Для достижения высоких коэффициентов звукопоглощения акустических конструкций толщина плит должна быть не менее 80–100 мм. Кроме того, акустические плиты должны удовлетворять следующим физико-техническим и эксплуатационным требованиям:
- иметь представительный внешний вид, отвечающий требованиям декоративности интерьера, т. е. архитектурному проекту станции метрополитена;
- обладать коэффициентом формы, позволяющим создавать изогнутые (криволинейные) поверхности звукопоглощающей облицовки;
- обеспечить выполнение противопожарных требований – быть негорючими и не способствовать распространению огня;
- быть термо- и влагостойкими, сохранять свои звукопоглощающие свойства в течение всего периода эксплуатации;
- допускать возможность очистки, в том числе и влажным способом, и сохранять свой первоначальный цвет;
не выделять в воздух помещения никаких химических и физических вредных воздействий, опасных для здоровья людей, в том числе и возможных осколков, волокон или корольков;
- обеспечивать легкость монтажа и возможность, в случае необходимости, замены отдельных поврежденных элементов облицовки.
Приложение Д Коэффициенты звукопоглощения строительных материалов и конструкций и акустических конструкций
Т а б л и ц а Д.1 – Коэффициенты звукопоглощения строительных материалов и конструкций
Материалы и конструкции | Коэффициенты звукопоглощения в октавных полосах со среднегеометрическими частотами, Гц | |||||
125 | 250 | 500 | 1000 | 2000 | 4000 | |
Бетон с железнением поверхности | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,02 | 0,02 | 0,02 |
Бетонное основание рельсового пути | 0,03 | 0,03 | 0,03 | 0,04 | 0,04 | 0,05 |
Бетон окрашенный | 0,01 | 0,01 | 0,02 | 0,02 | 0,02 | 0,03 |
Штукатурка по металлической сетке | 0,04 | 0,05 | 0,06 | 0,08 | 0,05 | 0,05 |
Мрамор, гранит и другие каменные породышлифованные | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,02 | 0,02 |
Травертин | 0,02 | 0,03 | 0,03 | 0,03 | 0,04 | 0,04 |
Метлахская плитка | 0,01 | 0,01 | 0,02 | 0,02 | 0,02 | 0,03 |
Эскалаторные (лестничные) проемы | 0,03 | – | 0,04 | – | 0,05 | – |
Проемы в тоннеле | 1,0 | – | 0,9 | – | 0,9 | – |
Т а б л и ц а Д.2 – Коэффициенты звукопоглощения акустических конструкций
Тип конструкции | Коэффициенты звукопоглощения в октавных полосах со среднегеометрическими частотами, Гц | |||||
125 | 250 | 500 | 1000 | 2000 | 4000 | |
Слой пористо-волокнистого материала1)толщиной 100 мм, покрытый стеклотканью иперфорированным металлическим экраномтолщиной 1,2 мм, с коэффициентом перфорации 24%, диаметром отверстий 5,5 мм: | ||||||
- без воздушного относа | 0,3 | 0,9 | 0,99 | 0,99 | 0,99 | 0,95 |
- с воздушным относом 200 мм | 0,47 | 0,99 | 0,99 | 0,99 | 0,99 | 0,99 |
Слой пористо-волокнистого материала1)толщиной 100 мм, покрытый стеклотканью, размещенный без воздушного относа за панелями из просечно-вытяжного листа толщиной 1 мм, с коэффициентом перфорации 74 % | 0,35 | 0,75 | 0,99 | 0,95 | 0,9 | 0,9 |
Панели профилированного стального настила с заполнением широких гофров пористо-волокнистым материалом1) толщиной 80 мм и оклейкой по ребрам стеклотканью, на воздушном относе 100 мм | 0,45 | 0,87 | 0,99 | 0,99 | 0,99 | 0,97 |
1) Слой пористо-волокнистого материала: минераловатные плиты плотностью 80–100 кг/м3 или супертонкое стекловолокно плотностью 15 кг/м3. П р и м е ч а н и е – Данные по объемным звукопоглотителям приведены в [6]. |
Приложение Е Эквивалентное звукопоглощение пассажиров на станции. Значения коэффициента n для учета поглощения звука в воздухе при температуре 20 °С
- а б л и ц а Е.1 – Эквивалентное звукопоглощение пассажиров на уровне посадочной платформы станции метрополитена, м2
Плотность расстановки пассажиров | Эквивалентное звукопоглощение пассажиров на уровне посадочной платформы станции метрополитена, м2, при частоте, Гц | |||||
125 | 250 | 500 | 1000 | 2000 | 4000 | |
6 м2/чел. | 0,15 | 0,23 | 0,61 | 0,97 | 1,1 | 1,1 |
3 м2/чел. | 0,13 | 0,21 | 0,48 | 0,81 | 0,96 | 1,0 |
1 м2/чел. | 0,11 | 0,2 | 0,32 | 0,66 | 0,81 | 0,89 |
0,5 м2 /чел. | 0,1 | 0,18 | 0,28 | 0,59 | 0,65 | 0,72 |
0,25 м2/чел. | 0,07 | 0,16 | 0,26 | 0,45 | 0,54 | 0,6 |
Т а б л и ц а Е.2 – Значения коэффициента n, м-1, для учета поглощения звука в воздухе при температуре 20 °С
Относительная влажность воздуха, % | Значения коэффициента n, м-1, при частоте, Гц | |
2000 | 4000 | |
30 | 0,012 | 0,038 |
40 | 0,010 | 0,029 |
50 | 0,010 | 0,024 |
60 | 0,009 | 0,022 |
70 | 0,008 | 0,021 |
80 | 0,008 | 0,020 |
90 | 0,008 | 0,020 |
Приложение Ж Вычисление эквивалентного уровня звука за время оценки шумового воздействия
Ж.1 В силу дискретного характера шума, создаваемого движением поездов метрополитена эквивалентный уровень звука за время оценки LAэквR вычисляют по формуле
236 × 63 пикс.   Открыть в новом окне |
где LAEi – корректированный по частотной характеристике А уровень звукового воздействия шума от прохождения i-го поезда, дБА;
N – число событий прохождения поезда за время TR оценки шумового воздействия;
T0 = 1 с.
Ж.2 Представляя шумовое воздействие от движения поездов метрополитена в виде циклического процесса, состоящего из набора N одинаковых дискретных событий, характеризуемых средним значением уровня звукового воздействия L̅AE шума от прохождения поезда, формула (Ж.1) принимает вид
LAэквR = L̅AE – С, (Ж.2)
где С – постоянная, вычисляемая по формуле
(Ж.3)
Ж.3 Значение L̅AE связано с эквивалентным уровнем звука L̅Aэкв, характеризующим шумовое воздействие за время реализации режима движения поездов, в котором выполнены измерения, формулой
252 × 60 пикс.   Открыть в новом окне |
где Tm – общее время выполнения измерений, мин, выбираемое по 6.4.11;
nT – число событий прохождения поезда за время измерения Tm.
П р и м е ч а н и е Формулы (6.3) и (6.4) в 6.5.3 и 6.5.4 следуют из подстановки формулы (Ж.4) в формулу (Ж.2) и перехода к заданию временных параметров в минутах.
Библиография
[1] СН 2.2.4/2.1.8.562-96 Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки
[2] МУК 4.3.2194-07 Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях
[3] СТО Автодор 2.9-2014 Рекомендации по проектированию, строительству и эксплуатации акустических экранов на автомобильных дорогах государственной компании «Автодор»
[4] Руководство по акустическому проектированию залов многоцелевого назначения средней вместимости. – М.: Стройиздат, 1972
[5] Руководство по расчету и проектированию шумоглушения вентиляционных установок. – М.: Стройиздат, 1982
[6] Руководство по акустическому проектированию объемных звукопоглотителей. – М.: Стройиздат, 1984