Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-2010 "Информационная технология. Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла программных средств" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября стр. 46

выходы вида процесса,
идентификацию и описание процессов, видов деятельности и задач, реализующих вид процесса, ссылки на источники этих процессов, виды деятельности, задачи и другие стандарты.
Примечание - Требования к документированию точек зрения изложены в ИСО/МЭК 42010:2007 Системная и программная инженерия. Рекомендованная практика архитектурного описания систем, широко использующих программные средства (ISO/IEC 42010:2007 "Systems and software engineering - Recommended practice for architectural description of software-intensive systems"). Приведенное описание согласуется с этими требованиями.
Е.4 Вид процесса, характеризующего приспособленность к применению
В данном разделе приведен пример использования точки зрения на процесс с целью привести вид процесса, ориентированного на приспособленность к применению. Пример предназначен для иллюстрации того, как в проекте можно объединить процессы, виды деятельности и задачи из настоящего стандарта для концентрации внимания на достижении приспособленности продукта к применению по назначению.
В этом примере представлен кластер интересов, называемых обычно "приспособленностью, удобством применения", "ориентированным на пользователя проектированием" или "ориентированным на человека проектированием", как описано в [7], что дает возможность оптимизировать поддержку и обучение, обеспечить рост производительности и качества работы, улучшить условия работы людей и снизить шансы непринятия системы пользователями.
Наименование: вид процесса, характеризующего приспособленность к применению.
Цель: целью вида процесса для приспособленности к применению является гарантия рассмотрения интересов и потребностей правообладателей для предоставления возможности оптимизации поддержки и обучения, роста производительности и качества работы, улучшения условий работы и снижения шансов непринятия системы пользователем.
В результате успешной реализации вида процесса, ориентированного на приспособленность к применению:
1) система удовлетворяет потребности пользователей, учитывает способности людей и ограничения по навыкам;
2) человеческий фактор, эргономические знания и технические приемы учитываются в системном проекте;
3) идентифицируется и выполняется деятельность по проектированию, ориентированная на человека;
4) при проектировании системы учитываются возможные негативные воздействия системы на здоровье, безопасность и рабочие характеристики людей;
5) системы будут обладать улучшенными показателями результативности, эффективности и удовлетворенности пользователей.
Примечание - Хотя совершенствование пользователей является принципом ориентированного на человека проектирования, но в результате может оказаться, что желаемые характеристики не могут быть непосредственно измерены, а вместо этого могут быть обсуждены и выведены характеристики, основанные на других продуктах или процессах, которые могут быть измерены.
Процессы, виды деятельности и задачи
Рассматриваемый вид процесса может быть реализован с использованием следующих процессов, видов деятельности и задач, представленных в настоящем стандарте:
h) процесс менеджмента портфеля проектов (см. 6.2.3), в частности процесс инициации процессов (см. 6.2.3.3.1), предусматривает установление и обслуживание направления на проблемы пользователя в подразделениях организации, имеющей дело с рынками, концепцией, разработкой и поддержкой, обеспечивающего ориентированный на человека подход;
i) процесс менеджмента инфраструктуры (см. 6.2.2) представляет спецификацию того, каким образом деятельность, ориентированная на человека при проектировании, соответствует процессу жизненного цикла всей системы и организации;
j) процесс планирования проекта (см. 6.3.1) используется для:
выбора методов и технических приемов, ориентированных на человека,
планирования совершенствования пользователей и правообладателей,
планирования ориентированной на человека деятельности при проектировании;
k) процесс оценки и управления проектом (см. 6.3.2) используется для мониторинга степени достижения требований и доведения результатов до правообладателей и менеджеров, гарантируя ориентированный на человека подход в проектной команде. Соответствующие задачи включают в себя 6.3.2.3.3.1 и 6.3.2.3.3.2;
I) процесс определения требований правообладателя (см. 6.4.1) используется для идентификации и документирования содержания применения и взаимодействия между пользователями и системой, принимая в расчет способности человека и ограничения по навыкам, а также спецификации по вопросам здоровья, безопасности, защищенности, окружающей среды, обученности, поддержки и других требований и функций правообладателей, направленных на предотвращение возможных негативных воздействий системы на здоровье и безопасность человека.
Примечание - Там, где возможно, используются общепризнанные профессиональные достижения практики (см., например, [7] и [12]),
m) процесс анализа системных требований (см. 6.4.2) используется для спецификации и оценки содержания использования, требований к приспособленности к применению и проектных требований, ориентированных на человека;
n) процесс архитектурного проектирования системы (см. 6.4.3) используется для включения критериев проектирования, нацеленных на задание требований к приспособленности к работе и эргономике;
о) процесс комплексирования системы (см. 6.4.5) применяется для планирования работ по комплексированию, включая рассмотрение вопросов обучения пользователей и обеспечения гарантий проверки и регистрации выполнения заданий для требований к приспособленности и эргономике;
p) процесс менеджмента информации (см. 6.3.6) применяется в общем случае для спецификации, разработки и сопровождения артефактов при документировании и обмене сведениями о степени достижений. Применительно к приспособленности к применению этот процесс детализируется в [30] и связанных с ним будущих стандартах той же серии;
q) процесс измерений (см. 6.3.7) применяется в общем случае для определения подхода, который соотносит единицы и показатели измерений с желаемыми характеристиками. Применительно к программным средствам эти вопросы детально изложены в ИСО/МЭК 25020 Программная инженерия. Требования и оценка качества программных продуктов. Эталонная модель измерений и руководство (ISO/IEC 25020 "Software engineering - Software product Quality Requirements and Evaluation (SQuaRE) - Measurement reference model and guide");
r) процесс анализа требований к программным средствам (см. 7.1.2) используется для спецификации требований к приспособленности и эргономике программных средств. Соответствующая задача представлена в 7.1.2.3.1.1, перечисление f и примечание 3;
s) процесс функционирования программных средств (см. 6.4.9) предназначен для использования системы. Для гарантии достижения требования к приспособленности к применению используется мониторинг функционирования системы. Соответствующие задачи включают в себя 6.4.9.3.3.1, примечание 2, 6.4.9.3.4.1 и 6.4.9.3.5.1;
t) процесс сопровождения программных средств (см. 6.4.10) поддерживает возможности системы, включая в себя свойства ее приспособленности, и может быть использован полностью.
______________________________
* Цитировано из проекта ИСО/МЭК 42010 Системная и программная инженерия - Архитектурное описание (Systems and software engineering - Architectural description), разрабатываемого на базе IEEE P42010/D1 (примеч. переводчика).
Приложение F
(справочное)

Некоторые примеры описания процессов

В настоящем приложении представлены примеры процессов, которые считаются весьма полезными для некоторых пользователей настоящего стандарта. Эти процессы могли бы учитываться в документации, описывающей организационные процессы пользователей.
F.1 Процесс организационной настройки
F.1.1 Цель
Цель организационной настройки заключается в том, чтобы реализовать процессы программных средств, необходимые для поставки продуктов и услуг в соответствии с целями деловой деятельности организации.
F.1.2 Выходы
В результате успешного осуществления процесса организационной настройки:
1) идентифицируются конечные цели деловой деятельности организации;
2) идентифицируется и определяется структура работы, которая включает в себя совокупность программных процессов, необходимых для достижения деловых целей организации;
3) формируется стратегия определения, выполнения и совершенствования процессов;
4) обеспечивается поддержка реализации этой стратегии;
5) до сведения всего штатного персонала доводится назначение, базовые ценности, перспективы, текущие и конечные цели организации;
6) сотрудники организации разделяют общее видение, культуру и понимание целей деловой деятельности, что позволяет им эффективно выполнять свои функции;