Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 января 2010 г. N 49"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектол стр. 3

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2

Структура ООП бакалавриата

Код
Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость (зачетные единицы)*
Перечень дисциплин для разработки программ (примерных), учебников и учебных пособий
Коды формируемых компетенций
Б.1.
Гуманитарный, социальный и экономический циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать:философские основы научного познания, историю и тенденции современного развития философского знания;основные закономерности и этапы исторического процесса, роль России в истории человечества и в современном мире;лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера (для иностранного языка);основные направления государственной политики в области языка, стили и модели речевых жанров русского языка, языковые нормы русского литературного языка, основные законы риторики, приемы и средства публичного выступления;уметь:анализировать и оценивать социально и личностно значимую информацию, политические события, экономические процессы, социокультурные явления;толерантно воспринимать социальные и культурные различия;логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, давать определения, приводить примеры и доказательства;владеть:основными методами социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;навыками литературной письменной и устной речи; приемами публичного выступления, аргументации, ведения дискуссии и полемики;иностранным языком на уровне разговорного общения, а также в объеме, необходимом для возможности получения информации из зарубежных источников.
30-35
15-20
ИсторияФилософияЭкономика образованияИностранный языкОсновы речевой культуры дефектологаПравоведение с основами семейного права и прав инвалидовОК-1 - 5ОК-7ОП-1 - 2ПК-4ПК-8 - 11ПК-13
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
Б.2.
Математический и естественнонаучный цикл Базовая часть.В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:современное состояние и направления развития программного обеспечения, информационных технологий и компьютерных систем;место и роль человека в природе;основные концепции современного естествознания;актуальные технологии обучения, в том числе информационные и коммуникационные технологии; а также специальные аудиовизуальные технологии;уметь:оценивать программное обеспечение и перспективы его использования с учетом решаемых профессиональных задач;критически оценивать новую информацию в естественнонаучной области знаний и давать ей интерпретацию;работать с компьютером, с глобальными и локальными поисковыми системами, традиционными носителями информации;владеть:навыками использования персонального компьютера на уровне пользователя;логической культурой мышления, способами анализа и синтеза информации, способами работы с информацией в глобальных компьютерных сетях.
8-10
3-5
Математика и информатикаИнформационные технологии в специальном образованииКонцепции современного естествознанияОК-1ОК-4 - 6ОП-3ПК-9 - 10
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза).
Б.3.
Профессиональный циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:теорию и историю общей и специальной педагогики и психологии;сущность, содержание, структуру образовательных процессов и систем, педагогические технологии и инновационные процессы в сфере общего и специального образования;методы проведения специальных психолого-педагогических исследований;закономерности психического развития; современные тенденции развития психолого-педагогических концепций в системе образования лиц с ОВЗ;современные угрозы жизнедеятельности человека и способы обеспечения безопасности жизнедеятельности;способы и приемы оказания первой медицинской и психологической помощи в условиях чрезвычайной ситуации;здоровье сберегающие технологии и способы их реализации;медико-биологические и лингвистические основы специальной педагогики и специальной психологии;актуальные технологии обучения, в том числе информационные, лиц с ОВЗ;содержание основных этапов онтогенеза психофизического развития индивида;возрастную динамику становления речеязыкового механизма ребенка;теоретические сведения о системе современного русского литературного языка;принципы и методы медицинской и педагогической коррекции нарушений здоровья детей и взрослых;морфо-функциональные особенности организма в норме и у лиц с ОВЗ; этиопатогенез слухоречевых и нервно-психических расстройств;схемы составления и изучения историй болезней;разнообразие методов медико-психолого-педагогической реабилитации лиц с ОВЗ;основы законодательства в области медико-социальной защиты лиц с ОВЗ;общие методические аспекты обучения лиц с ОВЗ: цели, задачи, принципы, методы, приемы организационные формы, коррекционную направленность;уметь:применять полученные теоретические общепрофессиональные знания как базовые при освоении дисциплин и компетенций профильной подготовки;использовать в своей профессиональной деятельности информационные и коммуникационные технологии для решения разного класса профессиональных задач при работе с лицами с ОВЗ;использовать активные и интерактивные методы обучения лиц с ОВЗ;работать в команде специалистов разного профиля по созданию условий медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ;участвовать в деятельности методических групп и объединений;оказывать доврачебную и психологическую помощь в чрезвычайной ситуации;определять диагностические и прогностические показатели психического и психофизического развития лиц с ОВЗ;проводить анализ собственной профессиональной деятельности;проводить отбор и изучение языкового и речевого материала на основе его лингвистического анализа;работать со специальной медицинской литературой;работать с медицинскими картами лиц с ограниченными возможностями здоровья;осуществлять научно-исследовательскую деятельность в сфере общего и специального образования;проектировать педагогический процесс, ориентированный на решение современных задач конкретной образовательной ступени, конкретного образовательного учреждения, предметной области, воспитательной ситуации на основе использования методов психолого-педагогической диагностики, теории педагогического проектирования;владеть:навыками межличностных отношений;дистанционными технологиями в специальном образовании;правилами и техникой обеспечения безопасности и оказания доврачебной помощи воспитанникам, обучающимся с ограниченными возможностями в условиях чрезвычайных ситуаций;приемами и методами медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе учета принципа онтогенетического развития;навыками применения лингвистических знаний в процессе диагностической и коррекционной работы с лицами с ОВЗ;основами использования различных средств коммуникации в разных видах профессиональной деятельности;организации профессиональной деятельности с учетом современных методов оздоровления лиц с ограниченными возможностями здоровья;навыками оценки психофизиологического статуса ребенка и оказания доврачебной помощи.
165-175
60-70
ПсихологияПедагогикаСпециальная педагогикаСпециальная психологияМедико-биологические основы дефектологииФилологические основыдефектологического образования Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровьяОбщеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учрежденияхБезопасность жизнедеятельностиОК-1ОК-6 - 7ОП-1 - 3ПК-1 - 14
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки)
Б.4
Физическая культура
2
ОК-8
Б.5
Учебная и производственнаяпрактики(практические умения и навыки определяются ООП вуза)
28
ОК-3ОК-7ПК-1 - 14
Б.6
Итоговая государственная аттестация
5
ОК-3ОК-7ПК-1 - 12
Общая трудоемкость основной образовательной программы
240
______________________________
* Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников. В вузе должна быть сформирована социокультурная среда, созданы условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями образовательных учреждений, учреждений структур здравоохранения и социальной защиты, научных, государственных и общественных организаций, органов управления образованием, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП бакалавриата, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин. В целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 50 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в соответствии с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка (по балльной системе).
7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативные дисциплины, устанавливаемые вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в форме очного обучения составляет 27 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия базовой части, формирующие у обучающихся умения и навыки в области медико-биологических основ дефектологии, информационных технологий в специальном образовании, психолого-педагогической диагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья, филологических основ дефектологического образования, общеметодических аспектов обучения в специальных образовательных учреждениях, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная (педагогическая).
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях системы образования, здравоохранения и социальной защиты; или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Педагогическая (производственная) практика предполагает отчет студента об итогах практики и отзыв работодателя. Учебная практика предполагает отчет студента об итогах практики и отзыв руководителя практики. По результатам аттестации выставляется дифференцированная оценка.
Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу и другую научную информацию о достижениях отечественной и зарубежной науки в сфере своей профессиональной деятельности;
участвовать в проведении научных исследований;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме (заданию);
составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
принимать участие в образовательных выставках и форумах, а также научных конференциях, выступить с докладом на конференциях.
7.16. Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, высшее базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 60 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и/или ученое звание профессора должны иметь не менее восьми процентов преподавателей.
Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое высшее образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины.
Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени или ученые звания.
К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими не менее 10 лет стажа практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов.
7.17. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.