Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. N 2066"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 141405 Те стр. 5

готовностью к разработке, наполнению и поддержанию баз данных по физическим и технологическим свойствам конструкционных и топливных материалов ядерной техники (ПСК2-4);
способностью отслеживать основные тенденции развития современного теоретического и практического материаловедения (ПСК2-5);
готовностью применять на практике новейшие методы исследования структуры и свойств материалов ядерной техники (ПСК2-6);
способностью выбирать современное аналитическое оборудование для проведения материаловедческих исследований (ПСК2-7);
готовностью к коллективной работе на крупных исследовательских установках (ускорители, источники СИ) для решения материаловедческих задач создания и исследования свойств новых топливных и конструкционных материалов (ПСК2-8);
готовностью разрабатывать комплексные методы моделирования и проектирования материалов, технологических процессов и технологической оснастки оборудования, используемого для получения и обработки материалов (ПСК2-9);
способностью выявлять закономерности взаимосвязи эксплуатационных характеристик материалов с их составом, состоянием, технологическими режимами (по всем операциям технологического процесса), условиями эксплуатации (ПСК2-10);
готовностью обеспечивать экологичность и безопасность процессов получения и обработки материалов (ПСК2-11);
готовностью проводить моделирование, расчет и экспериментальные исследования для разработки новых эффективных материалов и технологических процессов (ПСК2-12);
готовностью к принятию профессиональных решений на базе комплекса данных о свойствах, структуре материала, типе и ходе технологического процесса (технологической операции) (ПСК2-13);
готовностью применять методы количественного структурного анализа, методы контроля и испытаний, а также соответствующие оборудование, аппаратуру и приборы для контроля качества продукции и управления технологическими процессами (ПСК2-14);
способностью проводить технико-экономический анализ разработок материалов и технологических процессов (ПСК2-15);
готовностью разрабатывать методы измерения количественных характеристик ядерных материалов (ПСК2-16);
готовностью создавать теоретические модели конденсированного состояния вещества, взаимодействия лазерного излучения с веществом, модели, описывающих процессы в ядерных реакторах, ускорителях, масс-спектрометрах и лазерах (ПСК2-17);
способностью разрабатывать методы повышения безопасности ядерных и лазерных установок, материалов и технологий (ПСК2-18);
способностью создавать теоретические модели прохождения излучения через вещество, воздействия ионизирующего и лазерного излучения на человека и биологические структуры (ПСК2-19).

VI. Требования к структуре основных образовательных программ подготовки специалиста

6.1. ООП подготовки специалиста предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический циклы;
математический и естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей) и дисциплин специализаций, позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в аспирантуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2

Структура ООП подготовки специалиста

Код УЦ ООП
Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость (Зачетные единицы)*
Перечень дисциплин для разработки программ (примерных), а также учебников и учебных пособий
Коды формируемых компетенций
С.1
Гуманитарный, социальный и экономический цикл
45-55
Базовая часть
40-55
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать: иностранный язык в объеме, необходимом для получения информации профессионального содержания из зарубежных источников; движущие силы и закономерности исторического процесса;место человека в историческом процессе; закономерности развития общества и социальная организация и социальные движения, современные социологические теории, многообразие культур и цивилизаций; теоретические основы функционирования рыночной экономики, экономические основы производства и ресурсы предприятия, понятие себестоимости и классификация затрат на производство и реализацию продукции; научные философские, религиозные картины мира, взаимодействие духовного и телесного, биологического и социального в человеке, его отношение к природе и обществу;роль государства и права в жизни общества, основные правовые системы современности, основы системы российского права, особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности, законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны; понятие фирмы как объекта менеджмента, организацию инновационных процессов, комплексную подготовку производства, начальную маркетинговую разработку, организацию производственных процессов, методы сетевого планирования;основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, динамика культуры, культурные ценности и нормы;стили современного русского литературного языка, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, функциональные стили современного языка, особенности и правила оформления документов и устных выступлений; главные принципы Договора о нераспространении ядерного оружия, основы деятельности Международного агентства по ядерной энергии, требования к государственной системе учета и контроля ядерных материалов;уметь: анализировать социально-политическую и научную литературу, применять экономическую и правовую терминологию, применять основные экономические категории; проводить укрупненные расчеты затрат, определять экономическую целесообразность принимаемых технических и организационных решений;оптимизировать стратегию и тактику рыночного поведениявладеть: основами методов менеджмента; разработкой планов работы первичных подразделений;методами разработки производственных и исследовательских планов и программ отвечающих требованиям норм, стандартов и рынка.иностранный язык,технический иностранный язык,отечественная история,социология,экономика,философия правоведение,менеджмент и маркетинг;производственный менеджмент,культурология,русский язык и культура речи,экономика отрасли и проблемы получения материалов;ОК-1ОК-2ОК-3ОК-4ОК-5ОК-6ОК-7ОК-8ОК-10ОК-11ОК-14ПК-2ПК-4ПК-10ПК-11ПК-14ПК-28ПК-37ПК-39ПК-41ПК-52ПК-53ПК-55ПК-56ПК-57ПК-58ПК-59ПК-60ПК-62ПК-63ПК-66ПК-67
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
С.2
Математический и естественнонаучный цикл
100-110
Базовая часть
95-110
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать: понятия и методы математического анализа:дифференциальное исчисление, интегральное исчисление и функции многих переменных; аналитическую геометрию; линейную алгебру; векторный и тензорный анализ; теорию функций комплексного переменного; обыкновенные дифференциальные уравнения; теорию вероятности и математическую статистику; физику: механику, молекулярную физику и основы статистической термодинамики, электричество и магнетизм, волны и оптику;атомную физику: ядерную модель атома, волновые свойства микрочастиц, элементы физики атомного ядра и физики элементарных частиц;основы теоретической механики: принцип наименьшего действия и уравнения Лагранжа, интегралы движения; кинематику твердого тела; общие теоремы динамики;химию: химические элементы и их соединения, методы и средства химического исследования вещества;экологию: структуру биосферы, экосистемы, экологические принципы рационального использования природных ресурсов, основы экологического законодательства;информатику: прикладные программы для использования электронно-вычислительной машине, законы и методы накопления, передачи и обработки информации, характеристики технических и программных средств реализации информационных технологий;уметь: использовать математические методы в технических приложениях, рассчитывать основные числовые характеристики случайных величин, решать основные задачи математической статистики;решать уравнения и системы дифференциальных и интегральных уравнений, применительно к реальным процессам;применять методы решения задач анализа и расчета характеристик механических, электромагнитных и ядерных энергетических системах, использовать основные приемы обработки экспериментальных данных; составлять и анализировать химические уравнения, соблюдать меры безопасности при работе с химическими реактивами;выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения;использовать стандартные пакеты прикладных программ для решения практических задач на персональной электронно-вычислительной машине;представить техническое решение средствами компьютерной графики и геометрического моделирования; решать типовые расчетные задачи, вводить экспериментальную информацию в компьютер, использовать программные средства и сетевые технологии для решения конкретных задач;владеть: методами математического анализа и моделирования;методами решения задач анализа и расчета характеристик физических систем, основными приемами обработки экспериментальных данных; основными методами работы на персональной электронно-вычислительной машине, в том числе методами работы с прикладными программными продуктами;экологическим обеспечением производства.Математика:математический анализ,аналитическая геометрия,линейная алгебра,векторный и тензорный анализ, обыкновенные дифференциальные уравнения, теория функций комплексного переменного,интегральные уравнения,теория вероятностей и математическая статистика;физика, атомная физика,физический практикум;теоретическая механика;химия и химический практикум, экология, информатика,статистическая физика,квантовая механика,уравнения математической физикиОК-1ОК-5ОК-8ОК-13ОК-17ПК-2ПК-17ПК-18ПК-19ПК-21ПК-24ПК-25ПК-26ПК-27ПК-31ПК-32ПК-34ПК-35ПК-45ПК-50ПК-53ПК-56
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
С.3
Профессиональный цикл
110-125
Базовая (общепрофессиональная) часть
80-100
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать: методы инженерной и компьютерной графики, элементы начертательной геометрии и инженерной графики;основы оформления конструкторской документации;теоретические основы электротехники и электроники, основные понятия и законы электрических и магнитных цепей;методы анализа цепей постоянного и переменного токов;материалы электронной техники и их электрофизические свойства, физические основы электроники, характеристики и параметры р-н - перехода, принципы действия полупроводниковых и электронных приборов;теоретические основы метрологии и сертификации средств измерения; принципы и методы расчетов на прочность элементов систем при простейших видах нагрузки, основы теории напряженно-деформируемого состояния;основы механики машин и механизмов, типовых деталей и узлов, способы их сопряжения; свойств материалов и их характеристик; основы физиологии труда и безопасности жизнедеятельности;ядерные материалы и потенциальную опасность обращения с ними; принцип измеряемого материального баланса;физическая инвентаризация и основные процедуры учета и контроля; статистические критерии оценки аномалий;автоматизация процессов измерения, идентификации и защиты ядерных материалов;средства контроля доступа и организационные меры контроля ядерных материалов;структуру государственной системы учета и контроля ядерных материалов;потенциальные угрозы и модели нарушителей;технические средства обнаружения и управление доступом;основы ядерной физики и физической теории ядерных установок, физические основы измерения характеристик ядерных материалов, экспериментальные методы определения характеристик, методику и аппаратуру для измерений, пассивные и активные методы определения содержания ядерных материалов в образцах и изделиях, автоматизированные системы измерения;уметь: представить техническое средствами компьютерной графики и геометрического моделирования;применять численные методы расчета электрических цепей;рассчитать параметры полупроводниковых и электронных приборов по их вольтамперных характеристикам, грамотно использовать их в простейших электронных цепях;выбрать оптимальное конструкторское решение, назначить допуски и посадки; использовать технические средства для измерения тока, напряжения, мощности, частоты и фазы, исследовать форму сигнала и анализировать его спектр; измерять параметры образцов материалов и компонент, выбирать типы, типономиналы и типоразмеры компонент, отвечающие функциональным, конструктивным и эксплуатационным требованиям;грамотно действовать в аварийных и чрезвычайных ситуациях, оказывать первую помощь пострадавшим;вырабатывать требования к точности измерений, осуществлять контроль качества измерений, применять методы автоматизации проектирования систем защиты;владеть: методами применения современных информационных технологий в профессиональных приложениях;использованием закономерности проявления физических эффектов для их технической реализации; математическим описанием систем управления процессов и установок, анализом и обеспечением их качества;методами расчетов и проектирования в области ядерной физики и ядерных технологий, установок ядерно-физического комплекса; математическим методом анализа явлений.инженерная и компьютерная графика;электротехника и электроника;метрология,стандартизация и сертификация;сопротивление материалов;детали машин и основы конструирования;безопасность жизнедеятельности;физика газов, жидкостей и конденсированного состояния,строение вещества и динамика молекул,техника физического эксперимента и метрология,физические методы исследования,основы компьютерного моделирования,взаимодействие излучения с веществом,основы технологии получения материалов,наноматериалы и нанотехнологии,спецглавы теоретической физикиОК-8ПК-7ПК-9ПК-15ПК-16ПК-17ПК-18ПК-19ПК-20ПК-22ПК-23ПК-25ПК-26ПК-27ПК-29ПК-30ПК-32ПК-33ПК-34ПК-35ПК-36ПК-37ПК-38ПК-39ПК-40ПК-41ПК-44ПК-45ПК-46ПК-47ПК-48ПК-49ПК-50ПК-51ПК-53ПК-54ПК-56ПК-57ПК-66ПК-67ПК-68
1. Специализация N 1 "Технологии разделения изотопов"Специализация N 1ПСК1-1ПСК1-2ПСК1-3ПСК1-4ПСК1-5ПСК1-6ПСК1-7ПСК1-8ПСК1-9ПСК1-10ПСК1-11ПСК1-12ПСК1-13ПСК1-14ПСК1-15ПСК1-16ПСК1-17ПСК1-18ПСК1-19ПСК1-20ПСК1-21ПСК1-22
знать: Основные особенности термодинамических, статистических, электродинамических процессах в атомарных и молекулярных системах методы разделения изотопных и молекулярных смесей;процессы массопереноса, обуславливающие первичный эффект разделения в молекулярно-кинетических, лазерных, плазменных и мембранных методах разделения; способы умножения первичного эффекта разделения в аппаратах колонного типа и возможности их оптимизации;основы теории разделения бинарных и многокомпонентных смесей в многоступенчатых установках (каскадах);основы кинетической теории газов кинетические явления, протекающие в однофазных и многофазных системах;подходы к описанию процессов на поверхности раздела фаз;основы компьютерного проектирования изотопно- и молекулярно-селективных аппаратов и динамических систем;численные методы расчета течений вязкого сжимаемого и несжимаемого газа, а также диффузии изотопных и молекулярных смесей;уметь: выбирать данные о свойствах атомарных и молекулярных систем, которые определяют их физико-химические характеристикирешать задачи, связанные с разделением изотопных и молекулярных смесей в разделительных элементах и каскадных установках; проводить многопараметрическую оптимизацию разделительных установок; рассчитывать и экспериментально измерять основные физико-химические характеристики и параметры кинетических явлений, включая кинематические и динамические составляющие; описывать технические решения молекулярно-селективных аппаратов и динамических систем средствами систем автоматизированного проектирования; осваивать стандартные и составлять собственные алгоритмы расчета при моделировании процессов переноса, протекающих при разделении изотопных и молекулярных смесей;владеть: методами оценки основных термодинамических, статистических, электродинамических характеристик атомарных и молекулярных систем; знаниями о характерных параметрах кинетических явлений и о способах их расчета и техникой их экспериментального измерения; методами численного и аналитического моделирования кинетических процессов;информацией о существующих коммерческих пакетах прикладных программ, используемых при моделировании течений и диффузионных процессов в сжимаемом и несжимаемом газе.Молекулярно-кинетические методы разделения изотоповСпецглавы физики разделительных процессовЛазерные и плазменные методы разделения изотопов.Основы теории автоматического управления (ТАУ) и систем автоматического управления (САУ) процессами и аппаратами молекулярно-селективных технологийФизическая гидрогазодинамикаМетрология стандартизация, сертификацияОсновы мембранных технологий
2. Специализация N 2 "Ядерное топливо"
знать: современные достижения материаловедения, физические принципы строения вещества, основы термодинамики сплавов и теории фазовых превращений, физическую кристаллографию, дефекты кристаллических структур, принципы программирования задач физического материаловедения, основы физики твердого тела, термодинамические и экспериментальные принципы построения диаграмм фазового равновесия, основные принципы термической обработки материалов, физические и механические свойства твердых тел, основные понятия коррозионных процессов в металлах и сплавах, принципы взаимодействия излучения с веществом и радиационной физики твердого тела, принципы работы приборов и установок для исследования свойств материалов и современных технических устройств;основы формирования структурно-фазового состояния и свойств твердых тел, процессы и явления при кристаллизации твердых тел, физические и дифракционные методы исследования твердых тел, методы получения и обработки металлов и сплавов, принципы дизайна материалов с заданными свойствами, основные конструкционные и функциональные материалы, применяемые в ядерных энергетических установках, основные принципы физики прочности, основы вакуумной техники;уметь: работать с установками и приборами физического и физико-химического эксперимента;выбирать и выполнять основные измерения механических, физических, физико-химических свойств материалов;выбирать и использовать методы анализа состава, структуры и состояния материалов;обрабатывать и анализировать результаты измерений структурно-фазового состояния материалов;анализировать фазовые превращения и равновесия в многокомпонентных системах, используя термодинамические расчеты и фазовые диаграммы;определять классы материалов по структуре, свойствам и назначению, анализировать необходимый комплекс их эксплуатационных и технологических свойств; анализировать кинетику фазовых и структурных превращений для прогноза фазового состава, структуры и свойств многокомпонентных систем;анализировать условия работы и напряженное состояние материала в конструкции, выбирать материал и режимы его обработки, исходя из условий его службы и комплекса предъявляемых требований, определять необходимые состав и структуру для разрабатываемых материалов;сопоставлять возможные пути получения материалов с заданной структурой и свойствами;назначать требуемые термическую, термомеханическую и химико-термическую обработки;прогнозировать структурно-фазовые изменения в сплавах и композитах при внешних воздействиях и определять способы стабилизации и модифицирования структурно-фазового состояния, удовлетворяющего заданному комплексу требований к свойствам материала;анализировать и прогнозировать работоспособность материалов в различных условиях эксплуатации;использовать методы и аппаратуру для анализа физико-химических характеристик гомогенных и гетерогенных систем;владеть: методами и способами синтеза веществ и материалов, их обработки и модифицирования;методами и экспериментальной техникой испытания и исследования свойств материалов;методами программирования решения материаловедческих задач, знанием свойств материалов;анализом кинетики фазовых и структурных превращений для прогноза фазового состава, структуры и свойств сплавов.Специализация N 2физическое материаловедение,основы материаловедения,конструкционные материалы ядерно-энергетических установок,основы разработки ядерного топливаПСК2-1ПСК2-2ПСК2-3ПСК2-4ПСК2-5ПСК2 - 6ПСК2 - 7ПСК2 - 8ПСК2 - 9ПСК2 - 10ПСК2 - 11ПСК2 - 12ПСК2 - 13ПСК2 - 14ПСК2 - 15ПСК2 - 16ПСК2 - 17ПСК2 - 18ПСК2-19
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
С.4
Физическая культура
2
ОК-9ОК-12
С.5
Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа(практические умения и навыки определяются ООП вуза)
25-35
ОК-15ОК-16ПК-1ПК-3ПК-5ПК-6ПК-8ПК-11ПК-12ПК-13ПК-17ПК-18ПК-22ПК-28ПК-31ПК-34ПК-42ПК-43ПК-49ПК-52ПК-61ПК-68
С.6
Итоговая государственная аттестация
14
ОК-3ОК-5ОК-7ОК-8ОК-13ОК-15ОК-16ПК-1ПК-3ПК-5ПК-6ПК-8ПК-12ПК-13ПК-28ПК-31
Общая трудоемкость основной образовательной программы
330
_____________________________
* Суммарная трудоемкость базовых составляющих УЦ ООП С.1, С.2 и С.3 должна составлять не менее 90% от общей трудоемкости указанных УЦ ООП. В циклах С.1 и С.2 на дисциплины специализации может быть выделено не более 8%, а в цикле С.3 - не более 12% трудоемкости базовой части соответствующего цикла.

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки специалиста

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Специализация ООП подготовки специалиста определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП подготовки специалиста с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Требования к результатам освоения и структуре ООП подготовки специалистов в части специализаций для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах определяются (устанавливаются) данными образовательными учреждениями.
7.2. При разработке ООП подготовки специалиста должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП подготовки специалиста, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 45 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП подготовки специалиста.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц. По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. ООП подготовки специалиста должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам C.1, C.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливается вузом.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП подготовки специалиста и необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП подготовки специалиста в очной форме обучения составляет 28 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП подготовки специалиста в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.