способностью пропагандировать цели и задачи обеспечения безопасности человека и природной среды в техносфере (ПК-11);
готовностью использовать знания по организации охраны труда, охраны окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики (ПК-12);
способностью использовать знание организационных основ безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях (ПК-13).
Экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская:
способностью использовать методы определения нормативных уровней допустимых негативных воздействий на человека и природную среду (ПК-14);
способностью проводить измерения уровней опасностей в среде обитания, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы возможного развития ситуации (ПК-15);
способностью анализировать механизмы воздействия опасностей на человека, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов (ПК-16);
способностью определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска (ПК-17);
способностью контролировать состояние используемых средств защиты, принимать решения по замене (регенерации) средства защиты (ПК-18).
Научно-исследовательская:
способностью ориентироваться в основных проблемах техносферной безопасности (ПК-19);
способностью принимать участие в научно-исследовательских разработках по профилю подготовки: систематизировать информацию по теме исследований, принимать участие в экспериментах, обрабатывать полученные данные (ПК-20);
способностью решать задачи профессиональной деятельности в составе научно-исследовательского коллектива (ПК-21).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата
6.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический циклы;
математический и естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2
Структура ООП бакалавриата
Код УЦ ООП | Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость (зачетные единицы)* | Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий | Коды формируемых компетенций |
Б.1 | Гуманитарный, социальный и экономический цикл:Базовая часть:В результате изучения базовой части цикла студент должен:знать:- основные разделы и направления философии, методы и приемы философского анализа;- лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера (для иностранного языка);- основные закономерности исторического процесса, этапы исторического развития России, место и роль России в истории человечества и в современном мире;- экономику предприятия, принципы оценки результатов его хозяйственной и финансовой деятельности, основы бухгалтерского учета и налоговой системы; уметь:- анализировать и оценивать социальную информацию;- планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов анализа социальной информации.владеть:- иностранным языком в объеме, необходимом для возможности получения информации из зарубежных источников;- навыками письменного и аргументированного изложения собственной точки зрения;- навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений;- навыками критического восприятия информации;- практическими навыками решения конкретных технико-экономических, организационных и управленческих вопросов | 30-35 5-18 | Иностранный языкФилософияИсторияЭкономика | ОК-2,ОК-3,ОК-5,ОК-8,ОК-9,ОК-10,ОК-11,ОК-12,ОК-14,ОК-15 |
Вариативная частьзнания, умения, навыки определяются ООП вуза | ||||
Б.2 | Математический и естественнонаучный цикл:Базовая частьВ результате изучения базовойчасти цикла студент должен:знать:- основные понятия и методы математического анализа,линейной алгебры, аналитической геометрии, дискретной математики, теории дифференциальных уравнений и элементов теории уравнений математической физики, теории вероятностей и математической статистики;- основные сведения о дискретных структурах, используемых в персональных компьютерах;- основные алгоритмы типовых численных методов решения математических задач, один из языков программирования, структуру локальных и глобальных компьютерных сетей;- основные понятия, законы и модели механики, электричества и магнетизма, колебаний и волн, квантовой физики, статистической физики и термодинамики;- физико-химические основы горения, теории горения, взрыва;- основные понятия, законы и модели химических систем, реакционную способность веществ;- основные понятия, законы и модели коллоидной и физической химии;- свойства основных видов химических веществ и классов химических объектов;- методы анализа взаимодействия человека и его деятельности со средой обитания;- факторы, определяющие устойчивость биосферы;- основы взаимодействия живых организмов с окружающей средой;- естественные процессы, протекающие в атмосфере, гидросфере, литосфере;- характеристики возрастания антропогенного воздействия на природу, принципы рационального природопользования;- опасности среды обитания (виды, классификацию, поля действия, источники возникновения, теорию защиты);уметь:- использовать методы математического анализа, аналитической геометрии, линейной алгебры, теории функций комплексного переменного, теории вероятности и математической статистики при решении типовых задач;- работать в качестве пользователя персонального компьютера, использовать внешние носители информации для обмена данными между машинами, создавать резервные копии архивы данных и программ;- использовать языки и системы программирования, работать с программными средствами общего назначения;- использовать основные приемы обработки экспериментальных данных;- решать типовые задачи по основным разделам физики, используя методы математического анализа, использовать физические законы при анализе и решении проблем;- проводить расчеты концентрации растворов различных соединений, определять изменение концентраций при протекании химических реакций, определять термодинамические характеристики химических реакций и равновесные концентрации веществ, проводить очистку веществ в лабораторных условиях, определять основные физические характеристики органических веществ;- осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий;владеть:- методами построения математических моделей типовых задач;- методами поиска и обмена информацией в глобальных и локальных компьютерных сетях, техническими и программными средствами защиты информации при работе с компьютерными системами, включая приемы антивирусной защиты;- методами экспериментального исследования в физике, химии (планирование, постановка и обработка эксперимента);- методами выделения и очистки веществ, определения их состава;- методами предсказания протекания возможных химических реакций и их кинетику | 65-75 50-57 | Высшая математикаИнформатикаФизикаТеория горения и взрываХимияЭкологияНоксология | ОК-1,ОК-4,ОК-6,ОК-7,ОК-8,ОК-9,ОК-10,ОК-11,ОК-12,ОК-13,ПК-11,ПК-19 |
Вариативная частьзнания, умения, навыки определяются ООП вуза | ||||
Б.3 | Профессиональный цикл:Базовая (общепрофессиональная) часть:В результате изучения базовой части цикла студент должен:знать:- методы и средства компьютерной графики;- основы проектирования технических объектов;- основные виды механизмов,методы исследования и расчета их кинетических и динамических характеристик;- методы расчета на прочность и жесткость типовых элементов различных конструкций;- основные законы термодинамики, теплообмена и гидромеханики;- принципы построения и функционирования электрических машин, цепей и электронных схем;- общую теорию измерений, взаимозаменяемости;- основные техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них;- специфику и механизм токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия факторов;- научные и организационные основы безопасности производственных процессов и устойчивости производств в чрезвычайных ситуациях;- основные принципы анализа и моделирования надежности технических систем и определения приемлемого риска;- теоретические основы обеспечения безопасности жизнедеятельности;- действующую систему нормативно-правовых актов в области техносферной безопасности;- систему управления безопасностью в техносфере;уметь:- применять действующие стандарты, положения иинструкции по оформлению технической документации;- использовать современные средства машинной графики;- применять методы анализа и синтеза исполнительных механизмов;- применять методы расчета и конструирования деталей и узлов механизмов;- решать теоретические задачи, используя основные законы термодинамики, тепло- и массообмена и гидромеханики;- проводить расчеты деталей машин по критериям работоспособности и надежности;- применять принципы построения, анализа и эксплуатации электрических сетей, электрооборудования и промышленных электронных приборов;- идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;- пользоваться основными средствами контроля качества среды обитания;- применять методы анализа взаимодействия человека и его деятельности со средой обитания;- проводить расчеты надежности и работоспособности основных видов механизмов;- проводить гидромеханические и тепломассообменные расчеты аппаратов и процессов в биосфере;- прогнозировать аварии и катастрофы;владеть:- навыками разработки и оформления эскизов деталей машин, изображения сборочных единиц, сборочного чертежа изделия, составлять спецификацию, с использованием методов машинной графики;- навыками изображения пространственных объектов на плоских чертежах;- навыками использования методов теоретической механики теории механизмов и машин, сопротивления материалов,деталей машин и основ конструирования при решении практических задач;- методами теоретического и экспериментального исследования в механике, гидромеханике, теплотехнике, электротехнике и электронике, метрологии;- законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями к безопасности технических регламентов;- способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях;- понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности;- методами обеспечения безопасности среды обитания;- методами определения точности измерений;- навыками измерения уровней опасностей на производстве и в окружающей среде, используя современную измерительную технику;- методами оценки экологической ситуации;- методами математического моделирования надежности и безопасности работы отдельных звеньев реальных технических систем и технических объектов в целом | 107-117 40-45 | Начертательная геометрия.Инженерная графикаМеханикаГидрогазодинамикаТеплофизикаЭлектроника и электротехникаМетрология, стандартизация и сертификацияМедико-биологические основы безопасностиНадежность технических систем и техногенный рискБезопасность жизнедеятельностиУправление техносферной безопасностьюНадзор и контроль в сфере безопасности | ОК-3,ОК-6,ОК-7,ОК-8,ОК-9,ОК-10,ОК-15,ПК-1 - 5,ПК-8 - 21 |
Вариативная частьзнания, умения, навыки определяются ООП вуза | ||||
Б.4 | Физическая культура | 2 | ОК-1 | |
Б.5 | Учебная и производственная практики(практические умения и навыки определяются ООП вуза) | 12-15 | ОК-8,ОК-9,ОК- 16,ПК-6,ПК-7,ПК-10,ПК-13,ПК-15,ПК-18 | |
Б.6 | Итоговая государственная аттестация | 12 | ОК-6,ОК-8,ОК-11,ОК-13,ОК-14,ОК-16,ПК-1,ПК-2,ПК-4,ПК-5,ПК-9,ПК-13,ПК-14,ПК-16,ПК-17 | |
Общая трудоемкость основной образовательной программы | 240 |
______________________________
* Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 27 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. Программа бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области: