию, воспламенению или разрушению оборудования;нормы и правила оформления служебных документов в сфере профессионально-трудовой деятельности;возможности повышения профессиональной квалификации | МДК.01.01. Основы монтажа наружных трубопроводов | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.4 | ||
ПМ.02 | Монтаж и гидравлические испытания технологических трубопроводовВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:подготовки труб к монтажу;монтажа технологических трубопроводов;проведения гидравлических испытаний технологических трубопроводов;планирования работ и осуществление контроля их выполнения, исходя из целей и задач деятельности, определенных руководителем;распределения обязанностей и согласования позиций в совместной деятельности по решению профессионально-трудовых задач;работы с техническими инструкциями и регламентами в сфере своей профессиональной деятельности;соблюдения техники безопасностипри проведении работ;уметь:проводить разметку мест прокладки трубопроводов;осуществлять монтаж оборудования из стекла, трубопроводов из стеклянных труб;проводить сварку полиэтиленовых и винипластовых труб;проводить установку арматуры;устанавливать гидравлические и электрические приводы арматуры;изготавливать детали элементов трубопроводов из стекла, полиэтилена, винипласта, алюминия, меди и латуни;проверять соответствие выполненных работ требованиям технической документации;выбирать оптимальный способ испытания трубопроводов;устранять дефекты, обнаруженные во время испытаний трубопроводов;составлять отчетную документацию по итогам испытаний трубопроводов;принимать обоснованные решения в рабочей ситуации и нести ответственность за результаты в пределах своей компетенции;обрабатывать и представлять информацию в различных форматах для разных групп пользователей (в том числе администрации, коллег, потребителей и т.д.);соблюдать правила безопасной эксплуатации электрооборудования и использовать меры защиты от поражения электрическим током;знать:способы химической очистки внутренних поверхностей деталей и трубопроводов;способы химической очистки оборудования из стекла, стеклянных труб и фасонных частей к ним;содержание и последовательность действий при монтаже оборудования из стекла и трубопроводов из стеклянных труб;правила обращения с газовыми баллонами и их транспортировки;типы опор и подвесок на них;правила прокладки, гидравлического и пневматического испытания трубопроводов;требования к испытанию трубопровода из стеклянных труб;сигналы, применяемые при монтаже трубопроводов кранами;допуски при подготовке стыков к сварочным работам;способы обезжиривания деталей и труб кислородопровода;способы покрытия труб противокоррозионной изоляцией;устройство поршневого монтажного пистолета и правила работы с ним;типы компенсаторов и правила их установки;типы фланцевых соединений на специальных прокладках и специальных муфтовых соединений;правила химической промывки узлов и деталей труб;перечень и общее содержание методов монтажа трубопроводов блоками;правила монтажа трубопроводов из легированных сталей;способы термообработки сварных стыков;возможности трудоустройства и варианты построения трудовой карьеры на базе профессии обучения;общие правила и нормы делового общения;существующие способы и методы снижения и предотвращения рисков загрязнения окружающей среды, связанных с возможными аварийными ситуациями;требования техники безопасностипри проведении работ | МДК.02.01. Основы монтажа и испытаний технологических трубопроводов | ОК 1 - 7ПК 2.1 - 2.3 | ||
ФК.00 | Физическая культура уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни | 80 | 40 | ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7 | |
Вариативная часть учебных циклов ППКРС(определяется образовательной организацией) | 216 | 144 | |||
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС | 1080 | 720 | |||
УП.00 | Учебная практика | 19 нед. | 684 | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 2.3 | |
ПП.00 | Производственная практика | ||||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 1 нед. | |||
ГИА.00 | Государственная итоговая аттестация | 1 нед. |
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" | 20 нед. |
Учебная практика | 19 нед. |
Производственная практика | |
Промежуточная аттестация | 1 нед. |
Государственная итоговая аттестация | 1 нед. |
Каникулы | 2 нед. |
Итого | 43 нед. |
VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно пункту 3.2 ФГОС СПО), с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.