где k – коэффициент, учитывающий высоту hм подмостового пространства, определяется по таблице К.2;
m – коэффициент, учитывающий снегоперенос, вычисляемый по формуле
(К.5)
510 × 725 пикс.   Открыть в новом окне |
1, 2 – основная площадка и откос подходной части насыпи соответственно; 3 – ненарушенная территория; 4 – устой; 5 – промежуточная опора; 6 – продольная ось моста
Рисунок К.3 – Схема снежных отложений в пределах мостового перехода при наличии снегопереноса
655 × 404 пикс.   Открыть в новом окне |
1 – пролетное строение моста; 2, 3 – основная площадка и откос насыпи соответственно; 4– ось симметрии; 5 – очертание снежных заносов в высоких и длинных мостах; 6 – то же в коротких и низких мостах; P – плотность снега
Рисунок К.4 – Схема снежных отложений в пределах мостового перехода при наличии снегопереноса
Т а б л и ц а К.1 – Естественные уклоны i снежных отложений у препятствий в зависимости от снегопереноса Q
Снегоперенос Q, м3/м | Уклон снегоотложений 1:i |
200 | 1 : 3 |
400 | 1 : 5 |
600 | 1 : 7 |
1000–1200 | 1 : 10 |
Т а б л и ц а К.2 – Коэффициент k, учитывающий высоту h подмостового пространства
Высота подмостового пространства hм, м | Коэффициент k |
≤ 2 | 4 |
5 | 2 |
10 | 1 |
≥ 15 | 0 |
К.5 Изменение характера снегоотложений в зависимости от снегопереноса.
Крайние значения снегопереноса отражены на рисунках К.1–К.4. При наличии снегопереноса формируется зона снегоотложений шириной B (рисунок К.4) за пределами подошвы откоса насыпи. Эта зона продолжается в пределах самого моста. По мере увеличения снегопереноса изменяется значение i (см. таблицу К.1) и увеличивается значение B. При уменьшении снегопереноса значение B уменьшается. При снегопереносе появляются в зоне моста дополнительные снегоотложения, характеризуемые параметрами k и m. При уменьшении снегопереноса эти коэффициенты уменьшаются, и характер снегоотложений, изображенных на рисунках К.3 и К.4, автоматически постепенно переходит в характер снегоотложений, изображенных на рисунках К.1 и К.2.
К.6 Изменение характера снегоотложений в зависимости от конструкции элементов мостового перехода.
Мост имеет два параметра, определяющих основной характер снегозаносимости при наличии снегопереноса: высота подмостового пространства и расстояние между устоями. При высоте подмостового пространства более 15 м снежные отложения приближаются к тем, которые имеют место в естественных условиях. При уменьшении высоты формируются снегоотложения в соответствии с рисунком К.4,а. В зоне моста верхняя поверхность снежных отложений характеризуется линией 5. При уменьшении высоты примерно до 2 м подмостовое пространство полностью перекрывается и верхняя поверхность снегоотложений характеризуется линией 6 (рисунок К.4,а).
Расстояние между устоями сказывается на характер снегоотложений следующим образом: зоны 4 (рисунок К.3) у противоположных устоев смыкаются, и при любой высоте подмостового пространства возможно формирование верхней поверхности по линии 6 (рисунок К.4,а).
По мере уменьшения снегопереноса влияние конструкции моста на характер снегоотложений уменьшается, и при отсутствии снегоотложений это влияние сводится на нет.
Для подходной части насыпи в случае отсутствия снегопереноса характер снегоотложений приведен на рисунке К.2,б и не зависит от высоты насыпи. При наличии снегопереноса характер снегоотложений отражен на рисунке К.4,б и по мере увеличения высоты насыпи объем снегоотложений резко увеличивается. Это происходит до определенной высоты насыпи (порядка 6,0 м). Далее объем снегоотложений увеличивается незначительно (на рисунках К.5,в,г высота снегоотложений у подошвы откоса насыпи и зона b4 снегоотложений для насыпей высотой 6 и 12 м одинакова), за исключением случая, когда насыпь расположена в логе (рисунок К.5,д).
647 × 378 пикс.   Открыть в новом окне |
а, б, в, г – для насыпей с высотой 1,5; 3,0; 6,0; 12,0 м соответственно, расположенных в условиях равнины; д – для насыпи высотой 12,0 м, расположенной в логе
Рисунок К.5 – Сопоставление характера снегозаносимости для различных высот насыпи при снегопереносе Q = 1000 м3/м
К.7 Пример приближенного расчета температуры грунтов Расчет проводим в соответствии с Д.3 приложения Д:
площадь мостового перехода разделяют на зоны, в пределах которых можно считать постоянными граничные условия, характеризуемые температурой среды (воздуха или воды) с учетом солнечной радиации, испарений и условий теплообмена (при наличии или отсутствии растительного или снежного покрова и т. п.). Разбивка на зоны приведена на рисунке К.6;
для каждой зоны аналитическим или численным методом с учетом толщины снежных отложений δ и его плотности P (таблица К.3) или на основании натурных данных строят эпюру распределения температуры грунта по глубине в условиях полной изолированности данной зоны от соседних. Эпюры приведены на рисунке К.7;
определяют характер распределения температуры t по глубине основания в пределах любой зоны перехода через водоток, суммируя эпюры отдельных зон. Для этого на плане перехода намечают точку О (рисунок К.6), в которой вычисляют температуру на глубине h, применяя формулу (Д.1). Значение h принимаем 3 м и 5 м. Расчет проводим с помощью таблиц К.4 и К.5. Результаты расчета показывают, что на глубине 3 м температура , а на глубине 5 м температура
Т а б л и ц а К.3 – Плотность снега Р для различных зон снегозаносов
Обозначение | Характеристика | Значение Р, кг/м3 |
Р1 | Снег в ненарушенной зоне при отсутствии снегопереноса | 100–150 |
Р2 | Уплотненный снег после расчистки | 250–350 |
Р3 | Уплотненный снег на проезжей части | 650–750 |
Р4 | Снег в ненарушенной зоне при снегопереносе | 250–300 |
Р5 | Снег в зоне скоплений у препятствий | 280–350 |
На глубине нулевых амплитуд (10 м) в расчет будет включаться ненарушенная зона 7. И от того, какая там температура, будет зависеть и температура в точке О на глубине 10 м.
Следует отметить, что общая оценка температур может быть выполнена с помощью рисунка К.6 без таблиц по тем же значениям температур на глубине 10 м.
544 × 751 пикс.   Открыть в новом окне |
1, 2 – основная площадка и откос подходной части насыпи соответственно; 3 –ненарушенная территория; 4 – устой; 5 – промежуточная опора; 6 – продольная ось моста;
7, 8 – зоны теплового влияния в точке О для глубины соответственно 3 и 5 м
Рисунок К.6 – Схема для определения температуры грунта в точке О (задняя грань устоя) на глубине 3 и 5 м
597 × 558 пикс.   Открыть в новом окне |
Рисунок К.7 – Распределение температуры t грунта по глубине h для изолированных зон 1–6 на рисунке К.6 на момент окончания теплого периода года (данные для примера расчета)
Т а б л и ц а К.4 – Расчет температуры грунта в точке О на глубине 3,0 м на момент окончания теплого периода года (рисунок К.6)
Зона | Аi, м2 | ti, °С | Аi ti , м2 °С |
1 | 36 | 0 | 0 |
2 | 24 | +3,5 | +84,0 |
4 | 14 | +4,3 | +60,2 |
5 | 12 | 0 | 0 |
6 | 4 | +3,0 | +12,0 |
Ai ti · | +156,2 |
Т а б л и ц а К.5 – Расчет температуры грунта в точке О на глубине 5,0 м на момент окончания теплого периода года (рисунок К.6)
Зона | Аi, м2 | ti, °С | Аi ti , м2 °С |
1 | 60 | –3,0 | –180,0 |
2 | 118 | +2,0 | +236,0 |
3 | 8 | +2,4 | +16,8 |
4 | 48 | +4,0 | +192,0 |
5 | 12 | –0,4 | –4,8 |
6 | 20 | +1,2 | +24,0 |
Ai ti | +284,0 |
К.8 При прогнозировании температурного режима рекомендуется также учитывать следующие особенности снежных отложений:
в зоне при небольшом снежном покрове имеет место существенное суммарное охлаждение за год (рисунок К.8). Но уже при увеличении высоты hкр снежного покрова примерно до 0,5 м (это зависит от плотности снега и др. условий) охлаждающий эффект исчезает. При дальнейшем увеличении температуры грунта на глубине нулевых амплитуд асимптотически стремится к tmax (примерно 2 °C – 4 °C);
среднюю плотность снежного покрова допускается принимать для отдельных зон (рисунки К.1–К.4) в соответствии с таблицей К.3. При этом следует учитывать, что от осени к весне по отношению к средним значениям средняя плотность изменяется соответственно примерно на 10 % в ту или другую сторону;
при наличии снегопереноса охлаждающей поверхностью является основная площадка подходной насыпи; при отсутствии снегопереноса охлаждающими поверхностями являются: основная площадка насыпи, подмостовое пространство (зона 3), а также все вертикальные поверхности (например, передняя грань устоя).
581 × 456 пикс.   Открыть в новом окне |
Рисунок К.8 – Зависимость температуры t грунта на глубине нулевых амплитуд (10– 20 м) в установившемся режиме от высоты hсн снежного покрова
Библиография
[1] Приказ Минтранса России от 6 августа 2008 г. № 126 «Об утверждении Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог»
[2] СП 11-105-97 Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть 4. Правила производства работ в районах распространения многолетнемерзлых грунтов