Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2009 г. N 503"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 131000 Нефтегазовое дело ( стр. 3

способность:
применять процессный подход в практической деятельности, сочетать теорию и практику (ПК-6);
осуществлять и корректировать технологические процессы при строительстве, ремонте и эксплуатации скважин различного назначения и профиля ствола на суше и на море, транспорте и хранении углеводородного сырья (ПК-7);
эксплуатировать и обслуживать технологическое оборудование, используемое при строительстве, ремонте, реконструкции и восстановлении нефтяных и газовых скважин, добыче нефти и газа, сборе и подготовке скважинной продукции, транспорте и хранении углеводородного сырья (ПК-8)
оценивать риски и определять меры по обеспечению безопасности технологических процессов в нефтегазовом производстве (ПК-9);
применять в практической деятельности принципы рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей среды (ПК-10);
обоснованно применять методы метрологии и стандартизации (ПК-11);
организационно-управленческая деятельность (ОУД)
способность:
организовать работу первичных производственных подразделений, осуществляющих бурение скважин, добычу нефти и газа, промысловый контроль и регулирование извлечения углеводородов, трубопроводный транспорт нефти и газа, подземное хранение газа, хранение и сбыт нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов для достижения поставленной цели (ПК-12);
использовать методы технико-экономического анализа (ПК-13);
использовать принципы производственного менеджмента и управления персоналом (ПК-14);
анализировать использование принципов системы менеджмента качества (ПК-15);
использовать организационно-правовые основы управленческой и предпринимательской деятельности (ПК-16);
экспериментально-исследовательская деятельность (ЭИД)
способность:
изучать и анализировать отечественную и зарубежную научно-техническую информацию по направлению исследований в области бурения скважин, добычи нефти и газа, промыслового контроля и регулирования извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводного транспорта нефти и газа, подземного хранения газа, хранения и сбыта нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов (ПК-17);
планировать и проводить необходимые эксперименты, обрабатывать, в т.ч. с использованием прикладных программных продуктов, интерпретировать результаты и делать выводы (ПК-18);
использовать физико-математический аппарат для решения расчетно-аналитических задач, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ПК-19);
выбирать и применять соответствующие методы моделирования физических, химических и технологических процессов (ПК-20);
проектная деятельность (ПД)
способность:
осуществлять сбор данных для выполнения работ по проектированию бурения скважин, добычи нефти и газа, промысловому контролю и регулированию извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводному транспорту нефти и газа, подземному хранению газа, хранению и сбыту нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов (ПК-21);
выполнять отдельные элементы проектов на стадиях эскизного, технического и рабочего проектирования (ПК-22);
использовать стандартные программные средства при проектировании (ПК-23);
составлять в соответствии с установленными требованиями типовые проектные, технологические и рабочие документы (ПК-24).

VI. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата

6.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический циклы;
естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессиональное образование в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2

Структура ООП бакалавриата

Код УЦ ООП
Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость (зачетные единицы)*
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий
Коды формируемых компетенций
Б.1
Гуманитарный, социальный и экономический циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- роль философии как мировоззрения, общей методологии познания и ценностно-ориентирующей программы;- основные философские категории, методы и приемы философского анализа проблем, философские системы и школы;- особенности общественного развития, вариативность и основные закономерности исторического процесса, роль сознательной деятельности людей;- этапы исторического развития России, место и роль России в истории человечества и в современном мире;- основные принципы и положения конституционного, трудового, гражданского, административного и семейного права;- базовые понятия экономической теории, законы функционирования рыночной экономики;- экономические основы производства;- лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера (для иностранного языка);уметь:- самостоятельно анализировать научную и публицистическую литературу по социогуманитарной проблематике;- отличать научную постановку вопросов от религиозной и иных ненаучных форм освоения мира;- извлекать, анализировать и оценивать информацию;- планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;- сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей;- оценивать альтернативы общественного развития с учетом исторических реалий;- ориентироваться в мире норм и ценностей, оценивать явления и события с моральной и правовой точек зрения;- ориентироваться в типовых экономических ситуациях, основных вопросах экономической политики;- использовать правовые знания в оценке явлений общественной жизни и в собственной деятельности;- работать в коллективе, вырабатывать совместные решения, организовывать работу исполнителей;- пользоваться иностранным языком для общения и получения информации из зарубежных источников;владеть:- навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения;- навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики;- навыками критического восприятия информации;- навыками правомерного и ответственного поведения;- навыками граждански и политически взвешенного поведения, корректировки своих политических взглядов и действий;- навыками сотрудничества, ведения переговоров и разрешения конфликтов;- навыками взаимодействия в поликультурной и полиэтничной среде;- навыками общения и деятельности в иноязычной среде.
25-35
15-25
История,Философия,Иностранный язык,Экономика,ПравоведениеОК-1,ОК-2,ОК-3,ОК-4,ОК-5,ОК-6,ОК-7,ОК-8,ОК-9,ОК-10,ОК-11,ОК-12,ОК-13,ОК-14,ОК-15,ОК-16,ОК-17,ОК-18,ОК-19,ОК-20,ОК-21
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
Б.2
Математический и естественнонаучный циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:основы линейной алгебры с элементами аналитической геометрии, математический анализ, основы дискретной математики, теории обыкновенных дифференциальных уравнений, теории вероятностей и математической статистики;основные сведения о дискретных структурах, используемых в персональных компьютерах, основные алгоритмы типовых численных методов решения математических задач, один из языков программирования, структуру локальных и глобальных компьютерных сетей;законы классической и релятивистской механики, основы термодинамики и статистической физики, уравнения Максвелла и свойства электрического и магнитного полей в вакууме и веществе, теорию колебаний и волн, основы волновой и квантовой оптики, соотношения неопределенностей, уравнение Шредингера, строение многоэлектронных атомов, зонную теорию металлов и полупроводников, свойства атомного ядра и элементарных частиц;химические свойства элементов и их соединений ряда подгрупп периодической системы Менделеева (в зависимости от профиля подготовки), типы химической связи в соединениях и типы межмолекулярных взаимодействий, строение и свойства комплексных и клатратных соединений, газовые гидраты, термодинамические и кинетические условия протекания химических реакций, равновесие в гомогенных и гетерогенных системах, свойства важнейших классов неорганических и органических соединений, основы номенклатуры органических соединений, виды изомерии, типы реакций органических соединений различных классов, методы качественного и количественного анализа, понятие о наиболее распространенных высокомолекулярных соединениях;основные положения теоретической механики (статика, кинематика, динамика);правила безопасной работы в учебно-научных лабораториях, факторы, определяющие устойчивость биосферы, характеристики возрастания антропогенного воздействия на природу, принципы рационального природопользования, методы снижения хозяйственного воздействия на биосферу, организационные и правовые средства охраны окружающей среды, способы достижения устойчивого развития;
50-60
35-40
уметь:применять математические методы для решения типовых профессиональных задач, ориентироваться в справочной математической литературе, приобретать новые математические знания, используя современные образовательные и информационные технологии, использовать математическую логику для формирования суждений по соответствующим профессиональным проблемам, работать в качестве пользователя персонального компьютера, использовать внешние носители информации для обмена данными между машинами, решать типовые задачи по основным разделам курса, используя методы высшей математики, использовать физические законы при анализе и решении проблем профессиональной деятельности, определять концентрации растворов различных соединений, термодинамические характеристики химических реакций и равновесные концентрации веществ, скорость реакции и влияние различных факторов на неё, проводить очистку веществ в лабораторных условиях, определять основные физические характеристики органических веществ, осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий, грамотно использовать нормативно-правовые акты при работе с экологической документацией;владеть:методами построения простейших математических моделей типовых профессиональных задач, методами анализа содержательной интерпретации полученных результатов, методами поиска и обмена информацией в глобальных и локальных компьютерных сетях, техническими и программными средствами защиты информации при работе с компьютерными системами, включая приемы антивирусной защиты, методами проведения физических измерений, методами корректной оценки погрешностей при проведении физического эксперимента, навыками выполнения основных химических лабораторных операций, методами синтеза неорганических и простейших органических соединений, методами качественного и количественного анализа многокомпонентных систем, методами экономической оценки ущерба от деятельности предприятия, методами выбора рационального способа снижения воздействия на окружающую средуМатематика,Физика,Химия,Информатика,Экология.ОК-1,ОК-2,ОК-3,ОК-4,ОК-9,ОК-10,ПК-1,ПК-2,ПК-3,ПК-4,ПК-5,ПК-18,ПК-19,ПК-20
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
Б.3
Профессиональный циклБазовая (общепрофессиональная) частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:основные законы и положения дисциплин инженерно-механического модуля:основные правила начертательной геометрии, приемы компьютерной графики на стадии конструирования и чтения чертежей сложных изделий;теории механизмов и машин, методы решения практических задач, используя методы сопротивления материалов;законы гидравлики, гидромеханики, термодинамики;основные производственные процессы, представляющие единую цепочку нефтегазовых технологий;основные свойства углеводородов нефти, гипотезы органического и неорганического происхождения нефти и газа, принципы классификации нефтей и газов, свойства и закономерности поведения дисперсных систем;систему обеспечения безопасности жизнедеятельности нефтегазового производства;современные проблемы охраны недр и окружающей среды;основные положения действующего законодательства РФ об охране труда, промышленной и экологической безопасности, нормативно-технические документы, действующие в данной сфере, технические методы и средства защиты человека на производстве от опасных и вредных факторов, основные методы защиты атмосферного воздуха от вредных выбросов;правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности;источники, причины и характер загрязнения окружающей природной среды, правовые основы;основные технологии нефтегазового производства;технические характеристики и экономические показатели отечественных и зарубежных нефтегазовых технологий;стандарты и технические условия;уметь:использовать:принципы графического представления пространственных образов, систему проектно-конструкторской документации, правила построения технических схем и чертежей;методы статического, кинематического и динамического расчета механизмов и машин;основные законы статики и кинематики жидкостей и газов;их взаимодействия между собой и твердыми телами;принципы классификации нефтегазовых систем;основные законы термодинамики и теплопередачи;знания о составах и свойствах нефти и газа в соответствующих расчетах;навыки выявления и устранения "узких мест" производственного процесса;основные положения метрологии, стандартизации, сертификации;принципы работы бурового оборудования, оборудования для эксплуатации и капитального ремонта скважин, прокладки и ремонта трубопроводных систем, нефтегазопереработки;владеть методами:изучения физико-химических и механических свойств горных пород на воздухе и в контакте с различными жидкостями;принципами интерпретации данных геофизических исследований скважин;изучения коллекторских свойств пород и их нефтегазонасыщенности;квалиметрии технологических жидкостей, применяемых в нефтегазовом производстве;оценки и предотвращения экономического ущерба в процессе бурения, эксплуатации скважин и транспорта нефти и газа, а также управления качеством производственной деятельности;нормативами проектной деятельности и навыками составления рабочих проектов, обзоров, отчетов;метрологии и стандартизации;технико-экономического анализа;производственного менеджмента и управления персоналом.
120-130
45-50
Начертательная геометрия и инженерная компьютерная графика;Теоретическая и прикладная механика;Материаловедение и ТКМ;Электротехника;Химия нефти и газа;Гидравлика и нефтегазовая гидромеханика;Термодинамика и теплопередача;Безопасность жизнедеятельности;Метрология, квалиметрия и стандартизация;Основы автоматизации технологических процессов нефтегазового производстваОК-1,ОК-2,ОК-3,ОК-4,ОК-9,ОК-10,ОК-11,ОК-12,ОК-13,ОК-21,ПК-1,ПК-2,ПК-3,ПК-4,ПК-5,ПК-6,ПК-7,ПК-8,ПК-9,ПК-10,ПК-11,ПК-13,ПК-14,ПК-15,ПК-16,ПК-17,ПК-18,ПК-19,ПК-20,ПК-21,ПК-22,ПК-23,ПК-24
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки)
Б.4
Физическая культура
2
ОК-22
Б.5
Учебная и производственная практикипрактические умения и навыки определяются ООП вуза
12-16
ОК-1,ОК-3,ОК-4,ОК-5,ОК-6,ОК-7,ОК-9,ОК-10,ОК-11,ОК-12,ОК-15,ОК-18ПК-1,ПК-2,ПК-3,ПК-4,ПК-5,ПК-6,ПК-7,ПК-8,ПК-9,ПК-10,ПК-11,ПК-12,ПК-13,ПК-14,ПК-15,ПК-16,ПК-17,ПК-18,ПК-19,ПК-20,ПК-21,ПК-22,ПК-23,ПК-24
Б.6
Итоговая государственная аттестация
10
ОК-1,ОК-3,ОК-5,ОК-6,ОК-7,ОК-9,ОК-10,ОК-11,ОК-13,ОК-14,ОК-15,ОК-21,ПК-1,ПК-2,ПК-3,ПК-4,ПК-5,ПК-6,ПК-7,ПК-8,ПК-9,ПК-10,ПК-11,ПК-12,ПК-13ПК-14,ПК-15,ПК-16,ПК-17,ПК-18,ПК-19,ПК-20,ПК-21,ПК-22,ПК-23,ПК-24
Общая трудоемкость основной образовательной программы
240
______________________________
* Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки бакалавра, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке бакалаврских программ должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Реализация компетентностного подхода при формировании общекультурных компетенций выпускников должна обеспечиваться в сочетании учебной и внеучебной работы. Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.