Приказ Минтранса РФ от 12 сентября 2008 г. N 147"Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчер стр. 8

для самолета - порядок действий и маневры при выполнении полетов по правилам полетов по приборам, указанные в подпункте "д" пункта 7.1 настоящих Правил, включая полеты с имитацией отказа двигателя.
Кандидат на получение свидетельства линейного пилота должен продемонстрировать способность выполнять процедуры и маневры, указанные в настоящем пункте, со степенью компетенции, а также умение:
распознавать и контролировать факторы угрозы и ошибок;
плавно и точно осуществлять ручное управление самолетом в пределах ограничений его летно-технических характеристик, обеспечивая успешное выполнение схемы полета или маневра;
управлять самолетом с автопилотом, работающим в режиме, соответствующем этапу полета, и знать особенности его работы в различных режимах;
точно выполнять порядок действий в нормальных, особых и аварийных условиях на всех этапах полета;
принимать правильные решения и квалифицированно осуществлять управление самолетом, включая процесс принятия взвешенных решений и осведомленность о воздушной обстановке;
осуществлять взаимодействие с другими членами летного экипажа и демонстрировать способность эффективно выполнять процедуры на случай потери работоспособности членами экипажа и обеспечения координации членов экипажа, включая распределение задач по пилотированию, координацию действий членов экипажа, соблюдение штатных эксплуатационных процедур и использование контрольных карт;
г) иметь действующее медицинское заключение первого класса.
6.2. Обладатель свидетельства линейного пилота при условии соблюдения требований, указанных в пунктах 1.6-1.11 и 2.5-2.22 настоящих Правил, при наличии соответствующих квалификационных отметок в свидетельстве может осуществлять функции:
обладателя свидетельства частного пилота и коммерческого пилота воздушного судна разрешенного вида;
командира воздушного судна разрешенного вида при коммерческих воздушных перевозках и любого самолета, сертифицированного для полетов с более чем одним пилотом.
Если обладатель свидетельства линейного пилота до этого имел только свидетельство пилота многочленного экипажа и не отвечает требованиям, установленным в подпунктах "а" и "г" пункта 5.2 настоящих Правил, то он допущен выполнять функции пилота только в составе многочленного экипажа самолета.
6.3. Кроме требований, установленных в пунктах 6.1 и 6.2 настоящих Правил, обладатель свидетельства линейного пилота с квалификационной отметкой о виде воздушного судна "самолет":
а) должен иметь налет не менее 1500 ч в качестве пилота самолета, в который засчитывается не более 100 часов налета на тренажере.
В указанный налет входит:
500 ч в качестве командира воздушного судна под наблюдением; или 250 ч в качестве командира воздушного судна; или не менее 70 ч в качестве командира воздушного судна и не менее 180 ч в качестве командира воздушного судна под наблюдением;
200 ч, выполняя полеты по маршруту, из которых не менее 100 ч в качестве командира воздушного судна или командира воздушного судна под наблюдением;
75 ч, выполняя полеты по приборам, из которых время наземной тренировки по приборам не превышает 30 ч;
100 ч, выполняя полеты ночью в качестве командира воздушного судна или второго пилота;
б) кандидат должен пройти подготовку на самолете с двойным управлением, которая требуется для получения свидетельства коммерческого пилота и квалификационной отметки о допуске к полетам по приборам или для получения свидетельства пилота многочленного экипажа.
6.4. Кроме требований, установленных в пунктах 6.1 и 6.2 настоящих Правил, обладатель свидетельства линейного пилота с квалификационной отметкой о виде воздушного судна "вертолет":
а) должен иметь налет не менее 1000 ч в качестве пилота вертолета, в который засчитывается не более 100 ч налета на тренажере.
В указанный налет входит:
250 ч в качестве командира воздушного судна или не менее 70 ч в качестве командира воздушного судна и не менее 180 ч в качестве командира воздушного судна под наблюдением;
200 ч, выполняя полеты по маршруту, из которых не менее 100 ч в качестве командира воздушного судна или командира воздушного судна под наблюдением;
30 ч, выполняя полеты по приборам, из которых не более 10 ч может составлять время наземной тренировки по приборам;
50 ч, выполняя полеты ночью в качестве командира воздушного судна или второго пилота;
б) кандидат должен пройти подготовку на вертолете с двойным управлением, которая требуется для получения свидетельства коммерческого пилота вертолета.

VII. Требования, предъявляемые к обладателю свидетельства частного пилота или коммерческого пилота для получения квалификационной отметки о допуске к полетам по приборам

7.1. Обладатель свидетельства частного пилота или коммерческого пилота для получения квалификационной отметки о допуске к полетам по приборам должен:
а) продемонстрировать знания в следующих областях:
законов и правил, касающихся правил полетов по приборам, соответствующей практики и правил обслуживания воздушного движения;
использования, ограничений и пригодности к эксплуатации бортового электронного оборудования, электронных устройств и приборов, необходимых для управления и навигации воздушного судна при полете по правилам полетов по приборам и в метеорологических условиях полета по приборам; использования и ограничения автопилота;
компасов, их ошибок из-за крена и воздействия ускорения; гироскопических приборов, их эксплуатационных ограничений и воздействия прецессии; правил и порядка действий при неисправностях различных пилотажных приборов;
предполетной подготовки и проверок, соответствующих полету по правилам полетов по приборам;
оперативного планирования полета; подготовки и представления планов полета по правилам полетов по приборам;
возможностей человека при осуществлении полетов на воздушных судах по приборам, включая принципы контроля факторов угрозы и ошибок;
авиационной метеорологии; понимания и использования карт, сводок и прогнозов; кодов и сокращений; правил получения и использования метеорологической информации; измерения высоты;
причин, распознавания и последствий обледенения двигателей и планера; правил прохода фронтальных зон; обхода опасных метеоусловий;
для вертолетов - последствий обледенения несущего винта;
практической аэронавигации (самолетовождения) с использованием радионавигационных средств;
использования навигационных систем, применяемых на этапах вылета, полета по маршруту, захода на посадку и посадки; опознавания радионавигационных средств;
применения методов контроля факторов угрозы и ошибок в условиях эксплуатации;
понимания и использования аэронавигационной документации, авиационных кодов и сокращений, а также контрольных карт вылета, полета по маршруту, снижения и захода на посадку по приборам;
мер предосторожности и правил действий в аварийной обстановке; мер безопасности, связанных с полетами по правилам полетов по приборам; критериев пролета препятствий;
правил ведения связи и фразеологии, применяемых при полетах воздушных судов по правилам полетов по приборам; действий, предпринимаемых в случае потери связи;
б) продемонстрировать на воздушном судне способность выполнять схемы полетов и маневры, указанные в подпункте "д" пункта 7.1 настоящих Правил, а также умение:
распознавать и контролировать факторы угрозы и ошибки;
управлять воздушным судном запрашиваемого вида в пределах его ограничений;