СП 378.1325800.2017 Морские трубопроводы Правила проектирования и строительства стр. 11

6.8.31 Проверочный расчет трубопровода на прочность следует проводить после выбора его основных размеров с учетом всех расчетных нагрузок и воздействий для всех расчетных случаев, возникающих при сооружении, испытании и эксплуатации трубопровода.
6.8.32 Определение усилий от расчетных нагрузок и воздействий, возникающих в отдельных элементах трубопровода, необходимо проводить методами строительной механики. Методика и точность выполнения расчета согласовываются с заказчиком.

7. Строительство

7.1 Общие требования по организации строительства

7.1.1 В проектной (рабочей) документации должны быть приведены схемы монтажа трубопровода, последовательного наращивания и протаскивания в траншею.
Все технологические операции необходимо выполнять строго в соответствии с проектной (рабочей) документацией и проектом производства работ.
7.1.2 Минимальный размер площадки на берегу должен быть достаточным для размещения лебедок, генераторов, вспомогательного оборудования и устройств, места хранения труб, размещения готовых плетей и удерживающих лебедок.
7.1.3 Для обеспечения плавного перехода от конца траншеи до площадки должно быть выполнено ее профилирование, в том числе с учетом использования спусковых дорожек для протаскивания плетей трубопровода.
7.1.4 Трубоукладочное судно до начала производства строительных работ должно пройти проверку, включая испытания сварочного оборудования и неразрушающих методов контроля, оборудования для ремонта и изоляции сварных стыков труб, натяжных устройств, лебедок, приборов контроля и систем управления, обеспечивающих перемещение судна по трассе трубопровода и укладку трубопровода на проектные отметки. Проверка производится по техническим условиям, разрабатываемым в составе проектной документации для конкретного объекта строительства морского трубопровода, прокладываемого с помощью трубоукладочного судна.
7.1.5 Трубоукладочное судно должно обеспечивать укладку трубопровода в подводную траншею с отклонениями от оси в пределах допусков, определяемых техническими характеристиками систем ориентации и позиционирования. Для контроля положения судна относительно траншеи следует использовать сканирующие эхолоты и гидролокаторы кругового обзора.
7.1.6 Перед началом протаскивания трубопровода по дну моря следует выполнить подчистку подводной траншеи (при необходимости), провести контрольные промеры с построением продольного профиля траншеи, выполнить расчеты тяговых усилий и напряженного состояния трубопровода.
7.1.7 Тяговые средства следует выбирать по максимальному расчетному тяговому усилию в зависимости от длины протаскиваемого трубопровода, коэффициента трения и отрицательной плавучести трубопровода.
Значения коэффициентов трения скольжения следует назначать по данным инженерных изысканий с учетом возможности зарывания трубопровода в грунт, несущей способности грунта и отрицательной плавучести трубопровода.
7.1.8 При расчете тягового усилия следует учитывать, что отрицательная плавучесть обетонированного трубопровода возрастает за счет водопоглощения бетонного покрытия. При полном водопоглощении бетона вес покрытия может увеличиться на 4 %.
7.1.9 Для уменьшения тяговых усилий при протаскивании трубопровода следует использовать понтоны, уменьшающие отрицательную плавучесть трубопровода на время укладки, и спусковые дорожки.
Понтоны должны быть проверены на прочность от воздействия гидростатического давления и иметь устройства для механической отстроповки.
7.1.10 Перед укладкой трубопровода на глубоководном участке должны быть выполнены расчеты напряженно-деформированного состояния трубопровода для следующих основных технологических процессов:
  • начало укладки;
  • непрерывная укладка трубопровода с изгибом по S- или J-образным кривым;
  • спуск трубопровода на морское дно при неблагоприятных условиях проведения работ и его подъем;
  • окончание укладочных работ.
7.1.11 Технологические процессы разработки траншеи и засыпки уложенного трубопровода должны быть, по возможности, максимально совмещены во времени.
При относительной устойчивости траншеи технологический задел по ее разработке допускается выполнять в навигационный период предшествующего года.
7.1.12 При заглублении трубопровода открытым способом в зоне выхода его на берег должно быть предусмотрено берегоукрепление.
При производстве берегозащитных работ следует применять проверенные опытом экологически чистые конструкции и технологические процессы.
Крепление откосов берегов должно предусматриваться до отметки, возвышающейся не менее чем на 0,5 м над расчетным горизонтом высоких вод повторяемостью один раз в 50 лет.
Ширину укрепляемой полосы берега следует определять проектом в зависимости от геологических и гидрологических условий, но не менее ширины раскрытия траншеи в урезе с запасом по 10 м в каждую сторону от оси.

7.2 Общие требования по выбору технологии и строительной техники

7.2.1 Требования к выбору технологии и строительной техники для производства земляных и укладочных работ при строительстве морского трубопровода следует определять условиями строительства (глубина, течения, расход донных наносов, гидрогеологические характеристики и т. д.), погодными условиями, технической оснащенностью землеройной и трубоукладочной техники, ее техническими характеристиками.
7.2.2 Тип землеройной техники следует выбирать в зависимости от физико-механических свойств разрабатываемых грунтов, объема выемки, гидрологического режима, глубины производства работ, условий судоходства, периода (времени года) производства работ.
7.2.3 Плавучие грунторазрабатывающие снаряды следует выбирать с учетом продолжительности навигационного периода и времени буксировки снаряда на объект.
7.2.4 Для производства земляных работ на приурезных мелководных участках и участке выхода на берег следует применять традиционные типы техники:
  • бульдозеры, экскаваторы (плавающие и на понтоне) – при глубине моря до 2 м;
  • канатно-скреперные установки;
  • землесосные снаряды типа «плавучий грунтосос», в том числе с механическим рыхлителем.
7.2.5 Для производства земляных работ на подводных участках следует применять специальные плавучие механизмы:
  • землечерпательные ковшовые снаряды;
  • землесосные рефулерные снаряды;
  • гидромониторно-эжекторные снаряды;
  • канатно-скреперные установки;
  • взрывной способ.
7.2.6Требования к производству работ буровзрывным способом приведены в [17] и [18].
7.2.7 Выбор трубоукладочного судна должен основываться на весовых характеристиках морского трубопровода, длине, радиусе, типе и угле наклона стингера, необходимых усилиях натяжения трубопровода, а также на расчетах процесса укладки с изгибом по S- и J-образной кривым.
7.2.8 Трубоукладочное судно должно быть оборудовано определенным типом стингера: прямолинейным жестким или криволинейным шарнирным.
7.2.9Основные показатели выбора трубоукладочного судна:
  • диаметр и весовые характеристики трубопровода, усилия натяжения;
  • максимальные глубина работ, волнение, скорость волн и ветра;
  • характеристики стингера: длина, радиус, угол наклона;
  • классификация судна («река-море», «океанический», «арктический») с учетом мореходности судна в районе производства работ и типа корпуса;
  • габаритные размеры судна для размещения оборудования и материалов для монтажа трубопровода;