- по предохранению рабочих и инженерно-технических работников строительно-монтажных организаций от опасностей, связанных с действующим производством;
- по предохранению рабочих и инженерно-технических работников действующего производства от опасностей, связанных с работой строительно-монтажных организаций.
10.5. Разрабатываемые в составе организационно технологической документации мероприятия по созданию безопасных условий труда согласовываются с руководителями предприятий, на территории которых будут проводиться работы. Общее руководство разработкой мероприятий и контроль за их выполнением в части ведения строительно-монтажных работ осуществляет генеральная подрядная строительная организация, а по цеховым мероприятиям администрация предприятия. Весь комплекс мероприятий утверждается представителями генподрядной строительной организацией и реконструируемого предприятия.
10.6. При выполнении реконструкционных работ необходимо предусмотреть:
временное закрепление конструкций, устойчивость которых уменьшается в ходе демонтажа, разборки или усиления;
10.7. Работникам строительно-монтажных организаций, допущенным на действующее предприятие, следует находиться только на участках и рабочих местах, которые предусмотрены для непосредственного выполнения работ.
10.8. Перед началом работ в зонах действия опасных производственных факторов, возникновение которых не связано с характером выполняемых работ, выдается наряд-допуск по форме, приведенной в СНиП 12-03, пункт 4.11.
10.9. Наряд-допуск выдается на срок, необходимый для выполнения заданного объема работ. В случае возникновения в процессе производства работ опасных или вредных производственных факторов, не предусмотренных нарядом-допуском, работы следует прекратить, наряд-допуск аннулировать и возобновить работы только после выдачи нового нарядадопуска, согласно СНиП 12-03, пункт 4.11.4.
10.10. Наряд-допуск подписывается представителями строительномонтажной организации и предприятия.
Выдача и продление наряда-допуска регистрируется в журнале учета, форма которого представлена в приложении Д.
10.11. До начала выполнения работ следует выявлять источники вредных производственных факторов и принимать меры по их устранению или уменьшению до величин, допустимых действующими санитарными нормами.
10.12. В период реконструкции промышленных предприятий в случае организации штаба координации работ всех строительно-монтажных организаций в составе штаба может создаваться рабочая группа или комиссия по охране труда.
В состав такой группы входят руководители, инженерно-технические работники, инженеры служб охраны труда всех строительно-монтажных организаций, участвующих в реконструкции, а также представители руководства и служб охраны труда действующего предприятия.
Создание группы по охране труда и ее состав оформляется приказом по генеральной подрядной строительной организации.
10.13. Основными задачами группы по охране труда являются:
- координация работы по охране труда всех строительно-монтажных организаций, занятых на реконструкции предприятия;
- контроль соблюдения безопасности труда при реконструкции всеми исполнителями, а также за выполнением мероприятий по улучшению условий и безопасности труда при ведении демонтажных, общестроительных, монтажных и специальных работ;
- контроль выполнения требований охраны труда, предусмотренных в нормативной и организационно-технологической документации, участие в согласовании графиков производства совмещенных работ и контроль за их соблюдением;
- проведение оперативного контроля состояния охраны труда;
- выполнение комплексных и целевых проверок по охране труда, а также оперативное вмешательство при нарушении норм и правил охраны труда, привлечение к этим проверкам представителей строительно-монтажных организаций, участвующих в реконструкции;
- анализ причин производственного травматизма и профзаболеваний с подготовкой выводов, предложений и рекомендаций;
- контроль за санитарно-бытовым обслуживанием рабочих и служащих на территории действующего предприятия с учетом специфики основного производства.
10.14. В случаях проведения работ по реконструкции действующих предприятий, когда в опасных зонах и вблизи них возможно передвижение работников реконструируемого производства, необходимо предусмотривать комплекс мероприятий по ограждению и обозначению на территории предприятия опасных зон (ГОСТ 23407, СТО НОСТРОЙ 2.33.52).
10.15. Опасные зоны при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации грузоподъёмных и строительных машин аналогичны новому строительству и их определение представлено в СТО НОСТРОЙ 2.33.52.
10.16. При монтаже строительных конструкций или технологического оборудования несколькими грузоподъемными кранами во избежание неравномерности их загрузки следует применять балансирные траверсы. Возможность использования несущих конструкций каркаса для закрепления или опирания грузоподъемных машин проверяется расчетом и подлежит согласованию с администрацией предприятия и генеральным проектировщиком.
10.17. При установке двух и более грузоподъемных кранов на одном участке, для исключения их опасного сближения, зоны действия грузоподъемных кранов следует ограничить. Работы необходимо выполнять в соответствии с графиком совмещения работы грузоподъемных кранов.
10.18. Скорость движения транспортных средств по территории реконструируемого предприятия на прямых, хорошо просматриваемых участках предусматривается в пределах 10 км/час.
Скорость движения транспортных средств на въездах, выездах, в цехе, при выезде из бокового проезда на главный проезд или дорогу с интенсивным движением, при поворотах на перекрестках, разворотах, подаче транспортных средств задним ходом, густом тумане не должна превышать 5км/час.
10.19. При выполнении работ по теплоизоляции и защите оборудования от коррозии в случае реконструкции без остановки предприятия или с остановкой отдельных цехов, а также технологических линий требуются специальные устройства и приспособления, обеспечивающие как безопасность обслуживающего персонала предприятия и сохранность действующего оборудования, так и безопасность работающих, непосредственно выполняющих эти работы.
10.20. Работы по устройству кровли и тепловой изоляции над действующими цехами при отсутствии над ними перекрытий или покрытий (настилов) необходимо выполнять после полной остановки цеха. Работники предприятия на период указанных работ удаляются за пределы цеха, а существующее технологическое оборудование и инженерные системы защищаются от пыли и падения предметов.
10.21. До начала кровельных и изоляционных работ над действующим цехом для защиты там работающих и оборудования дополнительно принимаются следующие меры безопасности (СНиП 12-04):
- над цехом устанавливаются предохранительные сетки;
- проходы и проезды, находящиеся в пределах зоны производства работ, перекрываются сплошным настилом;
- принимаются меры, исключающие попадание остатков материалов и пыли на действующее оборудование.
10.22. При выполнении окрасочных и работ по защите от коррозии объектов реконструкции на действующих предприятиях необходимо соблюдение следующих условий (СНиП 12-04):
- обеспечение огнестойкости помещения и его изоляция от смежных;
- приостановление в цехе всех других работ;
- проветривание помещения в период выполнения работ и после их окончания;
- при приточной вентиляции забор чистого воздуха производится снаружи помещения на высоте не менее 2 м от уровня земли;
- выключается всё технологическое оборудование, возможно вызывающее искрообразование;
- не допускается пребывание на участках выполнения работ лиц, не связанных с производственными процессами;
- участки выполнения работ обеспечиваются необходимыми средствами пожаротушения;
- рабочим предоставляются средства индивидуальной защиты [5];
- на участках выполнения работ следует одновременно находиться не менее двух человек;
- применяются вентиляторы только во взрывобезопасном исполнении.
10.23. В процессе производства работ по реконструкции промышленных предприятий следует предусматривать и выполнять мероприятия направленные на охрану окружающей среды.
Приложение А (рекомендуемое) Примерная номенклатура машин для производства отдельных видов работ в стесненных условиях
Конструктивные элементы | Машины и механизмы (приспособления) для бетонных работ | Усредненная производительность ведущей машины, м3/смену | Условия применения | Машины и механизмы для монтажа арматуры, опалубки, сборного железобетона | |
высота помещения, м | минимальная сетка колонн, м | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Фундаменты, приямки, тоннели, стены и перекрытия подвалов монолитные, сборные железобетонные) | Кран автомобильный грузоподъемностью 4 т, вибробункерыV = 0,5 м3 | 20 | 6 | 6х12 | Кран автомобильный |
Кран автомобильный грузоподъемностью 10 т, вибробункерыV = 1,4 м3 | 28 | 6 | 6х12 | Кран автомобильный | |
Траншея | Кран автомобильный грузоподъемностью 16 т, вибробункерыV = 1 м3 | 34 | 6 | 6х12 | Кран автомобильный |
Фундаменты, приямки, резервуары, колонны, стены, тоннели, полы (монолитные и сборные железобетонные) | Стреловой кран грузоподъемностью 10 т, вибробункеры V = 1 м3 | 20 | 7 | 6х18 | Стреловой кран |
Стреловой кран грузоподъемностью 20 т, вибробункеры V = 1 м3 | 34 | 7 | 6х18 | Стреловой кран | |
Стреловой кран грузоподъемностью 25 т, вибробункеры V = 2 м3 | 40 | 7 | 6х18 | Стреловой кран |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
То же, монолитные конструкции | Передвижная пневмотранспортная установка | 40 | 3,6 | 6х6 | Подъемник со стрелой грузоподъемностью 3 т |
Передвижная пневмотранспортная установка | 90 | 3,6 | 6х6 | Мостовой кран грузоподъемностью свыше 10 т | |
Бетононасос | 100 | 6 | 6х6 | Мостовой кран грузоподъемностью свыше 10 т | |
Автобетононасос со стрелой манипулятора | 200 | 7 | 6х12 | Кран автомобильный | |
Автобетононасос со стрелой манипулятора | 200 | 7 | 6х12 | Мостовой кран грузоподъемностью свыше 10 т | |
Автобетононасос со стрелой манипулятором | 200 | 7 | 6х12 | Подъемник со стрелой грузоподъемностью 3 т | |
Фундаменты, приямки, лотки (монолитные и сборные железобетонные) | Подъемник грузоподъемностью 3 т со специальным вибробункеромV = 0,5 м3 | 15 | 3,6 | 6х6 | Подъемник со стрелой грузоподъемностью 3 т |
Автопогрузчик со специальным вибробункером V = 1 м3 | 25 | 3,6 | 6х6 | Автопогрузчик грузоподъемностью 5 т | |
Фундаменты, приямки, перегородки | Одноковшовый пневмоколесный погрузчик | 18 | 3,6 | 6х6 | Подъемник со стрелой грузоподъемностью 3 т |
Пневмоколесный погрузчик с грейфером | 26 | 3,6 | 6х12 | Пневмоколесный погрузчик грузоподъемностью 0,3 т |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Фундаменты, приямки, конструкции инженерных коммуникаций и встроенных помещений (монолитные и сборные железобетонные) | Кран мостовой грузоподъемностью свыше 5 т, вибробункерыV = 1 м3 | 32 | 9 | 6х6 | Кран мостовой грузоподъемностью свыше 5 т |
Кран мостовой грузоподъемностью свыше 10 т, вибробункерыV = 2 м3 | 56 | 9 | 6х6 | Кран мостовой грузоподъемностью свыше 10 т | |
Подвесная кранбалка грузоподъемностью от 3 т до 5 т, вибробункерыV = 0,5 м3 | 24 | 6 | 6х6 | Подвесная кранбалка грузоподъемностью свыше 3 т |
Приложение Б (рекомендуемое) Примерная номенклатура основных средств малой механизации для производства работ при реконструкции
№№ п/п | Виды работ | Выполняемые операции | Машины и механизмы |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Подготовка территории строительной площадки | Удаление деревьев и кустарников | Бензопилы, электропилы, сучкорезы, гидроклинья |
Земляные работы | Водоотливные установки, насосы, инвентарные щиты крепления | ||
2 | Бетонные, железобетонные и каменные работы | Устройство конструкций | Леса, подмости, такелажная оснастка, контейнеры, поддоны, машины затирочные |
Отбойка и бурение | Молотки, перфораторы и машины ударного действия | ||
Резание | Сверлильные машины и установки, отрезные, шлифовальные машины, пилы дисковые, канатные и цепные, бороздоделы, установки газовой и гидравлической резки | ||
Раскалывание | Ручные раскалывающие машины, установки и агрегаты | ||
Отделки, зачистки и шлифовки | Затирочные и заглаживающие машины, виброскребки, шлифовальные ручные машины и установки | ||
3 | Обработка металла | Разделительные операции | Пилы дисковые, ножницы для листового металла, ножницы для резки арматуры |
Гибка и рубка | Трубогибы, рубильные молотки | ||
4 | Обработка древесины | Распиловка | Пилы дисковые, цепные, струнные |
Строжка | Рубанки, паркето-строгательные машины | ||
Выборка пазов и обработка кромок | Фрезерные машины, долбежники |
1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Сборочные работы | Соединение конструктивных элементов | Шуруповерты, гайковерты, сборочные манипуляторы, пистолеты-молотки |
6 | Уплотнение | Грунта | Виброплиты, трамбовки |
Бетонной смеси | Вибраторы общего назначения и глубинные | ||
7 | Отделочные работы | Нанесение штукатурного покрытия | Дозаторы, растворонасосы, штукатурные агрегаты, торкрет-установки |
Окрашивание | Смесители, окрасочные агрегаты и установки, пневмонагнетатели, телескопические вышки, люльки краскопульты, краскотёрки, передвижные сушильные установки |
Приложение В (рекомендуемое) Построение кривой вписываемости автотранспортного средства с длинномерными конструкциями

Рисунок В.1 Построение кривой вписываемости автомобильных транспортных средств
На плане существующей или проектируемой внутризаводской автомобильной дороги по паспортным техническим характеристикам тягача вычерчивается кривая А-А перемещения седла тягача. Для упрощения построения в качестве этой кривой может быть принята ось дороги. Кривая А-А разбивается на равные интервалы, фиксируемая точками с 1 по 21. Из точки 1, соответствующей началу входа седла тягача в поворот, откладывается по оси дороги отрезок 1—1', равный длине прицепа. Из точки 1' перпендикулярно линии 1 — 1' откладывается отрезок 1' — 1" равный половине ширины прицепа, увеличенной на габарит безопасности от 1 до 1,5. Из точки 2 проводят линию 2 — 1', на которой вновь откладывают отрезок, равный длине прицепа 2 — 2ʹ и перпендикулярно 2—2' откладывают отрезок 2' — 2", равный половине ширины прицепа, увеличенной на габарит безопасности. Далее повторяют аналогичную процедуру последовательно по всем точкам от 3 до 21, после чего точки от 1"до 21" соединяют кривой Б — Б. Эта кривая является границей возможного приближении существующих строений или других препятствий к оси автомобильной дороги.
На практике, как правило, оказывается достаточным построение кривой приближения строений только со стороны внутренней кривизны дороги. При необходимости получения кривой приближения строений со стороны внешней кривизны дороги вначале строят кривую В1 — В1 траектории движения переднего левого колеса тягача. Для этого из точек с 1 по 21 перпендикулярно кривой А — А откладывают отрезки, равные половине ширины базы передних колес тягача, увеличенной на габарит безопасности от 1 до 1,5 м. После этого строят кривую траектории движения левого заднего колеса прицепа. Для этого последовательно из точек 1', 2', 3' и т. д, на продолжениях линий 1' — 1", 2' — 2" и т. д. находят точки, аналогичные точкам 1", 2", 3" и т. д. до тех пор, пока очередная не окажется внутри кривой В1 — В1, Эту же операцию повторяют, начиная с конечной расчетной точки 21 в сторону 20, 19, 18 и т. д. По найденным точкам строят огибающую кривую, которая и является границей приближения строений со стороны внешней кривизны дороги. Необходимость построения этой кривой появляется, как правило, в местах незарегулированного движения транспортных средств: при въезде в реконструируемые пролеты, транспортировке конструкций внутри пролетов, маневрировании средь различного рода препятствий, доставке в рабочую зону негабаритных блоков конструкции.
Приложение Г (обязательное) Акт допуск для производства строительно-монтажных работ на территории действующего предприятия
АКТ ДОПУСК
для производства строительно-монтажных работ на территории действующего предприятия
(наименование населенного пункта) « __» _________20__г.
Мы, нижеподписавшиеся, представитель предприятия _____________________________
(наименование и адрес организации,
действующего предприятия или строящегося объекта) ( Ф.И.О., должность)
представитель генерального подрядчика (субподрядчика) __________________________