Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2009 г. N 494"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 120100 Геодезия и дистанци стр. 3

готовностью к разработкам нормативно-технических документов по организации и проведению топографо-геодезических работ и работ, связанных с дистанционным зондированием территорий, на основе научных исследований (ПК-14);
способностью к разработкам методов и проведения технического контроля, управления качеством топографо-геодезической, аэрокосмической и фотограмметрической продукции (ПК-15);
проектно-изыскательская деятельность:
готовностью к составлению проектов производства топографо-геодезических работ и работ, связанных с дистанционным зондированием территорий при инженерных изысканиях (ПК-16);
способностью к руководству внедрением разработанных технических решений и проектов (ПК-17).

VI. Требования к структуре основных образовательных программ магистратуры

6.1. Основные образовательные программы магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
общенаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
практики и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.
Таблица 2

Структура ООП магистратуры

Код
Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость (зачетные единицы)*
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий
Коды формируемых компетенций
М.1
Общенаучный цикл
20-30
1. Философские проблемы в науке и технике2. Современные компьютерные и информационные технологииОК-1ОК-2ОК-3ОК-4ОК-5ОК-6ОК-7ОК-8ОПК-1ОПК-3ОПК-4ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4ПК-5ПК-6ПК-10ПК-11ПК-12ПК-16ПК-17
Базовая часть
6-9
В результате изучения дисциплин базовой части цикла студент должен:знать:- философские проблемы естественных, технических, экономических наук и пути их решения;- основные научные школы, направления, концепции, источники знания и приемы работы с ними;- методологию научных исследований;- основные особенности научного метода познания;- программно-целевые методы решения научных проблем;- основные методы научного творчества;- современные компьютерные и информационные технологии в науке и образовании;- основы теории принятия решений;- базис и перспективы современных компьютерных технологий;- основные понятия и сведения о геосистемах, геофизических полях и геомоделировании;уметь:- использовать знание иностранного языка в профессиональной деятельности, профессиональной коммуникации и межличностном общении;- применять практически приемы охраны интеллектуальной собственности, оценивать стоимость объектов интеллектуальной собственности, ставить их на учет;- находить новые источники повышения конкурентоспособности, пути решения проблемы оптимизации всего ресурсного потенциала предприятия;- анализировать массивы нормативных, статистических и других данных, проводить статистическую обработку их и выявлять факторы, влияющие на показатели эффективности процесса производств;- эффективно выбирать оптимальные компьютерные и информационные технологии;- определятся с методами научного творчества при решении конкретной задачи;- профессионально оформлять и представлять результаты исследований;- оценить эффективность и результаты научной деятельности;- использовать сетевые технологии и мультимедиа в образовании и науке;владеть:- навыками устной и письменной речи;- переводом общего профессионального текста, техникой общения с иностранными партнерами;- культурой философской дискуссии, философского обоснования своей жизненной позиции;- основами методологии научного познания при изучении различных уровней организации материи, пространства и времени;- современными компьютерными технологиями для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности;- математическими методами исследований в области геодезии и дистанционного зондирования;- патентным поиском, конъюнктурными исследованиями;- электронным офисом и сетевыми информационными технологиями;- основами интеллектуальных информационных технологий для принятия решения в задачах планирования территорий, рационального землепользования, управления природными ресурсами
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
М.2
Профессиональный цикл
35-45
1. Информационные технологии в геодезии и дистанционном зондировании2. Методы создания и развития государственных геодезических сетей3. Автоматизированные системы сбора и обработки результатов дистанционного зондирования4. Геоинформационные технологии в управлении территориальными образованиями5. Фундаментальное и прикладное координатно-временное обеспечение задач геодезии и дистанционного зондированияОК-1ОК-2ОК-3ОК-4ОК-5ОК-7ОПК-1ОПК-2ОПК-3ОПК-4ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4ПК-5ПК-6ПК-7ПК-8ПК-9ПК-10ПК-11ПК-12ПК-13ПК-14ПК-15ПК-16ПК-17
Базовая часть
10-14
В результате изучения базовой части цикла студент должен:знать:- историю и методологию наук о Земле, расширяющие общепрофессиональную, фундаментальную подготовку;- современные проблемы геодезической науки и дистанционного зондирования и фотограмметрии;- современные отечественные и зарубежные географические информационные системы, их назначение и технологии применения для обработки и интерпретации данных об объектах природной среды, экологическом состоянии территорий и инвентаризации земель;- общие принципы построения и описания моделей данных в геоинформационных системах (ГИС);цифровые модели ГИС; особенности организации баз данных для ГИС;- координатно-временное обеспечение спутниковых систем, их структуру и назначение составных частей;- методы создания и развития государственных опорных геодезических сетей;- современные отечественные и зарубежные методы и средства дистанционного зондирования, наземные и бортовые радионавигационные системы для сбора информации о состоянии окружающей среды и об отдельных объектах исследования;- алгоритмическое и прикладное программное обеспечение по привязке, дешифрированию и целевой интерпретации данных дистанционного зондирования;уметь:- понимать современные проблемы, возникающие в сфере профессиональной деятельности;- формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;- выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования;- обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся данных;- составлять и отлаживать программы обработки топографо-геодезических данных на ЭВМ с использованием пакетов прикладных программ, использовать базы и банки данных для накопления и обработки информации, проводить необходимые расчеты;- осуществлять планирование спутниковых измерений и работ по дистанционному зондированию;- решать прямую и обратную фотометрические задачи по материалам дистанционного зондирования;- осуществлять выбор необходимых систем дистанционного зондирования для решения задач экологии;- применять цифровые и математические модели для оценки состояния природно-технических геосистем;владеть:- научными методами в организации разработок и исследований в области геодезии и дистанционного зондирования;- геодезическими, фотограмметрическими и картографическими методами сбора пространственно-временных данных для ГИС;- методикой выполнения спутниковых измерений;- методами автоматизированного распознавания изображения;- технологиями наземных и дистанционных методов спектрометрирования природных образований;- методикой проектирования аэрокосмических съемок и прогнозирования качества получаемых изображений;- цифровыми технологиями для сканирования изображений, накопления, сжатия и передачи по радио и телекоммуникационным каналам сверхбольших объемов природно-ресурсной, экологической и изоинформации.
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
М.3
Практики и научно-исследовательская работа- научно-педагогическая практика;- научно-исследовательская практика;- научно-исследовательская работа
48-58
ОК-1ОК-2ОК-3ОК-4ОК-5ОК-6ОК-7ОПК-1ОПК-2ОПК-3ОПК-4ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4ПК-5ПК-6ПК-7ПК-8ПК-9ПК-10ПК-11ПК-12ПК-13ПК-14ПК-15ПК-16ПК-17
М.4
Итоговая государственная аттестация
2
ОК-2ОК-3ОК-6
Общая трудоемкость основной образовательной программы
120
_____________________________
* Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки магистров

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке магистерской программы должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской и научно-педагогической, производственно-технологической, организационно-управленческой, проектно-изыскательской), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистра. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивной форме, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 20 процентов аудиторных занятий.
7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.
7.5. Магистерская программа высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы при очной форме обучения составляет 14 академических часов.
7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**
7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули, курсы) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, проведение ролевых игр, тренингов и других технологий), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС.
7.13. Магистерская программа вуза должна включать лабораторные практикумы и/или практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области философских проблем в науке и технике, геоинформатики, информационных технологий в геодезии и дистанционном зондировании, методов создания и развития государственных опорных геодезических сетей, автоматизированных систем сбора и обработки результатов дистанционного зондирования, геоинформационных технологий в управлении территориальными образованиями, фундаментального и прикладного координатно-временного обеспечения геодезии и дистанционного зондирования, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на зачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основе аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации магистерских программ по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик:
научно-педагогическая практика;
научно-исследовательская практика;
научно-исследовательская работа.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики могут проводиться в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
7.16. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:
планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме;
проведение научно-исследовательской работы;