СП 378.1325800.2017 Морские трубопроводы Правила проектирования и строительства стр. 14

7.5.5 При соответствующем обосновании разрешается проводить соединение плетей трубопровода после их укладки на дно моря, с применением стыковочных устройств и гипербарической сварки.
7.5.6 К торцу трубопровода перед протаскиванием должны быть приварены заглушка (днище) и оголовок для крепления тягового троса. При буксировке на понтонах заглушки приваривают на обоих торцах плети трубопровода.
Тяговый трос должен передавать трубопроводу только осевую нагрузку. Для предотвращения возникновения скручивающих усилий, возможных при скрутке троса в месте его присоединения к оголовку трубопровода, следует предусматривать установку вертлюжного устройства.
7.5.7 При укладке трубопровода с трубоукладочного судна на мелководных участках работы следует выполнять в следующей последовательности:
  • установка трубоукладочного судна по створу подводного трубопровода;
  • установка на берегу тяговой лебедки и закрепление ее анкерами;
  • подача тягового троса от лебедки к судну и закрепление троса к оголовку первой секции трубопровода;
  • последовательная приварка труб (наращивание) на судне с вытягиванием лебедкой конца трубопровода на берег.
7.5.8 На больших глубинах моря следует использовать методы укладки трубопровода по S- и J-образным кривым с использованием трубоукладочного судна (баржи).
В процессе укладки следует непрерывно контролировать: кривизну трубопровода, напряжения, возникающие в трубопроводе на верхнем выпуклом и нижнем вогнутом провисающем участках, поддерживаемых стингером, натяжное усилие. Значения этих параметров следует определять на основе расчетов нагрузок и деформаций до начала укладки трубопровода.
Положение трубы на стингере трубоукладочного судна следует контролировать с помощью акустической или магнитной систем.
7.5.9 Опускание трубопровода на дно при неблагоприятных погодных условиях должно включать следующие операции:
  • определение места окончания укладки путем измерения трассы и определением местоположения;
  • монтаж заглушки на последнюю трубную секцию трубопровода, присоединение троса;
  • подготовка лебедки для временного спуска и подъема, и передача силы натяжения на эту лебедку;
  • движение трубоукладочного судна вперед, спуск конца трубопровода в воду, натяжение, удерживаемое лебедкой;
  • постепенное снижение натяжения, медленный спуск трубопровода на дно;
  • отсоединение троса от заглушки трубопровода водолазами и присоединение маркерного буя.
7.5.10 При ухудшении погодных условий во время укладки трубопровода в траншею трубоукладочное судно должно занять наиболее благоприятное положение по отношению к ветру вблизи опущенного на дно моря конца трубопровода и удерживать этот конец на тросе до тех пор, пока не улучшаться погодные условия и трубопровод можно будет поднять на борт.
7.5.11 Допускается укладку промыслового необетонированного трубопровода диаметром до 500 мм осуществлять с трубоукладочного судна, оснащенного барабаном, методом сматывания с барабана.

7.6 Контроль качества строительства

7.6.1 Контроль качества строительства морского трубопровода должен осуществляться представителями строительного контроля подрядчика и заказчика.
7.6.2 Строительный контроль, осуществляемый заказчиком, должен включать проведение следующих контрольных мероприятий:
  • проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;
проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;
проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;
  • совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ;
проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной (рабочей) документации, результатам инженерных изысканий, требованиям технических регламентов;
  • иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
7.6.3 Для достижения необходимого качества строительных работ подрядчик должен обеспечить строительный контроль выполнения всех технологических операций по изготовлению и монтажу трубопровода:
  • процесс доставки труб от завода-изготовителя до монтажной площадки должен гарантировать отсутствие механических повреждений на трубах;
  • контроль качества обетонированных труб должен осуществляться в соответствии с техническими требованиями на поставку обетонированных труб;
  • поступающие трубы, сварочные материалы (электроды, флюс, проволока) должны иметь сертификаты, соответствующие требованиям технических условий на их поставку;
при сварке труб следует осуществлять систематический пооперационный контроль за процессом сварки, визуальный осмотр, обмер сварных соединений и проверку всех кольцевых сварных швов неразрушающими методами контроля;
изоляционные материалы, предназначенные для монтажных стыков труб не должны иметь механических повреждений. Контроль качества изоляционных покрытий должен предусматривать проверку сплошности покрытия с применением дефектоскопов.
7.6.4Контроль качества земляных работ должен включать:
- входной контроль материалов (песок, щебень и т. п.) с определением физико-механических свойств грунта;
    • проверку правильности переноса фактической оси траншеи, и ее соответствие проектному положению;
    • проверку профиля дна траншеи, включая ее глубину и проектные отметки, ширину траншеи по дну;
    • проверку откосов траншей в зависимости от структуры грунтов, указанной в проекте производства работ (ППР);
    • проверку толщины слоя подсыпки на дне траншеи и толщины слоя присыпки трубопровода мягким грунтом и ее структуры;
    • контроль толщины слоя засыпки грунтом;
    • проверку отметок верха насыпи, ее ширины и крутизны откосов;
    • измерение фактических радиусов кривизны и ширины траншеи на участках поворота.
7.6.5 Морская землеройная техника, трубоукладочные и вспомогательные обслуживающие суда должны быть оснащены автоматической системой ориентации, предназначенной для постоянного контроля планового положения этих технических средств в процессе производства работ.
7.6.6 Контроль глубины залегания трубопровода в грунте следует выполнять с помощью методов телеметрии, ультразвуковых профилографов или водолазных обследований после укладки трубопровода в траншею.
7.6.7 В процессе укладки трубопровода необходимо проводить контроль основных технологических параметров (положение стингера, натяжение трубопровода, скорость перемещения трубоукладочного судна и др.) на предмет их соответствия проектным данным.
7.6.8 Для контроля за состоянием морского дна и положением трубопровода необходимо периодически, в том числе с помощью водолазов или подводных аппаратов, проводить обследование, которое позволит определить фактическое расположение трубопровода (размывы, провисы), а также возможные деформации дна вдоль трубопровода, вызванные волнением или подводными течениями в этой зоне.
7.6.9 Геодезическая разбивочная основа для строительства трубопровода должна иметь привязку к геодезической основе территории строительства, соответствовать технической документации и быть подтверждена актом приемки трассы.
7.6.10 К производству сварочно-монтажных работ на трассе должны допускаться сварщики, сварочное оборудование и материалы, соответствующие требованиям 6.3.