Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. N 67 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030301 Псих стр. 3

способностью планировать и организовывать проведение эмпирических исследований, обрабатывать данные с использованием стандартных пакетов программного обеспечения, анализировать и интерпретировать результаты исследований (ПК-22);
способностью готовить научные отчеты, обзоры, публикации и рекомендации по результатам выполненных исследований (ПК-23);
способностью планировать, организовывать и психологически сопровождать внедрение результатов научных исследований (ПК-24);
способностью выбирать и применять психологические технологии, позволяющие осуществлять решения новых задач в различных областях профессиональной практики (ПК-25);
в педагогической деятельности:
способностью осуществлять пропаганду психологических знаний среди сотрудников, военнослужащих и иных лиц (ПК-26);
способностью преподавать психологические дисциплины в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования; проектировать, реализовывать, контролировать и оценивать результаты учебно-воспитательного процесса, организовывать коммуникации и взаимодействие обучающихся (ПК-27);
способностью осуществлять методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса (ПК-28);
в организационно-управленческой деятельности:
способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-29);
способностью планировать и организовывать служебную деятельность исполнителей, осуществлять контроль и учет ее результатов (ПК-30);
способностью выявлять и содействовать пресечению коррупционных проявлений в служебном коллективе (ПК-31);
способностью соблюдать в профессиональной деятельности требования правовых актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима секретности (ПК-32);
в специальной деятельности:
компетенции в области специальной деятельности определяются вузом с учетом специфики служебной деятельности специалиста.
Специализация N 1 "Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов".
Специализация N 2 "Морально-психологическое обеспечение служебной деятельности".
Специализация N 3 "Пенитенциарная психология".
Специализация N 4 "Психологическое обеспечение служебной деятельности в экстремальных условиях".
ПСК, которыми в соответствии со специализацией должен обладать выпускник, определяются вузом.

VI. Требования к структуре основных образовательных программ подготовки специалиста

6.1. ООП подготовки специалиста предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный и социальный цикл;
математический и естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура (физическая подготовка - для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах);
учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для дальнейшего продолжения обучения по программам послевузовского профессионального образования (аспирантура, адъюнктура).
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный и социальный цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, допускается исключение данной дисциплины.
Таблица 2

Структура ООП подготовки специалиста

Код УЦ ООП
Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость (зачетные единицы) *(1)
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий
Коды формируемых компетенций
С.1
Гуманитарный и социальный цикл
33-42*(2)
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:предметную область, систему, содержание и взаимосвязь основных принципов, законов, понятий и категорий гуманитарных и социальных наук, их роль в формировании ценностных ориентаций в социальной и профессиональной деятельности;принципы, закономерности, тенденции развития бытия, природы, общества, человека, познавательной деятельности;закономерности исторического развития общества, основные этапы и особенности истории России, ее место в истории человечества и на современном этапе; лексический и грамматический минимум, в объеме, необходимом для работы с иноязычными текстами профессиональной направленности и осуществления взаимодействия на иностранном языке;основные социальные институты общества; стратификационную структуру общества;сущность, содержание,механизм функционирования политической власти и политического процесса; сущность, структуру и функции политической системы общества, особенности (уровни и формы) политического сознания; природу политического экстремизма;систему права, механизм и средства правового регулирования, реализация права; правовые и этические аспекты профессиональной деятельности;нормы профессиональной этики, возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности; сущность профессионально-нравственной деформации и пути её предупреждения и преодоления; этические и нравственные основы формирования антикоррупционного поведения; основные нормы и функции служебного этикета;социокультурные закономерности,феномены культуры и цивилизации;закономерности педагогического процесса, образовательную и воспитательную функции обучения, принципы организации учебной деятельности; основные положения современной теории и методики воспитательной работы; педагогические основы профилактики коррупционного поведения сотрудников и служащих правоохранительных органов;мировоззренческие, методологические и логические основы мышления;уметь:использовать принципы, законы и методы гуманитарных и социальных наук для решения социальных и профессиональных задач;читать и переводить иноязычную литературу по профилю подготовки, взаимодействовать и общаться на иностранном языке;составлять социологическую характеристику личности на основе ее социального статуса и особенностей социализации, анализировать механизмы возникновения и разрешения социальных конфликтов, природу и возможные пути преодоления девиантного поведения в различных группах социального риска;принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;оценивать факты и явления профессиональной деятельности с нравственной точки зрения; осуществлять с позиции этики и морали выбор норм поведения в конкретных служебных ситуациях; давать нравственную оценку коррупционным проявлениям и другим нарушениям норм профессиональной этики; соблюдать правила вежливости и культуры поведения в профессиональной деятельности;правильно строить общение с коллегами в служебном коллективе и с гражданами, выстраивать социальные и профессиональные взаимодействия с учетом этнокультурных и конфессиальных различий;организовывать взаимодействие, совместную и индивидуальную учебную деятельность обучающихся, учитывать их индивидуальные особенности в учебном процессеприменять понятия с чётко определённым содержанием; устанавливать логический смысл суждения; пользоваться логическими правилами ведения диалога и дискуссии;владеть:основами анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений с использованием знаний гуманитарных и социальных наук;одним из иностранных языков на уровне бытового общения и основами профессиональной коммуникации;навыками научного мышления, использования приёмов логического построения рассуждений, распознавания логических ошибок, методами логического анализа, навыками публичного выступления, аргументации, ведения дискуссии и полемики;навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали; навыками антикоррупционного поведения; навыками толерантного поведения; навыками поведения в служебном коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами служебного и общего этикета;навыками позитивного взаимодействия в процессе профессиональной деятельности, в том числе с представителями различных социальных групп, национальностей и конфессий;современными педагогическими технологиями
27-36*(2)
ИсторияФилософияИностранный языкПедагогика*(3)Социология*(3)Политология*(3)Правоведение*(3)Религиоведение*(3)Профессиональная этика и служебный этикет*(3)Культурология*(3)Логика*(3)ОК-1 - ОК-15
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
3-12*(2)
С.2
Математический и естественнонаучный цикл
17-26*(2)
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:основы линейной алгебры, теории графов, математического анализа, теории вероятностей и математической статистики, применяемые в профессиональной деятельности;основные методы и средства хранения, поиска, систематизации, обработки, передачи и защиты компьютерной информации, состав, функции и конкретные возможности аппаратно-программного обеспечения; состав, функции и конкретные возможности профессионально ориентированных справочных и поисковых систем, современные компьютерные технологии, применяемые при решении профессиональных психологических задач, методы и способы обеспечения информационной безопасности в профессиональной деятельности;антропометрические, анатомические и физиологические параметры жизнедеятельности человека в фило-, окто- и социогенезе;особенности высшей нервной деятельности человека;уметь:применять математические методы оптимизации различных видов профессиональной деятельности при решении практических задач;управлять работой компьютера, работать в локальной и глобальной компьютерных сетях, самообучаться в современных компьютерных средах; организовывать автоматизированное рабочее место; решать с использованием компьютерной техники профессиональные задачи; использовать методы и способы обеспечения информационной безопасности с целью предотвращения несанкционированного доступа, злоумышленной модификации или утраты служебной информации;использовать основные биологические параметры жизнедеятельности человека при выявлении специфики его психического функционирования;владеть:навыками использования в профессиональной деятельности базовых знаний в области естествознания, математики, информатики и современных информационных технологий;навыками статистической обработки данных психологического исследования и интерпретации результатов.
13-22*(2)
МатематикаИнформатика и информационные технологии в психологииАнатомия и физиология центральной нервной системыФизиология высшей нервной деятельности и сенсорных системАнтропологияОК-14 - ОК-15,ПК-22,ПК-32
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
3-12*(2)
С.3
Профессиональный цикл
201-210*(2)
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики;историю возникновения и развития основных отечественных и зарубежных психологических теорий;психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики;основные механизмы, технологии психологического воздействия на разных этапах развития индивида и личности, процедуры оказания психологической помощи индивидам, группам и сообществам;приемы и методы организации, планирования психологических исследований;психологическую структуру личности, особенности проявления психических процессов, состояний, свойств, взаимодействия сотрудников (военнослужащих) в различных ситуациях профессиональной деятельности;теоретические и методические основы, технологии профессионального психологического отбора, психологической подготовки, психологического консультирования, психодиагностики и коррекции, психологической помощи и реабилитации сотрудников (военнослужащих);основы кадрового менеджмента;организационно-правовые основы деятельности психологической службы;математико-статистические методы и процедуры, используемые для анализа и обработки результатов психологических исследований;современные проблемы и тенденции развития теоретической и прикладной психологии;основы методики преподавания психологии, современные обучающие технологии, технологии оптимизации познавательной деятельности, принципы организации учебно-воспитательного процесса;основные правила и порядок подготовки, оформления, учета и хранения служебных документов; понятие государственной тайны и иных, охраняемых законом тайн, сведений, составляющих государственную тайну и сведений конфиденциального характера; организационно-правовые основы режима секретности;организационно-правовые и тактические средства предупреждения коррупции в служебном коллективе;организация системы управления и обеспечения управленческой деятельности; порядок подготовки и принятия управленческих решений, организация их исполнения; основные положения научной организации труда;принципы обеспечения устойчивости объектов экономики,прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;правовые и организационные основы безопасности жизнедеятельности; характеристику наиболее важных природных явлений и производственной деятельности человека, вызывающих возникновение чрезвычайных ситуаций; основные мероприятия и правила поведения в чрезвычайных ситуациях; методы и средства само- и взаимопомощи при различных видах травм, ранений и отравлениях;уметь:анализировать и сопоставлять психологические теории в динамике развития психологической науки;выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам;прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования различных составляющих психики в норме и при психических отклонениях;отбирать и применять психодиагностические методики, адекватные целям, ситуации и контингенту респондентов; составлять психологические заключения и рекомендации по их использованию;составлять комплексный психологический портрет личности; разрабатывать модели диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, выбирать адекватные формы, методы и программы коррекционных мероприятий, программ психологической помощи сотрудникам (военнослужащих);комплексно воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека; осуществлять психологическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи;формировать и реализовывать программы и технологии, направленные на предупреждение возможных расстройств психики, рисков асоциального поведения, а также профессиональных рисков;осуществлять системный психологический анализ и оценку ситуаций профессиональной деятельности и их требований к психологическим возможностям (ресурсу) сотрудников (военнослужащих);разрабатывать системы диагностических средств для выявления психологических характеристик личности, коллективов и профессиональной деятельности сотрудников (военнослужащих);эффективно применять методику и технологии профессионального психологического отбора и других направлений психологического сопровождения кадрового менеджмента;осуществлять профилактические мероприятия, способствующие повышению стрессоустойчивости сотрудников (военнослужащих);разрабатывать целевые программы психологической подготовки сотрудников (военнослужащих), психологической поддержки, помощи сотрудникам (военнослужащим) в ходе выполнения задач служебной деятельности, психологической реабилитации, социально-психологической реадаптации сотрудников (военнослужащих), подвергшихся негативному воздействию факторов экстремальных ситуаций профессиональной деятельности, получивших психологические травмы.решать управленческие задачи в условиях реально действующих психологических структур;применять активные методы и приемы обучения, интерактивные формы организации учебных занятий, деятельностный подход к организации учебного процесса, мультимедийные инновационные обучающие технологии, разрабатывать эффективное методическое обеспечение учебного процесса;получать, обрабатывать и интерпретировать данные исследований с помощью математико-статистического аппарата;оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях, обморожениях, тепловом и солнечном ударах, при поражении электрическим током; пользоваться приборами дозиметрического контроля, средствами химической и радиационной разведки;владеть:приемами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп; критериями выбора психодиагностических и психокоррекционных методик; навыками психодиагностической и психокоррекционной работы с сотрудниками (военнослужащими);приемами комплексного воздействия на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях в целях гармонизации психического функционирования человека;приемами оказания психологической помощи в различных жизненных проблемных ситуациях;методами психологического изучения личности, коллектива, профессиональной деятельности сотрудников (военнослужащих);методикой организации психологической подготовки и сопровождения профессиональной подготовки, в том числе к экстремальным условиям профессиональной деятельности;методиками, техниками и приемами психологического консультирования, психологической реабилитации, социально-психологической реадаптации сотрудников (военнослужащих);навыками профориентационной работы, профессионально-психологического отбора кадров и психологического сопровождения кадровой работы;навыками профессионального взаимодействия с сотрудниками правоохранительных органов (военными специалистами) по вопросам организации психологического обеспечения решения профессиональных задач в процессе оперативно-служебной деятельности, в том числе в условиях террористических актов, массовых беспорядков, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, катастроф и боевой деятельности;базовыми методами и процедурами проведения психологических исследований и экспериментов, обработки и описания эмпирических данных, анализа и интерпретации полученных результатов;навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога с целью оптимизации собственной деятельности;способами организации работы психологической службы;навыками использования математико-статистических методов при обработке и анализе результатов психологических исследований;методикой проектирования, реализации, контроля и оценивания учебно-воспитательного процесса, методиками преподавания психологических дисциплин;методами и приемами пропаганды психологических знаний, психологического просвещения сотрудников (военнослужащих), членов их семей, населения;навыками обеспечения защиты государственной тайны и соблюдения режима секретности в процессе служебной деятельности;навыками выявления и устранения причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям в служебном коллективе;навыками пользования первичными средствами пожаротушения и эвакуации; способами самоспасения и спасения пострадавших при стихийных бедствиях, авариях (катастрофах) на транспорте и на производственных объектах, при пожаре.
129-138*(2)
(включая трудоемкость специальной или военной подготовки)
Общая психологияЭкспериментальная психологияОбщий психологический практикумИстория психологииЗоопсихология и сравнительная психологияПсихогенетикаПсихология личностиПсиходиагностикаМатематические методы в психологииПсихология развития и возрастная психологияПедагогическая психологияСоциальная психологияПсихология трудаКлиническая психологияПсихофизиологияПсихология стресса и стрессоустойчивого поведенияПсихологическое консультированиеПсихологическая коррекция и реабилитацияПсихологическое обеспечение служебной деятельностиПсихология безопасностиПсихология конфликтаЭтнопсихологияМетодология и методы социально-психологического исследованияПсихология кадрового менеджментаБезопасность жизнедеятельностиПсихология толпы и массовых беспорядков*(3)Психология общения и переговоров*(3)Юридическая психология*(3)ОК-4,ОК-6,ОК-7,ОК-11,ПК-1-ПК-32
Модуль. Специальная или военная подготовка *(4)
13-14
Специализация*(5)N 1 "Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов";N 2 "Морально-психологическое обеспечение служебной деятельности";N 3 "Пенитенциарная психология";N 4 "Психологическое обеспечение служебной деятельности в экстремальных условиях".
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
57-66*(2)
С.4
Физическая культура (Физическая подготовка)
2
ОК-12
С.5
Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа*(6)(практические умения, навыки определяются ООП вуза)
18-21
ОК-1 - ОК-15,ПК-1 - ПК-32
С.6
Итоговая государственная аттестация (включая защиту выпускной квалификационной работы)
9-15
ОК-1 - ОК-15,ПК-1 - ПК-32
Общая трудоемкость основной образовательной программы
300
*(1) Трудоемкость циклов С.1, С.2, С.3 и разделов С.4, С.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
*(2) Трудоемкость учебного цикла ООП подготовки специалиста (далее - УЦ) может изменяться за счет перераспределения зачетных единиц в пределах заданных интервалов, при этом суммарная трудоемкость базовых составляющих УЦ С.1, С.2 и С.3 должна составлять не менее 70 процентов от общей трудоемкости указанных УЦ.
*(3) Количество и перечень учебных дисциплин носят рекомендательный характер и определяются вузом самостоятельно.
*(4) Содержание специальной или военной подготовки определяется вузом с учетом специфики будущей служебной деятельности выпускников.
*(5) Количество, перечень и содержание учебных дисциплин специализации определяются вузом самостоятельно. Суммарная трудоемкость дисциплин специализации должна составлять не более 25 процентов от общей трудоемкости базовой части УЦ С.3.
*(6) Для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, продолжительность практик может быть увеличена при сохранении трудоемкости в зачетных единицах, определенной ФГОС ВПО по специальности.

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки специалиста

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны обновлять основные образовательные программы подготовки специалиста с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Специализация ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО. Требования к результатам освоения и структуре ООП подготовки специалиста в части специализации для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, определяются (устанавливаются) данными образовательными учреждениями.
В случае если ООП подготовки специалиста связана с освоением учебного материала, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, то условия ее реализации должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
7.2. При разработке ООП подготовки специалиста должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, практикумы, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных дисциплин должны быть предусмотрены встречи с представителями работодателей, государственных и общественных организаций, участие специалистов в проведении аудиторных и внеаудиторных занятий.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП подготовки специалиста.