1. Утвердить Порядок внесения представлений органами федеральной службы безопасности и пограничными войсками (прилагается).
2. Считать утратившим силу приказ ФСБ России от 20 мая 1997 г. N 197 (не нуждается в государственной регистрации, письмо Минюста России от 19 июня 1997 г. N 07-02-883-97).
Директор | Н.Патрушев |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 апреля 2004 г.
Регистрационный N 5766
Приложение
к приказу ФСБ России
от 13 марта 2004 г. N 162
Порядок внесения представлений органами федеральной службы безопасности и пограничными войсками
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок регулирует вопросы внесения органами федеральной службы безопасности и пограничными войсками*(1) представлений об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, и представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений*(2).
2. Правовой основой для внесения представлений об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, является пункт "л" статьи 13 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности"*(3), а для внесения представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, - статья 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях*(4).
3. Настоящий Порядок не регулирует вопросы внесения представлений о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, или других нарушений закона. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством указанные представления могут вноситься только дознавателями или следователями по окончании предварительного расследования. Правовой основой для их внесения является часть вторая статьи 158 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации*(5), а оформляются такие представления с использованием бланка процессуальных документов, указанного в приложении 165 к статье 476 указанного Кодекса.
4. Представления вносятся в соответствующие государственные органы, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, в общественные объединения, а также соответствующим должностным лицам.
Внесенные представления являются обязательными для рассмотрения и принятия мер по результатам их рассмотрения.
Представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, рассматриваются в срок, указанный в части второй статьи 29.13 КоАП России (в течение месяца со дня получения).
5. При определении угроз безопасности необходимо исходить из того, что угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности (статья 3 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности"*(6)).
6. Поводами для внесения представлений являются выявленные органами безопасности в процессе оперативно-служебной деятельности причины и условия, способствующие реализации угроз безопасности Российской Федерации, или установленные органами безопасности либо пограничными войсками причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения.
7. Основаниями для внесения представлений являются достаточные данные, указывающие на наличие причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, либо на наличие причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
II. Подготовка и внесение представлений
8. Представления готовятся в трех экземплярах.
Первый экземпляр направляется в государственный орган, администрацию предприятия, учреждения, организации, в общественное объединение или должностным лицам, в адрес которых вносится представление.
Второй экземпляр представления вместе с копией полученного ответа на него направляется в ИУ ФСБ России (не позднее 5 дней после получения ответа).
Третий экземпляр с полученным ответом подшивается в дело подразделения, подготовившего представление.
9. Представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, могут вноситься руководством ФСБ России, руководителями (начальниками) подразделений ФСБ России, начальниками территориальных органов безопасности, начальниками органов безопасности в войсках и пограничных органов.
При подготовке указанных представлений и их подписании необходимо соблюдать правило, что должностное положение лиц, подписывающих такие представления, по статусу должно соответствовать или быть выше должностного положения лиц, которым адресуются данные представления.
Это правило также должно соблюдаться в отношении подразделений и органов безопасности, вносящих представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, и их адресатов.
10. Представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, могут вноситься соответствующими должностными лицами органов безопасности и пограничных войск, наделенными правом рассмотрения дел об административных правонарушениях согласно полномочиям, предоставленным им статьями 23.4, 23.10, 23.13, 23.45 и 23.46 КоАП России.
11. Проекты подготовленных представлений перед подписанием в обязательном порядке должны пройти согласование в юридическом подразделении, а при необходимости - также в следственном подразделении.
12. Представления вносятся с учетом компетенции государственного органа, администрации предприятия, учреждения, организации, общественного объединения или должностного лица, в адрес которых они готовятся.
Реализация предлагаемых мер по устранению выявленных причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, или причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, должна входить в компетенцию адресата представления.
13. Представления могут иметь соответствующий гриф секретности или ограничительную пометку и с учетом этого должны оформляться и направляться адресатам.
III. Заключительные положения
14. Для приобщения копий внесенных представлений и полученных ответов на них в органах безопасности и пограничных войсках заводятся специальные дела.
15. Работа по внесению представлений является одним из необходимых элементов оперативно-служебной деятельности органов безопасности и пограничных войск.
_____________________________
*(1) Далее - органы безопасности и пограничные войска.
*(2) Далее - представления, если не оговорено иное.
*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 15, ст.1269; 2000, N 1, ст.9; N 46, ст.4537; 2001, N 53 (ч.I), ст.5030; 2002, N 19, ст.1794; N 30, ст.3033; 2003, N 2, ст.156; N 27 (ч.I), ст.2700.
*(4) Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч.I), ст.1; N 18, ст.1721; N 30, ст.3029; N 44, ст.4295, ст.4298; 2003, N 1, ст.2; N 27 (ч.I), ст.2700; N 27 (ч.II), ст 2708, ст.2717; N 46 (ч.I), ст.4434, ст.4440; N 50, ст.4847, ст.4855; N 52 (ч.I), ст.5037.
Далее - КоАП России.
*(5) Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч.I). ст.4921; 2002, N 22, ст.2027; N 30, ст.3015, ст.3020, ст.3029; N 44, ст.4298; 2003, N 27 (ч.I), ст.2700, ст.2706; N27 (ч.II), ст.2708; N 28, ст.2880; N 50, ст.4847.
*(6) Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст.769; 1993, N 2, ст.77; Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 52, ст.5086; Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст.3033.