Распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 2446-р стр. 7

выработка предложений по тематике и объемам финансирования заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг в рамках реализации мероприятий Программы;
рассмотрение материалов о ходе реализации мероприятий Программы;
организация проверок реализации мероприятий Программы, целевого и эффективного использования финансовых средств;
подготовка рекомендаций по более эффективной реализации мероприятий Программы с учетом хода ее выполнения и социально-экономического развития Российской Федерации;
рассмотрение результатов экспертизы содержания и стоимости мероприятий, предлагаемых для реализации в очередном финансовом году.

XII. Методика оценки эффективности Программы

При оценке эффективности Программы учитывались затраты и ожидаемые результаты реализации мероприятий Программы.
Существенное повышение энергетической эффективности российской экономики возможно только при условии модернизации и обновления значительной части существующих основных фондов. Однако основной задачей модернизации и технологического развития является не только энергосбережение и повышение энергетической эффективности, но в большей степени повышение общей производительности основных фондов, получение дополнительных доходов и снижение издержек и вредных экологических воздействий.
Повышение энергетической эффективности и снижение энергетических издержек является только одним из результатов модернизации и технологического развития. Поэтому в расчетах затрат по проектам используется концепция приростных капитальных затрат.
Приростные капитальные затраты по проекту рассчитываются как разность между затратами на мероприятие по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, характеристики которого соответствуют высоким классам энергетической эффективности или лучшим зарубежным технологиям, и капитальными затратами по установке нового оборудования со средним или низким уровнем энергетической эффективности, сопоставимым с эффективностью оборудования, которое эксплуатируется в настоящее время в России (например, разница в стоимости высокоэффективного электродвигателя и электродвигателя среднего класса эффективности).
В ряде случаев, когда единственной целью вложения средств является повышение энергетической эффективности, например при установке регулируемого электропривода или приборов учета, в расчете использовались полные капитальные затраты.
Дополнительные затраты или выгоды могут включать годовое изменение эксплуатационных издержек, устранение необходимости в капитальных вложениях или расходах на капитальный ремонт.
Расходы бюджетов на реализацию Программы определялись исходя из объемов реализации мероприятий Программы.
Стимулирование реализации региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности субъектов Российской Федерации осуществляется за счет софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации.
Стимулирование развития использования возобновляемых источников энергии осуществляется за счет предоставления из федерального бюджета субсидий в порядке компенсации стоимости технологического присоединения генерирующих объектов с установленной генерирующей мощностью не более 25 МВт, признанных квалифицированными объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии, юридическим лицам, которым такие объекты принадлежат на праве собственности или на ином законном основании.
Практическое применение (внедрение) результатов интеллектуальной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется открытым акционерным обществом, уставный капитал которого формируется за счет субсидии, предоставляемой федеральному государственному бюджетному учреждению "Российское энергетическое агентство" Министерства энергетики Российской Федерации из федерального бюджета.
Стимулирование реализации типовых проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности во всех отраслях экономики осуществляется за счет предоставления предусмотренных законодательством мер государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Стимулирование принятия потребителями энергетических ресурсов решений о реализации проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется за счет предоставления государственных гарантий по кредитам на реализацию такого рода проектов.
Кроме того, средства федерального бюджета используются на финансирование мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на объектах федеральных государственных учреждений, на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществления образовательной деятельности и информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
В качестве экономических эффектов Программы оцениваются:
годовая и суммарная экономия на приобретении энергетических ресурсов всеми потребителями в ценах соответствующих лет. Оценивается как сумма произведений объемов экономии конечной энергии по каждому мероприятию Программы на соответствующие цены энергоносителей. Экономия затрат на оплату энергоносителей по приборам учета включается в оценку эффекта;
годовая и суммарная за срок действия Программы экономия населения на оплату энергетических ресурсов в ценах соответствующих лет. Оценивается как сумма произведений объемов экономии конечной энергии у населения по каждому мероприятию Программы на соответствующие цены энергоносителей. Экономия затрат на оплату энергоносителей по приборам учета включается в оценку эффекта;
годовая и суммарная за срок действия Программы экономия средств бюджетов всех уровней на приобретение и субсидирование приобретения энергетических ресурсов за счет реализации мер на бюджетных объектах и за счет снижения размера субсидий на приобретение энергетических ресурсов для населения. Экономия затрат на оплату энергоносителей по приборам учета в бюджетных организациях включается в оценку эффекта;
годовое и суммарное за срок действия Программы поступление в бюджет дополнительного налога на прибыль за счет снижения издержек производства. Дополнительный доход бюджетной системы рассчитывается путем умножения этой величины на ставку налога на прибыль, равную 20 процентам.
Экономическая оценка стоимости снижения выбросов парниковых газов определена исходя из стоимости 1 тонны экв. СО2 в размере 400 рублей.
Общая эффективность Программы оценена как интегральная оценка эффективности всех ее мероприятий, рассматриваемых в качестве инвестиционных проектов. Расчет экономической эффективности осуществляется через определение чистого дисконтированного дохода.
При определении общественной эффективности Программы учитывались все затраты и эффекты, включая экономическую оценку стоимости снижения выбросов парниковых газов. Коэффициент дисконтирования принят равным 10 процентам.
При определении коммерческой эффективности Программы из состава расходов исключены бюджетные дотации, а из состава эффектов - экономическая оценка стоимости снижения выбросов парниковых газов и налоги. Коэффициент дисконтирования был принят равным 15 процентам.
При определении бюджетной эффективности Программы в состав затрат были включены все расходы бюджета, а в составе эффектов отражен рост налоговых доходов за счет реализации Программы.
Расчеты всех экономических показателей произведены в прогнозных ценах каждого года расчетного периода (2011 - 2030 годы) с учетом индексов-дефляторов, установленных Министерством экономического развития Российской Федерации для затрат капитального характера.
Приложение N 1
к государственной программе
Российской Федерации "Энергосбережение
и повышение энергетической
эффективности на период до 2020 года"

Оценка потенциала повышения эффективности использования энергии в Российской Федерации по состоянию на 2007 год

(млн. тонн условного топлива)
Сектор энергопотребления
Всего
В том числе по видам энергетических ресурсов
уголь
сырая нефть
нефтепродукты
газ
прочие виды топлива
электроэнергия
тепло

I. Потенциал повышения эффективности производства и преобразования энергетических ресурсов

1. Производство и преобразование первичной энергии - всего
403,89
83,45
3,58
49,53
257,43
9,9
-
-
в том числе:
выработка электроэнергии - всего
133
34,14
-
3,6
92,78
2,48
-
-
из них:
конденсационные электростанции
76,42
22,91
-
1,07
52,15
0,29
-
-
теплоэлектроцентрали
55,02
11,23
-
2,19
39,41
2,19
-
-
дизельные электростанции
1,56
-
-
0,34
1,22
-
-
-
производство тепла - всего
153,66
33,34
0,66
10,55
101,56
4,96
2,59
-
из них:
конденсационные электростанции
4,13
1,26
-
0,06
2,69
0,01
0,11
-
теплоэлектроцентрали
46,72
9,3
-
1,77
32,19
2,22
1,24
-
промышленные котельные
67,27
11,6
0,63
5,99
46,76
1,69
0,6
-
районные котельные
12,41
2,69
0,03
1,09
8,39
0,1
0,11
-
мелкие котельные
23,13
8,49
-
1,64
11,53
0,94
0,53
-
производство и преобразование топлива - всего
57,77
3,09
2,92
0,24
8,49
0,1
14,39
28,54
из них:
добыча и переработка угля
1,16
0,17
-
0,1
-
-
0,43
0,46
добыча нефти
3,38
-
0,03
0,14
1,06
-
1,59
0,56
переработка нефти
3,36
0,03
-
-
1,89
0,1
0,21
1,13
добыча и переработка газа
4,22
-
-
-
2,85
-
0,41
0,96
собственные нужды
2,47
-
-
-
-
-
2,47
-
потери энергетических ресурсов, включая потери в сетях
43,18
2,89
2,89
-
2,69
-
9,28
25,43
2. Производство и преобразование первичной энергии и сокращение сжигания попутного газа
421,15
83,43
3,58
49,55
274,69
9,9
-
-

II. Потенциал повышения эффективности потребления энергетических ресурсов

3. Сельское и лесное хозяйство
4,15
0,03
-
2,19
0,11
0,06
1,04
0,72
4. Добыча полезных ископаемых
(кроме топлива)
1,59
-
-
0,2
-
-
0,53
0,86
5. Обрабатывающая промышленность
59,29
12,02
-
1,7
14,1
2
11,05
18,42
6. Производство кокса
3,43
2,40
-
-
0,03
-
0,13
0,87
7. Производство кислорода
0,56
-
-
-
-
-
0,29
0,27
8. Производство сжатого воздуха
0,55
0,03
-
-
0,09
-
0,39
0,04
9. Подъем и очистка воды
0,77
-
-
-
0,01
-
0,72
0,04
10. Чугун
8,54
6,72
-
-
1,69
-
0,03
0,1
11. Мартеновская сталь
2,12
-
-
0,51
1,43
0,06
0,03
0,09
12. Электросталь
0,71
-
-
-
0,16
-
0,51
0,04
13. Прокат
5,2
1,32
-
0,04
2,80
-
0,64
0,4
14. Стальные трубы
0,25
-
-
-
0,17
-
0,04
0,04
15. Электроферросплавы
0,34
0,14
-
-
-
-
0,2
-
16. Синтетический аммиак
0,33
-
-
-
0,13
-
0,09
0,11
17. Удобрения и карбамид
0,6
-
-
0,01
0,09
-
0,1
0,4
18. Синтетический каучук
1,02
-
-
0,07
0,11
-
0,1
0,74
19. Литье и металлообработка
0,45
0,03
-
0,01
0,3
-
0,07
0,04
20. Целлюлоза
3,8
-
-
0,06
-
1,84
0,24
1,66
21. Бумага
0,74
-
-
-
-
-
0,24
0,5
22. Картон
0,3
-
-
-
-
-
0,07
0,23
23.Цемент и клинкер
3,53
0,29
-
0,03
2,86
-
0,34
0,01
24. Мясо и мясопродукты
0,35
-
-
-
0,03
-
0,09
0,23
25. Хлеб и хлебопродукты
0,72
0,03
-
0,03
0,34
0,03
0,09
0,2
26. Прочие
23,62
1,06
-
0,94
3,86
0,07
5,28
12,41
27. Цветные металлы
1,36
-
-
-
-
-
1,36
-
28. Строительство
0,73
-
-
0,29
0,01
0,01
0,36
0,06
29. Транспорт
54,78
-
-
30,45
21,38
-
2,39
0,56
30. Железнодорожный
1,49
-
-
0,72
-
-
0,77
-
31. Прочий
0,86
-
-
-
-
-
0,43
0,43
32. Нефтепроводный
0,9
-
-
-
-
-
0,9
-
33. Газопроводный
21,8
-
-
-
21,38
-
0,29
0,13
34. Водный
0,37
-
-
0,37
-
-
-
-
35. Автомобильный
27,01
-
-
27,01
-
-
-
-
36. Авиационный
2,35
-
-
2,35
-
-
-
-
37. Коммунальные услуги
1,01
-
-
0,01
-
-
0,51
0,49
38. Сектор услуг
21,73
0,01
-
0,03
4,46
0,01
6,58
10,64
39. Население
76,39
0,82
-
0,26
14,53
0,27
5,45
55,06
40. Отопление
41,11
0,82
-
0,26
3,68
0,27
0,28
35,8
41. Горячее водоснабжение
23,11
-
-
-
3,6
-
0,25
19,26
42. Приготовление пищи
7,48
-
-
-
7,25
-
0,23
-
43. Освещение (включая освещение транспортной инфраструктуры)
3,15
-
-
-
-
-
3,15
-
44. Бытовые электроприборы и прочие
1,54
-
-
-
-
-
1,54
-
Всего - конечное потребление энергии
219,67
12,88
-
33,43
54,59
2,35
27,91
86,81
Приложение N 2
к государственной программе
Российской Федерации "Энергосбережение
и повышение энергетической
эффективности на период до 2020 года"

Единый топливно-энергетический баланс Российской Федерации за 2007 год*(1)

(тыс. тонн условного топлива)
Всего
В том числе по видам энергетических ресурсов
уголь
сырая нефть
нефтепродукты
природный газ
гидро-энергия и НВИЭ*(2)
атомная энергия
прочие виды твердого топлива
электро-энергия
тепло
1. Производство
1748508
204300
702187
-
751814
22067
60463
7677
-
-
2. Импорт
30360
16794
3900
429
8540
-
-
-
697
-
3. Экспорт
-816299*(3)
-65556
-369798
-157220
-221453
-
-
-
-2272
-
4. Изменение запасов
7263
-1034
-1000
-492
9877
-
-
-88
-
-
5. Потребление первичных энергетических ресурсов
955306
156572
337289
-156299
529024
22067
60463
7764
-1574
-
6. Статистическая невязка баланса
14664
-
9201
-141
4666
-
-
-
-
938
7. Электростанции - всего
-166785
-79655
-22
-9966
-206214
-22067
-60463
-2102
124886
88818
в том числе производство тепловой энергии
-5653
-22817
-4
-3797
-64937
-
-1467
-1449
-
88818
8. Электроэнергия
-161133
-56838
-18
-6169
-141278
-22067
-58996
-653
124886
-
9. Тепловая энергия
-14672
-45662
-993
-14208
-154243
-
-1467
-4618
-2860
209379
10. Котельные
-22368,5
-22845
-989
-10411
-89307
-
-
-3169
-1934,5
106287
11. Теплоутилизационные установки и электрокотельные
13348
-
-
-
-
-
-
-
-926
14274
12. Преобразование топлива - всего
-26942
-482
-319287
305042
-2246
-
-
-237
-2490
-7242
в том числе:
переработка нефти
-22407
-187
-319271
305042
-1326
-
-
-237
-1389
-5039
переработка газа
-3942
-
-16
-
-920
-
-
-
-965
-2041
переработка угля
-593
-295
-
-
-
-
-
-
-136
-162
13. Собственные нужды
-12865
-
-29
-
-30
-
-
-
-8004
-4802
14. Потери при распределении
-37328
-
-7100
-
-1159
-
-
-
-12897
-16172
15. Конечное потребление
695545
53590
660
128507
234733
-
-
2255
96951
178849
16. Промышленность - всего
244656
44514
371
5655
62468
-
-
424
52244
78980
в том числе:
добыча нефти
12376
-
121
219
3642
-
-
-
7397
997
добыча газа
7479
-
-
31
6963
-
-
-
176
309
добыча угля
1682
290
-
34
-
-
-
-
784
574
руда железная товарная
1262
-
-
58
-
-
-
-
1118
86
агломерат железорудный
3622
2945
-
20
173
-
-
22
341
121
окатыши железорудные
1704
-
129
1279
-
-
-
261
35
кокс*(4)
5337
3806
-
-
36
-
-
-
204
1291
чугун*(5)
35226
27946
-
-
6757
-
-
25
205
293
сталь мартеновская и кислородно-конвертерная
2384
12
-
510
1494
-
-
9
232
127
электросталь
1826
2
-
2
460
-
-
-
1261
101
прокат черных металлов
7473
1738
-
48
4179
-
-
-
967
541
электроферросплавы
1722
682
-
-
20
-
-
100
895
25
аммиак синтетический
2341
-
-
-
1749
-
-
-
254
338
удобрения
3656
-
-
24
533
-
-
-
609
2490
каучук синтетический
4718
12
-
521
440
-
-
-
408
3337
целлюлоза
3671
-
-
70
54
-
-
10
484
3053
бумага
1622
-
-
-
9
-
-
-
532
1081
картон
1156
2
-
-
3
-
-
-
253
898
цемент и клинкер
10291
1106
-
110
8150
-
-
4
881
40
прочие
135108
5973
250
3879
26527
-
-
254
34982
63243
17. Строительство
3407
-
-
782
-
-
-
-
1411
1214
18. Транспорт - всего
158255
15
5
95476
47524
-
-
-
10224
5011
в том числе:
железнодорожный
11703
15
-
3807
-
-
-
5715
2166
трубопроводный
50658
-
5
258
45667
-
-
-
3261
1467
автомобильный (включая личный)
79833
-
-
78971
862
-
-
-
-
-
прочий транспорт
16060
-
-
12440
994
-
-
-
1248
1378
19. Сельское хозяйство
10162
-
-
4579
42
-
-
-
1990
3551
20. Коммунальное хозяйство
3081
3
-
1
27
-
-
-
2954
96
21. Сфера оказания услуг
70488
1883
24
401
36102
-
-
455
13869
17754
22. Население (жилищный фонд)
145822
3030
-
1129
54089
-
-
1072
14259
72243
23. Неэнергетические нужды
59674
4145
260
20484
34481
-
-
304
-
-
______________________________
*(1) Баланс рассчитан на основе данных форм официальной статистики Росстата с использованием методики формирования энергетических балансов, применяемой Международным энергетическим агентством. При оценке выработки электроэнергии на атомных электростанциях и гидроэлектростанциях по замещаемому топливу суммарная оценка потребления первичной энергии в 2007 году равна 989,6 млн. тонн условного топлива.
*(2) Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии (НВИЭ) включают выработку электрической и тепловой энергии на геотермальных и ветровых электростанциях.
*(3) Отрицательные значения показателей приведены с целью предотвращения двойного учета энергии, которая используется для производства энергетических ресурсов, учтенных при расчете других показателей.
*(4) С учетом обогрева коксовых батарей.
*(5) С учетом расхода энергии на обогрев кауперов и на доменное дутье.