Таблица К.1 - Зависимость показателя ползучести асфальтовых материалов от вязкости структурированного в их составе битума
и от объемной концентрации в их составе минеральной части

Вязкость битума в составе асфальтобетона при сорокаминутном сопротивлении , пуаз | |||||||
·10 | ·10 | ·10 | ·10 | ·10 | ·10 | ·10 | |
0,5 | 0,69 | 0,66 | 0,62 | 0,58 | 0,51 | 0,41 | 0,27 |
0,6 | 0,58 | 0,57 | 0,55 | 0,53 | 0,48 | 0,37 | 0,25 |
0,7 | 0,46 | 0,47 | 0,47 | 0,45 | 0,40 | 0,32 | 0,21 |
0,8 | 0,30 | 0,32 | 0,34 | 0,34 | 0,32 | 0,25 | 0,16 |
0,9 | 0,15 | 0,16 | 0,16 | 0,16 | 0,15 | 0,13 | 0,08 |
К.2 Напряженно-деформированное состояние диафрагмы определяется из условия, что поведение асфальтобетона в диафрагме под нагрузкой описывается соотношением:

где - относительная деформация асфальтобетона в диафрагме;
- время работы асфальтобетона в диафрагме при напряжении ;
- модуль жесткости асфальтобетона (модуль деформации, приведенный ко времени нагружения 1 с).
К.3 При расчетном определении сохранения прочности и сплошности асфальтобетонных диафрагм в теле плотины следует ориентироваться на следующие положения, установленные на основе натурных наблюдений:
асфальтобетон в диафрагме ни при каких условиях не разрушится, если действующие в нем напряжения не превышают предела его длительной прочности
(равный пределу его текучести);

при действии в диафрагме напряжений, превышающих предел текучести асфальтобетона, диафрагма не разрушится, если величина напряжений действующих в расчетной ее зоне в рассматриваемый момент времени не превышает их допустимые значения.
Действующие в асфальтобетоне диафрагмы в момент времени напряжения могут быть определены по формуле

или по формуле

Допустимые их значения определяются по соотношению:

В формулах (К.1-К.4):
- начальное (взятое за исходное) напряжение в асфальтобетоне конструкции;
- время наблюдения (расчетное время), с;
- показатель длительной прочности асфальтобетона конструкции; его примерные значения, зависящие от состава асфальтобетона и от вязкости битума в его составе при расчетной температуре, приведены в таблице К.2;
- предел прочности асфальтобетона диафрагмы при рассматриваемых условиях и схеме его нагружения, приведенной к односекундному сопротивлению.
Таблица К.2 - Зависимость показателя длительной прочности асфальтовых материалов от вязкости структурированного в их составе битума и от объемной концентрации в их составе минеральной части
Вязкость битума в составе асфальтобетона при сорокаминутном сопротивлении , пуаз | |||||||
·10 | ·10 | ·10 | ·10 | ·10 | ·10 | ·10 | |
0,5 | 0,24 | 0,29 | 0,36 | 0,43 | 0,34 | 0,18 | 0,08 |
0,6 | 0,24 | 0,28 | 0,32 | 0,38 | 0,31 | 0,17 | 0,09 |
0,7 | 0,24 | 0,27 | 0,32 | 0,32 | 0,26 | 0,16 | 0,10 |
0,8 | 0,22 | 0,26 | 0,30 | 0,25 | 0,21 | 0,16 | 0,11 |
0,9 | 0,22 | 0,25 | 0,23 | 0,19 | 0,14 | 0,12 | 0,12 |
При интенсивности нарастания напряжений в конструкции превышающих интенсивность их релаксации, расчет диафрагмы ведется по допустимым скоростям относительных деформаций асфальтобетона диафрагмы (в некоторых случаях - по допустимым предельным их значениям для асфальтобетона диафрагмы).
Случайные трещины (швы) в асфальтобетоне диафрагмы с течением времени закрываются и омоноличиваются, но только после того, как в трещине (шве) появляются сжимающие напряжения. Если значения сжимающих напряжений не превышают предел текучести (предел длительной прочности) асфальтобетона, трещины закрываются, но как только значение напряжения обжатия превысит предел текучести асфальтобетона, трещина в нем начинает омоноличиваться. Время омоноличивания трещины (шва) может быть определено по соотношению:

Примечание - Соотношение действительно лишь при условии
.

Приложение Л (рекомендуемое). Оценка состояния, основные виды нарушений, ремонт и реконструкция плотин
Л.1 Состояние грунтового сооружения в период эксплуатации оценивается контролирующими показателями:
контролируемые показатели – измеряемые в натурных условиях или вычисленные с использованием результатов этих измерений количественные значения или качественные показатели состояния плотины; из числа контролируемых показателей выбираются наиболее значимые для диагностики и оценки состояния гидротехнических сооружений диагностические показатели, для которых назначаются количественные или качественные критерии безопасности;
критерии безопасности – предельные значения количественных и качественных показателей состояния плотины и условий ее эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии плотины и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений;
критерий состояния гидротехнического сооружения К1 – первый (предупреждающий) уровень значений диагностических показателей, при достижении которого устойчивость, механическая и фильтрационная прочность гидротехнического сооружения и его основания еще соответствуют условиям нормальной эксплуатации;
критерий состояния гидротехнического сооружения К2 – второй (предельный) уровень значений диагностического показателя, при превышении которого состояние сооружения становится предаварийным, при котором дальнейшая эксплуатация гидротехнического сооружения в проектном режиме недопустима.
Л.2 Для эксплуатируемых плотин в зависимости от соотношения фактических значений диагностических показателей и установленных для них критериев безопасности необходимо различать следующие технические состояния:
а) работоспособное (нормальное), при котором значения диагностических показателей состояния плотины не превышает своих критериальных значений К1;
б) частично работоспособное (потенциально опасное), при котором значение хотя бы одного диагностического показателя состояния плотины достигло его критериального значения К1 или вышло за пределы прогнозируемого при данном сочетании нагрузок интервала его значений, но не превысило критериального значения К2; это состояние гидротехнического состояния, при котором его дальнейшая временная эксплуатация еще не приводит к угрозе немедленного прорыва напорного фронта.
При частично работоспособном состоянии плотины по специально разработанной программе выполняются исследования в целях выяснения причин неисправности, прогноза состояния плотины и решения вопросов снижения нагрузок, ремонта или усиления. Проводятся дополнительные исследования в целях выяснения способа их устранения. Устранение повреждений может быть выполнено при нормальной эксплуатации сооружения;
в) неработоспособное (предаварийное), при котором значение хотя бы одного диагностического показателя состояния плотины превысило его критериальное значение К2; в этом случае продолжение эксплуатации в проектном режиме недопустимо без специального разрешения соответствующего органа государственного надзора.
Неработоспособное состояние плотины обязывает эксплуатационный персонал срочно выполнять работы в соответствии с планом противоаварийных мероприятий и обеспечить безопасность плотины путем ограничений режима ее эксплуатации. После устранения угрозы аварии выполняются исследования по выявлению причин, приведших к аварии, разрабатывается комплекс мероприятий по восстановлению эксплуатационных функций плотины в прежнем или новом режиме. На период выполнения ремонтных мероприятий могут быть установлены дополнительные критериальные значения показателей состояния. В отдельных случаях рассматриваются условия консервации сооружения.
Основные виды нарушений в плотинах из грунтовых материалов указаны в таблице Л.1.
Л.3 Исключен
.
Л.4 Исключен.
Л.5 Исключен
Л.6 Различают следующие виды ремонтов плотин из грунтовых материалов:
текущие;
капитальные;
предотвращающие аварии;
послеаварийные;
ремонты при реконструкции сооружений.