способностью осознавать художественную критику как творческую деятельность, способствующую повышению качества художественного продукта (ПК-15);
способностью воплотить в результатах деятельности свою индивидуальность и эстетические идеалы, применяя творческий подход к решению профессиональных задач (ПК-16);
способностью создавать собственный авторский продукт в разных жанрах художественной критики: арт-рецензии, аналитические статьи, творческие портреты, проблемные очерки, эссе, на основе художественно-эстетического анализа произведения искусства (ПК-17);
способностью вести художественно-просветительскую работу по пропаганде искусства в киноцентрах, в иных общественных и государственных организациях (ПК-18);
в области организационно-управленческой деятельности:
способностью осуществлять эффективное управление творческими группами, персоналом производящих студий и продюсерских компаний, театральными коллективами и антрепризами, применять современные методы мотивации, координации и контроля (ПК-19);
способностью участвовать в продюсировании отдельных проектов, мероприятий в сфере телевидения, кинематографа и театрального искусства, используя современные методы создания и продвижения продукта кинематографа (ПК-20).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата
6.1. ООП бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
общепрофессиональный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики;
государственная (итоговая) аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2
Структура ООП бакалавриата
Код УЦ ООП | Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость (зачетные единицы)* | Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий | Коды формируемых компетенций |
Б.1 | Гуманитарный, социальный и экономический цикл | 30-35 | ||
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:основные разделы и направления философии, методы и приемы философского анализа проблем;стили современного русского литературного языка, языковую норму, ее роль в становлении и функционировании литературного языка, речевое взаимодействие, основные единицы общения, устную и письменную разновидности литературного языка, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, функциональные стили современного русского языка;основные закономерности исторического процесса, этапы исторического развития России и роль России в истории человечества и в современном мире;уметь:анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;использовать полученные теоретические знания о человеке, обществе, культуре в учебной и профессиональной деятельности;осмысливать развитие искусства и образования в историческом контексте, в том числе в связи с общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода;использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации на родном и иностранных языках в учебной и профессиональной деятельности;реализовывать словесное выступление (выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи);аннотировать, реферировать, переводить специальную литературу, вести переговоры по профессиональной тематике;владеть:иностранным языком в объеме, необходимом для возможности получения информации из зарубежных источников;навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения;навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений;навыками критического восприятия информации. | 15-17 | Философия | ОК-1 - 22 | |
История | ОК-1ОК-3ОК-22 | |||
Иностранный язык Русский язык и культура речи | ОК-17 | |||
Вариативная часть (в том числе дисциплины по выбору обучающегося) (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | 15-17 | |||
Б.2 | Общепрофессиональный цикл | 60-70 | ||
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:понятийно-категориальный аппарат истории и теории кино;историю отечественного, западноевропейского кино, основные этапы и логику развития кинематографа, основные направления в искусстве кино.уметь:анализировать произведение киноискусства, использовать опыт мирового кинематографа при создании произведения кинодраматургии;понимать:природу кинематографа как вида искусства, закономерности развития искусства кино;связь кинематографа с исторической действительностью, с религиозными, философскими, эстетическими идеями, влияние различных видов искусства на формирование киноязыка;ориентироваться в специальной литературе;использовать систему знаний в профессиональной деятельности;производить анализ произведения кинематографа; | 30-40 | Искусство кино | ОК-2ОК-22ПК-14 - 24 | |
знать:понятийно-категориальный аппарат истории и теории литературы;историю отечественной, западноевропейской литературы, историю искусства по периодам;уметь:различать произведения литературы по виду, жанру и стилю;определять время и место (принадлежность к национальной, региональной школе) их создания, автора (или школу);анализировать их форму и содержание литературного произведения, понимать характер воздействия литературы на формирование языка кино;владеть:приёмами построения повествования, разработкой конфликта и применять их в создании произведения кинодраматургии; | Литература | ОК-22ОК-6 | ||
знать:особенности выразительных средств и художественного языка театрального искусства;основные художественные стили, закономерности структурной организации произведения театрального искусства;уметь:осмыслять явления современного театрального процесса;владеть:навыками анализа драматических структур на примере произведений классической и современной (русской и зарубежной) драматургии;методикой анализа спектакля и его элементов;жанрами театральной критики (рецензия, актерский портрет, проблемная статья);принципами работы критика в различных средствах массовой информации (специализированные и массовые издания, "бумажные", сетевые, электронные средства массовой информации); | Театральное искусство | ОК-22ПК-14 - 20 | ||
знать:особенности выразительных средств и художественного языка изобразительного искусства;основные художественные стили, направления, методы, школы;уметь:анализировать произведение изобразительного искусства;владеть:навыками создания художественного пространства драматического произведения; | Изобразительное искусство | ОК-22ПК-14 - 20 | ||
знать:основные понятия безопасности жизнедеятельности;критерии здоровья;основные принципы здорового образа жизни;характеристика опасностей природного, техногенного и социального происхождения;правила, принципы и средства безопасного поведения;методика формирования психологической устойчивости и поведения в опасных ситуациях;принципы информационной, правовой, психологической безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях;меры электробезопасности и противопожарной защиты. | 2 | Безопасность жизнедеятельности | ОК-19 | |
Вариативная часть (в том числе дисциплины по выбору обучающегося)(знания, умения, навыки определяются ООП | 30-40 | |||
Б.3 | Профессиональный цикл | 105-108 | ||
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: | 45 | |||
знать:понятийно-категориальный аппарат теории драматургии, законы драматургии, логику их функционирования, специфику произведения драматургии как особого вида литературного произведения, технологию создания произведения драматургии, особенности современного искусства и его технологии;уметь:анализировать произведение драматургии, аргументировать свою точку зрения на произведение драматургии;владеть:навыками научного и критического анализа произведения драматургии; | 5 | Теория драматургии (по профилям) | ОК-12 - 18ПК-1 - 20 | |
знать:специфику пьесы как литературного произведения;уметь:создавать произведения театральной драматургии, уметь анализировать произведение драматургии, аргументировано представлять свою точку зрения, осмыслять явления и процессы в современном театральном искусстве, работать в творческом театральном коллективе;владеть:средствами литературной образности, средствами сценической выразительности, навыками работы с автором; | 40 | Модуль 1Мастерство драматурга | ОК-12 - 22ПК-1 - 20 | |
знать:специфику киносценария как особого вида литературного произведения;технологию создания сценария игрового фильма, понятийно-категориальный аппарат теории кинодраматургии, законы кинодраматургии, логику их функционирования, место кинодраматургии в создании экранной образности, особенности современного кинематографа, историю развития неигрового кино как особого вида киноискусства;уметь:создавать произведения кинодраматургии, осознавать произведение кинодраматургии как основу экранной образности, осознавать особенности кинематографа как технического вида искусства, понимать специфические особенности неигрового кино, вести диалог с кинодраматургом и продюсером;владеть:основными выразительными средствами кинематографа, технологией создания произведения кинодраматургии, принципами монтажного мышления, пониманием монтажа как основного композиционного средства кинематографа, приемами создания экранной образности, приемами современной кинодраматургии, технологией создания драматурги неигрового фильм, приемами и навыками руководств работой кинодраматурга и сценарных групп. | 40 | Модуль 2Мастерство кинодраматурга | ОК-12-22ПК-1-20 | |
Вариативная часть (в том числе дисциплины по выбору обучающегося) (знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки) | 60-63 | |||
Б.4 | Физическая культура | 2 | ||
Б.5 | Учебная и производственная практики(практические умения и навыки определяются ООП вуза) | 17-22 | ||
Б.6 | Государственная (итоговая) аттестация | 3 | ||
Общая трудоемкость ООП | 240 |
_____________________________
* Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП бакалавриата, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. ООП должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения по данному ФГОС ВПО составляет 36 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникул в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В соответствии со статьей 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы"** каникулярные отпуска предоставляются военнослужащим, обучающимся в военно-учебных заведениях по очной форме обучения (кроме школ техников), во время перерывов в учебных занятиях на следующие сроки:
а) зимний каникулярный отпуск - 15 суток;
б) летний каникулярный отпуск - 30 суток.
Летний каникулярный отпуск является основным, а зимний - дополнительным.
Время, необходимое для проезда к месту использования каникулярных отпусков и обратно, не предоставляется. Право на бесплатный проезд к месту использования основного каникулярного отпуска и обратно (в год окончания учебы - к месту военной службы) предоставляется ежегодно.
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов подготовки, должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и (или) практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части гуманитарного, социального, экономического и общепрофессионального циклов, а также по всем модулям профессионального цикла.
7.14. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами обучающиеся имеют следующие права и обязанности: