6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2
Структура ООП бакалавриата
Код УЦ ООП | Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость (Зачетные единицы)* | Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий | Коды формируемых компетенций |
Б.1 | Гуманитарный, социальный и экономический цикл | 30 - 35 | ИсторияФилософияИностранный языкЭкономическая теория | ОК-1ОК-2ОК-3ОК-4ОК-5ОК-6ОК-7ОК-8ОК-9ОК-11ОК-12ОК-13ОК-14ОК-15ОК-19 |
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла студент должен:знать:- историю;- основные концепции истории философии и философской теории;- иностранный язык;- основы экономики, организации производства, труда и управления;уметь:- анализировать оригинальную литературу в области профессиональной деятельности для получения необходимой информации;- применять исторические и философские знания в формировании программ жизнедеятельности, самореализации личности;- применять известные методы для решения технико-экономических задач в области конструкторско-технологического обеспечения машиностроительных производств;владеть:- навыками общения в области профессиональной деятельности на иностранном языке;- навыками ведения дискуссии;#на исторические и философские и научные темы;- практическими навыками решения конкретных технико-экономических задач в области, конструкторско-технологического обеспечения машиностроительных производств. | 16 - 18 | |||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | ||||
Б.2 | Математический и естественнонаучный цикл | 65 - 75 | МатематикаФизикаХимияИнформатикаТеоретическая механика | ОК-6ОК-7ОК-8ОК-10ОК-16ОК-17ОК-18ПК-3ПК-5 |
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла студент должен:знать:- аналитическую геометрию и линейную алгебру; последовательности и ряды; дифференциальное и интегральное исчисления; гармонический анализ; дифференциальные уравнения; численные методы; функции комплексного переменного; элементы функционального анализа; теорию вероятностей и математическую статистику;- основные физические явления и законы;основные физические величины и константы, их определение и единицы измерения;- химию элементов и основные закономерности протекания химических реакций;- принципы рационального и безопасного использования природных ресурсов, энергии и материалов;- основные понятия и аксиомы механики, операции с системами сил, действующими на твердое тело;- условия эквивалентности системы сил, уравновешенности произвольной системы сил, частные случаи этих условий;- методы нахождения реакций связей в покоящейся системе сочлененных твердых тел, способы нахождения их центров тяжести;- законы трения и качения;- кинематические характеристики движения точки при различных способах задания движения; характеристики движения тела и его отдельных точек при различных способах задания движения; операции со скоростями и ускорениями при сложном движении точки; дифференциальные уравнения движения точки относительно инерциальной и неинерциальной системы координат; теоремы об изменении количества движения, кинематического момента и кинематической энергии системы;- методы нахождения реакций связей в движущейся системе твердых тел;- теорию свободных малых колебаний консервативной механической системы с одной степенью свободы;- стандартные программные средства для решения задач в области конструкторско-технологического обеспечения машиностроительных производств;уметь:- применять физико-математические методы для решения задач в области конструкторско-технологического обеспечения машиностроительных производств с применением стандартных программных средств;- применять вероятностно-статистический подход при решении технических задач;- составлять уравнения равновесия для тела, находящегося под действием произвольной системы сил, находить положения центров тяжести тел;- вычислять скорости и ускорения точек тел и самих тел, совершающих поступательное, вращательное и плоское движения, составлять дифференциальные уравнения движений;- вычислять кинетическую энергию многомассовой системы, работу сил, приложенных к твердому телу при указанных движениях;- исследовать равновесие системы посредством принципа возможных перемещений, составлять и решать уравнение свободных малых колебаний систем с одной степенью свободы;- применять принципы обеспечения экологической безопасности при решении практических задач в области конструкторско-технологического обеспечения машиностроительных производств;владеть:- численными методами решения дифференциальных и алгебраических уравнений, методами аналитической геометрии, теории вероятностей и математической статистики;- методами нахождения реакций связей, способами нахождения центров тяжести тел;- навыками использования законов трения, составления и решения уравнений равновесия, движения тел, определения кинематической энергии многомассовой системы, работы сил, приложенных к твердому телу, при его движениях; составления и решения уравнений свободных малых колебаний систем с одной степенью свободы;- навыками применения стандартных программных средств в области конструкторско-технологического обеспечения машиностроительных производств. | 33 - 37 | |||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | ||||
Б.3 | Профессиональный циклБазовая (общепрофессиональная) частьВ результате изучения базовой части цикла студент должен:знать:- методы построения обратимых чертежей пространственных объектов; изображения на чертежах линий и поверхностей; способы преображения чертежа;- способы решения на чертежах основных метрических и позиционных задач;- методы построения разверток с нанесением элементов конструкции на развертке и свертке;- методы построения эскизов, чертежей и технических рисунков стандартных деталей, разъемных и неразъемных соединений;- построение и чтение сборочных чертежей общего вида различного уровня сложности и назначения;- правила оформления конструкторской документации в соответствии с ЕСКД;- методы и средства геометрического моделирования технических объектов;- методы и средства автоматизации выполнения и оформления проектно-конструкторской документации;- тенденции развития компьютерной графики, ее роль и значение в инженерных системах и прикладных программах;- основные модели механики и границы их применения (модели материала, формы, сил, отказов);- основные методы исследования нагрузок, перемещений и напряженно-деформированного состояния в элементах конструкций, методы проектных и проверочных расчетов изделий;- методы проектно-конструкторской работы; подход к формированию множества решений проектной задачи на структурном и конструкторском уровнях; общие требования к автоматизированным системах проектирования;- основные физические свойства жидкостей и газов, законы их кинематики, статики и динамики, силы, действующие в жидкостях, гидромеханические процессы, гидравлическое оборудование, схемы применения численных методов и их реализацию на ЭВМ;- классификацию изделий машиностроения, их служебное назначение и показатели качества, жизненный цикл; материалы применяемые в машиностроении, способы обработки, содержание технологических процессов сборки, технологической подготовки производства, задачи проектирования технологических процессов, оборудования, инструментов и приспособлений, состав и содержание технологической документации, методы обеспечения технологичности и конкурентоспособности изделий машиностроения;- области применения различных современных материалов для изготовления продукции, их состав, структуру, свойства, способы обработки;- физическую сущность явлений, происходящих в материалах в условиях производства и эксплуатации изделий из них под воздействием внешних факторов (нагрева, охлаждения, давления и т.д.), их влияние на структуру, а структуры - на свойства современных металлических и неметаллических материалов;- основные виды изнашивания и методы борьбы с ними;- основные законы электротехники;- основные типы электрических машин и трансформаторов и области их применения;основные типы и области применения электронных приборов и устройств;- основные законы электротехники для электрических и магнитных цепей;- методы измерения электрических и магнитных величин, принцип работы основных электрических машин и аппаратов их рабочие и пусковые характеристики;- параметры современных полупроводниковых устройств: усилителей, генераторов, вторичных источников питания, цифровых преобразователей, микропроцессорных управляющих и измерительных комплексов;- законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по метрологии, стандартизации, сертификации и управлению качеством;- основы технического регулирования;- систему государственного надзора и контроля, межведомственного и ведомственного контроля за качеством продукции, стандартами, техническими регламентами и единством измерений;- основные закономерности измерений, влияние качества измерений на качество конечных результатов метрологической деятельности, методов и средств обеспечения единства измерений;- методы и средства контроля качества продукции, организацию и технологию стандартизации и сертификации продукции, правила проведения контроля, испытаний и приемки продукции;- организацию и техническую базу метрологического обеспечения машиностроительного предприятия, правила проведения метрологической экспертизы, методы и средства поверки (калибровки) средств измерений, методики выполнения измерений;- перспективы технического развития и особенности деятельности организаций, компетентных на законодательно-правовой основе в области технического регулирования и метрологии;- физические основы измерений, систему воспроизведения единиц физических величин и передачи размера средствами измерений;- способы оценки точности (неопределенности) измерений и испытаний и достоверности контроля;- способы анализа качества продукции, организацию контроля качества и управления технологическими процессами;- принципы нормирования точности и обеспечения взаимозаменяемости деталей и сборочных единиц;- порядок разработки, утверждения и внедрения стандартов, технических условий и другой нормативно-технической документации;- системы качества, порядок их разработки, сертификации, внедрения и проведения аудита;- теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе "человек - среда обитания";- правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;- основы физиологии человека и рациональные условия его деятельности; анатомо-физические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов их идентификацию;- методы и средства повышения безопасности, технологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов;- методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных ситуациях;- методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и разработки моделей их последствий;- методологические основы функционирования, моделирования и синтеза систем автоматического управления (САУ); основные методы анализа САУ во временной и частотной областях, способы синтеза САУ; типовые пакеты прикладных программ анализа динамических систем;- основные положения и понятия технологии машиностроения, теорию базирования и теорию размерных цепей, как средства обеспечения качества изделий машиностроения; закономерности и связи процессов проектирования и создания машин, метод разработки технологического процесса изготовления машин, принципы производственного процесса изготовления машин, технологию сборки, правила разработки технологического процесса изготовления машиностроительных изделий;- физические и кинематические особенности процессов обработки материалов: резание, пластическое деформирование, электроэрозионная, электрохимическая ультразвуковая, лучевая и другие методы обработки; требования, предъявляемые к рабочей части инструментов, к механическим и физико-химическим свойствам инструментальных материалов; геометрические параметры рабочей части типовых инструментов; основные принципы проектирования операций механической и физико-химической обработки с обеспечением заданного качества обработанных поверхностей на деталях машин при максимальной технико-экономической эффективности; контактные процессы при обработке материалов; виды разрушений инструмента; изнашивание; механику возникновения остаточных деформаций и напряжений в поверхностном слое детали;- методы формообразования поверхностей деталей машин, анализ методов формообразования поверхностей, область их применения; технико-экономические показатели методов лезвийной, абразивной, электрофизической и электрохимической обработки, кинематику резания;- требования к инструменту; классификационные признаки и общую классификацию инструментов;- принципы назначения основных геометрических параметров инструментов;- требования к точности и качеству рабочих элементов; методы, расчет конструктивных и геометрических параметров основных видов инструментов;- вспомогательный инструмент; правила выбора вспомогательного инструмента в зависимости от типа формообразующего инструмента и оборудования; принципы назначения основных геометрических параметров вспомогательного инструмента;требования к точности и качеству рабочих элементов, системы вспомогательного инструмента;- технологию изготовления инструментальной техники, принципы формирования технологических процессов изготовления инструментальной техники;- методы автоматизированного проектирования инструментов;- инструментальные системы машиностроительных производств;- технико-экономические показатели и критерии работоспособности оборудования машиностроительных производств, классификацию оборудования;- методы формообразования поверхности на металлообрабатывающих станках;- кинематическую структуру и компоновку станков, системы управления ими;- средства для контроля, испытаний, диагностики, и адаптивного управления оборудованием;- методы моделирования, расчета систем элементов оборудования машиностроительных производств;уметь:- снимать эскизы, выполнять и читать чертежи и другую конструкторскую документацию;- проводить обоснованный выбор и комплексирование средств компьютерной графики;- использовать для решения типовых задач методы и средства геометрического моделирования;- пользоваться инструментальными программными средствами интерактивных графических систем, актуальных для современного производства;- проектировать и конструировать типовые элементы машин, выполнять их оценку по прочности и жесткости и другим критериям работоспособности;- использовать для решения типовых задач законы гидравлики, проектировать гидравлические системы;- формулировать служебное назначение изделий машиностроения, определять требования к их качеству, выбирать материалы для их изготовления, способы получения заготовок, средства технологического оснащения при разных методах обработки, технологии обработки и сборки;- выбирать материалы, оценивать и прогнозировать поведение материала и причин отказов продукции под воздействием на них различных эксплуатационных факторов; назначать соответствующую обработку для получения заданных структур и свойств, обеспечивающих надежность продукции;- выбирать способы восстановления и упрочнения быстроизнашивающихся поверхностей деталей;- разрабатывать принципиальные электрические схемы и проектировать типовые электрические и электронные устройства;- выбирать эффективные исполнительные механизмы, определять простейшие неисправности, составлять спецификации;- применять: контрольно-измерительную технику для контроля качества продукции и метрологического обеспечения продукции и технологических процессов ее изготовления; компьютерные технологии для планирования и проведения работ по метрологии, стандартизации и сертификации: методы унификации и симплификации и расчета параметрических рядов при разработке стандартов и другой нормативно-технической документации; методы контроля качества продукции и процессов при выполнении работ по сертификации продукции и систем качества; методы анализа данных о качестве продукции и способы анализа причин брака; технологию разработки и аттестации методик выполнения измерений, испытаний и контроля; методы и средства поверки (калибровки) и юстировки средств измерения, правила проведения метрологической и нормативной экспертизы документации; методы расчета экономической эффективности работ по метрологии, стандартизации и сертификации;- проводить контроль параметров и уровня негативных воздействий на их соответствие нормативным требованиям;- эффективно использовать средства защиты от негативных воздействий;- разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экономичности производственной деятельности;- планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях и при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;- строить математические модели объектов управления и систем автоматического управления (САУ);- проводить анализ САУ, оценивать статистические и динамические характеристики;- рассчитывать основные качественные показатели САУ, выполнять: анализ ее устойчивости, синтез регулятора;- разрабатывать алгоритмы централизованного контроля координат технологического объекта;- рассчитывать одноконтурные и многоконтурные системы автоматического регулирования применительно к конкретному технологическому объекту;- использовать основные технологии передачи информации в среде локальных сетей, сети Internet;- выбирать средства при проектировании систем автоматизации управления, программировать и отлаживать системы на базе микроконтроллеров;- проектировать простые программные алгоритмы и реализовывать их с помощью современных средств программирования;- выбирать рациональные технологические процессы изготовления продукции машиностроения, инструменты, эффективное оборудование;- определять технологические режимы и показатели качества функционирования оборудования, рассчитывать основные характеристики и оптимальные режимы работы;- выполнять анализ технологических процессов и оборудования как объектов автоматизации и управления;- составлять структурные схемы производств, их математические модели как объектов управления, определять критерии качества функционирования и цели управления;- выбирать для данного технологического процесса функциональную схему автоматизации;- определять по результатам испытаний и наблюдений оценки показателей надежности и ремонтопригодности технических элементов и систем;- анализировать надежность технологических систем;- синтезировать технические системы с заданным уровнем надежности;- диагностировать показатели надежности технических систем;- реализовывать простые алгоритмы имитационного моделирования;- использовать основные методы построения математических моделей процессов, систем, их элементов и систем управления;- работать с каким либо из основных типов программных систем, предназначенных для математического и имитационного моделирования Mathcad, Matlab;- планировать модельный эксперимент и обрабатывать его результаты на персональном компьютере;- оценивать точность и достоверность результатов моделирования;- выполнять работы по проектированию системы организации и управления производством и организовать работу производственных коллективов;владеть:- навыками работы на компьютерной технике с графическими пакетами для получения конструкторских, технологических и других документов;- навыками выбора аналогов и прототипа конструкций при их проектировании;- навыками проведения расчетов по теории механизмов и механике деформируемого тела;- навыками оформления проектной и конструкторской деформации в соответствии с требованиями ЕСКД;- навыками выбора материалов и назначения их обработки;- навыками измерения износа, твердости и шероховатости поверхностей;- навыками работы с электротехнической аппаратурой и электронными устройствами;- навыками построения систем автоматического управления системами и процессами;- навыками работы на контрольно-измерительном и испытательном оборудовании;- навыками обработки экспериментальных данных и оценки точности (неопределенности) измерений, испытаний и достоверности контроля;- навыками работы с вычислительной техникой, передачи информации в среде локальных сетей Интернет;- навыками проектирования простых программных алгоритмов и реализации их на языке программирования;- навыками проектирования типовых технологических процессов изготовления машиностроительной продукции;- навыками выбора оборудования, инструментов, средств технологического оснащения для реализации технологических процессов изготовления продукции;- навыками анализа технологических процессов, как объекта управления и выбора функциональных схем их автоматизации;- навыками оценки показателей надежности и ремонтопригодности технических элементов и систем;- навыками работы с программной системой для математического и имитационного моделирования;- навыками применения элементов анализа этапов жизненного цикла продукции и управления ими;- навыками в разработке мероприятий по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности;- навыками выполнения расчетов и обоснований при выборе форм и методов организации производства, выполнения плановых расчетов, организации управления;- навыками наладки, настройки, регулировки, обслуживания технических средств и систем управления;- навыками оформления результатов исследований и принятия соответствующих решений. | 115 - 125 58 - 62 | Начертательная геометрия и инженерная графика.Сопротивление материалов.Теория механизмов и машин.Детали машин и основы конструирования.Гидравлика.Технологические процессы в машиностроении.Материаловедение.Электротехника.Электроника.Метрология, стандартизация и сертификация.Безопасность жизнедеятельности.Теория автоматического управления.Основы технологии машиностроения.Процессы и операции формообразования.Оборудование машиностроительных производств. | ОК-4ОК-6ОК-8ОК-10ОК-16ОК-17ОК-18ОК-20ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4ПК-5ПК-6ПК-7ПК-8ПК-9ПК-10ПК-11ПК-12ПК-13ПК-14ПК-15ПК-16ПК-17ПК-18ПК-19ПК-20ПК-21ПК-22ПК-23ПК-24ПК-25ПК-26ПК-27ПК-28ПК-29ПК-30ПК-31ПК-32ПК-33ПК-34ПК-35ПК-36ПК-37ПК-38ПК-39ПК-40ПК-41ПК-42ПК-43ПК-44ПК-45ПК-46ПК-47ПК-48ПК-49ПК-50ПК-51ПК-52ПК-53ПК-54ПК-55 |
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки;установленные на момент разработки стандарта профили подготовки указаны в Приложении А к данному ФГОС открытым списком). | ||||
Б.4 | Физическая культура | 2 | ОК-21 | |
Б.5 | Учебная и производственная практикиВ результате учебной практики студент должен получить представление о работах, ведущихся в области конструкторско-технологического обеспечения машиностроительных производств с целью обеспечения высокого качества выпускаемой продукции, ее безопасности и конкурентоспособности.В результате производственной практики студент должен получить практические навыки в области конструкторско-технологического обеспечения машиностроительных производств.В результате преддипломной практики студент должен получить необходимый материал для выполнения выпускной квалификационной работы. Конкретные практические умения и навыки определяются ООП вуза. | 12-15 | ОК-1ОК-3ОК-5ОК-9ОК-10ОК-16ОК-17ОК-18ОК-20ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4ПК-5ПК-6ПК-7ПК-8ПК-9ПК-10ПК-11ПК-12ПК-13ПК-14ПК-15ПК-16ПК-17ПК-20ПК-37ПК-38ПК-54 | |
Б.6 | Итоговая государственная аттестация | 12 | ОК-1 до ОК-20ПК-1 - 54 | |
Общая трудоемкость основной образовательной программы | 240 |
______________________________
* Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП магистратуры, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 27 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется:
при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули, курсы) становятся для них обязательными.
7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и/или практические занятия по дисциплинам циклов (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области: истории; философии; иностранного языка; экономической теории; математики; физики; информатики; теоретической механики; начертательной геометрии и инженерной графики; сопротивления материалов; теории механизмов и машин; деталям машин и основам конструирования; гидравлики; технологическим процессам в машиностроении; материаловедения; электротехники; электроники; метрологии; стандартизации и сертификации; безопасности жизнедеятельности; теории автоматического управления; основам технологии машиностроения; процессам и операциям формообразования; оборудования машиностроительных производств, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей, курсов) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули, курсы);
право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей, курсов) и их влиянию на будущий профиль подготовки;
право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей, курсов) на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Аттестация по итогам практики проводится на основании сформированного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики. По итогам практики выставляется дифференцированная оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося.
При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить обучающимся возможность:
изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт в области конструкторско-технологического обеспечения машиностроительных производств;
участвовать в проведении научных исследований или технических разработок связанных с конструкторско-технологическим обеспечением машиностроительных производств;
принимать участие в работах по моделированию изделий машиностроения, технологических процессов их изготовления, машиностроительных производств, средств и систем технологического оснащения, автоматизации, контроля, диагностики и управления процессами и качеством продукции;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);
участвовать в разработке алгоритмического и программного обеспечения машиностроительных производств;
участвовать в проведении экспериментов по заданным методикам в анализе их результатов, составлять описание выполненных исследований и подготовить данные для разработки научных обзоров и публикаций;
участвовать в работах по составлению научных отчетов по выполненному заданию и во внедрении результатов исследований и разработок в области конструкторско-технологического обеспечения машиностроительных производств;
выступать с докладом на конференции.
7.16. Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 50 процентов, ученую степень доктора наук и/или ученое звание профессора должны иметь не менее восьми процентов преподавателей.
Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени или ученые звания. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.