Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 июля 2011 г. N 2102 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 071400 Режиссура театрализов стр. 3

способностью собирать и обрабатывать эмпирическую информацию, проводить экспериментальные мероприятия и диагностику их эффективности в процессе разработки и проведения театрализованных представлений и праздников и других форм праздничной культуры (ПК-7);
способностью к самостоятельной авторской работе и редакционной подготовке научно-исследовательских материалов для практической реализации в области режиссуры театрализованных представлений, праздников, художественно-спортивных программ и других форм праздничной культуры (ПК-8);
в области проектной деятельности:
способностью разрабатывать и научно обосновывать инновационные режиссерские проекты театрализованных представлений и праздников и других форм праздничной культуры (ПК-9);
готовностью к проведению экспертизы проектов театрализованных представлений и праздников, художественно-спортивных программ и других форм праздничной культуры (ПК-10);
готовностью к руководству проектным коллективом по разработке документации в процессе подготовки и воплощения театрализованного представления и праздника, художественно-спортивной программы и других форм праздничной культуры (ПК-11);
готовностью к оказанию консультационной помощи государственным и негосударственным учреждениям культуры, искусства и спорта по разработке инновационных проектов театрализованных представлений и праздников, художественно-спортивных программ и других форм праздничной культуры (ПК-12);
в области научно-методической деятельности:
способностью разрабатывать, апробировать и внедрять инновационные педагогические, художественно-творческие технологии режиссуры театрализованных представлений и праздников, художественно-спортивных программ и других форм праздничной культуры (ПК-13);
готовностью к разработке и внедрению научно-методических рекомендаций для учреждений культурно-зрелищного типа, культурно-спортивных комплексов, стадионов, домов культуры, клубов, культурных центров различных форм собственности и других учреждений, осуществляющих культурно-зрелищную деятельность, разработку и внедрение инновационных технологий режиссуры театрализованных представлений, праздников, художественно-спортивных программ и других форм праздничной культуры для всех категорий населения (ПК-14);
способностью к написанию научных отчетов, заявок на гранты и другой научно-методической документации (ПК-15);
способностью к разработке художественно-творческих и современных цифровых технологий создания и воплощения художественного замысла в режиссуре массовых зрелищных форм искусства, требующих профессионального изучения (ПК-16);
в области экспертно-консультационной деятельности:
готовностью к участию в общественных дискуссиях по вопросам развития театрально-зрелищного искусства, культуры и образования, осуществлению связей со средствами массовой информации (ПК-17);
готовностью к участию в научной экспертизе инновационных проектов по режиссуре театрализованных представлений и праздников и других форм праздничной культуры (ПК-18);
готовностью к проведению консалтинга, оказанию консультационной помощи по разработке театрализованных представлений и праздников и других форм праздничной культуры (ПК-19);
в области организационно-управленческой деятельности:
способностью к осуществлению стратегического арт-менеджмента в сфере культуры, искусства и спорта (ПК-20);
готовностью к руководству деятельностью государственных и негосударственных организаций (учреждений), общественных объединений, обеспечивающих создание театрализованных представлений и праздников, художественно-спортивных программ и других форм праздничной культуры (ПК-21);
способностью к продюсированию проектов, программ, акций в режиссуре театрализованных представлений и праздников и других форм праздничной культуры (ПК-22);
в области педагогической деятельности:
способностью разрабатывать и реализовывать технологии педагогической деятельности в режиссуре театрализованных представлений и праздников (ПК-23);
способностью к осуществлению на высоком научно-методическом и педагогическом уровне преподавания специальных дисциплин в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования, обеспечивающих организацию культурно-зрелищных проектов для детей, подростков и юношества с применением средств культуры, искусства и спорта, в образовательных учреждениях высшего профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования в сфере культуры, искусства и спорта (ПК-24);
готовностью к созданию научно-методического обеспечения специальных дисциплин по теории и практике режиссуры театрализованных представлений и праздников (ПК-25);
готовностью к планированию и осуществлению учебно-воспитательного процесса; готовностью к проектированию, разработке и реализации типовых мероприятий, внедрению авторских программ обучения и воспитания (ПК-26).

VI. Требования к структуре основных образовательных программ магистратуры

6.1. ООП магистратуры предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
общенаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
практики и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.
Таблица 2

Структура ООП магистратуры

Код УЦ ООП
Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость
(зачетные единицы)*
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий
Коды формируемых компетенций
М.1
Общенаучный циклБазовая частьВ результате освоения дисциплин базовой части модуля обучающийся должен:
20
10
знать:- методологические подходы к историческим и теоретическим исследованиям в сфере искусства и культуры;- современные проблемы искусствоведения и театрального искусства;- основные закономерности развития искусства в контексте мирового культурного процесса;- методологические подходы к образованию в сфере культуры и искусства;- философские аспекты познания закономерностей научного и художественного творчества;- иностранный язык в объеме, достаточном для бытового и профессионального общения;уметь:- оперировать основными знаниями в области истории искусства и мировой культуры на основе их критического осмысления;- применять методы научного исследования явлений искусства и проблем театральной педагогики;- формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской, педагогической деятельности, выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования, обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом современных научных данных;- свободно вести на иностранном языке беседу-диалог с носителем языка по проблемам искусствознания, читать литературу по специальности, переводить тексты по специальности без словаря, составлять научные тексты на иностранном языке;- совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень в профессиональной сфере;- осуществлять комплексное научное исследование;владеть:- навыками критического осмысления явлений искусства;- методологией ведения научных исследований в области театрального искусства и педагогики;- профессиональной культурой изложения материала и навыками научной полемики;- проблематикой и методологией в области театроведения и педагогики на уровне требований программы соответствующего приемного экзамена в аспирантуру;- одним из иностранных языков на уровне требований приемного экзамена в аспирантуру;- знаниями в области философских наук на уровне требований соответствующего приемного экзамена в аспирантуру;- методами научного исследования, инновационными технологиями и методами выявления проблем в профессиональной сфере.Философия науки и искусстваПрофессиональная педагогикаИностранный языкОК-1 - 7ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4ПК-6ПК-7ПК-8ПК-9ПК-10ПК-11ПК-13ПК-15ПК-18ПК-20ПК-21ПК-22ПК-23ПК-24ПК-25ПК-26
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
10
М.2
Профессиональный циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:
40
22
знать:- теоретические аспекты и специфические особенности режиссуры театрализованных представлений и праздников;- современное состояние праздничной культуры России, новейшие способы и методы режиссуры театрализованных представлений и праздников;- проблематику исполнительства в создании театрализованных представлений и праздников;- теоретические основы преподавания специальных дисциплин в области профессиональной деятельности;- теоретические основы менеджмента и продюсерского мастерства в сфере культуры и искусства;- теоретические основы социально-культурного проектирования в сфере культуры и искусства;уметь:- свободно ориентироваться в новейших технологиях сценарного мастерства, анализировать современную праздничную культуру России, изучать передовой опыт иностранных специалистов в области театрализованных представлений и праздников, проводить сравнительный анализ различных жанров театрализованных представлений и праздников, быстро адаптироваться к современным инновациям в области праздничной культуры;- применять проектные технологии и технологии менеджмента в сфере культуры и искусства;владеть:- способностью к активному участию в культурной жизни общества, создавая художественно-творческую и образовательную среду;- арсеналом художественно-выразительных средств создания театрализованных представлений и праздников;- значительным опытом и обширным потенциалом в области режиссуры театрализованных представлений и праздников;- навыками в области преподавания специальных дисциплин;- навыками проектной деятельности в сфере культуры и искусства.Методология, теория и практика современной режиссуры театрализованных представлений и праздниковМетодика преподавания специальных дисциплинИнновационное проектирование в современной режиссуре театрализованных представлений и праздниковОК-1 - 7ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4ПК-5ПК-6ПК-7ПК-8ПК-9ПК-10ПК-11ПК-13ПК-15ПК-18ПК-19ПК-20ПК-21ПК-22ПК-23ПК-24ПК-25ПК-26
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
18
М.3
Практики и научно-исследовательская работапрактические умения и навыки определяются ООП вуза
40
ОК-1 - 7ПК-1 - 26
М.4
Итоговая государственная аттестация
20
Общая трудоемкость основной образовательной программы
120
* Трудоемкость циклов M.1, M.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ магистратуры

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр для ООП магистратуры, является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП магистратуры, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 20 процентов аудиторных занятий.
7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.
7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет 18 академических часов.
7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.