уметь разрабатывать технологическую оснастку (ПК-11);
уметь проводить анализ технологических процессов для выбора путей, мер и средств управления качеством продукции (ПК-12);
уметь анализировать полный технологический цикл получения и обработки материалов (ПК-13);
уметь прогнозировать работоспособность материалов в различных условиях их эксплуатации (ПК-14);
уметь разрабатывать предложения по совершенствованию технологических процессов и оборудования (ПК-15);
уметь разрабатывать предложения для технических регламентов и стандартов по обеспечению безопасности производственных процессов (ПК-16);
организационно-управленческая:
уметь управлять проектами (ПК-17);
уметь обосновывать цель, необходимость и возможную схему финансирования разработки и применения материалов и технологий их получения (ПК-18);
уметь проводить экономический анализ затрат и результативности технологического процесса (ПК-19);
уметь использовать основные понятия и категории производственного менеджмента, систем управления организацией (ПК-20);
уметь разрабатывать предложения по повышению эффективности использования ресурсов (ПК-21);
научно-исследовательская:
уметь на основе системного подхода строить модели для описания и прогнозирования явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ с оценкой пределов применимости полученных результатов (ПК-22);
уметь планировать и проводить аналитические, имитационные и экспериментальные исследования; критически оценивать данные и делать выводы (ПК-23);
уметь выбирать методы и проводить испытания для оценки физических, механических и эксплуатационных свойств материалов (ПК-24);
уметь анализировать основные закономерности фазовых равновесий и кинетики превращений в многокомпонентных системах (ПК-25);
проектная:
уметь применять инженерные знания для разработки и реализации проектов, удовлетворяющих заданным требованиям (ПК-26);
уметь применять методологию проектирования (ПК-27);
уметь использовать автоматизированные системы проектирования (ПК-28);
уметь разрабатывать технические задания на проектирование нестандартного оборудования, технологической оснастки, средств автоматизации процессов (ПК-29).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ магистратуры
6.1. Основные образовательные программы магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
общенаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
практики и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.
Таблица 2
Структура ООП магистратуры
Код | Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость (Зачетные единицы)* | Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий | Коды формируемых компетенций |
М.1 | Общенаучный циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла студент должен:знать:- основную профессиональную терминологию на иностранном языке,- структуру научного познания, его методы и формы,- принципы всеобщего управления качеством и процессного подхода,- нормы правового регулирования управления персоналом и организацией, правовой охраны объектов и интеллектуальной собственности,- процедуры оценки, планирования качества, аудита и сертификации систем качества на соответствие международным стандартам,- принципы технологического аудита и маркетинга наукоемких технологий, методы математической статистики, научные основы организации и планирования эксперимента,- методы системного анализа;уметь:находить профессиональную информацию на иностранном языке,- критически оценивать и использовать новейшие достижения в области профессиональной деятельности,- планировать цели по качеству,- оценивать научную значимость и перспективы использования результатов исследований в области металлургаи и материаловедения,- проводить первичный анализ и представлять интегрированную информацию по качеству продукции для принятия управленческих решений,- определять источники и схемы финансирования для инновационных проектов,- разрабатывать бизнес-планы,- использовать приемы математической статистики для планирования эксперимента, анализа данных и их достоверности,- составлять дифференциальные уравнения, описывающие данный процесс и анализировать их решения,- формулировать цели и задачи исследований, выбирать методы исследований;владеть:- методологией научного познания,- методикой сбора, обработки и представления информации для анализа и улучшения качества, методами управления- инновационными процессами на первичном уровне,- математическим аппаратом планирования эксперимента и обработки его результатов | 30-40 10-13 | Иностранный язык,Философские проблемы науки и техники,Менеджмент качества,Управление инновациями, Организация и математическое планирование эксперимента,Методология научных исследований | ОК-1-4ОК-6-7ОК-9-11ПК-1-2ПК-4-6ПК-8ПК-17-18ПК-21-23 |
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | ||||
М.2 | Профессиональный циклБазовая (общепрофессиональная) частьВ результате изучения базовой части цикла студент должен:знать:- основные научные школы, направления, концепции, методологию научных исследований,- основные тенденции развития металлургии и материаловедения и требований к сырью, металлам, аналитические методы, многокритериальные задачи оптимизации металлургических процессов, материалам, их свойствам и способам получения;- мировые ресурсы информации о минеральном сырье, металлах, материалах и процессах их получения,- типовые системы автоматического управления технологическими процессами в металлургии и материаловедении,- методы термодинамических расчетов;уметь:использовать современные информационные технологии для совершенствования процессов управления объектами,- создавать и анализировать математические модели исследуемых процессов и объектов,- применять методы численного моделирования процессов,- проводить расчеты неравновесных состояний металлических систем;владеть:- методологией разработки и анализа информационных потоков и информационных моделей,- методами решения оптимизационных задач | 30-40 10-13 | Современные проблемы металлургии и материаловедения,Информационные технологии в металлургии,Моделирование и оптимизация технологических процессов,Прикладная термодинамика и кинетика | ОК-1-8ОК-10-11ПК-1-29 |
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | ||||
М.3 | Практика и научно-исследовательская работапрактические умения и навыки определяются ООП вуза | 35-45 | ОК-1ОК-4-6ОК-8-11ПК-1ПК-4-9ПК-11-16ПК-18-19ПК-21-29 | |
М.4 | Итоговая государственная аттестация | 20 | ОК-1ОК-4-5ОК-7-8ОК-10ПК-1ПК- 4-7ПК-11-16ПК-18-19ПК-21-26ПК-28 | |
Общая трудоемкость основной образовательной программы | 120 |
______________________________
* Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ магистратуры
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинары в диалоговом режиме, групповые дискуссии, компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, психологические и иные тренинги, вузовские и межвузовские телеконференции, разбор конкретных ситуаций и результатов работы студенческих исследовательских групп) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытно-конструкторской, технологической, исполнительской, творческой), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров. К работе семинара привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, он является основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП и содержанием конкретных дисциплин и должен составлять, в целом, не менее 40 процентов аудиторных занятий.
Занятия лекционного типа не могут составлять более 20 процентов аудиторных занятий.
7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общенаучные и профессиональные компетенции.
7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает Ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 14 академических часов.
7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.