619 × 281 пикс.   Открыть в новом окне |
1 – устой; 2 – подходная часть насыпи; 3 – уширенная площадка; 4 – пролетное строение;
5 – естественная поверхность грунта
Рисунок А.5 – Схема устоя с фундаментами поверхностного типа
459 × 341 пикс.   Открыть в новом окне |
1 – столбы с заглублением более 15 – 20 м; 2 – полость внутри столбов; 3 – бетонная пробка; 4 – коаксиальная вставка для регулирования конвективных потоков воздуха в зимний период; 5 – естественная поверхность грунта; 6 – технологическая площадка
Рисунок А.6 – Схема промежуточной пойменной опоры с фундаментом среднего заложения
360 × 449 пикс.   Открыть в новом окне |
1 – металлические трубы; 2 – поверхность грунта; 3 – железобетонная рубашка; 4 – воздушная полость; 5 – бетонная пробка; 6 – грунтовое заполнение
Рисунок А.7 – Схема промежуточной опоры глубокого заложения
Приложение Б Погружение бурозабивным методом стальных труб для мостовых опор
Б.1 Для погружения стальных труб диаметрами от 630 до 3000 мм, которые находят широкое применение для устройства столбов мостовых опор, рекомендуется применение бурозабивного метода погружения в сочетании с тепловыми воздействиями на грунты основания в процессе этого погружения (рисунок Б.1).
Б.2 Технология устройства бурозабивного столба опоры включает в себя бурение направляющей скважины, бурение лидерной скважины, свободную установку в направляющую скважину металлической трубы, прогрев металлической трубы и стенок лидерной скважины, принудительное погружение трубы до проектной отметки, извлечение шлама.
После этого выполняют сопутствующие работы, к которым относятся устройство бетонной пробки, заполнение пазухи между столбом и стенками направляющей скважины. В зависимости от конструкции опоры возможно заполнение полости столба бетоном или армированным бетоном.
Полый столб после установки его в направляющую скважину фиксируют в проектном положении. Перед монтажом внутреннюю и внешнюю поверхности столба тщательно очищают от снега, грязи и наледи.
Принудительное погружение столба осуществляют до проектной отметки механизмами ударного или вибрационного действия. Поскольку погружение столба осуществляется до достижения расчетного отказа, то низ столба может быть расположен ниже дна скважины.
Перед погружением и в процессе погружения полости столба и лидерной скважины прогревают путем принудительной подачи в эти полости горячего воздуха или пара или с помощью электрического обогревателя, размещенного внутри полости.
С помощью бурового оборудования и насоса проводят извлечение из скважины шлама и воды, находящейся в скважине в результате конденсата от паропрогрева.
В зависимости от климатических и производственных условий в процессе теплообогрева полостей рациональным решением может быть теплоизоляция той части столба, которая выступает над уровнем грунта.
358 × 509 пикс.   Открыть в новом окне |
1, 2 – скважины соответственно лидерная и направляющая; 3 – металлическая труба; 4 – полость трубы; 5 – механизм ударного или вибрационного действия; 6 – устройство для подачи
тепла (холода) в полость; dст – диаметр столба; dв – диаметр направляющей скважины; dн – диаметр лидерной скважины; l1 – длина направляющей скважины; l2 – длина лидерной скважины
Рисунок Б.1 – Схема погружения металлической трубы бурозабивным методом
Приложение В Испытания полых столбов методом уравновешенных составляющих
В.1 Для испытания полых столбов рекомендуется использовать метод уравновешенных составляющих.
Способ и устройство для испытания могут быть применены в талых и многолетнемерзлых грунтах. Испытания могут быть проведены на промежуточной стадии погружения полых столбов, когда они еще не находятся на проектной отметке, что важно для уточнения длины свай.
В.2 Сущность способа испытания заключается в одновременном испытании несущей способности в основании (давление на штамп) и по боковой поверхности (выдергивающая нагрузка на сваю).
Устройство для испытания 1 полой сваи 2, погруженной в грунт 3 (рисунок В.1), включает в себя трубу 4, в нижней части которой имеется штамп 5, выполненный в виде днища, вваренного в трубу 4. Внешний диаметр штампа 5 принимается в диапазоне от 2 до 4 см меньше диаметра полости испытываемого столба, чтобы трубу 4 можно было без трения опустить в его основание. В верхней части трубы 4 имеется опорная площадка 7, предназначенная для установки на ней домкратов 8. Верхняя часть полой сваи 2 оборудована упорной балкой 9 с анкерными тягами 10, предназначенной для упора в нее гидравлических домкратов 8. Вне силового контура обустройства смонтирована реперная рама 11, на которой установлена измерительная оснастка 12 для определения перемещений трубы 4 от вдавливающей нагрузки и измерительная оснастка 13 для определения перемещений полой сваи 2 от выдергивающей нагрузки.
Сложение составляющих и получение суммарной несущей способности по торцу и по боковой поверхности проводят в соответствии с нормативными документами.
551 × 618 пикс.   Открыть в новом окне |
1 – устройство для испытания; 2 – полая свая; 3 – грунт; 4 – труба; 5 – штамп; 6 – устройство жесткости; 7 – опорная площадка; 8 – домкрат; 9 – упорная балка; 10 – анкерные тяги; 11 – реперная рама; 12 – измерительная оснастка для штампа; 13 – измерительная оснастка для сваи; dк – диаметр штампа 5; d0 – диаметр полости столба
Рисунок В.1 – Схема испытания полых столбов
Приложение Г Обеспечение расчетного температурного режима грунтов оснований
При расчете допускается условно принимать: холодный период времени с 1 октября по 31 марта; теплый период времени с 1 апреля по 30 сентября.
Г.1 Расчетный температурный режим должен обеспечить с учетом конструктивно-технологических мероприятий:
- требуемую несущую способность грунтов;
- устойчивость к нарушениям, в результате действия непредвиденных природных или техногенных воздействий.
Г.2 При проведении расчетов по прогнозированию температурного режима грунтов оснований должны быть учтены в соответствии с СП 131.13330:
- климатические воздействия;
- мерзлотно-грунтовые условия в зоне мостового перехода;
- рельеф, растительность;
- различные физические процессы (например, фильтрация воды), имеющие место в зоне мостового перехода;
- возможные изменения природных и техногенных условий за время эксплуатации моста.
Г.3 Ширину полосы отвода рекомендуется назначать не менее ширины зоны теплового влияния, определяемой в соответствии с настоящим приложением.
Г.4 При проведении изысканий, проектировании, строительстве и в процессе мониторинга следует проводить оценку следующих особенностей:
- процесса растепления (усиления) мерзлоты, т. е. повышения (понижения) ее температуры;
- процесса деградации (аградации) мерзлоты, т. е. переход фазового состояния грунта из мерзлого в талое (из талого в мерзлое);
- зоны теплового взаимовлияния отдельных частей мостового перехода;
- скорости и характера намораживания для различных конструктивно-технологических мероприятий.
Г.5 Прогнозирование температурного режима многолетнемерзлых грунтов оснований следует осуществлять с учетом трехмерности тепловых процессов.