ПК 5.3. Выполнять простые слесарные работы.
VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Таблица 2
Индекс | Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) | В т.ч. часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" | 864 | 576 | |||
ОП.00 | Общепрофессиональный учебный цикл | 285 | 190 | ||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь:читать строительные чертежи, чертежи различных конструкций и соединений, планы, разрезы;выполнять рабочие эскизы в прямоугольных проекциях, определять масштаб, проставлять размеры;знать:значение графической грамотностидля квалифицированного рабочего;стандарты на чертежи; виды и форматы чертежей;масштабы, основные сведения о размерах и их точности;линии чертежа;основы проекционной графики;назначение эскизов и последовательность их выполнения;общие сведения о строительных чертежах: особенности постановки размеров, масштабирование, последовательность чтения строительных чертежей | ОП.01. Основы строительного черчения | ОК 1-7ПК 3.3ПК 5.1ПК 5.3 | |||
уметь:соблюдать безопасные условия труда при работе по устройству и ремонту кровель и при работе на высоте;выполнять требования безопасности к рабочему месту кровельщика;обеспечивать безопасность окружающих при производстве кровельных работ;определять факторы риска при работе на высоте;организовывать верхнюю и нижнюю опасные зоны, использовать средства индивидуальной защиты;оказывать доврачебную помощь;знать:особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности;нормативные правовые и технические актыпри производстве кровельных работ и работ на высоте;требования безопасности к рабочему месту кровельщика, месту производства работ на высоте;требования к средствам индивидуальной защиты и спецодежде кровельщика, способы хранения и эксплуатации средств защиты и поддержания их в работоспособном состоянии;порядок допуска к выполнению самостоятельных работ на высоте;требования электробезопасности, требования пожарной безопасности;виды травматизма при выполнении кровельных работ и работ на высоте, мероприятия по оказанию доврачебной помощи;порядок расследования причин аварий и несчастных случаев на рабочем месте | ОП.02. Охрана труда | ОК 1-7ПК 1.1-1.5ПК 2.1-2.5ПК 3.1-3.4ПК 3.6-3.8ПК 4.1-4.5ПК 5.1-5.3 | |||
уметь:ориентироваться в конструкциях зданий и сооружений, в видах строительных работ, в проекте производства работ, в организации производства на реальной строительной площадке;пользоваться нормативно-технической документацией на виды строительных работ;ориентироваться в классификации кровельных систем;знать:особенности строительного производства;основные сведения о зданиях и сооружениях;требования к зданиям и сооружениям;основные элементы зданий и сооружений;конструкции и материалы, применяемые для строительства зданий и сооружений;основные конструктивные схемы зданий;строительные работы (виды, назначение, последовательность выполнения, краткая характеристика);кровельные системы (строительные нормы и правила проведения кровельных работ, производство кровельных работ: виды, классификация, последовательность выполнения);плотничные работы при устройстве кровель зданий и сооружений | ОП.03. Технология и организация строительного производства | ОК 1-7ПК 1.6ПК 2.6ПК 3.9ПК 4.6ПК 5.1ПК 5.2ПК 5.3 | |||
уметь:использовать прикладные программные средства в профессиональной деятельности;применять компьютерные и телекоммуникативные средства;знать:состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности, базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ | ОП.04. Основы информационных технологий в профессиональной деятельности | ОК 1-7 | |||
уметь:организовывать и проводить мероприятияпо защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения;меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящихна вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим | 32 | ОП.05. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1-7ПК 1.1-1.6ПК 2.1-2.6ПК 3.1-3.9ПК 4.1-4.6ПК 5.1-5.3 | ||
П.00 | Профессиональный учебный цикл | 499 | 346 | ||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 499 | 346 | ||
ПМ.01 | Устройство кровли из рулонных и мастичных материаловВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:устройства основания под рулонные и мастичные кровельные покрытия;устройства изоляционных слоев;устройства кровельного ковра;уметь:устраивать стяжки, температурно-усадочные швы, переходные бортики;монтировать закладные элементы: водосточные воронки, компенсаторы деформационных швов, патрубки, анкерные болты;закладывать антисептированные рейки для рулонного ковра;устраивать деревянные основания;обрабатывать деревянные основания защитными растворами и составами;проверять уклоны и ровность основания;укладывать гидроизоляционный, пароизоляционный материал, плитные теплоизоляционные материалы;очищать, просушивать, грунтовать поверхность основания;подготавливать и наклеивать кровельные рулонные материалы вручную при помощи приспособлений, машин;устраивать элементы кровель: свесы, карнизы, фронтоны, коньки крыши, ендовы и разжелобки и т.д.;устраивать примыкания кровли к стене, к деформационному шву;устраивать мастичную кровлю: армирующий слой, мастичные слои;наносить на кровельный ковер защитное покрытие;контролировать качество устройства кровельного покрытия;знать:организацию рабочего места;виды, составы, свойства и технологию приготовления растворов и бетонов;виды пиломатериалов, технологические свойства древесины;защитные растворы и составы, способы их приготовления и нанесения;изоляционные, рулонные материалы, мастики: виды, технические свойства, область применения, способы укладки;монтажные материалы;устройство стяжек, температурно-усадочных швов, наклонных бортиков, закладных элементов кровель, устройство деревянных оснований;устройство гидроизоляции, пароизоляции, теплоизоляции крыши;устройство кровель из рулонных материалов: битумных, эластомерных, битумно-полимерных наплавляемых;устройство кровли на сводчатых и арочных основаниях;устройство мастичных кровель;конструктивные особенности мастичных кровель в зависимости от уклонов;способы армирования мастичных кровель;выявление и устранение дефектовпри устройстве оснований под кровлю, изоляции и кровельного покрытия | МДК.01.01. Технология и организация устройства кровли из рулонных и мастичных материалов | ОК 1-7ПК 1.1-1.6 | ||
ПМ.02 | Устройство кровли из неметаллических листовых и мелкоштучных материаловВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:устройства основания под кровельное покрытие неметаллическими листовыми и мелкоштучными материалами;устройства изоляционных слоев;устройства кровельного покрытия;уметь:устраивать деревянное основание;укладывать изоляционные материалы;выкладывать коньки и ребра;закрывать ендовы и разжелобки, примыкания;обделывать слуховые окна;укладывать и закреплять листы и плитки на основание;контролировать качество устройства кровельного покрытия;знать:организацию рабочего места;виды пиломатериалов, технологические свойства древесины;защитные растворы и составы: способы их приготовления и нанесения;изоляционные материалы: виды, технические свойства, область применения;штучные материалы (асбоцементные листы, черепица, металлочерепица, древесина);достоинства и недостатки штучных материалов;металлические детали;крепежные материалы;устройство деревянных оснований;устройство изоляционных слоев крыши;конструктивные особенности элементов кровли;устройство элементов кровли;устройство кровли из асбестоцементных плоских и волнистых листов;устройство кровли из черепицы;выявление и устранение дефектов покрытия | МДК.02.01. Технология и организация устройства кровли из неметаллических листовых и мелкоштучных материалов | ОК 1-7ПК 2.1-2.6 | ||
ПМ.03 | Устройство кровли из металлических материаловВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:устройства основания под кровлю из металлических материалов;устройства изоляционных слоев;устройства кровельного покрытия различных форм крыши;уметь:выполнять основные слесарные операции;изготавливать шаблоны из листовых материалов;вырезать детали и фасонные части элементов кровли по шаблонам;выкатывать заготовки вручную или при помощи механизмов;собирать изделия и фасонные части;выполнять фальцевые соединения;заготавливать и собирать картины;соединять картины кровельного покрытия в блоки;изготавливать элементы карнизного свеса;устраивать деревянное основание;укладывать изоляционные материалы;укладывать карнизные свесы и надстенные желоба;покрывать скаты крыши, устраивать элементы крыши;обделывать слуховые окна;выполнять монтаж листов металлопрофиля и металлочерепицы;контролировать качество устройства кровельного покрытия;знать:организацию рабочего места;расчет криволинейных поверхностей, построение развертки;виды пиломатериалов, технологические свойства древесины;защитные растворы и составы;изоляционные материалы;материалы для изготовления шаблонов;листовые и штучные металлические материалы: виды, технические свойства, область применения, подготовку материалов к обработке;способы выполнения основных слесарных операций;выкатку заготовок;последовательность сборки изделий по шаблону;технологию выполнения фальцевых соединений;последовательность заготовки картин рядового покрытия, карнизного свеса;способы расчета уклона надстенных желобов; устройство деревянного основания, изоляционных слоев крыши, покрытия скатов крыши, покрытия карнизного свеса;особенности покрытия крайних частей скатов и других элементов крыши;способы укладки настенных желобов;монтаж листов металлопрофиля и металлочерепицы;выявление и устранение дефектов рядового покрытия и элементов металлической кровли | МДК.03.01. Проектирование деталей элементов крышМДК.03.02. Технология и организация устройства кровли из металлических материалов | ОК 1-7ПК 3.1-3.9 | ||
ПМ.04 | Ремонт кровлиВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:замены значительной части или всего кровельного покрытия из различных материалов;выполнения частичной смены кровельного покрытия на отдельных небольших участках;замены одного вида покрытия кровли на другой;ремонта и замены конструктивных элементов крыши;ремонта системы водоотвода;уметь:демонтировать поврежденные и изношенные листовые и штучные материалы, конструктивные элементы крыши;устанавливать новые элементы крыши взамен поврежденных;заменять поврежденные участки балок, стропил, обрешетки;очищать поверхность поврежденного основания, устраивать стяжки, температурно-усадочные швы;очищать и просушивать поврежденные места кровельного покрытия;заделывать повреждения кровельного покрытия;ставить заплаты;разбирать покрытие и обделывать заново элементы кровли;наносить окрашивающий состав;устраивать новый вид кровельного покрытия;выполнять демонтаж и замену элементов системы водоотвода;контролировать качество ремонта и замены кровельного покрытия и элементов системы водоотвода;знать:основные дефекты кровли и конструкций крыши: механическое, биологическое, химическое разрушения кровельного ковра;способы определения пригодности балок и стропил;определение скрытых и явных дефектовоснования;последовательность демонтажа и замены поврежденного кровельного покрытия, отдельных элементов кровли и конструктивных элементов крыши;особенности ремонта при провисании крыши;способы усиления стропил и перекрытий;последовательность выполнения ремонта стяжек;последовательность частичной и полной замены рулонного покрытия, металлической кровли, мелкоштучных и листовых элементов кровельного покрытия, ремонта мастичного покрытия;ремонта окрашенных металлических поверхностей;способы выполнения заплат из тканевых материалов;последовательность замены элементов системы водоотвода | МДК 04.01. Основные дефекты иповреждения крыши и кровлиМДК 04.02. Ремонтные работы | ОК 1-7ПК 4.1-4.6 | ||
ПМ.05 | Осуществление сопутствующих видов деятельности при устройстве и ремонте кровельного покрытияВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выполнения простых плотничных работ;выполнения простых слесарных работ;выполнения стропальных работ;уметь:подготавливать, размечать, обрабатывать резанием древесину и древесные материалы;соединять и закреплять деревянные заготовки;устанавливать составные балки и фермы;устраивать обрешетку и контробрешетку;выполнять защиту деревянных конструкций антисептическими и огнезащитными составами;контролировать качество выполнения плотничных работ;править, размечать и раскраивать, резать, рубить, опиливать, сверлить, зенковать, гнуть металлические листы и заготовки;нарезать резьбу;выполнять фальцевые соединения, закатку проволоки и выкатку валиков жесткости;окантовывать, закручивать жестяные заготовки;выполнять холодную клепку и пайку;изготавливать простые слесарные и жестяные изделия;контролировать качество выполнения слесарных работ;организовывать место погрузки-разгрузки;подавать знаковую и голосовую сигнализацию;зацеплять грузы инвентарными стропами;наблюдать за грузом при подъеме, спуске;принимать и укладывать грузы;контролировать качество стропальных работ;знать:виды пиломатериалов;породы, пороки и свойства древесины, область применения;типы и виды крепежных и вспомогательных материалов, применяемых в плотничных работах;способы разметки, пиления, долбления, сверления древесины;способы соединения и закрепления досок, деревянных заготовок и элементов конструкций;способы установки балок, ферм, полуферм;устройство обрешетки и контробрешетки;выявление и устранение дефектов при выполнении плотничных работ;листовые и штучные металлические материалы: виды, технические свойства, область применения;технологию холодной клепки и пайки;процессы слесарной обработки металлов;особенности работы с жестью и тонким металлическим листом;выявление и устранение дефектов при выполнении слесарных работ;схемы строповки и обвязки грузов;способы приема и подачи груза на высоте, на транспортные средства и с транспортных средств;знаковую и голосовую сигнализации;контроль проведения стропальных работ | МДК 05.01. Технология и организация плотничных работМДК 05.02. Технология и организация слесарных работМДК 05.03. Технология и организация стропальных работ | ОК 1-7ПК 5.1-5.3 | ||
ФК.00 | Физическая культурауметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни | 80 | 40 | ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7 | |
Вариативная часть учебных циклов ППКТС(определяется образовательной организацией) | 216 | 144 | |||
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС | 1080 | 720 | |||
УП.00 | Учебная практика | 19 нед. | 684 | ОК 1-7ПК 1.1-5.3 | |
ПП.00 | Производственная практика | ||||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 1 нед. | |||
ГИА.00 | Государственная итоговая аттестация | 1 нед. |
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" | 20 нед. |
Учебная практика | 19 нед. |
Производственная практика | |
Промежуточная аттестация | 1 нед. |
Государственная итоговая аттестация | 1 нед. |
Каникулы | 2 нед. |
Итого | 43 нед. |
VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно пункту 3.2 ФГОС СПО), с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(3).
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) | 57 нед. |
промежуточная аттестация | 3 нед. |
каникулы | 22 нед. |
7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы*(4).
7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.