Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. N 55"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 071400 Режиссура театрализов стр. 3

способностью и готовностью применять полученные знания, навыки и личный творческий опыт в процессе творческой постановочной деятельности, готовность к постоянной и систематической работе, направленной на совершенствование своего профессионального мастерства (ПК-12);
в области организационно-управленческой деятельности:
готовностью к работе в творческом коллективе (постановочной группе) в целях совместного достижения высоких качественных результатов творческой деятельности, к организации творческих проектов (театрализованных представлений, праздников, концертов, художественно-спортивных представлений, фестивалей, конкурсов, авторских вечеров, юбилейных мероприятий и других форм праздничной культуры), к сочетанию необходимого профессионализма в области культуры и искусства и нормативно-правовых и менеджерских знаний при осуществлении организационно-управленческой работы в творческих коллективах, учреждениях культуры и образования, творческих организациях и объединениях, к организации и проведению спортивных соревнований, подвижных игр (ПК-13);
в области художественно-просветительской деятельности:
способностью и готовностью направлять все виды своей профессиональной деятельности на художественное формирование окружающей среды и художественно-эстетическое воспитание общества, к показу своей творческой работы (концерта, театрализованного представления, праздника, художественно-спортивной программы и других форм праздничной культуры) в учебных заведениях, клубах, дворцах и домах культуры, спортивно-культурных комплексах, стадионах, на различных сценических площадках, к организации и подготовке творческих проектов в области театрально-зрелищного искусства, к осуществлению связей со средствами массовой информации, образовательными учреждениями и учреждениями культуры (концертными организациями, агентствами), различными слоями населения с целью пропаганды достижений искусства и культуры (ПК-14);
в области научно-исследовательской деятельности:
способностью применять системный подход к разработке и реализации режиссерских проектов в области театрализованных представлений и праздников и других форм праздничной культуры, готовить сценарии и режиссерские экспликации, пространственное мизансценирование, режиссерские аннотации художественного и документального материала, рефераты, научные доклады, публикации и библиографии по научно-исследовательским работам в области театрализованных представлений и праздников и других форм праздничной культуры (ПК-15);
в области проектной деятельности:
способностью ставить и решать прикладные задачи с использованием теории и практики современной режиссуры театрализованных представлений и праздников и других форм праздничной культуры (ПК-16);
способностью осуществлять и обосновывать выбор проектных решений для постановки театрализованных представлений и праздников и других форм праздничной культуры (ПК-17);
документировать процессы создания режиссерского замысла на всех стадиях постановочного цикла (ПК-18);
к комплексной оценке разработанных и реализованных проектов в области театрализованных представлений и праздников и других форм праздничной культуры (ПК-19);
использовать инновационные режиссерские технологии в создании и реализации современных проектов театрализованных представлений и праздников и других форм праздничной культуры (ПК-20).

VI. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата

6.1. ООП бакалавриата предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования в магистратуре.
Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2

Структура ООП бакалавриата

Код УЦ ООП
Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость (Зачетные единицы)*
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий
Код формируемых компетенций
Б.1
Гуманитарный, социальный и экономический цикл
40
Базовая часть (общая для всех профилей подготовки)
27
В результате изучения дисциплин базовой части модуля обучающийся должен:знать:- основные события, факты и даты отечественной истории, имена исторических деятелей, движущие силы и закономерности исторического процесса, политические организации общества, место личности в историческом процессе;- основы научных знаний о философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, об эстетических ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;- о многообразии культур и цивилизаций в их взаимодействии, роли искусства в развитии цивилизации и современного общества, социальные и этические проблемы, концепции развития современного искусства, закономерности освоения человеком среды обитания по "законам красоты", направления и формы эстетической деятельности;- основы экономических теорий, права и свободы человека и гражданина, основы российской правовой системы законодательства, основы авторского права, правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности, основы менеджмента и маркетинга в сфере художественного творчества;- основы психологических аспектов творческого процесса;- произведения мировой и русской классики, современную литературу, грамматику и лексику русского языка, профессиональную лексику на русском и иностранных языках;- лексический и грамматический минимумы одного из иностранных языков;- основы физической культуры и здорового образа жизни, понимать роль физической культуры в развитии человека и общества;уметь:- самостоятельно анализировать социально-политическую, научную и историческую литературу по изучаемым вопросам, анализировать и оценивать политические процессы, происходящие в современном обществе, формировать и выражать свою гражданскую и творческую позицию;- формировать собственное мировоззрение и философию эстетических взглядов на процессы, происходящие в современном обществе и искусстве;- ориентироваться в нормативных и правовых документах, относящихся к профессиональной деятельности;- находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики;- использовать в творческом процессе, педагогической и просветительской деятельности знания в области мировой и отечественной истории искусств, выдающихся произведений мировой и отечественной драматургии, знание истории развития основных направлений режиссерского искусства и мастерства актера, истории и теории мировой и отечественной праздничной культуры, художественных особенностей режиссуры и драматургии театрализованных представлений и праздников;- грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;- вести на иностранном языке беседу-диалог общего характера и беседу-диалог по направлению подготовки, соблюдать правила речевого этикета, читать литературу по направлению подготовки без словаря с целью поиска информации, переводить тексты по направлению подготовки со словарем;- применять полученные знания и свой творческий опыт в процессе преподавательской, культурно-просветительской деятельности и воспитательно-эстетической работы;- использовать систему практических навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических качеств личности.владеть:- свободно государственным языком Российской Федерации - русским языком, грамотно формулировать свои мысли и излагать их в доступной для понимания форме, как в устном, так и письменном виде, культурой мышления;- методиками поиска, систематизации, анализа изучаемого материала;- навыками работы с библиотечным материалом (словари, каталоги, энциклопедии), методиками конспектирования изучаемого материала, методами работы с современными электронными носителями:- навыками коммуникации со свободным и уверенным использованием профессиональной терминологии.ФилософияИсторияПедагогикаПсихологияЭкономикаКультурологияИностранный языкРусский язык и культура речиОК-1ОК-2ОК-3ОК-4ОК-6ОК-7ОК-8ОК-9ОК-10ОК-11ОК-13ПК-6ПК-7ПК-8ПК-9
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
13
Б.2
Естественнонаучный цикл
52
Базовая часть (общая для всех профилей подготовки)
42
В результате освоения дисциплин базовой части цикла обучающийся должен:знать:- основные этапы (эпохи, стили, направления) в развитии искусства, литературы, театра, музыки в историческом контексте развития материальной культуры и быта; историю развития основных направлений режиссерского искусства и мастерства актера, эстрады и цирка, имена и произведения теоретического наследия выдающихся мастеров мировой и отечественной режиссуры; основные этапы истории и теории мировой и отечественной праздничной культуры, художественные особенности режиссуры и драматургии массовых форм театрального искусства и праздников; взаимодействие и связь между различными видами искусства;- основные факты и закономерности историко-художественного процесса, роль праздника в развитии общества, влияние исторических событий на развитие праздничной культуры, основные выдающиеся произведения мировой и отечественной драматургии, мирового, русского и современного искусства, тенденции развития искусства и праздничной культуры в современном обществе;уметь:- анализировать на основе полученных знаний произведения искусства, драматургии и художественные процессы их создания;- анализировать и давать аргументированную оценку процессам, происходящим в современных видах искусства, формах праздничной культуры;- обосновывать и выражать свою позицию по отношению к историческому прошлому, культуре, искусству;- обосновать и донести до аудитории художественную идею своей театрализованной постановки;- оценивать достижения искусства, драматургии и художественной культуры на основе знаний исторического контекста;владеть:- навыками работы с библиотечным материалом (словари, каталоги, энциклопедии), методиками конспектирования изучаемого материала;- методами работы с современными электронными носителями;- навыками коммуникации со свободным и уверенным использованием профессиональной терминологии;- навыками работы в учреждениях культуры и искусства, открытых сценических пространствах.Мировая художественная культураИстория и теория праздничной культурыИстория театраИстория киноИстория изобразительного искусстваЭтнологияМузыка в театрализованных представленияхЛитератураОК-1ОК-3ОК-4ОК-5ОК-6ОК-7ОК-8ПК-1ПК-2ПК-4ПК-5ПК-6ПК-7ПК-12ПК-13ПК-14
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
10
Б.3.
Профессиональный цикл
126
Базовая часть
64
Общая базовая часть
36
Дисциплины общего модуля базовой частиРежиссура театрализованных представлений и праздниковСценарное мастерство.Искусство звучащего словаМенеджмент в сфере культуры и искусстваБезопасность жизнедеятельностиОК-1ОК-2ОК-6ОК-15ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4ПК-5ПК-7ПК-8ПК-9ПК-16ПК-17ПК-18ПК-19ПК-20
В результате освоения базовой части цикла обучающийся должен:
знать:- специфические особенности режиссуры театрализованных представлений и праздников;- характерные черты театрализации как творческого метода в режиссуре театрализованных представлений и праздников, игровой технологии праздничных форм культуры;- особенности драматургии и основные принципы работы над сценарием театрализованного представления и праздника;- историю становления и развития искусства звучащего слова, включающую нормативно-языковой, коммуникативно-прагматический и эстетический аспекты;- сущность и специфику менеджмента в сфере культуры и искусства;- основы методики выживания в экстремальных ситуациях, основы гражданской обороны, требования безопасности деятельности учреждений культуры и искусства;уметь:- применять полученные теоретические знания в области теории и истории- праздничной культуры, теории драмы и сценарного мастерства в своей творческой работе;- создавать драматургическую основу (проекты) различных театрализованных или праздничных форм;- воплощать художественный замысел в постановке целостного произведения концертно-зрелищного, художественно-спортивного представления, а также при постановке праздничного комплекса, включающего зрелищно-игровые, карнавальные, обрядовые и другие формы праздничной культуры;- наблюдать, анализировать и обобщать явления окружающей действительности через художественные образы для последующего создания различных театрализованных или праздничных форм;- строить свою речь целесообразно, добиваться поставленной цели в процессе общения при условии соблюдения языковых, коммуникативных и эстетических норм;- уметьмыслить нестандартно и образно;- воплотить свою идею и творческий замысел художественно-выразительными средствами режиссерского искусства;- организовывать активный познавательный и творческий процессы;владеть:- лидерскими качествами, способностями работать в творческом коллективе с другими авторами и исполнителями в пределах единого художественного замысла для совместного достижения высоких качественных результатов творческой деятельности;- практическими навыками режиссуры театрализованных представлений и праздников;- способами применения разнообразных средств художественной выразительности в процессе создания различных театрализованных или праздничных форм;- приемами творческого монтажа документального и художественного материала, различных форм и жанров искусства в целостную композиционно завершенную массовую форму театрального искусства;- новейшими информационными и цифровыми технологиями создания оригинальных, зрелищно-выразительных форм театрализованных представлений и праздников.
Профильные модули**
Б.3.1.
Профильный модуль N 1 "Театрализованные представления и праздники"В результате освоения базовой части цикла обучающийся должен:
28
Дисциплины профильных модулей базовой частиОК-1ОК-2ОК-6ПК-1ПК-2
знать:- специфические особенности режиссуры театрализованных представлений и праздников в современной праздничной культуре России;- методику работы с исполнителями и коллективами в режиссуре театрализованных представлений и праздников;- технологию продюсирования театрализованных представлений и праздников, законы композиционного построения сценического действия;- способы развития творческих способностей участников театрализованных представлений и праздников;уметь:- применять полученные теоретические знания в области праздничной культуры России, продюсерского мастерства в своей творческой работе;- работать с исполнителями и коллективами в режиссуре театрализованных представлений и праздников;- воплощать художественный замысел в постановке театрализованного представлений и других форм праздничной культуры;- наблюдать, анализировать и обобщать явления окружающей действительности через художественные образы для последующего создания различных театрализованных или праздничных форм;- воплотить свою идею и творческий замысел художественно-выразительными средствами применяемые в режиссуре театрализованных представлений и праздников;- организовывать и управлять постановкой театрализованного представления и других форм праздничной культуры; владеть:- лидерскими способностями, приемами работы в творческом коллективе с другими авторами и исполнителями в пределах единого художественного замысла для совместного достижения высоких качественных результатов творческой деятельности;- практическими навыками режиссуры театрализованных представлений и праздников;- средствами художественной выразительности в процессе создания различных театрализованных или праздничных форм;- приемами творческого монтажа документального и художественного материала, новейшими информационными и цифровыми технологиями создания оригинальных, зрелищно-выразительных форм театрализованных представлений и других форм праздничной культуры.Современная праздничная культура РоссииМетодика работы с исполнителем и коллективами в режиссуре театрализованных представлений и праздниковОсновы продюсерского мастерства в театрализованных представлениях и праздникахПсихология творчества в театрализованном представленииПК-3ПК-4ПК-5ПК-7ПК-8ПК-9ПК-16-20
Б.3.2.
Профильный модуль N 2 "Художественно-спортивные праздники"В результате освоения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- историю мирового и отечественного спорта, основные направления физической культуры и спорта;- специфические особенности режиссуры и драматургии массовых спортивно-художественных представлений;- характерные черты театрализации как творческого метода режиссуры художественно-спортивных праздников;- специфические особенности выразительных средств массовых спортивно-художественных представлений (различных видов физических упражнений и видов спорта);уметь:- применять полученные теоретические знания в области теории и истории праздничной культуры, истории мирового и отечественного спорта, теории драмы и сценарного мастерства в своей творческой работе;- создавать драматургическую основу (проект) различных художественно-спортивных форм;- воплощать художественный замысел в постановке целостного произведения художественно-спортивного представления;- создавать пластико-биомеханическую основу различных театрализованных и художественно-спортивных форм;- наблюдать, анализировать и обобщать явления окружающей действительности через художественные образы для последующего создания различных художественно-спортивных форм;владеть:- лидерскими способностями, приемами работы в творческом коллективе с другими авторами и исполнителями в пределах единого художественного замысла для совместного достижения высоких качественных результатов творческой деятельности;- практическими навыками режиссуры художественно-спортивных праздников;- способами применения разнообразных средств художественной выразительности в процессе создания различных театрализованных художественно-спортивных форм;- приемами творческого монтажа разнообразного пластического материала- для создания целостной композиционно-завершенной формы художественно-спортивного характера;- новейшими информационными и цифровыми технологиями создания оригинальных, зрелищно-выразительных художественно-спортивных форм и праздников.Массовые спортивно-художественные представления Основы режиссуры художественно-спортивных праздниковИстория мировой физической культуры и спортаМенеджмент в сфере культуры и спортаОК-1ОК-2ОК-6ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4ПК-5ПК-7ПК-8ПК-9ПК-16-20
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки)
62
Б.4
Физическая культура
2
ОК-16ПК-7
Б.5
Учебная и производственная практикиВ результате прохождения учебной (ознакомительной) практики обучающийся должен знать основные типы концертно-зрелищных и культурно-спортивных комплексов, учреждений культуры, организационно-правовые формы театрализованных представлений и художественно-спортивных праздников. Практические умения и навыки определяются ООП вуза.В результате прохождения (производственно-технологической) практики обучающийся должен владеть основными технологиями театрализованных представлений и художественно-спортивных праздников. Практические умения и навыки определяются ООП вуза.В результате прохождения производственной (преддипломной) практики обучающийся должен иметь необходимый материал для выполнения выпускной квалификационной работы.Практические умения и навыки определяются ООП вуза.
16
ОК-10ОК-14ОК-15ПК-4-14ПК-16-20
Итоговая государственная аттестация
4
Общая трудоемкость основной образовательной программы
240
______________________________
* Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.З и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
** Образовательные учреждения самостоятельно выбирают для реализации не менее одного профильного модуля, определяемого высшим учебным заведением в соответствии с примерной ООП.

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП бакалавриата, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. ООП должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.З. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет 36 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать: