2.8.1. Учреждения НПО комплектуют кадрами врачей и средних медицинских работников в соответствии с действующими в области здравоохранения нормативами.
2.8.2. Поступающие в учреждения НПО проходят предварительные медицинские осмотры в установленном порядке. Состав комиссии, объем исследований и заключение о пригодности к обучению по выбранной специальности определяются соответствующими нормативными актами Минздрава России.
2.8.3. Обучающиеся до 18-летнего возраста подлежат ежегодным периодическим осмотрам.
2.8.4. Перед началом производственной практики в организациях и учреждениях, работники которых в связи с характером работы подлежат предварительному и периодическому медицинскому освидетельствованию, обучающиеся проходят осмотры в установленном для этих контингентов порядке.
2.8.5. При выявлении патологии, препятствующей продолжению освоения избранной специальности, обучающихся переводят на обучение другой специальности в соответствии с состоянием здоровья или отчисляют из образовательного учреждения с обязательными рекомендациями по выбору другого профиля подготовки или рациональному трудоустройству.
2.8.6. Администрация и педагогический персонал организуют и проводят работу по гигиеническому воспитанию и образованию учащихся, формированию навыков здорового образа жизни с участием медицинских работников лечебно-профилактических учреждений, центров госсанэпиднадзора.
2.8.7. Медицинские осмотры работников кухни, педагогов и воспитателей осуществляются согласно установленному порядку.
2.9. Требования к соблюдению санитарных правил и норм
2.9.1. В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в учреждении должны быть санитарные правила, а также другие нормативные документы с учетом профиля подготовки к профессиям. Руководитель учреждения НПО является ответственным за выполнение настоящих санитарных правил.
2.9.2. Медицинский персонал учреждения НПО осуществляет повседневный контроль за соблюдением санитарных правил.
2.9.3. Надзор за выполнением настоящих санитарных правил осуществляют территориальные центры госсанэпиднадзора.
2.9.4. За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.
2.9.5. Руководитель учреждения обязан организовывать производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
______________________________
* В "оборотных" классах (вход в класс у последних парт) расстояние между стеной и рабочим местом должно быть 1,2 м.
Приложение 1
к СанПиН 2.4.3.1186-03
к СанПиН 2.4.3.1186-03
Уровни искусственной освещенности при различных видах зрительных работ, выполняемых подростками при использовании люминесцентных ламп
Наименование мастерских | Система искусственного освещения | Освещенность в люкс |
швейные | общее | 600 для светлой поверхности |
комбинированное* | 4750 для темной поверхности | |
сборочные цеха часового производства | комбинированное* | 4000 5000 при использовании оптических приборов 30-65% рабочего времени |
столярные | общее | 500 |
слесарные | общее | 600 |
комбинированное* | 1000 | |
токарные | комбинированное* | 1000 |
фрезерные | комбинированное* | 1000 |
* Доля общего освещения при указанных видах зрительных работ подростков составляет не менее 50%.
* При использовании ламп накаливания нормы освещенности снижаются на 1-2 ступени шкалы освещенности в зависимости от точности работ по СНиП о естественном и искусственном освещение.
Приложение 2
к СанПиН 2.4.3.1186-03
к СанПиН 2.4.3.1186-03
Группировка предметов по степени сложности усвоения учебного материала
Первая степень сложности - учебные дисциплины, изучение которых требует от учащихся умения оперировать абстрактными понятиями, способности усваивать сущность явлений, законов, категорий, а также запоминать большое количество фактического материала: математика, физика, история, обществоведение, изучение языков.
Вторая степень сложности - предметы, в которых доля абстрактных понятий значительно снижается по сравнению с учебными дисциплинами первой группы, при этом учащиеся должны усваивать законы, факты, что вносит некоторое разнообразие в характер их умственной деятельности: химия, специальная технология и др.
Третья степень сложности - предметы, имеющие прикладной характер; при их изучении учащиеся, используя известные законы и теории, усваивают фактический материал: материаловедение, организация и технология производства работ и др.
Четвертая степень сложности - предметы, изучение которых помимо умственного труда требует значительного объема физических действий: физическое воспитание, начальная военная подготовка.
Приложение 3
к СанПиН 2.4.3.1186-03
к СанПиН 2.4.3.1186-03
Рекомендации по организации физического воспитания обучающихся в учреждениях НПО
1. В распорядке дня учреждения НПО рекомендуется отразить физкультурно-оздоровительные мероприятия, которые должны организовываться в течение учебного дня - гимнастика до занятий, уроки физкультуры, подвижная перемена, факультативные занятия, расписание секций.
2. Гимнастику до начала теоретических занятий или производственной практики проводят ежедневно с целью ускорения врабатываемости организма. Продолжительность занятий около 10 минут. Используют как общеразвивающие, так и специальные гимнастические упражнения для тех групп мышц, которые преимущественно участвуют в предстоящей работе. Занятия проводят в учебных помещениях или мастерских под контролем преподавателя (мастера).
3. Физкультурные паузы продолжительностью 3-5 минут проводят при теоретическом обучении в середине третьего и пятого уроков с целью снятия утомления, улучшения кровообращения и дыхания организма обучающихся. При производственном обучении в мастерских или на базовых предприятиях физкультурные паузы также проводят во второй половине занятий с целью снятия утомления и повышения работоспособности организма.
При наличии неблагоприятных производственных факторов (шум, вибрация, запыленность, загазованность, наличие микроклимата) физкультурная пауза проводится вне производственного помещения, т.е. в местах, специально отведенных для отдыха.
4. Подвижная перемена проводится продолжительностью не менее 20 минут после двух уроков теоретического обучения. Организация и проведение перемены возложены на руководителя физического воспитания и на преподавателя, проводящего предшествующий урок. Цель занятий - оптимизация двигательного режима и профилактика переутомления обучающихся.
5. При организации урока физической культуры продолжительностью 45 минут на подготовительную часть отводят 8-15 минут, на основную - 25-30 минут и на заключительную - 3-5 минут. Моторная плотность урока должна составлять 60-80%. В основной части урока задают физическую нагрузку на уровне частоты пульса 170-180 уд/мин. На профессионально-прикладную физическую подготовку (ППФП) отводят 20-40% от общего времени урока.
6. Рекомендуется проводить 1-2 специализированных урока физической культуры в неделю с высокой интенсивностью нагрузки (моторная плотность 80-100%) и избирательной направленностью на развитие ключевых профессионально-значимых функций, характерных для осваиваемой профессии.
7. На период производственной практики и каникул руководитель физического воспитания учреждения НПО дает обучающимся "домашнее задание" для самостоятельных занятий физическими упражнениями. Задания должны быть связаны с учебной программой, быть конкретными и проверяемыми.
8. Педагогический коллектив учреждения НПО формирует у обучающихся положительную мотивацию к регулярным занятиям физкультурой и спортом во внеучебное время. Эти занятия включают утреннюю физическую зарядку в сочетании с закаливающими процедурами, самостоятельные занятия и тренировки с учетом профессионально-прикладной направленности и полезности для дальнейшей профессиональной деятельности.
9. При организации внеклассной спортивной работы следует культивировать те виды спорта, которые обладают профессионально-прикладной эффективностью и учитывают специфику выбранной профессии. Примеры представлены в таблице:
Рекомендуемые виды спорта
1. Машиностроение и металлообработка | спортивные игры, легкая атлетика, борьба вольная и классическая, лыжные гонки, городки |
2. Радиотехническое и электронное производство | баскетбол, волейбол, ручной мяч, теннис, настольный теннис |
3. Химические и нефтехимические производства | легкая и тяжелая атлетика, баскетбол, ручной мяч, волейбол, настольный теннис, плавание; для слесарей-ремонтников - вольная и классическая борьба, лыжный спорт, городки |
4. Металлургическое производство | легкая и тяжелая атлетика, лыжный и конькобежный спорт, гимнастика, велоспорт, туризм, фехтование |
5. Добыча и переработка угля | гимнастика, борьба - для машинистов угольных комбайнов, электрослесарей шахтного оборудования; баскетбол, настольный теннис - для машинистов шахтных электровозов |
6. Текстильное производство | легкая атлетика (бег на средние и длинные дистанции, спортивная ходьба), баскетбол, плавание |
7. Производство обуви | баскетбол, волейбол, легкая атлетика |
8. Строительство | спортивная гимнастика, плавание, лыжный спорт - для каменщиков; прыжки в воду и батут - для монтажников |
9. Сельское хозяйство | легкая атлетика, баскетбол, гимнастика - для водителей с/х машин, фехтование |
Приложение 4
к СанПиН 2.4.3.1186-03
к СанПиН 2.4.3.1186-03
Рекомендуемые величины потребления пищевых веществ и энергии для обучающихся в учреждениях НПО
Утратило силу
Приложение 5
к СанПиН 2.4.3.1186-03
к СанПиН 2.4.3.1186-03
Нормы питания на 1 учащегося в день
Утратило силу
Приложение 6
к СанПиН 2.4.3.1186-03
к СанПиН 2.4.3.1186-03
Таблица замены некоторых продуктов
Утратило силу
Приложение 7
к СанПиН 2.4.3.1186-03
к СанПиН 2.4.3.1186-03