Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 760 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 261103.07 Оператор вязально-швейного оборудования" стр. 3

Индекс
Наименованием учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего
максимальной учебной нагрузки
обучающегося (час./нед.)
В том числе
часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
864
576
ОП.00Общепрофессиональный учебной цикл
260
180
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в среде профессиональной деятельности;знать:особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые и организационные основы охраны труда в организации;источники негативных факторов и причины их проявления в производственной среде;методы и средства защиты от опасных и вредных производственных факторов, а именно: физических (вибрации, шума, электромагнитных и ионизирующих излучений, механического силового воздействия), факторов комплексного характера;права и обязанности работников в области охраны труда;перечень и основное содержание нормативных документов по охране труда на производствеОП.01. Охрана трудаОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.2ПК 3.1 - 3.2ПК 4.1 - 4.3ПК 5.1 - 5.3
уметь:подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ;применять материалы при выполнении работ;знать:общую классификацию материалов, характерные свойства и области их применения;общие сведения о строении материалов;общие сведения, назначение, виды и свойства различных материалов (натуральных и химических волокон, пряжи, нитей)ОП.02. ОсновыматериаловеденияОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.2ПК 3.1 - 3.2ПК 4.1 - 4.3ПК 5.1 - 5.3
уметь:ориентироваться в общих вопросах экономики производства продукции (по видам);применять экономические знания в конкретных производственных ситуациях;рассчитывать основные технико-экономические показатели в пределах выполняемой профессиональной деятельности;производить расчеты заработной платы;знать:основные принципы рыночной экономики;понятия спроса и предложения на рынке товаров и услуг;особенности формирования, характеристику современного состояния и перспективы развития отрасли;принцип деятельности, виды, характеристику и основные показатели производственно-хозяйственной деятельности организации;основные технико-экономические показатели производства (фондоотдача, фондоемкость, коэффициент оборачиваемости оборотных средств, производительность труда в натуральном и стоимостном выражении, норму выработки, норму времени, сдельную расценку, прибыль, рентабельность);механизмы ценообразования;формы оплаты трудаОП.03.Экономика организацииОК 1 - 7ПК 5.1 - 5.3
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
32
ОП.04.Безопасность жизнедеятельностиОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.2ПК 3.1 - 3.2ПК 4.1 - 4.3ПК 5.1 - 5.3
П.00Профессиональный учебный цикл
524
356
ПМ.00Профессиональные модули
524
356
ПМ.01Обслуживание и эксплуатация оборудованияВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:проверки исправности вязального, швейного и кеттельного оборудования;подготовки оборудования к работе;наладки и регулирования режимов работы оборудования;установки необходимых механизмов и приспособлений для проведения технологического процесса;выявления и устранения причин мелких поломок оборудования;соблюдения правил техники безопасности при работе с оборудованием;планирования работ по обслуживанию оборудования и осуществлению контроля их выполнения, исходя из целей и способов деятельности, определенных руководителем;работы с техническими инструкциями и регламентами обслуживания и эксплуатации оборудования;ведения служебной переписки, оформления первичной документации по обслуживанию и эксплуатации оборудования;уметь:проверять исправность и готовность оборудования к работе;пользоваться контрольно-измерительными приборами для контроля технологического процесса;выполнять требования техники безопасности при обслуживании и эксплуатации технологического оборудования;осуществлять наладку, настройку и регулировку деталей и механизмов оборудования;ремонтировать мелкие поломки деталей и механизмов оборудования и устранять вызывающие их причины;оформлять документацию на технический осмотр и ремонт оборудования;пользоваться техническими инструкциями и регламентами обслуживания и эксплуатации оборудования;вести документацию по обслуживанию и эксплуатации оборудования;производить настройку и сборку простейших систем автоматизации;знать:типы и назначение оборудования вязально-швейного производства;устройство оборудования, приспособлений и контрольно-измерительных приборов вязально-швейного производства;назначение конструктивных элементов оборудования и их функциональное влияние на его эксплуатацию;основные приемы работы на оборудовании;типичные причины возникновения и способы устранения неисправностей оборудования;правила наладки, обслуживания и эксплуатации оборудования;правила техники безопасности при работе с оборудованием;правила оформления служебных документов в сфере профессионально-трудовой деятельности;основы техники измерений;принципы автоматизации рабочего местаМДК.01.01. Основы обслуживания и эксплуатации оборудования вязального производстваМДК.01.02. Основы обслуживания и эксплуатации оборудования швейного производства и кеттельных машинМДК.01.03. Основы автоматизации вязально-швейного производстваОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.5
ПМ.02Ведение технологических процессов вязального производстваВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выполнения процесса вязания полотен, купонов, изделий;проверки качества готовой продукции, предупреждения и устранения дефектов;уметь:контролировать качество поступающего сырья и паковки с пряжей и нитями;заправлять машину пряжей, нитями, производить заработку машины;производить заработку изделия, полотен после заправки;менять иглы, бобины, надевать петли деталей изделий или полотна на иглы при срывах;производить смену игольной плитки;ликвидировать обрыв нитей;присучивать концы нитей;вязать полотно, купоны и детали изделия различными видами переплетений;переключать клинья игольных замков на различные виды переплетений;сбавлять и прибавлять петли при вязании деталей изделий;выполнять подъем петель и подштобку сбросов;разделять и комплектовать купоны и детали изделий;проверять соответствие размеров, отбирать некачественные изделия;знать:устройство, работу и взаимодействие основных механизмов обслуживаемого оборудования;процесс петлеобразования вязальным и трикотажным способами, виды переплетений;рабочие приемы по обслуживанию вязального оборудования;оптимальные величины регулирования плотности вязания;технологический процесс изготовления полотен, купонов, изделий;ГОСТы и техническое описание на текстильную продукцию, инструкции по определению сортностиМДК.02.01.Основы технологии вязального производстваОК 1 - 7ПК 2.1 - 2.2
ПМ.03Ведение технологических процессов швейного производстваВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выполнения средней сложности швейных операций по пошиву текстильной продукции;проверки качества готовой продукции, предупреждения и устранения дефектов;уметь:выполнять операции средней сложности по пошиву текстильных изделий;заправлять сшивающий механизм машины; ликвидировать обрыв нити; менять шпули;проверять качество готовой продукции, устранять дефекты;знать:устройство, работу и взаимодействие основных механизмов швейных машин;типы швов;методы и приемы выполнения швейных операций средней сложности;причины неполадок, возникающих при обслуживании машин;требования, предъявляемые к качеству выполняемых работМДК.03.01. Основы технологии швейного производстваОК 1 - 7ПК 3.1 - 3.2
ПМ.04Ведение технологических процессов работы на кеттельных машинахВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выполнения процесса кеттлевки;проверки качества готовой продукции, предупреждения и устранения дефектов;уметь:подготавливать изделия к кеттлевке;надевать петли изделия на токоля фонтуры кеттельной машины;заправлять сшивающий механизм машины, менять шпули;снимать и укладывать изделия в установленном порядке;знать:устройство, работу и взаимодействие основных механизмов кеттельной машины;виды и позиции толкателей, игл и петлителей;структуру переплетений изготавливаемой продукции;требования, предъявляемые к качеству выполняемых работМДК.04.01. Основы технологии работы на кеттельных машинахОК 1 - 7ПК 4.1 - 4.3
ПМ.05Контроль качества сырья, процессов вязания и швейных операций и продукцииВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:определения качества сырья;определения качества полотен, купонов, деталей изделий и готовой текстильной продукции;контроля технологического режима с помощью приборов и механизмов;определения сортности трикотажного полотна, изделий;уметь:фиксировать показания приборов при контроле технологического процесса вязания, пошива изделий;определять сортность сырья, полотна и готовых изделий;определять качество полотна и текстильной продукции после влажно-тепловой обработки;оформлять технологическую и другую техническую документацию в соответствии действующей нормативной базой;знать:основные правила разработки и оформления технологической документации;виды технологического брака при вязании и пошиве и причины его появления;технологию сортировки полотна, изделий;методы и способы контроля качества сырья, технологических процессов и продукции;категории и виды стандартов, показатели качестваМДК.05.01. Основы контроля качества сырья, процессов и продукции вязально-швейного производстваОК 1 - 7ПК 5.1 - 5.3
ФК.00Физическая культураВ результате освоения раздела "Физическая культура" обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни
80
40
ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7
Вариативная часть учебных циклов ППКРС(определяется образовательной организацией)
216
144
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
1080
720
УП.00Учебная практика
19 нед.
684
ОК 1 - 7ПК 1.1 - 5.3
ПП.00Производственная практика
ПА.00Промежуточная аттестация
1 нед.
ГИА.00Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
20 нед.
Учебная практика
19 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация
1 нед.
Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Каникулы
2 нед.
Итого
43 нед.

VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно пункту 3.2 ФГОС СПО), с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(3).
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)
57 нед.
промежуточная аттестация
3 нед.
каникулы
22 нед.
7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы*(4).
7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(3). Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений

Кабинеты:
стандартизации и контроля качества продукции;
технологии и оборудования вязального производства;
технологии и оборудования швейного производства;
безопасности жизнедеятельности и охраны труда.