Минимальный радиальный воздушный зазор, мм, между статором и ротором (в активной зоне сердечника) в состоянии покоя вращающейся электрической машины должен быть не менее значения, вычисляемого по формуле
219 × 48 пикс.   Открыть в новом окне |
где - диаметр ротора, мм, который в формуле для минимального радиального воздушного зазора соответствует минимальному значению 75 мм и максимальному - 750 мм;
- максимальная номинальная частота вращения, об/мин (минимальное значение - 1000 об/мин);
- максимальная величина, мм, соответствующая минимальному значению 0,1 и вычисляемая по формуле
;
- безразмерный коэффициент, равный 1,0 для машин с подшипниками качения и 1,5 - для машин с подшипниками скольжения.
Примечание - В формулах минимальный радиальный воздушный зазор не имеет прямой зависимости от частоты сети или числа полюсов, что показано на примере двух- или четырехполюсного электродвигателя с подшипниками качения, питаемого напряжением переменного тока частотой от 50 до 60 Гц, имеющего ротор диаметром 60 мм и длину сердечника 80 мм.
Подставляя в формулу значения:
75 мм (минимальное значение);
3600 об/мин (максимальное значение);
1,0;
80/(1,75х60), то есть примерно 0,76, и поэтому принимаем 1,0.
Затем минимальный радиальный воздушный зазор рассчитываем по формуле
281 × 48 пикс.   Открыть в новом окне |
Он приблизительно равен 0,25 мм.
5.2.4 Машины с короткозамкнутым ротором
5.2.4.1 В дополнение к 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3 требования данного подпункта распространяются на машины с короткозамкнутым ротором, включая синхронные машины с короткозамкнутой пусковой или с демпферной обмотками.
5.2.4.2 Стержни короткозамкнутых роторов должны быть плотно вставлены в пазы и припаяны твердым припоем или приварены к короткозамыкающим кольцам за исключением случаев, если стержни и кольца роторов изготовлены как единое изделие.
Примечание - Стержни и кольца короткозамкнутых роторов не рассматривают как открытые проводящие части (см. 4.3, 4.4, 4.9 и 5.2.1).
5.2.4.3 Конструкцию ротора следует оценивать на возможность возникновения искрения в воздушном зазоре.
Если общая сумма факторов риска, определенных по таблице 4, превышает 6, то электродвигатель или представительный образец следует подвергнуть испытанию согласно 6.2.1.2 или электродвигатель должен быть такой конструкции, чтобы задействовались специальные меры, обеспечивающие при запуске отсутствие в оболочке взрывоопасной газовой среды. Маркировка должна содержать знак "X" в соответствии с IEC 60079-0 (перечисление i) 29.2), а специальные условия применения в сертификате должны включать информацию, обеспечивающую выбор соответствующих специальных мер.
Примечания
1 Специальные меры, которые возможно применять, включают предпусковую вентиляцию или применение стационарного газового датчика внутри оболочки машины.
2 При данных испытаниях двигателей с высокой инерциальной нагрузкой или с автоматическим перезапуском можно определить только рабочие условия, без крутящего резонанса поезда с полным приводом и если можно исключить сдвинутый по фазе перезапуск. Применение оборудования в таких специальных условиях должно быть четко скоординировано изготовителем и пользователем.
В качестве альтернативы, если пусковой ток двигателя ограничен до 300% номинального тока , то проведение оценки возможного искрения воздушного зазора не требуется. Если применение сниженного пускового напряжения требует снизить максимальный пусковой ток до 300% номинального тока , то маркировка двигателя должна содержать знак "X" в соответствии с IEC 60079-0 (перечисление i) 29.2), а в специальных условиях применения должно быть указано, что двигатель может применяться только со сниженным пусковым напряжением, которое ограничивает пусковой ток до 300% номинального тока.
Примечание - Возможным решением является использование преобразователя переменной частоты для обеспечения ограничения тока. Использование других методов снижения пускового напряжения двигателей и стартеров со сниженным напряжением требуют дополнительного согласования.