Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. N 41 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100 Государственное и му стр. 4

способностью осуществлять технологическое обеспечение служебной деятельности специалистов (по категориям и группам должностей государственной гражданской службы и муниципальной службы) (ПК-46);
умением осуществлять вспомогательное обеспечение исполнения основных функций органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических и некоммерческих организаций, их административных регламентов (ПК-47);
способностью к адекватной оценке поставленных целей и результатов деятельности (ПК-48);
владением методами самоорганизации рабочего времени, рационального применения ресурсов (ПК-49);
способностью оценивать свое место в технологии выполнения коллективных задач (ПК-50);
умением эффективно взаимодействовать с другими исполнителями (ПК-51).

VI. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата

6.1. ООП бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический циклы;
математический и естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2

Структура ООП бакалавриата

Код УЦ ООП
Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость (зачетные единицы)*
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а так же учебников и учебных пособий
Коды формируемых компетенций
Б.1
Гуманитарный, социальный и экономический цикл
56
Базовая часть
25
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:
3
История,Философия,Иностранный язык,Экономическая теория (микро- и макроэкономика, мировая экономика), Политология,Социология,ОК-1ОК-2
Знать:
4
ОК-3
- закономерности и этапы исторического процесса, основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей; основные события и процессы мировой и отечественной истории;- основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления;- основные понятия и модели неоклассической институциональной микроэкономической теории, макроэкономики и мировой экономики;- основные макроэкономические показатели и принципы их расчета;- основные теоретические подходы к происхождению государства, типы, формы, элементы (структуру) и функции государства, а также перспективы развития государства;- типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций;- основные теории, понятия и модели социологии и политологии;- систему властных отношений, государственно-политическую организацию общества;- институты, принципы, нормы, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством;- социальную специфику развития общества, закономерности становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей.Уметь:- применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности, корректно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;- ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;- применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;- использовать иностранный язык в межличностном общении и профессиональной деятельности;- ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности;анализировать основные экономические события в своей стране и за ее пределами, находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики;- анализировать состояние социальной среды, в которой реализуются управленческие процессы, ее составляющие и факторы;- применять современные социальные технологии для реализации управленческих процессов в обществе и его различных подсистемах;- анализировать политические процессы и оценивать эффективность политического управления.Владеть:- навыками целостного подхода к анализу проблем общества;- навыками выражения своих мыслей и мнения в межличностном и деловом общении на иностранном языке;- навыками извлечения необходимой информации из оригинального текста на иностранном языке по проблемам государственного и муниципального управления;качественными и количественными методами социологических исследований.
7
ОК-4
5
ОК-5ОК-6ОК-7ОК-8ОК-9ОК-10
3
ОК-11
3
ОК-12ПК-7ПК-13ПК-16ПК-24ПК-42
Вариативная часть (знания, умения,навыки определяются вузом)
31
3
Основы права,
3
Психология,
3
История мировых цивилизаций,
6
Иностранный язык в профессиональной сфере,
3
Теория организации,
4
Государственное регулирование экономики,
3
Основы маркетинга,
3
Риторика,
3
Введение в специальность
Б.2
Математический и естественнонаучный цикл
33
Базовая часть
16
В результате изучения базовой частицикла обучающийся должен:Знать:- основы алгебры и геометрии, математического анализа, теории вероятностей;- основные математические методыи модели принятия решений;- основные понятия и современные принципы работы с деловой информацией, а также иметь представление о корпоративных информационных системах и базах данных;- структуру, принципы работы и основные возможности электронно-вычислительной машины (ЭВМ).Уметь:- решать типовые математические задачи, используемые при принятии управленческих решений;- обрабатывать эмпирические и экспериментальные данные;- использовать математический язык и математическую символику при построении организационно-управленческих моделей;- применять информационные технологии для решения управленческих задач.Владеть:- математическими, статистическими и количественными методами решения типовых управленческих задач;- пакетом офисных программ для работы с деловой информацией и основами сетевых технологий.
5
Математика,ОК-4
7
Информационные технологии в управлении,ОК-8ОК-17ПК-5
2
Концепции современного естествознания,ПК-17ПК-18ПК-23
2
СтатистикаПК-26ПК-27ПК-31
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются вузом)
17
4
Методы принятия управленческих решений,
3
Логика,
3
Экология,
4
Основы математического моделирования социально-экономических процессов,
3
Демография
Б.3
Профессиональный цикл
131
Базовая (общепрофессиональная) часть
61
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:
3
Теория управления,ОК-1ОК-2
Знать:
5
Основы государственного и муниципального управления,ОК-5ОК-7ОК-8ОК-12
- основные тенденции развития государственного и муниципального управления; основные этапы развитиягосударственного и муниципального управления как науки и профессии;- принципы развития и закономерности функционирования государственной организации и ее отличия от частной организации;- роли, функции и задачи современного государственного и муниципального служащего;- основные административные процессы и принципы их регламентации;- принципы целеполагания, виды иметоды планирования;- основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля;- виды государственных решений и методы их принятия;- основные теории и концепции взаимодействия людей в организации,включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами;- типы организационной культуры и методы ее формирования;- правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности;- основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;- принципы формирования системыгосударственных и муниципальных финансов, бюджетов различных уровней, основные составляющие бюджетного процесса;- совокупность экономических отношений в процессе формирования, распределения и использования публичных финансов;- основные принципы функционирования местной власти;- особенности конституционного строя, правового положения граждан, форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России; сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в административном, гражданском, трудовом, муниципальном праве;- основные принципы организации делопроизводства и документооборота в органах государственной и муниципальной власти;- типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования;- систему мер государственного и муниципального воздействия, направленных на улучшение качества и уровня жизни социальных групп;- основное содержание стратегии государства, целенаправленной деятельности по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе.Уметь:- ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;- интегрировать в деятельность подразделения положения федерального и регионального законодательства, инструкции и нормативы;- анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию;- организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач;- анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности;- диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию; разрабатывать программы осуществления организационных изменений и оценивать их эффективность;- проводить аудит кадрового потенциала организации, прогнозировать и определять потребность организации в персонале, определять эффективные пути ее удовлетворения;- разрабатывать мероприятия по привлечению и отбору новых сотрудников и программы их адаптации;- использовать различные методы оценки эффективности профессиональной деятельности государственных служащих и муниципальных служащих;- разрабатывать мероприятия по мотивированию и стимулированию персонала организации;- диагностировать этические проблемы и применять основные модели принятия этичных управленческих решений;- оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;- анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;- использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности;- логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.Владеть:- методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль);- современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации; современными методами управления человеческими ресурсами;- инструментами развития сотрудников через оценку результатов их деятельности и планирование карьеры, обеспечение возможности для повышения образования и роста;- юридической терминологией;- навыками работы с правовыми актами;- навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;- современным инструментарием управления человеческими ресурсами;- навыками деловых коммуникаций;- методами планирования служебной карьеры;- навыками разработки планов развития территорий с учетом географических особенностей регионов;- навыками оценки экономические и социальные условия осуществления государственных программ;- навыками разрешения конфликт интересов с позиций социальной ответственности.
4
Государственная и муниципальная служба,ОК-13ОК-14ОК-15
3
Административное право,ОК-16ОК-17
4
Гражданское право,ПК-1ПК-2
4
Конституционное право,ПК-3ПК-4
2
Безопасность жизнедеятельности,ПК-6ПК-8ПК-9
3
Прогнозирование и планирование,ПК-10 ПК-11 ПК-12
3
Этика государственной и муниципальной службы,ПК-14ПК-15ПК-19ПК-20
4
Основы управления персоналом,ПК-21ПК-22ПК-25
3
Социальная психология,ПК-28 ПК-29
3
История государственного управления,ПК-30ПК-32ПК-33
3
Деловые коммуникации,ПК-34ПК-35
3
Принятие и исполнение государственных решений,ПК-36ПК-37ПК-38ПК-39
3
Трудовое право, Основы делопроизводстваПК-40ПК-41ПК-43ПК-44ПК-45ПК-46ПК-47ПК-48ПК-49ПК-50ПК-51
Вариативная часть (знания, умения,навыки определяются вузом в соответствии с профилями подготовки)
70
3
Связи с общественностью в органах власти,
3
Земельное право,
4
Налоги и налогообложение,
5
Региональное управление и территориальное планирование,
3
Инновационный менеджмент,
4
Социология управления,
3
Управление проектами,
3
Маркетинг территорий,
3
Управленческий консалтинг,
3
Планирование и проектирование организаций,
2
Муниципальное право
Б.4
Физическая культура
2
Б.5
Учебная и производственная практикипрактические умения и навыки определяются ООП вуза
12
Б.6
Итоговая государственная аттестация
6
Общая трудоемкость основной образовательной программы
240
______________________________
* Трудоемкость циклов Б. 1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП бакалавриата, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 50 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. ООП должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме до одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП при очной форме обучения составляет 27 академических часов, с учетом специфики направления подготовки. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам (модулям): история, философия, иностранный язык, экономическая теория (микро- и макроэкономика, мировая экономика), политология, социология, математика, информационные технологии в управлении, концепции современного естествознания, статистика, теория управления, основы государственного и муниципального управления, государственная и муниципальная служба, административное право, гражданское право, конституционное право, безопасность жизнедеятельности, прогнозирование и планирование, этика государственной и муниципальной службы, основы управления персоналом, социальная психология, история государственного управления, деловые коммуникации, принятие и исполнение государственных решений, трудовое право, основы делопроизводства.
7.14. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными актами правами и обязанностями обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Раздел ООП бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.