3. Экстренные карантинные фитосанитарные меры, предусмотренные пунктом 1 части 2 настоящей статьи, вводятся в соответствии со статьями 18 и 23 настоящего Федерального закона на срок до устранения причин, послуживших основанием для их введения.
Статья 18. Карантинный фитосанитарный режим
1. Введение карантинного фитосанитарного режима, его изменение, отмена осуществляются в отношении:
1) очагов карантинных объектов, подкарантинных объектов и прилегающих к ним земельных участков, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, решением руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений;
2) очагов карантинных объектов, подкарантинных объектов и прилегающих к ним земельных участков, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, решением руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений.
2. Карантинный фитосанитарный режим вводится в карантинной фитосанитарной зоне (включая буферную зону очага карантинного объекта, в которой находятся здания, строения, сооружения, места производства (в том числе переработки), реализации или складирования подкарантинной продукции, зараженной и (или) засоренной карантинным объектом), а также в отношении оборудования, транспортного средства, помещения, в котором находится такая подкарантинная продукция.
3. На период действия карантинного фитосанитарного режима могут устанавливаться запреты и (или) ограничения в отношении:
1) использования земельных участков для производства сельскохозяйственной продукции, которая может способствовать развитию карантинных объектов и их распространению по территории Российской Федерации;
2) возделывания и (или) складирования отдельных видов растений, осуществления хозяйственной деятельности с использованием зараженной и (или) засоренной подкарантинной продукции и зараженных и (или) засоренных подкарантинных объектов;
3) выпаса сельскохозяйственных животных на пастбищах, зараженных и (или) засоренных карантинными объектами;
4) перемещения транспортных средств, оборудования, зараженных и (или) засоренных карантинными объектами;
5) вывоза без карантинного сертификата из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, для которой характерны заражение и (или) засорение карантинным объектом, в связи с выявлением которого введен карантинный фитосанитарный режим.
4. При введении карантинного фитосанитарного режима могут устанавливаться в отношении граждан, юридических лиц, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты, дополнительные обязанности по проведению карантинного фитосанитарного обеззараживания этих подкарантинных объектов, расположенных в карантинной фитосанитарной зоне, в том числе в буферной зоне очага карантинного объекта, и подкарантинной продукции, производство (в том числе переработка), хранение, реализация, уничтожение которой осуществляются с использованием этих подкарантинных объектов.
5. На период действия карантинного фитосанитарного режима предусматривается реализация программы локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта, предусмотренной статьей 20 настоящего Федерального закона.
Статья 19. Порядок принятия решения о введении или об отмене карантинного фитосанитарного режима
1. Карантинный фитосанитарный режим может быть введен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, либо его территориальным органом в случае выявления заражения и (или) засорения подкарантинной продукции, подкарантинных объектов карантинными объектами.
2. В ходе проверки информации, полученной от граждан, юридических лиц, о выявлении объектов животного мира, растительного мира, имеющих сходные с карантинными объектами морфологические признаки или симптомы болезней, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, или его территориальный орган в случае необходимости проводит отбор проб и (или) образцов подкарантинной продукции в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений.
3. В случае подтверждения информации о заражении и (или) засорении подкарантинной продукции, подкарантинных объектов карантинными объектами федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, или его территориальный орган в течение одного дня со дня получения результатов лабораторных исследований в области карантина растений принимает решение:
1) о введении карантинного фитосанитарного режима и об установлении карантинной фитосанитарной зоны;
2) о нецелесообразности введения карантинного фитосанитарного режима и установления карантинной фитосанитарной зоны.
4. Гражданам, юридическим лицам, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, либо его территориальным органом выдаются предписания об осуществлении карантинных фитосанитарных мер для локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта или подавления численности карантинного объекта и предотвращения его дальнейшего распространения.
5. Граждане, юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинную продукцию, подкарантинные объекты, в отношении которых установлена карантинная фитосанитарная зона и (или) наложен карантин, имеют право на проведение повторного анализа отобранных образцов подкарантинной продукции в лабораториях, уполномоченных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, и на обжалование решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, об установлении карантинной фитосанитарной зоны и (или) о наложении карантина.
6. Карантинная фитосанитарная зона устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, или его территориальным органом на земельных участках в границах очага карантинного объекта, включая буферную зону очага карантинного объекта, с учетом соответственно их площади, рельефа местности, конфигурации земельных участков, биологических особенностей карантинного объекта, анализа фитосанитарного риска, в том числе потенциальной опасности распространения карантинного объекта вследствие естественных причин, связанных с погодными условиями, паводков или иных природных факторов.
7. Копия решения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, об установлении карантинной фитосанитарной зоны и (или) о наложении карантина направляется в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, в течение одного дня со дня принятия данного решения.
8. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, осуществляет формирование и ведение базы открытых данных карантинных фитосанитарных зон в электронной форме.
9. В течение одного рабочего дня со дня принятия решения об установлении карантинной фитосанитарной зоны и (или) о наложении карантина федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, вносит соответствующие сведения в базу открытых данных карантинных фитосанитарных зон.
10. Решение об отмене карантинного фитосанитарного режима на основании критериев ликвидации популяции карантинного объекта и критериев отмены карантинного фитосанитарного режима, которые установлены предусмотренной статьей 20 настоящего Федерального закона программой локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта и подтверждаются данными, полученными в ходе карантинного фитосанитарного обследования, принимается после ликвидации популяции карантинного объекта:
1) руководителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 статьи 18 настоящего Федерального закона;
2) руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, в случаях, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 18 настоящего Федерального закона.
11. В течение одного рабочего дня со дня принятия решения об установлении карантинной фитосанитарной зоны и о введении карантинного фитосанитарного режима федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, или его территориальный орган информирует граждан, юридических лиц, которые осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность в карантинной фитосанитарной зоне, о границах карантинной фитосанитарной зоны, об установленных требованиях, о временных ограничениях, об ответственности за их нарушение и об иных условиях введения карантинного фитосанитарного режима путем размещения на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и опубликования в средствах массовой информации указанной информации.
12. В течение одного рабочего дня со дня принятия решения об упразднении карантинной фитосанитарной зоны и отмене карантинного фитосанитарного режима федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, или его территориальный орган информирует граждан, юридических лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность в карантинной фитосанитарной зоне, об упразднении карантинной фитосанитарной зоны и отмене карантинного фитосанитарного режима путем размещения на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и опубликования в средствах массовой информации указанной информации.
13. Сокрытие, несвоевременное представление должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, или его территориальных органов информации либо представление заведомо ложной информации о введении или об отмене карантинного фитосанитарного режима, а также об установлении или упразднении карантинной фитосанитарной зоны влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 20. Программа локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта
1. Подготовка программы локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, или его территориальным органом на основе результатов анализа фитосанитарного риска, биологических особенностей карантинного объекта и обстоятельств его выявления, географических особенностей, факторов сезонного характера.
2. Программа локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта должна содержать:
1) сведения о границах карантинной фитосанитарной зоны;
2) наименование карантинного объекта, в связи с выявлением которого вводится карантинный фитосанитарный режим;
3) перечень установленных ограничений осуществления деятельности, связанной с производством (в том числе переработкой), хранением, перевозкой, реализацией, уничтожением подкарантинной продукции, и (или) дополнительных обязанностей в отношении лиц, использующих для осуществления указанной деятельности подкарантинные объекты;
4) перечень мероприятий по осуществлению локализации очага карантинного объекта и (или) ликвидации популяции карантинного объекта;
5) план проведения проверок расположенных в границах карантинной фитосанитарной зоны подкарантинных объектов, в том числе перечень этих подкарантинных объектов, дату и срок проведения каждой проверки;
6) критерии ликвидации популяции карантинного объекта и критерии отмены карантинного фитосанитарного режима.
3. Установление ограничений осуществления деятельности, связанной с производством (в том числе переработкой), хранением, перевозкой, реализацией, уничтожением подкарантинной продукции, и (или) установление в отношении граждан, юридических лиц, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты, дополнительных обязанностей, не предусмотренных частью 3 статьи 18 настоящего Федерального закона и не включенных в программу локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта, не допускаются.
4. В карантинной фитосанитарной зоне мероприятия по осуществлению локализации очага карантинного объекта и (или) ликвидации популяции карантинного объекта осуществляются за счет средств граждан, юридических лиц, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты, собственников подкарантинной продукции.
Статья 21. Вывоз из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции
1. В случае введения карантинного фитосанитарного режима и установления временных ограничений, предусмотренных пунктом 5 части 3 статьи 18 настоящего Федерального закона, вывоз из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, для которой характерны заражение и (или) засорение карантинным объектом, в связи с выявлением которого введен карантинный фитосанитарный режим, осуществляется на основании карантинного сертификата в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
2. Для получения карантинного сертификата гражданином, юридическим лицом в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, или его территориальный орган представляются:
1) заявление о выдаче карантинного сертификата;
2) сведения о наименовании и месте нахождения получателя или грузополучателя, отправителя или грузоотправителя подкарантинной продукции, для которой характерны заражение и (или) засорение карантинным объектом, в соответствии с транспортными документами и иными документами;
3) сведения о наименовании указанной в пункте 2 настоящей части подкарантинной продукции и ее объеме;
4) сведения о транспортных средствах;