Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 января 2011 г. N 72 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 162700 Эксплуатация аэропор стр. 7

готовностью выполнять работы по информационному обеспечению обслуживания воздушных судов и пассажиров, обработки багажа, грузов, почты и бортовых запасов с помощью средств вычислительной техники в соответствии с технологическими схемами обработки и передачи информации (ПК-93);
способностью использовать знание основных закономерностей функционирования биосферы и принципов рационального природопользования для решения задач профессиональной деятельности (ПК-94);
владением методами расчета свойств и характеристик электрических и электронных цепей при решении профессиональных задач (ПК-95);
владением современными средствами измерений и методами проведения измерений (ПК-96);
готовностью выполнять правила и процедуры эксплуатации аэродромов (аэропортов) и технических средств обеспечения полетов воздушных судов (ПК-97);
способностью выполнять требования технологических карт по эксплуатационному содержанию элементов аэропортового комплекса (ПК-98);
владением правилами воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты (ПК-99);
владением методами организации и обеспечения обслуживания пассажиров, обработки багажа, грузов, почты и бортовых запасов (ПК-100);
для научно-исследовательской деятельности:
способностью выполнять научные исследования по отдельным разделам (этапам, заданиям) темы в соответствии с утвержденными методиками (ПК-101);
готовностью участвовать в выполнении эксперимента, составлении описания проводимых исследований и формулировке выводов (ПК-102);
готовностью участвовать в проведении фундаментальных и прикладных исследований в области эксплуатации аэропортов и обеспечения полетов воздушных судов (ПК-103);
способностью осуществлять информационный поиск и анализ информации по объектам исследований (ПК-104);
готовностью изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-105);
готовностью изучать технические данные, обобщать их и систематизировать, проводить необходимые расчёты с использованием современных средств вычислительной техники (ПК-106);
способностью проводить измерения и наблюдения (ПК-107);
готовностью участвовать в подготовке данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций (ПК-108);
умением составлять отчет по выполненному заданию, готовностью участвовать во внедрении результатов исследований и разработок (ПК-109);
готовностью участвовать в работах по исследованию и разработке проектов и программ, связанных с развитием аэродромной (аэропортовой) сети, эксплуатацией аэродромов и аэропортов, технических средств обеспечения полетов воздушных судов, обслуживанием воздушных судов и пассажиров, обработкой багажа, грузов, почты и бортовых запасов, обеспечением безопасности полетов и авиационной безопасности, организацией и обеспечением аварийно-спасательных и противопожарных работ (ПК-110);
способностью к анализу и синтезу пространственных форм и отношений на основе графических моделей пространства, практически реализуемых в виде чертежей и трехмерных компьютерных моделей (ПК-111);
способностью обосновывать правильность выбранной модели при решении профессиональных задач сопоставляя результаты экспериментальных данных и полученных решений (ПК-112);
способностью использовать математические методы обработки, анализа и синтеза результатов исследований (ПК-113);
способностью производить расчет на прочность деталей конструкций при статических и динамических нагрузках при решении профессиональных задач (ПК-114);
для учебно-методической деятельности:
готовностью участвовать в проведении профессионального обучения авиационного персонала в соответствии с установленными требованиями (ПК-115);
готовностью участвовать в проведении теоретической подготовки по видам и формам профессиональной подготовки авиационного персонала (ПК-116);
готовностью участвовать в проведении проверки соответствия выполняемых обязанностей и квалификации авиационного персонала требованиям квалификационных характеристик (ПК-117);
готовностью участвовать в разработке тематических планов и программ технической учебы авиационного персонала, профессиональной подготовки и переподготовки, повышения и подтверждения квалификации авиационных специалистов, разработке программ проверки для допуска авиационного персонала к работе (ПК-118).

VI. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата

6.1. ООП бакалавриата предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
математический и естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура,
учебная и производственная практики,
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания, умения, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности в различных областях и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2

Структура ООП бакалавриата

Код
УЦ ООП
Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость (зачетные единицы)*
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий
Коды формируемых компетенций
Б.1
Гуманитарный, социальный и экономический цикл
21-24
История,Философия,Правоведение,Экономика,Иностранный языкОК-1 - 39ОК-40ОК-44ОК-48ОК-50ПК-1 - 2ПК-6ПК-10ПК-31ПК-35ПК-88 - 89ПК-92ПК-108 - 109ПК-115 - 118
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- основные закономерности исторического процесса;- основные этапы исторического развития России;- сущность, формы и функции исторического знания;- методы и источники изучения истории;- место и роль России в истории человечества и в современном мире;- основные разделы и направления философии;- методы и приемы философского анализа проблем;- научные, философские и религиозные картины мироздания;- сущность, назначение и смысл жизни человека;- многообразие форм человеческого знания;- соотношение истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности;- особенности функционирования знания в современном обществе;- духовные ценности и их значение в творчестве и повседневной жизни;- структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию;- эстетические ценности, их значение в повседневной жизни;- лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера (для английского языка);- основные способы сочетаемости лексических единиц и основные словообразовательные модели;- характерные способы и приемы отбора языкового материала в соответствии с различными видами речевого общения;- способы установления лингвистических связей между языками;- основные приемы аннотирования, реферирования и перевода литературы по направлению подготовки;- теорию права и государства, ее сущность, системы права и особенности их функционирования;- основы правового статуса человека в обществе;- основные права, свободы и обязанности гражданина Российской Федерации;- механизм реализации прав и свобод человека и гражданина;- этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде;- сущность власти и ее функции;- источники российского права;- нормы права и нормативно-правовые акты;- основные особенности российской правовой системы и российского законодательства;- системы и организации органов государственной власти Российской Федерации;- законы, постановления, распоряжения, приказы вышестоящих и других органов;- методические, нормативные и руководящие материалы, касающиеся выполняемой работы;- основы трудового законодательства;- особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности;- правовые и этические нормы в сфере профессиональной деятельности;- историю экономических учений;- основные законы экономики;- основные теории и методы микро- и макроэкономики;- экономическое планирование и прогнозирование;- типы экономических систем;- суть экономических моделей;- микро- и макро- экономические проблемы;- систему макроэкономических показателей;- основные экономические институты и принципы их функционирования;- элементы централизованной и рыночной систем в смешанной экономике;- характерные признаки переходной экономики;- суть либерализации, структурных и институциональных преобразований;- характеристики рынка воздушных перевозок, авиационных работ и услуг;- экономические основы производственно-хозяйственной деятельности авиационных предприятий;- показатели экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности авиационных предприятий;- технико-экономические особенности функционирования воздушного транспорта в транспортной системе;уметь:- анализировать и оценивать социальную информацию;- планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов анализа информации;- формировать естественно-научное мировоззрение, системные знания о научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;- ориентироваться среди многообразия эстетических ценностей;- понимать и вести монологическую и диалогическую речь на общие темы в течение определенного времени;- участвовать в обсуждении тем, связанных со специальностью (задавать вопросы и отвечать на вопросы);- правильно применять правовые нормы в профессиональной деятельности;- правильно оперировать терминами и определениями, содержащимися в нормативных правовых актах;- ориентироваться в общей политике государства и принципах правового регулирования общественных отношений;- находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики;- пользоваться источниками экономико-статистической информации;- выполнять анализ показателей производственно-хозяйственной деятельности авиационных предприятий;- рассчитывать технико-экономические показатели использования воздушных судов и объектов авиационной инфраструктуры;- разрабатывать производственные планы (планы движения) воздушных судов;- рассчитывать себестоимость и рентабельность воздушных перевозок, авиационных работ и услуг;владеть:- навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений;- навыками критического восприятия информации, письменного аргументированного изложения собственной точки зрения;- понятиями о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах;- понятиями об основных способах словообразования;- целостным системным мышлением, широким кругозором;- культурными навыками здорового образа жизни;- английским языком в объеме достаточном для эффективного общения на общие темы и необходимом для получения информации из зарубежных источников;- навыками разговорно-бытовой речи (нормативным произношением и ритмом речи для повседневного общения);- наиболее употребительной (базовой) грамматикой и основными грамматическими явлениями, характерными для профессиональной речи;- основными навыками письма, необходимыми для подготовки публикаций, тезисов и ведения переписки;- навыками самостоятельного анализа и интерпретации нормативных правовых актов профессиональной деятельности;- навыками формализации проблем, встречающихся в профессиональной деятельности;- методами микро- и макроэкономики при решениипрофессиональных задач;- методами экономического анализа информации в сфере производственной деятельности авиационных предприятий;- методами производственного планирования эксплуатационной деятельности авиационных предприятий.
18-20
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
Б.2
Математический и естественнонаучный цикл
30-33
Математика,Информатика,Физика,ЭкологияОК-21 - 22ОК-27ОК-30ОК-38 - 47ОК-49 - 53ПК-3-5,ПК-7 - 20ПК-25ПК-30ПК-36 - 39ПК-48ПК-59 - 60ПК-90ПК-92 - 93ПК-95 - 96ПК-101 - 114
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, векторной алгебры, аналитической геометрии, дискретной математики;- основные понятия и методы теории дифференциальных уравнений и уравнений математической физики;- операционное исчисление и численные методы;- основные понятия и методы теории функций комплексного переменного, теории вероятностей и математической статистики, теории случайных процессов, вариационного исчисления и оптимального управления, линейного программирования;- математические модели простейших систем и процессов в естествознании и технике;- основные математические методы решения профессиональных задач;- основные сведения о дискретных структурах, используемых в персональных компьютерах;- основные алгоритмы типовых численных методов решения математических задач;- один из языков программирования;- структуру локальных и глобальных компьютерных сетей;- характеристики технических и программных средств реализации информационных технологий;- методы решения функциональных и вычислительных задач;- основные процедуры алгоритмизации и программирования, базы данных;- методы сбора, хранения и обработки информации, применяемые в профессиональной деятельности;- физические основы механики;- основные понятия, законы и модели механики, электричества и магнетизма, колебаний и волн, квантовой физики, молекулярной физики и термодинамики, оптики, атомной и ядерной физики;- методы теоретического и экспериментального исследования в физике;- факторы, определяющие устойчивость биосферы;- характеристики возрастания антропогенного воздействия на природу;- принципы рационального природопользования;- методы снижения хозяйственного воздействия на биосферу;- организационные и правовые средства охраны окружающей среды;- способы достижения устойчивого развития;- основные понятия, законы и модели экологии;- основные закономерности функционирования биосферы и человека, глобальные проблемы окружающей среды;- требования экологии по защите окружающей среды;- методы теоретического и экспериментального исследования в экологии;уметь:- употреблять математическую символику для выражения количественных и качественных отношений объектов;- использовать методы математического анализа, векторной алгебры, линейного программирования, вариационного исчисления для решения профессиональных задач;- применять математические методы при решении типовых профессиональных задач;- работать в качестве пользователя персонального компьютера;- использовать внешние носители информации для обмена данными между машинами;- создавать резервные копии, архивы данных и программ;- использовать вычислительную технику и стандартные пакеты прикладных программ для решения практических задач на персональном компьютере;- использовать языки и системы программирования для решения профессиональных задач;- работать с программными средствами общего назначения;- решать типовые задачи по основным разделам курса физики, используя методы математического анализа;- использовать физические законы при анализе и решении проблем профессиональной деятельности;- осуществлять в общем виде оценку воздействия авиационно-транспортного производства на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий;- грамотно использовать нормативные правовые акты при работе с экологической документацией;владеть:- методами построения математической модели типовых профессиональных задач и содержательной интерпретации полученных результатов;- навыками решения задач по теории вероятностей, теории случайных процессов, математической статистики применительно к реальным процессам;- методами поиска и обмена информацией в глобальных и локальных компьютерных сетях;- техническими и программными средствами защиты информации при работе с компьютерными системами, включая приемы антивирусной защиты;- методами проведения физических измерений, методами корректной оценки погрешностей при проведении физического эксперимента;- методами оценки уровня загрязнения окружающей среды авиационно-транспортным производством и методами выбора рационального способа снижения этого воздействия.
27-29
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
Б.3
Профессиональный циклБазовая (общепрофессиональная) частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- основные элементы прикладной геометрии и инженерной графики;- общие методы построения и чтения чертежей;- методы решения прикладных инженерно-геометрических задач;- основные элементы теоретической механики, теории механизмов и машин, сопротивления материалов, деталей машин и механизмов;- основы конструирования и проектирования машин и механизмов;- основные понятия, законы и модели механики;- физическую природу сил и их систем, действующих на механические объекты, их классификацию;- условия равновесия систем сил и возможности практического применения этих условий при решении профессиональных задач;- принципы составления аналитических моделей движения механических объектов;- основы общей теории прочности конструкции;- факторы, влияющие на эксплуатационные свойства конструкции;- современные методы и способы производства материалов и изделий из них с заданным уровнем эксплуатационных свойств;- строение и свойства конструкционных материалов;- изменение свойств конструкционных материалов в условиях эксплуатации изделий;- меры, предотвращающие ухудшение свойств материалов или их преждевременное разрушение;- физико-механические характеристики современных и перспективных материалов;- методы формообразования и обработки заготовок для изготовления деталей заданной формы и качества, их технологические особенности;- влияние условий технологической обработки и эксплуатации на структуру и свойства современных металлических и неметаллических материалов;- методы проведения контроля качества конструкционных материалов;- технологию и оборудование, используемые при проведении контроля качества материала;- современные ресурсосберегающие технологии и их влияние на интенсификацию производства, качество и повышение надежности материалов;- перспективы развития материаловедения и технологии получения и обработки материалов в научном и прикладном аспектах;- фундаментальные законы, понятия и положения электротехники и электроники;- основные понятия и законыэлектрических и магнитных цепей;- основные свойства и характеристики электрических цепей постоянного и переменного тока;- основные методы расчета электрических цепей;- основы электронной техники и их электрофизические свойства;- основы электроники, принципы действия полупроводниковых и электронных приборов;- основные цели и задачи стандартизации в области электротехники и электроники;- основы метрологии, стандартизации и сертификации;- роль метрологии, стандартизации и сертификации в повышении качества продукции и услуг;- сущность стандартизации, нормативно-правовую и организационную основу деятельности в области стандартизации;- цели, порядок разработки и содержание технических регламентов;- цели, принципы и формы подтверждения соответствия;- нормативно-правовую и организационную основу деятельности в области подтверждения соответствия;- организационно-правовые основы аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий;- организационно-правовые основы государственного контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов;- правовую, научную, организационную и техническую основы метрологического обеспечения деятельности;- сущность системы менеджмента качества и преимущества ее внедрения в авиационных предприятиях;- особенности практического применения положений технического регулирования и метрологического обеспечения в деятельности авиационных предприятий.- основы физиологии труда и безопасности жизнедеятельности;- теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе "человек-среда обитания";- правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности;- основы взаимодействия человека с производственной средой;- последствия воздействия на человека травмирующих и вредных производственных факторов;- средства и методы повышения безопасности и устойчивости технических средств и технологических процессов;- основные техносферные опасности, их свойства и характеристики;- характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду;- методы защиты от вредных и опасных факторов применительно к сфере своей профессиональной деятельности;- методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных ситуациях;- основные принципы, способы и средства защиты авиационного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях;- основные источники воздушного права Российской Федерации;- основные источники международного воздушного права;- иерархию нормативных правовых актов, составляющих воздушное законодательство Российской Федерации;- основы государственного регулирования деятельности авиации и использования воздушного пространства;- требования международных стандартов в области воздушного транспорта;- требования законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации в области авиации и использования воздушного пространства;- правила использования воздушного пространства и правила полетов в воздушном пространстве Российской Федерации;- правила и процедуры производства полетов воздушных судов;- основы системы и структуру органов государственного регулирования использования воздушного пространства, государственного регулирования деятельности в области авиации, государственного контроля за деятельностью в области авиации и контроля за соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства;- основы пенсионного законодательства и особенности его применения для авиационного персонала;- положение по регулированию режима труда и отдыха авиационного персонала;- историю, цель и задачи международных организаций в области авиации, источники правового регулирования их деятельности;- характеристику основных международных договоров Российской Федерации;- классификацию аэродромов;- требования, предъявляемые к аэродромам;- порядок государственной регистрации аэродромов и допуска аэродромов к эксплуатации;- правила и процедуры эксплуатации аэродромов;- нормы годности к эксплуатации аэродромов;- основные задачи аэродромного обеспечения полетов воздушных судов;- правила сертификации аэродромов;- сертификационные требования Международной организациигражданской авиации (ICAO), Межгосударственного авиационного комитета (МАК) и Российской Федерации к аэродромам;- порядок рассмотрения и согласования строительства объектов на приаэродромных территориях;- технологические требования по подготовке летных полей аэродромов;- методику оценки соответствия нормам годности к эксплуатации аэродромов;- методы эксплуатационной оценки несущей способности аэродромных покрытий;- технологию содержания аэродромов в различные периоды года;- классификацию аэропортов;- требования, предъявляемые к аэропортам;- состав и назначение элементов генерального плана аэропорта;- методы расчета пропускной способности аэропорта и его элементов;- модель аэропорта как динамической системы;- основы эксплуатационного содержания объектов аэропортов;- нормативную правовую базу по организации функционирования операторов аэропортов и предоставляемым услугам по видам аэропортовой деятельности;- виды аэропортовой деятельности;- правила и процедуры организации аэропортовой деятельности;- технологические процессы в аэропортах;- организацию взаимодействия аэропортовых служб при обеспечении и выполнении полетов воздушных судов;- нормативные правовые документы в области воздушных перевозок и авиационных работ;- технологические процессы при организации, выполнении, обеспечении и обслуживании воздушных перевозок и авиационных работ;- правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты;- планирование регулярных и чартерных авиационных перевозок;- правила и процедуры организации воздушных перевозок и авиационных работ;- лицензирование воздушных перевозок;- основы авиационной метеорологии и климатологии;- основные закономерности развития пространственно-временной изменчивости физических параметров атмосферы и их влияние на эксплуатацию воздушных судов и объектов авиационной инфраструктуры;- условия формирования основных синоптических процессов и связанных с ними метеорологических условий полетов;- опасные для авиации явления погоды и их влияние на деятельность авиации;- меры безопасности при попадании воздушного судна в сложные и опасные метеорологические условия;- методы и средства получения метеорологической информации;- виды, формы и форматы предоставления метеорологической и авиационно-климатической информации авиационным пользователям;- правила и процедуры использования метеорологической информации авиационными пользователями при выполнении своих профессиональных задач;- основные понятия о воздушном терроризме;- законодательство и нормативные правовые акты Российской Федерации по авиационной безопасности;- требования международных стандартов и рекомендуемой практики по авиационной безопасности;- основы организации и обеспечения авиационной безопасности;- нормы, правила и процедуры обеспечения авиационной безопасности;- принципы, методы, меры и средства обеспечения авиационной безопасности и предотвращения актов незаконного вмешательства в деятельность авиации;- цели и задачи программ обеспечения авиационной безопасности;- требования авиационной безопасности к аэропортам;- порядок допуска в контролируемую зону аэропорта;- порядок действий должностных лиц и аэропортовых служб при получении информации об угрозе или совершении акта незаконного вмешательства в деятельность авиации;- порядок взаимодействия служб авиационной безопасности с другими службами;- показатели авиационной безопасности;- цели и задачи обеспечения безопасности полетов;- принципы, методы и процедуры обеспечения безопасности полетов;- законодательство и нормативные правовые акты Российской Федерации в области безопасности полетов;- требования международных стандартов и рекомендуемой практики по обеспечению безопасности полетов;- факторы, влияющие на безопасность полетов;- терминологию, основные определения и формулировки, используемые при характеристике состояния безопасности полетов;- причины авиационных происшествий и инцидентов, чрезвычайных происшествий и повреждений воздушных судов на земле, нарушений порядка использования воздушного пространства;- показатели безопасности полетов воздушных судов;- цели и задачи систем управлениябезопасностью полетов;- цели, принципы и правила проведения расследований авиационных происшествий и инцидентов, чрезвычайных происшествий и повреждений воздушных судов на земле, нарушений порядка использования воздушного пространства;- цели, принципы и методы государственного контроля за деятельностью в области авиации и контроля за соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства;- профессионально-ориентированный английский язык;- специфику артикуляции звуков, интонации и ритма речи на авиационном английском языке;- основные особенности произношения и ударения, главные способы словообразования в авиационном английском языке;- основные грамматические конструкции и предложения, обеспечивающие профессиональную коммуникацию на английском языке без искажения смысла высказывания;- лексический минимум английского языка достаточный для эффективного общения на общие, конкретные и связанные с работой темы;- технологию взаимодействия аэропортовых служб;- производственно-технологические процессы при организации и обеспечении воздушных перевозок, авиационных работ и услуг;- стандарты Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) по наземному обслуживанию воздушных судов;- принципы организации, цели, задачи и структуру центров оперативного управления деятельностью аэропортовых служб;- законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации по организации и проведению аварийно-спасательных и противопожарных работ на территории и в районе аэродрома;- требования международных стандартов и рекомендуемую практику ICAO по организации и проведению аварийно-спасательных и противопожарных работ на территории и в районе аэродрома;- аварийный план аэропорта (аэродрома);- аварийно-спасательные и пожарно-технические средства, специальное оборудование и снаряжение, применяемые при проведении аварийно-спасательных и противопожарных работ;- порядок действий аварийно-спасательных команд и пожарно-спасательных расчетов при получении сигналов оповещения "тревога" и "готовность";- порядок оповещения расчетов аварийно-спасательных команд по установленным сигналам;- порядок проведения аварийно-спасательных и противопожарных работ на территории и в районе аэродрома;- технологию взаимодействия штатных и нештатных аварийно-спасательных формирований при проведении аварийно-спасательных и противопожарных работ на территории и в районе аэродрома;- правила безопасности при эксплуатации аварийно-спасательных и пожарно-технических средств, применении специального оборудования и снаряжения;- законодательные и нормативные правовые акты, методические и нормативные материалы по вопросам механизации и автоматизации производственных процессов;- перспективы технического развития средств механизации и автоматизации производственных процессов на воздушном транспорте;- конструктивные особенности и назначение средств механизации и автоматизации, правила их эксплуатации;- методы анализа технического уровня объектов техники и технологии;- передовой отечественной и зарубежный опыт в области механизации и автоматизации производственных процессов;- правила и нормы охраны труда;- принципы организации авиационной электросвязи;- назначение, основные технические характеристики, принципы работы и правила эксплуатации средств связи;- перспективы и тенденции развития средств, систем и сетей авиационной электросвязи и передачи данных в соответствии с концепцией ИКАО CNS/ATM;- основные сведения о конструкции современных воздушных судов и их силовых установок;- принципы функционирования авиационных двигателей, вспомогательных силовых установок, основных систем воздушных судов;- основные сведения об эксплуатации и техническом обслуживания воздушных судов;- меры и правила безопасности при эксплуатации и обслуживании воздушных судов;- лётно-технические характеристики наиболее распространённых в Российской Федерации воздушных судов;уметь:- использовать основные элементы прикладной геометрии и инженерной графики в профессиональной деятельности;- решать конкретные практические задачи геометрического моделирования, в том числе и с применением компьютерной графики;- использовать основные элементы теоретической механики, основы конструирования и проектирования машин и механизмов при решениипроблем профессиональной деятельности;- оценивать состояние конструкций и отдельных ее деталей под воздействием известной силовой нагрузки при решении типовых профессиональных задач;- проводить кинематический анализ движения деталей и механизмов и составлять динамические уравнения движения при решении типовых профессиональных задач;- проводить расчеты на прочность деталей конструкций при динамических и переменных нагрузках при решении типовых профессиональных задач;- оценивать поведение материала и причины отказов деталей при воздействии на них различных эксплуатационных факторов;- проводить сравнение и анализ характеристик современных и перспективных материалов;- по совокупности характеристик материала определять возможности его применения;- принимать технически обоснованные решения по выбору материалов;- применять современные ресурсосберегающие технологии в своей профессиональной деятельности;- использовать основные понятия и законы электрических и магнитных цепей при анализе и решении проблем профессиональной деятельности;- определять основные характеристики цепи и давать качественную физическую трактовку полученным результатам при решении типовых профессиональных задач;- использовать физические основы электроники и принципы действия электронных приборов в своей профессиональной деятельности;- использовать основы метрологии, стандартизации и сертификации в целях повышения качества продукции и услуг;- применять основные положения технического регулирования и управления качеством в практической деятельности;- пользоваться нормативными документами по стандартизации, сертификации, декларированию соответствия в конкретных областях авиационной деятельности;- пользоваться современными средствами измерения;- использовать основы физиологии труда и безопасности жизнедеятельности при анализе и решении проблем профессиональной деятельности;- правильно понимать и применять законодательные и нормативные правовые акты в области обеспечения безопасности жизнедеятельности;- правильно оценивать негативные воздействия факторов производственной среды и их соответствие нормативным значениям;- осуществлять безопасную эксплуатацию технических систем и объектов;- идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации;- выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;- правильно применять нормы воздушного права в профессиональной деятельности;- соблюдать требования воздушного законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающие и регулирующие деятельность в области использования воздушного пространства и деятельность в области авиации;- соблюдать требования международных стандартов и рекомендуемой практики в области безопасности, регулярности и эффективности международной аэронавигации;- соблюдать правила использования воздушного пространства и правила полетов в воздушном пространстве Российской Федерации;- соблюдать правила и процедуры производства полетов воздушных судов;- соблюдать нормы годности к эксплуатации аэродромов;- выполнять правила и процедуры эксплуатации аэродромов;- соблюдать требования, предъявляемые к аэродромам;- выполнять правила сертификации аэродромов;- разрабатывать технологические карты и графики выполнения работ по эксплуатационному содержанию аэродромов;- проводить эксплуатационную оценку состояния и пригодности элементов летного поля;- определять возможность эксплуатации воздушных судов по прочности покрытий аэродромов;- применять нормативные правовые документы по организации функционирования операторов аэропортов и предоставляемым услугам по видам аэропортовой деятельности;- выполнять правила и процедуры организации аэропортовой деятельности;- соблюдать требования технологических карт по эксплуатационному содержанию элементов аэропортового комплекса;- соблюдать требования, предъявляемые к аэропортам;- применять нормативные правовые документы в области воздушных перевозок и авиационных работ;- выполнять правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты;- выполнять правила и процедуры организации воздушных перевозок и авиационных работ;- соблюдать технологические процессы при организации, выполнении, обеспечении и обслуживании воздушных перевозок и авиационных работ;- использовать все виды метеорологической информации при исполнении своих профессиональных обязанностей;- правильно действовать в условиях чрезвычайной ситуации, связанной с актами незаконного вмешательства в деятельность авиации;- применять законодательство и нормативные правовые акты Российской Федерации по авиационной безопасности в профессиональной деятельности;- применять международные стандарты и рекомендуемую практику в обеспечении авиационной безопасности;- выполнять мероприятия, направленные на обеспечение авиационной безопасности и предотвращение актов незаконного вмешательства в деятельность авиации;- соблюдать требования законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации, международных стандартов и рекомендуемую практику по обеспечению авиационной безопасности;- соблюдать нормы, правила и процедуры обеспечения авиационной безопасности;- применять методы и средства обеспечения авиационной безопасности и предотвращения актов незаконного вмешательства в деятельность авиации;- применять законодательство и нормативные правовые акты Российской Федерации в области безопасности полетов в профессиональной деятельности;- выполнять мероприятия, направленные на обеспечение безопасности полетов воздушных судов, безопасности использования воздушного пространства;- соблюдать требования законодательства, нормативных правовых актов Российской Федерации, международных стандартов и рекомендуемую практику, регламентирующие обеспечение безопасности полетов воздушных судов и использования воздушного пространства;- применять английский язык в профессиональной деятельности;- воспринимать на слух разговорно-бытовую и профессиональную коммуникацию на авиационном английском языке;- правильно пользоваться основными грамматическими конструкциями и моделями предложений при составлении собственных высказываний на общие, конкретные и связанные с работой темы на авиационном английском языке;- вести монологическую и диалогическую речь с правильным использованием словарного запаса на общие, конкретные и связанные с работой темы на авиационном английском языке;- поддерживать разговор на английском языке в течение определенного времени в надлежащем темпе;- правильно понимать информацию на английском языке на общие, конкретные и связанные с работой темы;- осуществлять оперативное управление и взаимодействие аэропортовых служб в соответствии с производственной программой, расписанием движения воздушных судов и суточным плана полетов;- разрабатывать технологические карты обслуживания воздушных судов и суточные планы полетов;- применять законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации по организации и проведению аварийно-спасательныхи противопожарных работ в профессиональной деятельности;- применять аварийно-спасательные средства, специальное оборудование и снаряжение;- поддерживать в постоянной готовности аварийно-спасательные и противопожарные средства и оборудование;- координировать действия аварийно-спасательных команд и пожарно-спасательных расчетов при получении сигналов оповещения "тревога" и "готовность" и проведении аварийно-спасательных и противопожарных работ на территории и в районе аэродрома;- составлять аварийный план аэропорта (аэродрома);- выполнять расчеты эффективности мероприятий по механизации и автоматизации производственных процессов;- изучать производственные процессы с целью определения участков основных и вспомогательных работ и операций, подлежащих механизации и автоматизации;- осуществлять контроль над правильной эксплуатацией средств механизации и автоматизации;- составлять перспективные и текущие планы механизации и автоматизации производственных процессов, трудоемких ручных работ, подъемно-транспортных, погрузочно-разгрузочных и складских операций;- осуществлять подготовку мероприятий по реконструкции и техническому перевооружению авиационных предприятий, сокращению затрат тяжелого ручного труда;- применять средства авиационной электросвязи при решении профессиональных задач;- соблюдать правила безопасности при обслуживании воздушных судов;- оценивать уровень используемой вавиационных предприятиях системы технического обслуживания воздушных судов;- учитывать ограничения летно-технических характеристик воздушных судов при решении профессиональных задач;владеть:- навыками пространственного представления и конструктивно-геометрического мышления;- минимумом фундаментальных инженерно-геометрических знаний, позволяющих успешно изучать общетехнические и специальные дисциплины.- методами расчета на прочность деталей конструкций при динамических и переменных нагрузках при решении профессиональных задач;- методами работы с различными источниками с целью ориентации в маркировке, классификации и применении конструкционных материалов;- навыками анализа и сравнения характеристик современных и перспективных материалов;- навыками контроля качества современных конструкционных материалов;- методами расчета характеристик электрических цепей и электронных устройств при решении профессиональных задач;- современными средствами измерений и методами проведения измерений;- навыками использования основных положений технического регулирования и управления качеством в практической деятельности;- навыками применения законодательных и нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности;- навыками безопасной эксплуатации технических систем и объектов;- законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды;- требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности;- способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях;- понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности;- навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды;- навыками применения норм воздушного права в профессиональной деятельности;- навыками применения нормативных правовых документов по эксплуатации аэродромов;- навыками выполнения правил и процедур эксплуатации аэродромов;- методами оценки соответствия нормам годности к эксплуатации аэродромов;- методами эксплуатационной оценки несущей способности аэродромных покрытий;- навыками применения нормативных правовых документов по организации функционирования операторов аэропортов и предоставляемым услугам по видам аэропортовой деятельности;- навыками применения нормативных правовых документов по эксплуатации аэропортов;- навыками выполнения правил и процедур организации аэропортовой деятельности;- методами организации, обеспечения и обслуживания воздушных перевозок и авиационных работ;- навыками выполнения правил и процедур организации воздушных перевозок и авиационных работ;- навыками использования метеорологической информации в профессиональной деятельности;- контрольными листами действий авиационного персонала в условиях чрезвычайной ситуации, связанной с актами незаконного вмешательства в деятельность авиации;- навыками применения законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации по авиационной безопасности полетов в профессиональной деятельности;- методами и процедурами обеспечения авиационной безопасности;- методами и процедурами обеспечения безопасности полетов воздушных судов и использования воздушного пространства;- данными о состоянии безопасности полетов и безопасности использования воздушного пространства;- навыками применения законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации, международных стандартов и рекомендуемой практики в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов и использования воздушного пространства;- навыками учета ограничений летно-технических характеристик воздушных судов при решении профессиональных задач.
130-136
45-47
Прикладная геометрия и инженерная графика,Механика,Материаловедение и технология конструкционных материалов,Электротехника,Электроника,Метрология, стандартизация и сертификация,Безопасность жизнедеятельности,Воздушное право,Эксплуатация аэродромов,Аэропорты и аэропортовая деятельность,Воздушные перевозки и авиационные работы,Авиационная метеорология,Авиационная безопасность,Безопасность полетов,Авиационный английский язык,Оперативное управление производственно-технологическим процессом,Организация аварийно-спасательных и противопожарных работ,Механизация и автоматизация технологических процессов,Авиационная электросвязь,Конструкция и эксплуатация воздушных судовОК-38 - 42ОК-46 - 53ПК-1 - 118
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки)
Б.4
Физическая культураВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- социально-гуманитарную ценностную роль физической культуры и спорта в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности;- основы формирования физической культуры личности и здорового образа жизни;уметь:- использовать физкультурно-спортивную деятельность для повышения своих функциональных и двигательных возможностей для достижения личных жизненных и профессиональных целей;владеть:- системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств (с выполнением установленных нормативов по общей физической и спортивно-технической подготовке);- методикой самостоятельных занятий и самоконтроля за состоянием своего организма.
2
ОК-54 - 55
Б.5
Учебная и производственная практикипрактические умения и навыки определяются ООП вуза
36-48
ОК-5 - 13ОК-22ОК-51 - 53ПК-1 - 2ПК-7 - 35ПК-37 - 38ПК-40 - 49,ПК-51 - 73ПК-79 - 82ПК-89 - 91ПК-93ПК-96 - 100ПК-107
Б.6
Итоговая государственная аттестация(включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен)
9
ОК-1 - 4ОК-7 - 8ОК-30ОК-36ОК-38 - 40ОК-42 - 48ПК-1 - 10,ПК-27ПК-75ПК-78ПК-85 - 86ПК-95ПК-102 - 114
Общая трудоемкость основной образовательной программы
240
______________________________
* Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. Требования к условиям релизации основных образовательных программ бакалавриата

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.